Когда прощенья нет. Часть 8

Эльмира Ибрагимова 3
       Шли годы…   Мухтар  постепенно  изменился. Из  замкнутого  необщительного подростка   он превратился в    юношу, спортивного  и  вполне  уверенного в себе.
       Расул  Исаевич, как и обещал, сделал для этого все -  определил   Мухтара  в  секцию бокса,  регулярно   связывался  с  его тренером и   узнавал  об  успехах   подопечного, просил    уделять ему больше внимания   и    закалить  его  дух.  Мухтар  часто  бывал в мужских кампаниях,   ездил  с друзьями   Расула Исаевича    на рыбалку,   учился   у взрослых    ездить верхом на лошади и водить машину.
      В школе    Мухтар   учился   на отлично,  делал  успехи и в спорте, ездил на соревнования,  много читал.   
 Одним словом  мальчик   с годами    не только  вернулся к нормальной  жизни и  избавился  от детских комплексов и   страхов,  но во многом преуспел  в ней  относительно    своих сверстников. 
        Выходные   он   неизменно проводил  в доме  Расула Исаевича, считая  его  семью своей. 
       Особенно радовалась   приходу к ним Мухтара  маленькая Заира.  Всю неделю она  прятала  для  него печенье и конфеты,  вырезки фотографий боксеров  из цветных журналов,  любые   маленькие  безделушки, которые, по ее мнению,  могли бы Мухтару   понравиться.
        Безграничная радость   девочки   при   появлении  Мухтара  на пороге  и ее припрятанные для   него  сюрпризы   смешили   всех   до упаду. 
          - Придется нам тебя замуж за Мухтара отдать,  когда подрастешь,  - сказала как-то шутя   Заире  Айшат, заметив, как дочь     неохотно   провожает   мальчика     после проведенных у них выходных.
        - Я согласна,   мама,  – неожиданно и вполне   серьезно  ответила  восьмилетняя  Заира. –    Мухтару только я подхожу.
 Хаве за  него замуж     нельзя,    ей  четырнадцать лет, а  ему   только двенадцать.
   -   Ах ты бессовестная,  хорошо еще отец тебя не слышит - озадачилась  словами  дочери Айшат. Но тут же  списала   все   на  возраст    « невесты».  Сколько еще воды утечет ,  пока  придет их    время …
       Шли годы.  Мухтару было   пятнадцать лет, когда Расула Исаевича перевели на работу в районо. 
      Несмотря  на   непочатый край работы  в новой должности  Расул Исаевич часто заезжал в детдом,  знал все  тамошние  дела и проблемы. Помогал новому руководству  осваиваться   с   коллективом, детьми,  непростым  хозяйством.
 Мухтар,  как и раньше,  был  больше членом их семьи, чем детдомовцем.   Он по-прежнему   бывал   в ставшем для него родном доме,  но в какой-то момент   его визиты  стали  реже.
      - Почему Мухтар стал   ходить к нам  реже, Расул?   И когда приходит,  ведет себя  не как раньше, а    скованно.   
 - Он растет,  Айшат,  становится  юношей,  в  нем многое меняется.   Наверное,  появились   у парня  другие увлечения  и  новые друзья, он   серьезно занимается спортом.   
      Расул Исаевич угадал: у Мухтара появились  новые друзья, но     он  даже   не предполагал,  какую  недобрую роль   они сыграют в     судьбе  мальчика. 
       Мухтар  запустил учебу,  хотя все годы    уверенно  шел на золотую медаль.
       Новые друзья учили  Мухтара    взрослой жизни, с ними он впервые попробовал курить, а потом  и   выпил.   С  этой же группой  подростков    Мухтара    задержала   милиция.   
       Разбив витрину    цветочного  киоска, подростки  забрали     из него всю  выручку  и попытались  вынести   дорогие цветы   в горшках  и кадках.
       Сработала сигнализация   и в считанные минуты    юные грабители были пойманы. 
      При  разбирательстве   оказалось, что   за этой  группой  числилось много     мелких краж    и разных правонарушений. У троих  из них  приводы в милицию были и раньше.   В первый раз   и совершенно   случайно    попал в  эту  неприятную  историю только Мухтар. Ему  даже  не сказали  о  том, на какое дело идут, попросили     постоять    на атасе  и  предупредить в случае  чего.
 Парень  понимал, что ввязывается  во что-то  нехорошее, но    разочаровать  своих новых дружков отказом не смог: подумают еще что испугался.
       Расул Исаевич     в это время был  на двухмесячных  курсах повышения квалификации в Ростове. Из  телефонного разговора с женой   он  узнал о   проблемах Мухтара и уже на следующий день   вылетел  в     Махачкалу.   К этому времени  Расул Исаевич   прошел  лишь половину  курсов,  и  досрочный отъезд   лишал    возможности получить   нужное  ему удостоверение. Но     это его не остановило.
      - Бог с ним,  с удостоверением, - сказал он  однокурсникам  - землякам, отговаривающим  его ехать.-   Это всего лишь бумажка, а там решается     судьба человеческая.
       - Это  твой сын попал в переделку что ли?  - спросил Расула Исаевича  один из  земляков.
       - Да,   это мой сын, и у него проблемы, потому  мне надо     быть рядом с ним, - ответил  тот. И эти слова  были  правдой:    Мухтар давно   стал родным  для всей его семьи. 
Следователи, занимавшиеся делом  подростков, не хотели вникать в детали, измерять долю вины каждого  из них,  дифференцировать  преступление и   наказание.   Не старались    отделить  тех,  за плечами которых   много  приводов в милицию,  мелких преступлений и хулиганств от  парня, попавшего в   неприятную историю в первый раз.    Они решили  наказать  каждого  из   подростков по максимуму. Тем  более, что  кампания,  не желая  выгораживать  Мухтара,  коллективно  валила   все на него.  И в результате   коллективных  ложных  показаний  подростков  положение  почти невиновного   Мухтара   в какой-то   момент  было самым  тяжелым.
 Расул Исаевич   срочно   продал дачу, чтобы  нанять  дорогого  адвоката  и возместить  ущерб  от   разбоя   цветочному  магазину, в котором   были переломаны витрины  и прилавки,   а также  попорчены  дорогие  декоративные растения.   Он уже знал, что  его подопечный   почти не участвовал в самом налете, но это трудно было доказать. Расул Исаевич   взял на работе  отпуск   и вплотную занялся  делом   Мухтара.  Но,   несмотря на   все его старания и блестящую защиту  адвоката    срок   Мухтару   все равно дали.   Не  семь лет, как    всем остальным, а два года.
- Я же все возместил, могу заплатить  еще и   штраф, если надо! Только не    отправляйте   парня в колонию, пожалейте его, он   детдомовский, - умолял  следователя помочь мальчику   Расул Исаевич. - С ним такое впервые ,  он хорошо учится, спортсмен ,  не ломайте  ему  жизнь. 
 Но  все  его  старания  привели  лишь к тому, что  парню    дали    не семь лет, как всей компании,  а    два года  колонии.  Расул  Исаевич  был рад и этому.
Мухтар  не хотел встречаться  с  ним, а когда его все-таки  привели на первое   свидание   к нему,  покраснел и заплакал.  Расул Исаевич не стал ругать  и упрекать его за произошедшее. Он по-отечески   обнял мальчика и  спокойно  сказал:
-  Ничего, сынок, не переживай. В жизни  мужчины  всякое   бывает.  Впредь  будешь более   разборчивым в друзьях.  Наверное,  тут  и я виноват – не подготовил тебя к взрослой жизни.  Но  все в жизни дается нам как  испытание и  урок.   Любой человек   может совершить ошибку, лишь бы он вовремя   осознал ее  и    исправил.  Лишь бы   не   наступал больше на те же грабли.
       Мухтар молчал, хотя ему так многое хотелось   сказать  этому     самому  родному для него человеку  на этом свете. Слезы душили его  и не давали произнести ни слова.
      - Простите…. – только и смог   выдавить из себя    сгорающий  от стыда подросток. – Я никогда. Никогда….
       - Не  надо ничего говорить, сынок. Я все знаю.  Ты никогда не повторишь  такого, я    верю тебе.   Буду рядом   с тобой   и эти два года, и  всегда, пока я жив.  Запомни, у тебя есть семья.  И я твой отец. Никогда раньше не говорил тебе  этого, а теперь  скажу.  Я всегда хотел сына,  и девять  лет назад   он у меня появился.
       Расул Исаевич   часто посещал  Мухтара в колонии,      возил ему     передачи с  фруктами, книги,  просил  парня   не терять времени   даром,  заниматься  и много читать. 
       Айшат  и девочки  писали ему   письма,     но   одиннадцатилетняя    Заира  писала    Мухтару   намного чаще, чем   мама и  старшая   сестра.    
      Она подробно рассказывала Мухтару   домашние новости. Писала о том, что    их кошка Хельга родила   пятерых котят . И что   самого маленького  и    красивого  котенка  она Заира  назвала   Мухтаром.
       Парень смеялся  от души, даже не  думая о том, что  маленькая Заира   так своеобразно признается  ему в любви.

http://www.proza.ru/2013/04/09/206