О книге Б. Бочарова - Пора Вальдшнепов

Дина Иванова 2
О книге Б. Бочарова -  «Пора Вальдшнепов».

Выступление, которого не было,
 или просто рецензия.

Один наш автор пригласил меня в ЦДЛ на презентацию своей книги – «Пора Вальдшнепов».*
Приняла решение поехать и выступить. Прокручены в голове слова признательности. Но, как часто бывает, господин случай внёс свои коррективы. Поездка не состоялась…
Появилось желание «озвучить»  то, что хотела сказать в своём выступлении.
+++
Борис Бочаров привлёк внимание опубликованными в журнале заметками о Беларуси. Сжатые впечатления о недолгом пребывании в нашем крае. Но  журналист сумел раскрыть в них свою позицию, своё любование природой и людьми, скромными и приветливыми жителями синеокой страны.
Он справедливо отметил красоту лиц белорусских женщин. И чуть позже в своей песне «На острове слёз» спел, как выстрелил – «а на женских лицах мрамор».
Не часто от россиянина услышишь эти слова. Уже стало штампом  замечать у нас – чистые улицы, дешёвые товары, и якобы сплошь улыбчивый народ.
Видимо, чтобы понять главное в людях республики, надо  проехать по  маршруту этого журналиста - Хатынь, Остров слёз  (памятный мемориал погибшим в Афганистане белорусам), почувствовать  боль, прошедшую через сердце каждого белоруса.
В городе во многих местах можно заметить три берёзки, четвёртая… её нет. Каждый четвёртый белорус не вернулся с той войны.
Скорбят берёзы  ныне и у памятника погибшим в огне Чернобыля…
Жаль, что никто не показал журналисту берёзовую рощу в центре города, которая самоподсевом сохранилась со времён войны. А заложили её женщины-вдовы, когда  получали похоронки от родных.
Да,……..  на женских лицах мрамор.
В упомянутой песне зорко подмечено автором и характерная для края  линия  связи поколений:
                По погибшим воинам звонят колокола,
                По мосту с цветами к ним молодость идёт,
                На руках невест несут – такие вот дела!
                И во имя жизни,
                И во имя жизни
                Чтит воинство своё народ!
Последняя фраза  для Б.Бочарова имеет особый, личностный оттенок.
Кадровый офицер в прошлом, он понимает, как важно для страны, для нравственного климата нации  отношение к служивым.
Эта тема  в книге встречается во многих рассказах, стихах, песнях. И мимо неё не пройдёшь. Тревожит.
 Я видела неоднократно, как наворачиваются слёзы, когда  слушают  его песни - «Выпускникам Академий», «Командирам 90-х годов».
                Помнишь запах свежей портупеи,
                на погонах – звёздочек свет,
                как в начале своей эпопеи
                ты не мыслил себя без побед
                Но потом дни за днями пролетали,
                не заметно шёл за годом год,
                дамы чепчиков вверх не бросали,
                и забыл тебя свой же народ…
                А потом мы с тобою узнавали,
                Что попали всем скопом в беду,
                Что уже нас давно предавали
                И вели всех без боя к стыду. 
Доминантой писательского стиля Б.Бочарова является инверсия. От перестановки слов в рассказах, песнях они приобретают особую зажигательность, подчеркивая авторскую интонацию, и обыденное разворачивается неожиданным ракурсом.
 На писателя активно «работает» его биография.
Более 30 лет службы, успешная научно-педагогическая карьера, профессор, кандидат наук, член союза писателей, активный турист, страстный охотник, рыбак и … бард.
А почва, на которой возрос этот самобытный автор - воспетая им РУСЬ.   
                На перекрёстке трёх веков
                Под синевою облаков
                Стоит в деревне под Москвой
                Столб на холме, как часовой.
                Воздвигнут он сто лет назад,
                На средства тех, кто не богат,
                Кто знал, что в жизни бренной есть
                СВОБОДА, РОДИНА И ЧЕСТЬ.
От рассказа к рассказу, от песни к песне в книге оживают его герои из российской глубинки, познаёшь черты  их характеров: широта души, бесшабашность, умение лихо, с хитрецой шутить, и над собой тоже.
Допускаю, что строгий литературный критик найдёт в книге для себя «материал»… Упрекнуть поэта - в потерях кое-где «ямба». Барда - в сбое  ноты. Писателя - в эклектике стилей, наличия  в текстах  прозы журналистских «штучек».  Кто «ищет», тот всегда найдёт…
Но для меня, как читателя и слушателя, важны, прежде всего, эти, выраженные словами и музыкой, бьющиеся через край ощущения полноты жизни.
                Легонько трону струны я рукой,
                Забыв про все печали и заботы,
                И нечего, что я не знаю нот
                И слух мой абсолютно……никакой.
                В мир музыки…
                Ты хочешь? Я возьму тебя с собой…
Читая, слушая, чувствуешь, что всё созданное,  пропущено автором  через сердце, через  биографию свою и времени…
                Для одних – крутые замки, да счета и деньги в банке,
                Для других ума палаты, третьи – силою богаты.
                Для меня же – гриф в руке и консервы в рюкзаке.
                Дети, внуки и жена, да родная сторона.
                А ещё мои друзья. Говорят, что мы похожи.
                Вроде рожами не схожи, просто терпит нас земля…
Книга названа – «Пора Вальдшнепов». Эта птичка-невеличка не зря  с заглавной буквы прописана…
Охотничий азарт автора подстёгивает любопытство читателя, но хочется читать медленно. Здесь всё связано в органическом единстве:  национальный характер героев и поэтическая картина природы; «разгневанность» жен и нежная забота о них же, супругах-охотниках; упорная жажда охотника бить без промаха и… -  трогательная внимательность к любовной игре птах.
«Нет! Всё же у дичи любовь иная. Где быстрый манёвр и круче вираж, любви не страшна пальба до экстаза. Ну, вот и я расстрелял патронташ, и как  хорошо, что только мазал…».
Невольно вспомнился рассказ А.Куприна – «Вальдшнепы».
Полистала. Приятно было отметить общее любование писателями этой диковинной птицей, совпадению красок в описании предрассветного состояния леса ранней весной…
Герой Куприна на охоте с собакой, с белым пойнтером Джоном.  Здесь   азарт несколько другой.  «Я загораюсь охотничьем пламенем…убил за эту тягу двенадцать вальдшнепов…». Как мило в повести прописана сценка «торговли» птичкой. Охотник предлагает лишне убитого вальдшнепа  за поцелуй старшей дочки лесника. Ах, как хорош ответ Устюши: - «Ты его считай за апостола держись, а он хуже кобеля пёстрого. Вон на джонкин манер».
Как-то приятно стало, что у названного  автора охотник несколько иной…
Легко и с улыбкой читаются все рассказы о рыбалке.
«Бесклёвые» - в рассказе характерное слияние рыбалки и застолья, попросту -  пьянки. Язык рассказа такой сочный, народный, понимаешь,  как это необходимо для создания правды.
Не заладилась у приятелей рыбалка, не та погода. Цитирую:
  - «Ну чо, к магазину, что ль?
  - А то куда же ещё? Только туда, больше некуда…
  - Только по граммульке, а то прошлый раз по чуть-чуть было – домой без удочек пришёл: не донёс, посеял где-то…»
После серьёзной разборки  с женами, принято решение –  теперь только по граммульке.
  - «По граммульке так по граммульке. Ну что, пойдём?
  - А чо, стоять, что ль будем?».
Иногда при чтении книги возникало желание с автором поспорить. 
Б.Бочаров пишет:
                «Иду, шагаю по Москве,
                А москвичей не вижу».
Ох, уж это пресловутое - «понаехали». В Париже, прогуливаясь, французов   тоже не часто встретишь. А вот похожий шепот – да, улавливаешь и там…
Приятно, что Вечный город – Рим, открыт для всех…
Что-то с восприятием «понаехавших» нам надо делать. Как-то менять свою психологию. Альтернатива-то суровая: или взаимно-цивилизованная открытость, или «железный занавес». Третьего не дано.
Главное всё-таки то, что идёшь за автором,  принимая и разделяя его настроение:
                Вот луч из туч пробьётся
                И небо улыбнётся…
Интересно по замыслу и воплощению  стихотворение – «Долги поэта».
Разверну его цитатой:- «Долги поэта ожидают всюду….. Он должен своему народу за то, что черпал в нём безмерно…, но более всего он должен власти за то, что не дрожит перед чинами и неудобства создаёт стишками, и критикует. Зря! А жил бы в сласти….  Один лишь долг не возвратить поэту и не вернуть каратами, деньгами, одной-единственной на свете – маме…».
+++
Закрыта книга. Слова признательности прописаны. Верится, что эта  книга принесёт автору новый круг удач.
Захотелось подарить Борису Васильевичу стихотворение нашего белорусского поэта Петруся Бровки.  Думается, что он заслужил прочитать его от своего имени:
                Я - половинчатости недруг,
                Я - славлю чувства полноту.
                Мне по душе и ласки щедрость
                И разговор начистоту.
                И переливных строк звучанье,
                И полный кубок на столе,
                И алый парус в океане,
                И полный мир на всей Земле.

Статья написана к презентации книги –
*«Пора Вальдшнепов. Борис Бочаров. Рассказы. Стихи. Песни».
Борис Бочаров - http://www.proza.ru/avtor/boribocharov