Церковные баюшки - 9. Божьи люди

Хеккуба Крафт
               
МАЛЕНЬКАЯ   ПОБЕДА - БОЛЬШАЯ   ПОБЕДА !

Для одних людей труд – естественное состояние души.  Такова моя напарница, Нина Игнатьевна.  Другим же часто приходится себя ломать и нудить.  Это я!  Когда моя напарница, особенно в холодное время года, приходит на смену в храм, ее сразу же начинает беспокоить затоптанный пол.  Она прямо вся «не своя» ходит, так ей не терпится приступить к уборке.  «Как неприглядно!  –  думает она.  –  Скорей бы все отмыть!  Ну, ничего, скоро все уберем, хорошо будет, чисто…»  (Это она мне говорит, что так думает.)  И на душе у нее светлеет.

Я же думаю так:  «Ну, вот, опять пол затоптан, убирать надо!  Хоть бы кто помог, что ли?..»  -  и мрачно оглядываю прихожан.  Я представляю себя со шваброй и тряпкой, и то, как мы сейчас будем бегать и затирать черные следы, и мне становится совсем неинтересно.  Мысль о предстоящей уборке преследует и угнетает меня.  В душевное равновесие прихожу лишь тогда, когда храм уже чист и пол блестит.
Я радуюсь, что мы все-таки сделали это!  Так радуюсь, словно мы не храм убрали, а победили какого-то невидимого врага.  И так всякий раз.
 
Маленькая победа над собой.  Еще один шажок вперед. 
Разве этого мало?



М Е Ж Д У    Д Е Л О М

В храм вошла дама неопределенного возраста, и задрав кверху голову, стала проникновенно осматривать своды храма.  На предупредительный вопрос сторожа, не нужно ли ей чем-то помочь, дама, продолжая скользить мечтательным взором по центральной части храма, с ностальгией в голосе сообщила: «Когда-то, во времена нашей молодости здесь был клуб.  Мы с мужем здесь праздновали «голубой огонек», и наш столик стоял вон там», -  женщина указала на центральный аналойчик, где находилась праздничная икона.  -  «Так Вам теперь не воспоминаниям предаваться надо, а покаянию да молитвам  –  за то, что танцевали в храме Божием!»  -  пожурил ее сторож.
Дама, потупившись, покивала головой, и вспомнила, как в последствии они всем заводом подписывались за восстановление этого храма…  «Это хорошо, -  заметил сторож, -  но покаяться все же надо».

                х    х    х          

Спустя несколько дней в храме ко мне подошел мужчина, немного за сорок  –  по вопросу болезни своей родственницы.  Я стала ему что-то советовать…  И вдруг он говорит:  «А Вы знаете, что здесь когда-то был клуб и проводились дискотеки?»  -  «Знаю, но сейчас это  –  Божий храм, и он всегда им был.  А Вы что, здесь танцевали?»  -  «Да я вообще был диск-жокеем!  Я знаю всё, что  т а м  внутри…»  -  он указал на алтарь.

Я, что называется, обалдела…  Что я могла ему сказать, если сама(!) в юности смотрела здесь популярную тогда киноленту «Легенда о динозавре»!!!  -  «Надо Вам будет на исповедь сходить, покаяться в том, что оскверняли храм», -  промямлила я.  (После исповеди у священника я уже и забыла об этом, да вот… случай напомнил.)

Вот так живешь и убеждаешься, что ничего не бывает случайного в нашей жизни. 
Человек пришел в храм с чужой бедой…  и свою разглядел ненароком.



О   ВСЕОБЩЕМ   ПОКАЯНИИ

Когда в подмосковных Мытищах построили памятник святому царю-страстотерпцу Николаю второму, то многие прихожане и даже работники храма устремились на всеобщее покаяние  –  за царских мучеников.  Хотя благословения ни настоятель храма, ни епископ ездить туда не давали. Одна женщина пожаловалась, что за два дня до предстоящей поездки упала в салоне автобуса и очень ушиблась; и после подумала, что, видимо, не стоит ей никуда ехать.

Священник нашего храма, отец Р. Заметил на утренней проповеди, что многие люди на исповеди стали каяться в цареубийстве, или за грехи предков.  «Как вы, -  говорит, -  можете каяться в цареубийстве, если вы тогда еще не родились?  Значит  –  вы каетесь за грехи других людей?  А если так, выходит, что собственных грехов у вас уже нет?  Вы  –  безгрешны?..  Ведь покаяние  –  это обещание Господу впредь не грешить.  Значит, Вы каетесь за своих предков  –  отцов, дедов… что они не будут больше блудить, пьянствовать, осуждать…  Но это же  –  абсурд!»

Послушала, подумала… и поняла:  и вправду, абсурд!



Б О Ж Ь И    Л Ю Д И

Как-то осенью, будучи на рынке, встретила прихожанку нашего храма И.  Маленькая, слабенькая, неказистая, часто опаздывает на службы, на исповедь (то остановку свою проедет, а то дома чего приключится.)  Говорят, недавно ее клюнул в голову ворон.  (Мне, грешным делом, смешно было, когда услышала.)  Потому что маленькая и беззащитная, потому, наверное, и клюнул.  Мы никогда с ней особенно не общались, и до нашей встречи на рынке я не подозревала насколько И., оказывается, благородный и милосердный человек! 

Узнав, что я осталась на одной работе с мизерной зарплатой, она проявила деятельное участие в моей судьбе:  тут же стала давать практические советы, какие нужно покупать продукты и как питаться на эти деньги.  Посоветовала взять субсидию, и даже предложила на время переселиться к ней(!), а свою квартиру сдать.  Угостила меня клюквой и грушами (и это при всем при том, что сама живет очень скромно!)  Узнав, что я пришла на рынок за перцем, она обежала весь рынок, и нашла для меня самый дешевый.  Нуждаясь в перце сама, она предоставила право выбора сначала мне. 

Хочется отметить, что когда я угощаю И. чем-нибудь с панихидного стола, она не берет, а если все же и удается ее уговорить, то берет… и тут же спешит поделиться с нищими у ворот храма (почти все отдает им).  Иной раз для меня становится просто непостижимым  –  какими добрыми и сострадательными оказываются наши ближние, какую христианскую любовь они в себе несут!  Ведь мы совсем не знаем людей, даже тех, с которыми встречаемся почти ежедневно, мы совершенно не можем себе представить, сколько скрытого благородства и любви таится в их сердцах!  Но приходит день…  и Господь открывает для тебя человека с такой потрясающей стороны!.. 

Кому-то, конечно, может показаться этот случай обычным, так… ничего особенного. 
Но у Бога  -  не все так просто и однозначно!..

С тех пор прошли годы, а я помню ту нашу встречу, и очень благодарна И. за сочувствие и готовность помочь мне в трудный период жизни.  Хотя думаю, что И. давно уже забыла об этом маленьком «несущественном» случае далекого осеннего дня.

Даже самый маленький поступок человека важен, и характеризует его с той или иной стороны. 
Ибо из маленьких поступков складываются большие. 
В Евангелии сказано: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». 
И еще: «Ты был верен в малом и Я поставлю тебя над большим».


----------------------------
Продолжение следует.