55. Средства массовой информации Франции

Олеся Журфак
55. Средства массовой информации Франции
Французская журналистика с первых своих шагов качественно отличалась как от немецкой, так и от английской периодики своей содержательностью. Один из историков печати 19 - начала 20 века Людвиг Саламон сравнивает французскую печать с «вечно колеблющейся поверхностью моря», отмечая её большую «подвижность». Он пишет, что французская печать значительно превосходит английскую изяществом, остроумием, темпераментом и неподражаемым искусством ежедневно набрасывать пеструю, хотя и не всегда верную, картину мировой жизни в данный момент. Благодаря этим свойствам национального гения французская печать быстрее и легче немецкой и английской прошла первые ступени своего развития. Уже первый французский листок шел дальше простого сообщения известий и старался возбудить в обществе сочувствие к определенным идеям.
Периодические издания появились во Франции несколько позже, чем в Германии или Италии, но ежедневная жизнь интересовала ещё первых французских хроникеров. Элементы журналистики присутствовали и в «Газете парижского буржуа» (1409 – 1444 гг.), и в «Скандальной хронике» Жана де Труайе (1461 – 1483 гг.), и в «Газете парижского буржуа» времен Франциска – 1 (1515 – 1536 гг.).
Изобретение печатного станка Гутенбергом не осталось незамеченным во Франции. С 1470 года ректор Сорбонны Гийом Фише и приор Жан Эйниен были увлечены идеей создания типографии при университете. Первая продукция французского печатного станка появилась в 1475 году. Печатались поначалу, как и везде, книги.
Чаще всего печатались хроники:
1 – хроники придворной жизни. Они были посвящены описанию военных походов, заключению брачных союзов, похоронам и крестинам и т.п.
2 – бюллетени дипломатических отношений. Это, прежде всего, послания и тексты договоров, например, договор между Людовиком – 11 и Максимилианом Австрийским;
3 – хроники религиозного содержания.
Неповторимым национальным явлением французской журналистики были canard. Canard можно назвать французским журналистским фольклором Поначалу они не были самостоятельной формой публикации. В период с 1515 по 1529 годы бесчисленное количество их появлялось в «Газете парижского буржуа». В большом количестве они были напечатаны во «Французском Меркурии». Canard как самостоятельная форма публикаций, получившая широкое распространение в 16 – 17 веках, представляли собой брошюры форматом 80 на 125мм.
Помимо canard существовали и другие формы ранней периодики. Это прежде всего религиозные издания. Они получили очень большое распространение во Франции 16 – 17 столетий.
Альманахи и календари, во множестве производимые французскими типографиями, уже несли в себе элемент четкой периодичности. Существенное влияние на развитие французской периодики оказали бельгийские и голландские издатели. Газета Верховена, а так же «Галло-бельгийский Меркурий», издававшийся во Франкфурте, послужил примером для издания в 1611 году «Французского Меркурия». В первом номере этого ежегодника рассказывалось о событиях во Франции и за её пределами, начиная с 1605 года. Начал издавать «Французский Меркурий» Жан Ришар, продолжили его дело Этьен Ришар и Сливье Варен.
Кардинал Ришелье – первый государственный деятель Франции, осознавший необходимость идеологического воздействия на общественное мнение. Придя к власти, тоесть став министром Франции, кардинал Ришелье сделал ежегодник одним из своих орудий. Однако малотиражный «Меркурий», выходивший в свет один раз в год, не соответствовал политическим задачам Ришелье. Кардинал искал возможность систематического воздействия на общественное мнение, а для этого необходимо было периодическое издание иного типа.
1631 - «La Gazette» Т. Ренодо - политическая официальная газета.
«Газетт» оставалась лидером французской прессы долгие годы. Появившиеся в первой половине 18 столетия провинциальные газеты не могли с ней соперничать. Даже первой французской ежедневной газете «Журналь де Пари», возникшей в 1777 году, это было трудно сделать. Только Великая французская революция, поднявшая печать на качественно новый уровень, давшая огромный толчок развитию журналистики, смогла создать прессу более совершенную, чем, в частности, «Газетт».
Журналистика стала зеркалом Великой французской революции, в ней отразились все её течения и противоречия. Но 1789 год не только вызвал к жизни огромное количество новых газет (только в Париже их насчитывалось свыше 150), но сделал их орудием борьбы. Именно в период буржуазных революций идеологическая функция журналистики подавила её информативное и коммерческое начало, определив дальнейшую судьбу средств массовой информации как особой области идеологии. Эпоха буржуазных революций породила такое уникальное явление как «персональный журнализм».
Пожалуй, самой яркой личностью, общепризнанным лидером, «отцом народа» был депутат от третьего сословия, потомственный аристократ Оноре-Габриэль де Мирабо. (оратор, публицист). Вступив на арену политической деятельности в Париже в 1789 году, Мирабо стал издавать газету «Journal des Etats generaux» («Газета Генеральных штатов»), которая вскоре была запрещена королевским министром Неккером. Но неукротимый трибун возобновил издание под другим названием: «Письма к моим избирателям». Газета Мирабо была одним из первых революционных изданий. Памфлет «Опыт о деспотизме»
Жан-Поль Марат. (защищал интересы народа, разоблачал власть).
Франсуа Бабёф. книга под названием «Записки для земельных собственников и собственников сеньорий». основал газету «Пикардийский корреспондент». Выступает с критикой лидеров революции, нападает на постановления правительства.
Газета Эбера “Папаша Дюшен” была одним из самых известных периодических изданий демократического прессы периода Великой французской революции. Она появилась в Париже в 1791 г. и сразу же привлекла к себе большое внимание.
1793г – происх якобинский переворот, рез-том чего стал разгром жирондистских газет. В ответ жирондисты пытаются уничтожить радикальные газеты, напр., «Папаша Дюшен», однако г-та продолжает существовать. После смерти Марата  приобрет. еще больше влияния.
Когда Н. ст-ся Перв.консулом в 1800 г, он изд. особ. консульск.указ о запрещении боль-ва полит.г-т.  так он нач. выстраив. авторитарн. сис-му печати по вертикальному принципу. Вверху -  офиц.орган прав-ва – Париж. г-та «Монитёр». Ей сопутсв.г-ты, к-рые нах-ся в русле политики, провозгл. в «Монитёре». Все ост.полит.г-ты д. б. печатать полит. ин-ю только путем перепечатывания из «Монитёра».
Наполеон всяч.пыт-ся изгнать из сознания народа все завоевания ФБР. Даже слово «революция» запрещено употреблять.Фамилии деятелей тоже запр.
Привонц. полит.г-ты б. по сути копиями столичных, самост. полит. инф-и не д.б. появ-ся. Н. счит., что г-ты, как и армия, д. сами себя кормить. Дотации гос-ва пол. лишь «Монитёр» и еще неск.наполеон-х изд-й. Откр-е нов. полит. г-ты б. почти невозм.и по полит., и по финансовым причинам. Тиражи г-т росли, б-во парижск.г-т имели св. инф-ров за рубежом. Г-ты распр. по подписке.
Н. превр.прессу в совершенно свобод.гос-й институт. Его критикуют в боль-ве Фр. г-т и ж-лов, но он не меняет св. либеральн.политики по отн-ю к прессе. Опыт оч. важн. в истор.жур-ки. По сути Н. созд. наст-ю машину манипулир-я общ-м сознанием, модель к-рой позже б. вопл. Бисмарком, Сталиным, Гитлером и др. диктаторами.
29 авг.1848г появ нов. закон о печати, к-рый не только восст-л предворит. залог, но и увелич. его настолько, что закр-сь еще нес-ко г-т. Прин-ся ряд законов, к-рые увелич. гербов. сбор, расширяют список наказуемых действий печати, огранич-ют расп-е г-т, облаг.доп. налогом пуб-ю романов в продолжением.
В связи с тем, что давление б. слишком сильным, вновь стал назревать соц. протест. В ноябре 1860-го появ. нов. законы, более либеральн.хар-ра. Расширились полномочия законодательного корпуса и сената. Некоторые послабления коснулись и  печати. Б. объявлено о в-ти создания нов. полит.г-т. Печать пол.право осв-я дебатов в закон-х органах. В это вр. сит-я в прессе радикально не мен-ся. Развлекат-е г-ты преобладают в столице, ив провинции. Олицетворением успеха такой прессы  ст. г-та «ФигаРО» Вимессан – издатель. И по сей день.
В это вр. широкое распрост-е получ. розничная продажа газет. В 1846г – перв. газет киоски. Теперь на всех вокзалах. Сделан прорыв в технике печати.Изобретена ротационная маштне Маринони. 20 тыс. экз двустранич.г-т в час (раньше – 4 тыс.экз). Т. обр, в 60-е гг созд. тезнич., экономич. и политич. факторы для появления не просто дешевой, но массовой г-ты.
Уже достаточно давно печатные издания Франции подразделялись на столичные и региональные, местные. Из группы столичных СМИ в определенный момент выделилась группа национальных газет, распространение которых уже не ограничивалось толь¬ко Парижем, а осуществлялось в общенациональном масштабе.
Сегодня к национальным газетам относятся «Монд», «Экип», «Фигаро», «Либерасьон», «Франс-Суар», «Ожурдюи», «Круа», «Юманите». В ряду региональных изданий – газеты «Уэст-Франс», «Паризьен», «Сюд-Уэст», «Вуа дю Нор», «Нувель Репюблик дю Сантр-Уэст», «Монтань», «Депеш дю Миди».
Французская печать находится под контролем нескольких медиа-объединений. Перечислим наиболее крупные и влиятельные из них.
Группа АШЕТТ. Была образована в 1826 г. Луи Ашеттом. Наряду с выпуском периодических изданий, является лидером в издании книг. Имеет связи с корпорациями Великобритании, Испании, США. Неплохо представ¬лена на рынках Восточной Европы благодаря местным версиям своих жур¬налов и музыкальных радиостанций. Объединение продолжает расширять деятельность в Азии (в Японии вышел журнал «Премьер»).
Группа Р. ЭРСАНА владеет большим числом ежедневных газет («Франс Суар», «Фигаро») и другой периодики. Издает газеты в Бельгии, имеет ти¬пографии в ряде крупных городов Франции.
Группа Ф. АМОРИ. Газеты этой группы возглавляют список тиражей, но управляется она старыми консервативными методами. К числу изданий этого медиа-объединения откосятся газета «Париэьен», еженедельное при¬ложение к ней и национальный выпуск этой газеты – «Ожурдюи», ежене¬дельник «Компьютер Плюс». Среди проектов, приносящих доходы изда¬тельской группе, – спортивная ежедневная газета «Экип».
Объединение БАЙЯР-ПРЕСС было основано в 1873 г., занимается вы¬пуском католической прессы. Наиболее известными изданиями группы яв¬ляются журналы «Капиталь Сайте», «Эврика», «Максимум». Развивается деятельность группы в других странах – открыто представительство в Нью-Йорке.
ПЛЮРИКОММЮНИКАСЬОН — общество, объединившее пять предприятий по выпуску ежедневной прессы — парижской и провинци¬альной, в частности столичной «Монд».
Парижские газеты издаются и распростра¬няются преимущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же от¬дает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс концент¬рации в газетно-издательской сфере осложнил“Экспресс” - популярный информационный еженедельник, основанный в 1953 году Жан-Жаком Серван-Шрейбером.
Журнал ориентируется на аудиторию образованных читателей, состоящую из инженерно-технической и научной интеллигенции, врачей, деятелей культуры, руководителей предприятий, высокооплачиваемых служащих. Еженедельник отличается разнообразием содержания, четким разделением материалов по тематическим рубрикам, привлекательным оформлением. Еженедельники типа “Экспресса” стремятся дать наиболее полный отчет о событиях прошедшей недели и перспективный прогноз надвигающихся событий. Комментарий к ним занимает более скромное место. Журнал позволяет читателю, потерявшемуся в море ежедневной прессы, постоянно и быстро получать дополнительную информацию по вопросам внутренней и внешней политики, проблемам науки, культуры и т.д. “Это еженедельник, - утверждал Брюно Монье, когда был директором “Экспресса”, - который освобождает по необходимости от чтения ежедневных газет.” Помимо информационных материалов, в еженедельнике довольно много аналитических статей по различным вопросам политической и общественной жизни.
“Elle” (“Она”-франц.)- популярный журнал для женщин, принадлежащий издательской группе Ашетт. В настоящее время выходит в 22-х странах, в том числе в России (с 1995-го г.)
Аудиувизуальные СМИ Франции развивались в почти непрекращающихся кризисных условиях. Стремление государства контролировать СМИ, использовать их политическое влияние просматривается в большей степени, чем в других странах Европы.
Французское телевидение.
На сегодняшний день французское правительство отдало на откуп частным инвесторам развитие кабельно-спутникового ТВ не отказываясь, однако, от привычной роли всерегулирующей инстанции. Французское правительство неприменно хочет иметь какой нибудь централизованный орган, осуществляющий распределение и управление теле- и радиочастотами (“Ажанс де жестьон дю спектр.
1994 г. - переломный с точки зрения соотношения государственных и частных каналов в пользу первых. Отныне государственный сектор французского телевидения включает 3 канала (Франс Телевизьон: Франс-2 и Франс-3, 5-й канал - Ла сэнкьем - новый образовательный канал, вещающий с 7.00 до 19.00 и АРТЕ), а частный - два (ТФ 1 - (Буиг) и М 6). Еще Канал +, но он доступен лишь своим подписчикам и имеет специфический статус (концессию общественной службы).
ТФ 1, Франс-2 и Франс-3 покрывают 80% рынка и распространяют более 60% европейских программ.
Во Франции существуют квоты на показ и производство национальной телепродукции (благодаря им рынок Франции является наиболее защищенным извне), специальный протекционизм в области культуры. Все каналы обязаны показывать 50% французских программ. В 1991 году ТФ -1 в 1991 г. Высший совет по аудиовизуальным СМИ приговорили к штрафу в 30 млн. фр. за несоблюдение квоты показа оригинальных французских программ ( это решение оспаривалось).  Правительство по-прежнему защищает режим квот, хотя эта система задерживает развитие кабельного и спутникового ТВ: национальная продукция  часто намного дороже импорта. Новые каналы с их нестабильными ресурсами не могут сразу позволить себе распространение и производство национальных программ.
В области кабельного ТВ Франция занимает едва ли не последнее место в Европе. В 1993 г. шесть обществ кабельного ТВ, охватывающие маленькие и средние города, объединились в ассоциацию новых кабельных сетей (АНКС). В общем они представляют около 100 сетей (из 251 разрешенных во Франции), и имеют около 100 тыс. подписчиков. Цель ассоциации  - преодолеть отставание страны в оснащении кабелем маленьких и средних городов.
Наступает эра тематических каналов. С сентября 1994 года начал свое вещание канал ТВ- метео - первый из подобных каналов во Франции. Его передачи транслируются по кабелю с 7.00 до 21.00 и посвящены сводкам погоды на территории Франции и Европы, практическим советам садоводам, автомобилистам и всему, что связано с погодой. Подписная цена - чуть больше 1 фр. в месяц.
Франция довольно успешно распространяет  свои программы по всему миру. АРТЕ - французский канал европейской направленности - группирует программы государственных каналов Франции и Европы, Каналь Франс Антер покрывает Африку, Азию, Центральную и Восточную Европу, Радио Франс антер работает 24 часа в сутки на разных языках по всей планете.
Экономический и юридический статут французского радиовещания и телевидения, сложившийся после войны, обусловливался запрещением частного радиовещания и провозглашением государственной монополии на передачу сигнала.
Государственная монополия существовала только на процесс передачи сигнала, что же касается производства самих передач, то оно объявлялось свободным. Любому предоставлялось право создавать звуковые или телепередачи, но право распространять их было предоставлено только госуд. Службам. Выход: частные периферические радиостанции, передатчики которых расположены на территории приграничных государств: Люксембурга, Саарской области, Монте-Карло, Андорры. Сеть частных коммерческих радио- и телестанций: Радио-Монте-Карло (РМК), Эроп-1, Радио-Телевизьон-Люксембург (РТЛ), Радио-Андорра, Сюд-Радио.
К марту 1985 г. Высший совет по аудиовизуальным средствам (КСА) выдал 1268 разрешений на частное радиовещание.