Третий Рим или третий сорт

Саади Исаков
Жора Депардиев покинул Россию, видимо надолго, если не навсегда.
Обладатель российского гражданства собрал кое-что с помощью чиновников, льстивших  французской знаменитости: валенки, шапки-ушанки, пару квартир, при этом слегка обобрал российский народ, даром что народ нескончаемо богат, и уехал туда, где жить удобней и не так хлопотно, в Бельгию, которая брыкается и не дает ему гражданства.
Неблагодарный. А ведь мог же у нас поработать в театре! Хотя бы за квартиру. Но не стал, побрезговал. Не стал работать и провинциальным министром провинциальной культуры. Западло?
Да. Третий сорт.
Гражданство из рук президента взял, но жить не стал. Потому что и само гражданство и жизнь с этим гражданством — тоже третий сорт. Почти везде нужна виза.
И подаренная квартира — третий сорт, а вид из окна и того хуже. А подъезд?
Мы это знаем, а потому так тянет нас жить на Майами.
Театр, куда пригласили служить, третий сорт, республика, где министром служить, тоже третий сорт. И все, чем мы так привыкли гордиться, от изобилия продуктов, до образования, футбола, здравоохранения, бензина, все уныло, плохо пахнет, все сомнительно, подозрительно и... третьего сорта.
Потому и сбежал Депардиев Жора, как, впрочем, рано или поздно сделают и те, кто его по барски принимал и щедро одаривал. Потому что зная, как живут по первому или даже по второму сорту, ну никак нельзя принимать Россию всерьез за благоприятную среду обитания.
И не секрет, что настоящая цель жизни зажиточного россиянина: наворовать денег, перевести в оффшор, купить домик или квартирку на Майами, избавиться от российского гражданства и отдыхать до конца жизни от третьесортного существования.
Жора Депардиев это понял резко, а потому так мы его и видали.
Но паспорт наш он все-таки унес.
Неспроста. Видать, хочется французишке нашего говнеца.

Или, к примеру, как умирают политики.
Сначала умер БАБ, а потом, будто в назидание, умерла Маргарет Тэтчер. Некролог — любо дорого почитать. Не женщина — рыцарь. И Железная леди, и ничто у нее до старости не заржавело, и никто не смог репутацию подточить, жила достойно, руководила достойно, не интриговала, оставила след, победила в боях СССР. Короче, биография, что называется, первый сорт.
Наш БАБ тоже был политиком не последнего звена, все-таки Секретарь СНГ, а некролог толком никто не написал, все больше о том, кто его покончил, или все же он сам себя, кому он был нужен, и нужен ли вообще. И ведь тоже активный политик был, и след оставил в лице Путина, а все равно третий сорт.
Я никогда не чувствовал такого сожаления, опустошения, утраты и досады, даже когда не стало Гагарина, человека первого сорта, мне было не так досадно, как теперь, будто не стало чего-то очень существенного в самом тебе. Потому что БАБ — это воплощение постсоветской мечты.
Он был православным с местечковым лицом, фальшивый, как и многие другие, например, православные с коммунистическим или номенклатурным лицом, только более наглядный своей фальшивостью. Наверное, фальшивость и есть признак третьего сорта.
Он был романтиком-циником, революционером, исполнившим в который раз заповедь взять и поделить только в первой ее части, забыв потом раздать.
А ведь чем владел человек? Аэрофлотом, Лого-ВАЗом, символами Советской индустрии, а фонды, а акции и облигации, счета на Кипре — предел мечтаний любого бывшего совка, владел всем с размахом, со вкусом.
Он смог доказать, что президента можно избирать, если это избирательное право принадлежит дюжине приближенных, а можно и назначать.
Он думал, что станет в Лондоне Новым русским Герценом, но император оказался не тот, и «Колокол» вышел худого литья, и судьба распорядилась по-гоголевски, но в современной трактовке с поправкой на воспитание дитяти в школе КГБ: «Я тебя породил — ты меня и убьешь».
Вокруг него было столько событий, историй, подлогов, фальши, фантазий, глупости и гадости, что утратив этот источник, мы будем долго еще разглядывать труп в поисках признаков жизни.
Ушла с ним эпоха интеллигентов, не сумевших устоять перед соблазном больших денег, кого судьба вознесла на Олимп, так и не сказав, что там делать.
На их смену пришел креативный класс, готовый отстаивать убеждения только за наличку.
Скучно будет жить без БАБа, правда и с ним было не сильно весело, потому что водевиль третьего сорта не веселит, а вызывает только жалость к актерам и к театру, на сцене которого все происходит.
Когда Путин уйдет на пенсию заниматься «правом и литературой», то есть напишет детектив «Кто убил БАБа?», мы, может, узнаем из первоисточника, как это было. А пока остается гадать, что было первично, шарфик или удавка?
А самое ужасное то, что никто не чувствует в России себя болезненно причастным к этой истории, хотя бы в силу двух обстоятельств: убили человека, и никому его не жалко, убили человека в наглую, все знают, кто его враги, но никогда не найдут, ну и что жизнь человека мало что стоит, даже если у него есть деньги.
Судьба, от которой стоит только развести руками, и подумать о том, что даже домик в Лондоне или квартирка в Майами не гарантируют спокойную и благополучную старость.


Или вот Путин приехал в Европу с немцами и голландцами вопросы порешать. Представляю, перед отъездом приходит к нему, например, Сечин, и говорит на свой привычный манер: «Ты там с ней, с Меркель, насчет Кипра и денег перетри построже, а то они наше бабло заморозили, говорят, пахнут плохо, и определили по статусу в третий сорт. Мы же империя, Третий Рим».
- Не вопрос, - обещает ему Путин, - сам интересуюсь.
Короче, приехал, а ему сначала девки из «Фемен» сиськи подставили, потом геи прошлись парадом по его ориентации, потому что у них в Европе если кто не первый, то уж второй по рангу руководитель страны — точно гей. И он даже грамотно заикнуться о деньгах на Кипре не успел, потому что все потонуло в глупостях, которые в России почему-то именуются «государственной политикой», а на самом деле оголтелая погоня мракобесов за инакомыслящими, демонстрантами и гомосексуалистами до победного конца.
Готовились к триумфальному посещению Европы, чтобы цыкнуть, приструнить, власть показать, продемонстрировать высокомерие и крутизну, намекнуть на зависимость Европы от «Газпрома», а делегации подсунули порнуху. Оказалось, российские деньги и газ мало придают авторитета стране. В конце концов получился визит убогий, тоже как в плохом водевиле. Хотели показать себя делегацией Третьего Рима, а получился опять — третий сорт.