Крысы

Верико Кочивари
  Глава из повести "Холсты"


 "Что есть человек в огромном мире? Букашка. И не важно в какие одежды ряжена - в царскую корону или холопские онучи. Знай своё место да помни – с чем пришёл в эту жизнь, с тем и уйдёшь. Когда, с какого момента  переступаем границу дозволенного? Не человеком определено  каждому место под солнцем, не человеку решать-  кому быть, кому – не быть.
 Германцу дали отпор – дело правое. Инородцы на землю  чужую позарились – поделом им. Не успели очухаться – смута великая началась. Брат на брата пошёл, опять в крови захлебнулись. Кто прав, кто виноват, сам чёрт не разберёт. Сколь рода мужского выкосили войны – несть числа и  всё  мало...."
 Присматривается Макар Караваев  к происходящему вокруг. Тревожные мысли жужжат  в воспалённом от бессонных ночей мозгу, мечутся, ищут  пристанища и успокоения. И только руки, мозолистые и заскорузлые, привычно делают своё дело: сеют, пашут, косят, строгают. Им  думать  некогда,  работать должны.

 " А душа? Для чего она? В насмешку или как? Что ей всё неймётся, неугомонной? А  может,  это  из – за неё, души  проклятой, человека  кидает  из стороны  в сторону?.."

    — Утри сопли и помни - человек человеку волк!  —   наставлял когда - то подвыпивший Зосима Петрович сына. Приподняв за ворот рубахи, дышал кислым перегаром мальчишке в лицо. — Ты не баба, чтоб скулить от каждого подзатыльника. В морду бей, кровью харкай, но стой на своём. Эх! Не моя кровь в тебе. Хлипкий ты, паря, что  замазка оконная. Что хошь  слепить можно.  Вошь бесхребетная…

 Макара передёргивало от обиды и отвращения. Слова - пощёчины хлестали в самое сердце, заставляя страдать, мучиться и ненавидеть.
  С самого раннего детства лишённый  материнской любви и ласки рос он одиноким, бессловесным волчонком. Бок обок с отцом, и в то же время – каждый сам по себе.
 Суров был Зосима Петрович, на доброе слово скуп, раздражителен и нетерпелив. После неожиданной смерти жены ещё больше замкнулся. Пытаясь  заглушить саднящую душевную рану, напивался до бесчувствия, рассорился с родственниками, но Макара никому не отдал. Растил  и воспитывал сына, как умел. Цену людям он знал не понаслышке. Доверял только себе, надеялся только на себя и Макара учил тому же.

      — А ну глянь! —  подозвал как – то мальчика  к железной бочке, стоящей в углу мастерской. Приподняв холстину, строго спросил:

     —  Что видишь?

      —  Крысы! Как они сюда попали?

     —  Не главное. Считай!
       —  Три.

     —  Верно, три, —  задумчиво произнёс отец и накрыл бочку холстиной. —  Попасть  не наука. Выжить — задача.

    
Несколько дней бочка ходила ходуном, раскачиваясь и громыхая. Макар так и не решился подойти и заглянуть, что там происходит. Крыс он  боялся больше чем отца.

      —  Макар! —  крикнул однажды  Зосима Петрович, —  гляди!

 Макар нехотя подошёл и заглянул в бочку. На дне  лежала полуживая, обессиленная  крыса.  Судорожно подрагивая всем телом, она пыталась перевернуться со спины на брюхо, напрягая последние силы, сучила когтистыми лапами,  не теряя последней надежды выбраться  на волю.

     —  Считай!
     —  Одна?
     —  Одна. Самая сильная. Так и у людей. Слабых  сжирают первыми, —  словно гвозди в подошву вбивал отец каждое слово в неокрепшее детское сознание.
 Макар, пригвождённый тяжёлым отцовским взглядом, слушал, боясь шелохнуться и  вызвать очередную вспышку гнева.  Дрожа всем телом, мальчик  лихорадочно соображал, куда  могли подеваться две крысы? Когда же понял страшный смысл наглядного урока, в голове что – то щёлкнуло так, что  искры из глаз посыпались и он, неожиданно для себя, обмочился.  Зосима Петрович сморщился от досады, сплюнув сквозь зубы на пол, выдохнул:

   —  В школу пойдёшь! У отца Серафима грамоте будешь учиться.
 Понял заботливый отец - не по зубам ему детская душа, но семена его суровой  жизненной правды были уже брошены в благодатную почву.

  Церковно приходская школа при Кучумовском монастыре заботливо приняла Макара в свои объятия, с твёрдым намерением сделать из него человека глубоко нравственного и богоугодного. Отец Серафим благосклонно относился к своим воспитанникам. Всеми доступными методами старался преподать знания по четырём предметам. Арифметика, письмо, чтение, закон Божий – вот и все премудрости, что должен был усвоить каждый ученик, без давления и порицания за неуспеваемость. Хоть и запрещалось  применять  меры физического воздействия, но в учебной комнате, для острастки и беспрекословного  повиновения, стоял  деревянный жбан наполненный водой, в котором замачивались розги.

    —  Бог создал человека по образу и подобию своему,  —  каждый раз напоминал отец Серафим после прочтения вступительной молитвы на уроке "Закона Божьего", пропевая и растягивая каждое слово.  Его заострённая клинышком бородка вздрагивает при каждом произнесённом звуке и Макару кажется, что это совсем не борода, а мохнатая  серая крыса пытается заползти прямо в рот отцу Серафиму. Ещё совсем чуть – чуть и ей  удастся с этим справиться, и она начнёт пожирать священника изнутри. Макар это точно знает. Всем  только кажется, что человек -  это  человек. На самом деле  все люди  крысы, и когда – нибудь настанет такое время, что над всяким сильным пожирающим слабого, найдётся сильнейший, которого  тоже обязательно сожрут. Останется один -  самый, самый. И если отец Серафим утверждает, что самый сильный  Бог, то почему  он изображает его на иконах в своей мастерской в образе человека?
 Макар долго сомневался прежде чем задать такой вопрос отцу Серафиму. Однажды  решился и, глядя священнику в глаза,  уверенно сказал:
     - "Вы неправильно рисуете Бога, Святой отец.  Если Бог создал человека по образу и подобию своему, то он, Бог, должен быть похож на крысу".
  Святой отец за всю свою святую жизнь не слышал большей дерзости и богохульства.  Откуда в неразумном отроке могли взяться такие греховные мысли? Когда  бесам удалось завладеть  непорочной детской душой? Понимая, что одними молитвами и постом уже не обойтись, отец Серафим  решил применить розги по своему прямому назначению. Два долгих года ему потребовалось, чтобы с Божьей помощью излечить  от греха заблудшую душу  и направить на  путь истинный.

 Много времени прошло с тех пор. Макар старался никогда  не вспоминать своё детство. Пытался забыть его  навсегда, как страшный и кошмарный сон. События, произошедшие много лет спустя, всколыхнули его дремавшую до времени память.

 В марте 1921 года Андрей Черничко расстрелял продотряд, проводивший продразвёрстку у него дома. Когда из амбара было изъято последнее  зерно, предназначенное для  посевной, крестьянин молча вошёл в дом, и через открытое окно перестрелял  продотрядовцев. Среди погибших был и его родной брат, красноармеец  Данило Черничко .
     "Так что же важнее? Хлеб  ради жизни, или жизнь  ради хлеба?" —  в который раз спрашивал себя Макар Караваев и не находил ответа. Одно лишь он знал точно и наверняка. Там, где будет хлеб, всегда будут и крысы.