Тётушка Вавака, или мой секрет

Надежда Байнова
                Тётушка Вавака, или мой секрет
Стоял чудесный весенний день. Прошли дожди, и вся природа расцветала прямо на глазах: каждый кустик, каждая травинка потянулась ввысь - к солнышку!
Именно сегодня, пятого апреля, нас с мужем пригласили в школу-интернат для глухих  детей (коррекционная школа). Дети с преподавателями готовили концерт для родителей. Праздничный вечер посвящался «Дню Смеха».
Мой муж когда-то, в студенческие годы, увлекался фокусами. Знакомая девушка, преподаватель этой школы, попросила показать несколько номеров детям и их родителям, поучаствовать в этом мероприятии. Муж согласился приехать и выступить.
Всё было замечательно. Деточки радовались. Фотографировали. А муж загрустил. Вспомнилась ему одна история из его детства, которую он мне и рассказал:
«Жили мы в деревне Уткино, недалеко от посёлка Керженец. Кругом -леса. Тяжело жили, что там говорить. Тем летом я подрабатывал подпаском, всё семье легче. Деньги пастухам наличными платили, не то, что в колхозе. С утра и до позднего вечера со стадом по лесам бродил. Сначала просто так ходил за коровами, а потом стал я примечать, что одна корова уж больно грибы любит и не абы какие, а белые. Зайдёт поглубже в лес и, пока не наестся их, из чащи её не выгонишь. Ну и смекнул я, что могу с пользой для семьи время проводить. Пристроюсь за этой коровой и за день полную сумку белых грибов насобираю. А чтобы она их не поела и не помяла, так я что делал? Брал старые большие грибы и совал ей в рот.  Она ест, а я у неё под носом хорошие собираю... Десять годочков мне было...
А лето тогда на грибы выдалось урожайное. Бабы деревенские только успевали сушить, солить, да на рынок вывозить. Хорошая подмога была.
Жила в нашей деревне одна женщина. Глухонемая. Прозвали её деревенские - Вавака.  А такая аккуратистка была, всё-то у неё вышито, да выбелено. Мы, ребятишки, любили её, за руки её умелые любили. Развлечений особо не было. Соберёмся вечером у её двора, а она вынесет ножницы, да листочки разные. Ножницы в руках мелькают, кусочки бумаги сыпятся, а мы сидим и смотрим, как заворожённые: что за зверюшка на этот раз получится? А похоже-то как вырезала! Каждому по зверюшке доставалось. А ещё, женщина эта, слыла лучшей грибницей да ягодницей. Как уйдет в лес, так на целый день. А куда ходит, никому не ведомо, не берёт с собой попутчиков. То ли хозяин леса её полюбил, да помогал ей, то ли сама такая глазастая была, а полный короб белых грибов приносила. И ягод полные корзины.
Разложат хозяйки грибочки в подвалах, где попрохладнее, а чуть свет - на рынок, в город. И она - с ними. Достанет она корзину с грибами и начинает по кучкам раскладывать.  Мимо её грибочков никто не пройдёт!  Загляденье, а не грибочки! Все, как один, крепкие, да ядрёные, сами в руки просятся.
А тут я со своими грибами, тоже один в один! Корова Маруська хорошо постаралась!
Как увидела Вавака, что  мои-то грибы не хуже, да и не меньше их, чем у неё, затряслась вся, руками машет, сказать что-то хочет, торопится:»Ва-ва,ва-ва!..»
 Мне бы сказать ей, что не сам искал, а только готовое собирал, успокоить бы её, что не по её местам ходил, так промолчал же, духу не хватило признаться. А помню её глаза... Как сейчас всё помню...