Ника-2013

Олег Татков
«Планета КВН в театре оперетты» – или очень субъективно о церемонии «Ника-2013»
(в сокращённом виде - журнал "Эхо планеты" № 14-2013, стр.48-49

Пафосность некоторых мероприятий заложена в их концепции. Это, - как съезды КПСС. Непременно Кремлёвский дворец, непременно речь Генерального секретаря, непременно пение «Интернационала» и непременно в сообщениях фраза – «бурные и продолжительные аплодисменты,  переходящие в овацию». Обязательность этой фразы никогда и ни у кого не вызывала сомнения. Так надо и всё, потому что так надо.


Вручение «Ники» - Национальной кинематографической премии России ломает все стереотипы. Раз в год, весной, в Москве проходит церемония,  разительно отличающаяся от других отсутствием пафоса, искренностью речей, нескрываемой радостью людей  от общения друг с другом….
Если церемония назначена  на 18-30, то, - будьте уверены, -  начнётся она с опозданием на час,  хотя Юлий Соломонович появится на сцене ровно в 18-30 и «выдаст» свой фирменный мастер-класс по общению с залом. Не забудет никого – ни незаслуженно забытого, ни  заслуженного, ни народного, ни депутата Думы, ни студенточки-красотки из массовки.
Без этой фирменной «гусмановской» прелюдии «Ника» уже просто немыслима. Шутки со сцены он будет выдавать весь вечер  и на русском, и на иврите, и на украинском, и на азербайджанском. Надо будет и по-китайски заговорит – нет языковых барьеров у Юлия Соломоновича. И это замечательно…
И ещё у Юлия Соломоновича есть потрясающее качество. Он потрясающе деликатно умеет прекращать дежурные речи и, - двумя тремя фразами, - напрочь сметает с любого человека, выходящего на сцену  шелуху «фирменного» московского пафоса и заставляет  абсолютно  в соответствии со своей органикой существовать на сцене.
Потрясающее чутьё, - психологически ювелирно выверенная и точная реакция на происходящее,  в сочетании с истинной интеллигентностью,  – это  стиль ведения церемонии её  отцом-основателем – Юлием Соломоновичем Гусманом.  За более чем 4 часа  не было ни одного гэга или шутки "ниже пояса".


«Ника» помнит и чтит своих.  На  ней нет ни дежурных, ни проходных номинаций и номинантов. Каждая номинация и каждый номинант - событие. Жаль, что некоторые не приходят на эту встречу друзей.  Не доживают. Не обошлось без потерь и в этом году. И – каких потерь. Панин, Голуб, Золотухин, Герман старший….



Как выразился Сергей Гармаш при вручении «Ники» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» доставшейся Андрею Панину: - « они находятся в каком-то другом измерении». Вечная им память…



Мне кажется, масштаб ухода такого мастера кино, как Алексей Юрьевич Герман, нам рядовым зрителям, только предстоит осознать. Его коллеги по киноцеху это уже делают. Символично, что и церемония вручения "Ники", началась кадрами, как уверили собравшихся со сцены, - "уже практически готового фильма "Трудно быть богом". Выражением признания, благодарности и любви к Алексею Герману-старшему стало учреждение специального приза национальной киноакадемии "Ника" - "За выдающийся вклад в отечественный кинематограф имени Алексея Германа". Первыми в истории кино эту награду из рук Алексея Германа-младшего и Свтланы Кармалиты получили режиссёр Вадим Абдрашитов и сценарист Александр Миндадзе.





У «Ники» совершенно чёткая и ясная гражданская позиция. В этом плане «Ника»  за «Лучший неигровой фильм», которую получила Любовь Аркус за фильм «Антон тут рядом» - признание гражданского, человеческого подвига авторов этого фильма. Этим фильмом Любовь Аркус сделала то, чего не могли десятилетиями сделать целые общества по защите прав аутистов. Показав историю успешной социальной адаптации «Антона, который тут рядом», - вопреки идиотским канонам советско-российской психиатрии,  – Аркус реально начала новую страничку в этой самой  психиатрии. 



«Ника» демократична. Недавнее избрание режиссёра Андрона Кончаловского на пост Президента Российской академии кинематографических искусств тому лишнее доказательство и во многом очень симптоматично. Киносообщество России, рядовые зрители  реально устали от, -  во многом надуманных распрей. Кому,  как ни двум братьям, - решить этот вопросы мирно и по-братски. Тем более,  что в кинопространстве России, - все братья и сёстры по определению. И не только совпадение  номинантов на «Золотом Орле»  и «Нике», но и почто стопроцентное присутствие на церемонии «Ники»  сотрудников дома кино, включая бабулек-гардеробщиц, -  тому ярчайшее свидетельство…



«Ника» объективна и справедлива. «Фауст» Сокурова признан лучшим фильмом года. Это гениальное кино высочайшего мирового уровня, мастерски задуманное и исполненное. Ни одного лишнего кадра…   Да что там кадра – ни одной лишней детали в кадре. И, - кстати, - ярчайший пример интеграции российского кино в общемировое.  Я имею в виду команду, которая его делала, язык на котором это кино было снято и   количество призов, которым этот кино награждено.


Премию "Ника" за лучшую мужскую роль получили сразу два актёра: Максим Суханов, исполнивший роль митрополита Московского Алексия в фильме Андрея Прошкина "Орда" и Антон Адасинский, сыгравший в "Фаусте" Сокурова ростовщика Мефистофеля.
Статуэтку крылатой богини за лучшую женскую роль получила актриса Роза Хайруллина потрясающе сыгравшая внезапно ослепшую ханшу Тайдулу в "Орде".


«Ника» - образец интеллигентности и дружеского общения  людей на сцене. Блистательнейший диалог на «Нике-2013» Юлия  Гусмана и Светланы Дружининой,  я уверен, - просто обязан войти в учебники как образец конферанса. Это даже не диалог был, а мастер-класс импровизации на сцене двух любящих и бесконечно уважающих друг друга Мастеров своего дела. Так включить зал, так вовлечь его в действие – это дорогого стоит. Народ смеялся до слёз, причём смеялись-то люди знающие толк в актёрской профессии.
А этюд Лии Ахеджаковой на заданную тему «Думала ли я?» при вручении премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство»   Инне Чуриковой и Глебу Панфилову привёл к тому, что Инна Чурикова заплакала прямо на сцене. Очень надеюсь, что телеканалы это не вырежут, а покажут полностью, хотя….


Ника – образец импровизации. Блистательно «развёл» Юлий Соломонович девяностовосьмилетнего Владимира Зельдина на «а-капелльное» исполнение шлягера всех времён и народов из фильма «Свинарка и пастух». Надо было видеть, - с каким удовольствием  Зельдин пел на сцене при вручении «Ники» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» доставшийся украинскому фильму «Вечное возвращение», режиссёра Киры Муратовой.



Юлий Гусман не любит шуток  о своём  КВНовском анамнезе. Наверное, это правильно,   поскольку давно уже стало историей «давно минувших дней».  «Ника» – это дело ежегодное, несмотря на двадцатишестилетнюю историю своего  существования.



Жаль, что многие уходят после первого отделения. Не потому, что не интересно, а потому, что ночные поезда и электрички отходят в большинстве своём до 24. Может быть,  начинать церемонию пораньше или делать её в течение 2 дней?


Послесловие.  Посмотрел телеверсию "Ники-2013". К сожалению вырезаным оказалось практически всё, что так понравилось "живьём"....