Русь Кондавая - сохРАнённаЯ Андреем Мельниковым

Анатолий Ведов
  П.И.Мельников (Андрей Печёрский) «В лесах» 1989 г. изд. «Худ. Лит».  г. Москва

В первой книге, в 1 гл., на стр. 282, словами персонажей произведения, оставил исторический след истины о губительном воздействии догм иноземной веры:

«- Не рознь сословия — рознь веры разлучила стариков с любимым сыном... Суров, жесток завет старообрядский: «не подобает родительское благословение пречодати сыну никонианину». Коротенькой запиской отец с матерью как будто говорили Сергею Андреичу: «Прими от родивших тебя тленное земное наследие, но за гробом нет тебе части с нами,— И блудник, и тать, и убийца наследуют жизнь вечную, еретика же самая кровь мученическая очистить не может. Нет тебе части с нами... Кое ибо общение Христу с Велиаром?»
  Такие жестокие понятия казались бы несовместными с добродушием мягкосердого, любвеобильного нашего народа. Русскому человеку нет ничего на свете дороже любви родительской, нет ничего краше семейного лада...

 Откуда ж взялась такая жестокость, столь обычная между старообрядцами?..
 
Из чужих краев она принесена, чуждыми учителями на Русь навеяна... Бессердечные византийцы, суровые слагатели отшельнических уставов, дышащие злобой обличители еретичества древних лет, мертвящими буквами своих писаний навеяли на нашу добрую страну тлетворный дух ненависти...
 Лукавый дух злобы под видом светлого благочестия успел проникнуть даже в такую крепкую, в такую твердую и любительную семейную среду,  какова русская...
    Сильна была Византия коварством, лестью да хитростью...

«Суть же Греци льстиви даже до сего дни»,— давно сказано и верно сказано первым русским писателем. Только за то и спасибо Византии, что по ее милости Русская земля с римским папой не зналась...» Люди видели только звено событий, как и сам автор книги.
-----------------------------
В комментариях, к этой работе, С.Я. Серова на стр.579-580 указана сложность прохождения Государственной и церковной цензуры.
 Но благодаря правлению Александра 2-го,  «непроходимый» роман в 1871-74 г.г. впервые печатает журнал «Русский Вестник»!
       А в 1875 выходит книга!

«В лесах» – самый оригинальный  этнографический роман. В нашей литературе нет другого эпического произведения, которое вобрало бы в свою ткань такое обилие «устно-народных» произведений больших и малых жанров. (Заключение  Г.Виноградова в 1936 г. «Советский фольклор» №  2-3, стр.341).
       ----------------------------------
       // Почему историки духовенства молчат о времени ЕДИНОВЕЧЕСКИХ монастырей, где молились верующие в Кришну, Аллаха и в Бога, т.е. Отца-Творца, вместе?!..//
      -----------------------------------
      «Икона Казанской Богородицы, почитаемая старообрядцами чудотворною, находилась в 1849 г. в мужском  Керженском Благовещенском единоверческом монастыре».   (298 стр. 1 к. «В лесах» А. Печерский).

         В русских сказаниях не однозначный смысл вложен в строки.
(на Руси называли насекомое «Oestris» - Строкой. Насекомое живущее в болотистых лесах и не только в центральной России.
(Внешне схожа со слепнем) Летает в рое со слепнями. Укус (рана), куда откладывает яйца, как у мухи Цэ-Цэ. На следующую весну личинки прогрызают кожу насквозь. Невыносимая боль в это время у животных. Спасаются звери только в студёной воде.
(Человека практически не трогает, редко медведя.)  (196 стр. 1к. 1.ч. 15 гл.)      
      
//  Т.е.  скрытая информация для духа, души и ума.//
 
  «Верховое Заволжье – край привольный. Там народ досужий, бойкий, смышлёный и ловкий…В заволжском Верховье Русь исстари уселась по лесам и болотам…
Старая там Русь, исконная, кондовая…(конд – крепкая негниющая сосна)
Там Русь с сысстари на чистоте стоит, - какова была при прадедах, такова хранится до наших дней…Добрая сторона, хоть и смотрит сердито на чужанина. Земля холодная, неродима…Трудовым хлебом себя не прокормишь. Такова сторона.
 (В кратком описании 1830-1860 г. А.И.Мельников-Печёрский)»

Потеряв связь с Богом, искал утерянное,  в других странах и землях дух русского человека, какой был у персонажа повести Стулокова Якима Прохорыча. А вернувшись из кругосветного странствия в поисках духовного мира, тишины и чистой веры, потеряв при этом 70 человек, умозаключил: « - Нет за Египтом никакой Емакани, нет мол и в Фивальде (Ефрате) древней веры и нет в Беловодии (Дальний восток р. Амур)». И сказал игумену Аркадию Стуколов: «Прости, святы отче, разреши недоуменный мой помысел.

 Корень иерархии нашей от греков изыде, а много я видал греческих властителей в Царьграде (Стамбул), и в Иерусалиме и во Египте: пестра их вера, благочестия обнажено совершенно. Как же новая иерархия от столь мутного источника изыде, како в светлую реку  претворися?»         
          (см.135-143 стр. 1 кн. 1 ч.)

«Христианами зовутся, сами только и дышат обителями, без нашего хлеба-соли давно бы с голоду перемерли…Теперь лебезят, кланяются, а случись невзгода – пальцем не двинут, рта не разинут…Не то что скиты-Христа царя небесного за ведро вина продадут!..»
«Слабы ноне люди пошли, нет поборников, нет подвижников!...Забыв бога, златому тельцу покланяются!...Горькие времена, сударыня, горькие!..»
                (551-552 стр. 1 кн. 2 ч. 12 гл.)

«.. Слышно еще, будто и насчет Шарпана вышел указ... Какой-то злодей, прости господи, послал доношение: в Шарпанском-де скиту Казанскую икону пресвятой богородицы особо чествуют, на ее-де праздники много в Шарпан народу сбирается старообрядцев и церковников. И на тех-де праздниках старицы Шарпанской обители поставляют кормы великие, а во время-де  кормов читают народу  про чудеса,  от той  иконы бываемые. И оттого-де многие от церкви отшатилися... Правда ли, нет ли, а слухи пошли, будто велено Казанскую из  Шарпана взять...  Сбудется  такое  дело — конец Кёрженцу... Престанет тогда наше житие  пространное!..
-   Отчего ж скитам настанет конец, коль из Шарпана возьмут икону Казанскую? — спросила Марья Гавриловна.
-   Икона та, сударыня, чудотворная,— ответила Манефа. ( 1т. 2 ч. 11 гл. 546 стр.)

 ...храмовую Тихвинской богородицы...— Тихвинская икона Божьей Матери, как утверждает церковная традиция, написана евангелистом Лукой, в V в. перенесена из Иерусалима в Константинополь, откуда в 1383 г. исчезла и хранилась у города Тихвина. Существуют легенды о помощи иконы защитникам Тихвина от шведов в Смутное время,— в память чего и установлен ей праздник 26 июня но ст. ст.»
   ( 2т. ком. к 305 стр.)

Об изъятии Чудотворных икон у старообрядцев, о преследовании староверов, о том что преследовали чиновники власти и  Сенод Москвы, о сущности Петра1, есть в этой исторической повести, как в текстах, так и в комментариях книги.

    «Анна Иоанновна (1693—1740), императрица в 1730 — 1740 гг., была дочерью брата и соправители Пет¬ра I — Ивана V — и Прасковьи Салтыковой. В ее царствование преследовались старообрядцы, правда, в первую очередь зарубежные: разорены Ветковская обитель, поселения некрасовцев на Кубани, поддерживались церковные гонения на скиты.» (1 кн. к стр. 601)

     « Велел Яким патриарх угостить их на погребе, и пропили они древлее благочестие...— Иоаким (1620—1690) — девятый московский патриарх (с 1674 г.).
 Речь идет о восстании стрельцов в 1682 г. («Хованщина») под лозунгами защиты «старой веры», быстро подавленном правительницей Софьей».  (1 ком. к стр. 572)
 
     По указу Петра1 обложил бояр податью, а они обдирали народ. « И бежала голытьба из лесов от голода врозь и стали они  вольными казаками…Тут и зачались казачьи времена…
  Которые на Украину пошли – та ляхов и басурманов побивали, свою казацкую кровь за Христа проливала… На нижней Волге  разбойничали…»
     (228 стр. 1 кн. 15 гл. 1 ч.)

         К СТАРОВЕРАМ цеплялись по мелочам, был бы повод.
«Вопрос о брадобритии был одним из самых острых в расхождении между старообрядцами и правительством.
Петр I в 1699 г. обязал брить бороды всех граждан (для государственных служащих это обязательство продержалось до царствования Александра III).
 Такое нововведение для приверженцев «древнего благочестия», как церковников, так и их противников, было равнозначно  измене православию: брились католики и протестанты. За несколько лет до того патриарх Адриан напоминал, что брадобрийцам, по решению соборному, вход в церкви возбранен, и причастия Святых тайн они лишены». Но наибольшее упорство в защите брадобрения проявили старообрядцы; для ним борода стала в один ряд с двуперстием и другими внешними знаками «истинной веры».
 Петр, с одной стороны, решил извлечь выгоду из положения и в 1705 г. инда  указ о на¬логе на бороду. Оставив прежний облик только за духовенством, он велел взимать: с царедворцов, с дворовых и городовых и всяких чинов служилых и прикалных людей по  шестьдесят рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первой статьи по сто рублей с че-ловека; средней и меньшей статей торговых и посадских людей по шестьдесят рублей, с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причетников, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по тридцать рублей с человека на годе. Но к старообрядцам, с другой стороны, у Петра было особое отношение. Он не только брал плату с людей, считавших его Антихристом, но и желал унизить их. В 1722 г. им было пред¬писано носить особую одежу, чтобы любой полицейский видел издали «подрывных элементов»:
 «бородачам и раскольщикам» надлежало носить «зипун со стоячим клееным козырем, ферези и однорядку с лежачим ожерельем (воротником,— С. С.). Только раскольщикам носить у оных козыри красного сукна, чего для платья им красным цветом не носить.
 И ежели кто с бородою при¬дет о чем бить челом не в том платье, то не принимать у них челобитен пи о чем... Также кто увидит кого с бородою без такого платья, чтобы приводили к комендантам или воеводам и приказным, и там оный штраф на них правили, из чего половина в казну, а другая приводчику, да сверх того его платье". Эта унизительная обязанность, аналогичная той, что периодически накладывалась в средние века и в новое время на евреев в Европе, была отмене¬на лишь в 1742 г. Надо сказать, что старообрядцы прошли через все преследования, но от бороды не отказались, чуть ли не буквально следуя формуле: «Режь наши головы, не тронь наши бороды». ( 1 т. ком к 48 стр.)

«Такие строгости, каких небывало!.. А всё сами виноваты. Жили бы смирненько, никто бы не тронул… А то вздумали церковников  к себе залучать да неспаспортных, архирея выдумали, с чужестранными церквями сноситься зачали. Вот и попали в перекрёстную, что ни дохнуть, ни глотнуть…» (2 т. 13 гл. 168 стр.)

—   «Книгу Веру» возьми, читай двести четыредесять шестой лист,— сказала Манефа.
    Таифа стала читать;
—   «К сему же внидет в люди безверие и ненависть, реть, ротьба', пиянство и хищение;  изменят времена и закон, и беззакониующий завет наведут с прелестию и осквернят священные применения всех оных святых древних действ, и устыдятся креста Христова на себе носити.
—   Разве не видим того? — поджигающим голосом вскликнула Манефа.
Одна громче другой заголосили келейницы, перебивая друг друга:
Изменили   времена!..   Не  от  Адама   годам  счет ведут!
—   Начало индикта с Семеня-дня на Васильев поворотили 2. Времен изменение.
—   Безблагодатные, новые законы пишут!.. Без патриаршего благословенья!
—   Отметают градской закон Устиньяна-царя и иных царей благочестивых!..
—   Заместо креста и евангелья  идольское  зерцало в судах положили!
-   А в том зерцале Петр-богоборец писан!

  1 Реть -  ссора, вражда.
    Ротьба — клятва, а также заклятье, вроде «лопни мои глаза»,  «провалиться мне на сем месте»  и пр.
  2 Семень-день   (Симеона  Столпника) — 1-го сентября;
    Васильев  день (Василия Великого) — 1-го января. Речь идет  о введении январского года, вместо прежнего сентябрьского. 
                (1 кн. 2 ч. 13 гл. 569-570 стр.)

« ...отданы хромцам на обе плесне! — Так называл пророк Илия жрецов языческого бога Ваала {3-я книга Царств, XVIII, 21);  «хромающими на оба колена* (соврем, перевод) старообрядцы называли не только единоверцев, но и служителей православной  церкви, приравнивая их к язычникам.
 Мерзость запустения, Данилам прореченная! — Начетчики Василий Борисонич и Манефа могут разговаривать друг с другом цитатами  из Библии. В книге пророка Даниила (XI, 31, XII, 11) возвещается падение Персидского царства и приход
                «мерзости запустения».
      Старообрядцы называли так службу в православной церкви.
    Замести креста и Ееангелъя идольское зерцало в судах положили!
— В допетровских судах клялись в верности покаяний, целуя  крест и Евангелие. Петр I приказал во всех присутственных местах поставить, как знак законности, зерцало: трехгранную призму, увенчанную двуглавым орлом. На каждой из граней были наклеены тексты указов: о гражданских правах, о важности  государственных установлений и о поведении в судах. По-следний указ не переставали нарушать старообрядцы, для которых зерцало стало символом ненавистного, преследующего их царского суда. В Обозрении пермского раскола архимандрита Палладия рассказывается, что в царствование Николая I приведенные в екатеринбургский суд два старообрядца, увидев зерцало, с криком  Антихристе тут жe растоптали его».
( 1 т. ком. к 569-570 стр.)   

 
 «По повелению Питирима, капитан Ржевский послал из Нижнего рассыльщиков но бревнам разнести и часовни и кельи обительские...
 Тогда-то совершилось «падение Керженца». Семьдесят семь скитов было разорено рассылыщиками. Голова Александра дьякона скатилась под топором палача в Нижнем Новгороде, несколько старцев сожжено на кострах возле села Пафнутова. И сорок тысяч  старообрядцев, не считая женщин, бежало из Керженских лесов за литовский рубеж в подданство короля польского. Все то было и былью поросло».   
  ( 29 стр. 2 т )

Буквально – наёмники, войны, кулачные бойцы пришли на Русь веру инородную навязывать.   (Описано А.Печёрским «В лесах» на ст. 278, 2 кн. 1 гл.)

    «И стали боголюбивые старцы и пречестные матери во дни, старым празднествам уреченные, являться на Свет-лый Яр с книгами, с крестами, с иконами... Стали на берегах озера читать псалтырь и петь каноны, составили Китежский «Летописец и стали читать  его народу, приходившему справлять Криллиы праздники. И на тех келейных сходбищах иные огни затеплились — в ночь на день Аграфены Купальницы стали подвешивать к дубам лампады, лепить восковые свечи, по сучьям иконы развешивать...

   Поклонники бога Ярилы с поборниками келейных отцов, матерей иногда вступали в рукопашную, и тогда у озера бывали бой смертные, кровопролитье великое... Но старцы и старицы не унывали, с каждым годом их поборников становилось больше, Яриловых меньше...
 И по времени шумные празднества веселого Яра уступили место молчаливым сходбищам на поклонение невидимому граду.
Двести лет прошло от начала скитов; спросить про Ярилу у окольных людей, спросить про царь-огонь, спросить про купальские костры — никто и не слыхивал.»   
       ( 277-278 стр. 2 т. 4 ч. 2 гл.)
 
«Наталья Алексеевна (1673 — 1716) — сестра Петра 1, помощница его в насаждении западноевропейской культуры в России.
«...Феофан и Питиримом...— Феофан Прокопович (1681 — 1736) —архиепископ Новгородский, деятельнейший помощник Петра 1 в борьбе с независимостью церкви, автор панегириков Петру, соавтор «Истории Петра Великого». 13 проповедях, стихотворениях, пьесах, трактатах неутомимо пропагандировал идею абсолютного самодержавия. Питирим   — см. примеч. т. 1, к с. 544.

- Указом 1718 г. все придворные должны были без отговорок посещать «ассамблеи», сводившиеся в те времена к общему застолью и танцам, а также устраивать у себя дома широкие приемы.»     (2 т. ком. к 306 стр.)

  «Кроме БОГА, будущего не знает никто,— величаво подняв голову, сказала Егориха.— Всякий вещун, коего б духа пророчество  его  ни  было,— ложь есть  перед людьми и перед богом. Скажет ли кто тебе, что чарами или тай-ными вещими словами может узнать судьбу человека,— не верь... Скажет ли, что по звездам узнает ее, аль по руке, изнашивай, терпи горюшко — не сказывай... Вот разве что еще: какой бы тебе грешный человек в жизни ни встретился, не суди о грехах его, не разузнавай об них, а смирись и в смирении думай, что нет на земле человека грешнее тебя.
 
    Грех, что болезнь, иной раз и против воли в человека входит; грехи осуждать вес едино, что над болезнями смеяться.
  Только злому человеку сродно чужие грехи осуждать, сам господь не осуждает их, а прощает... Осуждает грехи только дьявол и все ему послужившие».
        ( 2 т. 3 ч. 13 гл. 202-203 стр.)


 «Сегодня на Тихов день, тиха, добра Мать Сыра Земля... И солнышко сегодня тихо течет по небу... И певчие пташки с нынешнего дня затихают... Свет тихий святыя славы господней сегодня сияет! От него все травы полным соком наливаются и вплоть до Иванова дня в целебном соку стоят... Нельзя упустить сегодняшней росы утренней. На Тиховой росе — надо травы рвать, корни копать, цветы собирать...»

(Тихона день – 16.06/29.06)(2 т. 186 стр. П.И.Мельников (Андрей Печёрский) «В лесах» 1989 г. «Худ. Лит».  Москва )

- Слушает Таня – молитвы все знакомые, церковные... А почитав те молитвы, подняла знахарка глаза к небу и вполголоса особым напевом стала иную молитву творить…
То была «вещба» - тайное, крепкое слово.
     «Встану я, раба божия Наталия, помолясь-бла-гословясь, пойду во чисто поле под красное солнце, под светел месяц, под часты звёзды, под полетные облаки. Стану я, рабица божия, во чистом поле на том ли престоле на господнем… облаками облачусь, небесами покроюсь, на главу положу венец-солнце красное, подпояшусь светлыми зорями, обтычусь частыми звёздами, что вострыми стрелами… Небо, ты, небо!.. Ты, небо, видишь!.. Ты, небо, слышишь!.. Праводное солнце!

 Благослови корни копати, цветы урвати, травы собирати!.. А на что их собираю, было б на то пригодно!.. Во имя отца и сына и святого духа. Аминь» Потом пала ниц на землю. Тут на иной лад, иным напевом завела она мольбу к Матери Сырой Земле:

 Ох ты гой еси, сыра-земля! Мати нам еси родная, Всех еси ты породила, воспоила - воскормила И угодьем наделила...
 Для людей — своих детки — Зелий еси породила. И злак всякий напоила, Польгой беса отгонят» И в болезнях помогати,— Повели с себя  урвати Зелий, снадобьев, угодьев Ради польги на живот.

  И, встав, поклонилась трижды на восток... И со словами: «Господи, благослови» — стала косарем ко¬пать коренья и класть их в лычный пёстер. И, принимаясь за рытье каждого корня, «господи, благослови» говорила, а копая «Богородицу» читала… Думает Таня -… Божьим словом зачала, святым аминем закончила».

… «Русский народ, будучи в делах веры сильно привержен к букве и обряду, сохраняет твердое убежденье, что молитва ли  церковная, заговор ли знахарской действуют лишь тогда, если в них не опущено и не изменено ни единого слова и если все  прочтено или пропето на известный лад исстари установленным напевом.
 
 Оттого в заговорах и в заклятьях и дошли до нас сохранно древние  молитвы  предков, воссылавшиеся ими излюбленным, родным богам своим.

  Со временем в иных заговорах появились обращения к христианским святым и к византийским бесам, о которых понятия не имели старорусские поклонники Грома Гремучего и Матери Сырой Земли.

 Святых включили в заговоры, чтоб не смущать совести верующих, а под незнакомыми язычникам бесами народ, по наставлениям церковных пастырей, стал разуметь древних богов своих.
 
 Несмотря   на   такие  искажения,   слова   заговоров доселе веют стариной отдаленной... В них уцелела обрядность, чтимая давними нашими предками...
                * * *
- Гляди, красавица,— говорила Тане знахарка, копая один корень руками.— Вот сильная трава... Ростом она с локоть, растет кусточком, цветок у ней, вишь, какой багровый, а корень-от, гляди, крест-накрест... Железом этот корень копать не годится, руками надо  брать... Это Петров крест, охраняет он от нечистой силы... Возьми».
 (2 т. 189-190 стр.3 ч. 1 к . П.И.Мельников (Андрей Печёрский) «В лесах» 1989 г. изд. «Худ. Лит».  г. Москва)