Тот самый ибис!

Серафима Лаптева
Несколько лет тому назад я опубликовала
небольшую зарисовку с натуры, быстро
проскользнувшую мимо  пресыщенного
читательского внимания. Называлась она

ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ В ЖЕРТВУ

Однажды  я случайно стала свидетелем необычного явления, загадку которого мне так и не удалось разгадать. Это было на золотом австралийском пляже Бондайбич. Все чайки – а их там немало – сбились на песке в большой плотный круг диаметром метров пятнадцать, почти не шевелились, не кричали и словно чего-то ждали. Я стояла на набережной, и сверху мне все хорошо было видно. И вот на другом конце пляжа появился (вероятно, он был там и раньше, но я не обратила внимания) черно-белый длинноносый ибис.  Торжественно, парадным шагом он шел к чайкам, выполняя какую-то важную миссию, и они чуть-чуть расступились,  освободив ему узенькую дорожку к центру круга. А в самом центре, оказывается, чего я сразу не заметила, лежала чайка, предназначенная в жертву. Ибис, словно судья или врач, склонился над ней, то ли поставил «диагноз», то ли вынес приговор и… клюнул чайку. Это был сигнал к кровавой драме. Чайки по очереди клевали птицу один раз, уступая место следующей… Ибис важно удалился. Я тоже не смогла быть свидетелем этой жестокой сцены и ушла, не дождавшись финала. Но до сих пор не могу понять, что это было. Быть может, кому-то такое птичье поведение знакомо?

«НЕТ, НЕЗНАКОМО».

С  тех пор я  тщетно обращалась к знакомым и незнакомым орнитологам с просьбой объяснить, что же такое происходило на пляже, чему я была свидетелем. Какое таинственное притяжение  привело ибиса к чайкам? Почему они ждали его так терпеливо и молча? По какому каналу связи поступило ему приглашение на главную роль в кровавой  драме? Кто ее таинственный режиссер?
Скупых откликов было крайне мало «Нет, такое поведение птиц мне незнакомо». «Очень интересное наблюдение». «По поведению домашних кур я знаю, что они насмерть заклюют больную курицу. Видимо, и у других птиц так же. А вот ибис – это загадка». В конце концов я поняла, что разгадку должна найти сама. И нашла ее…

ЗА ТЫСЯЧИ ЛЕТ ДО НОВОЙ ЭРЫ.

Размотав клубок времени на несколько тысяч лет назад,  я очутилась в Древнем Египте, где культ ибиса был распространен повсеместно. Ибис считался священной птицей,  воплощением  «трижды великого» Тота, бога мудрости и правосудия, письменности и счета, владыки истины и судьи в мире богов. На древних изображениях мы сразу узнаем человека с атрибутами божественной власти и с головой длинноклювого ибиса.  Вот Тот-Ибис рядом с великим богом Ра  на «Ладье миллионов лет» перевозит людей в  иной мир. Вот  Тот-Ибис вместе с женой взвешивает души умерших и ведет счет добрых и злых поступков. Вот Тот-Ибис  торжественно провозглашает новые законы, записанные на  палетке («писало» из папирусного тростника)…
Возвратившись «из дальних странствий» с багажом новых знаний, я попыталась соединить звенья разорванной цепи. Ведь случай на пляже отлично вписывался недостающим звеном в вечный ход времен и событий. Разве не исполнял священный Ибис свою древнейшую функцию, свое предназначение вершить правосудие? Разве не соблюдал важность и торжественность церемонии перехода от жизни к смерти? Разве не витала над сбившейся в круг  стаей чаек магическая аура странного действия?
  Однако, ход моих рассуждений был заморожен и  заторможен энциклопедическими комментариями о том, что там, в Древнем Египте, символом мудрости и правосудия считались совсем не те птицы, не те ибисы, которые сейчас известны биологам как Threskiornis aethlopicus (священный ибис). И есть основания полагать, что те священные ибисы  принадлежали к иному виду, уже почти исчезнувшему…
Уважая ученое мнение, но сама будучи откровенным дилетантом, я все-таки не смогла отказаться от своего впечатления. Это был тот  самый Ибис! А может быть, и тот самый Тот! На моих глазах древний миф покидал свою колыбель и  воплощался в живую реальность.