05-13. Последние дни в Дзержинке

Маша Стрекоза
Последние месяцы работы в Дзержинской администрации оказались необычно плодотворными. Смирившись с неизбежным, я приняла свою судьбу и решила  использовать предоставленную в мое единоличное пользование ЭВМ на полную катушку. Большую часть дня я сидела одна в своей «комнате отдыха» дежурных по  администрации и была  почти не загружена основной работой. Комната была образована из части коридора с помощью легкой перегородки с застекленной рамой у самого потолка и внешне напоминала мне аквариум, из которого было слышно все, что происходит в коридоре, но ничего не видно. Благодаря этому, своих коллег я узнавала больше по голосам, чем по лицам, но, честно говоря, и не искала специального повода, чтобы завязать с ними какой-нибудь разговор «ни о чем», который был мне абсолютно не нужен.

 Время от времени Масанова заказывала мне распечатку нужной ей справки из базы  данных нежилого фонда или уточняла, кем и на какой срок было занято то или иное помещение. Все остальное время мой «аквариум» был пуст, а я, проклиная себя  за  то, что не умею и не хочу завязывать новых светских знакомств, которые могли бы мне пригодиться в предстоящих поисках новой работы, осваивала LEXICON, составляя на компьютере личный астрологический Толкователь гороскопов. Мой Толкователь включал в себя полезные выжимки из множества книг и учебных конспектов Глобы и мои собственные практические наработки. Такое целенаправленное и обусловленное личной практической заинтересованностью освоение пакета программ очень эффективно: к концу второго месяца я уже овладела всеми  тонкостями  использования  этого редактора текстов и печатью документации.

Обеденный перерыв у меня проходил не менее насыщенно: я, часто прихватывая рабочее время, совершала длительные прогулки вдоль набережной Невы, находя все новые, интересные закоулки и достопримечательности  и любуясь невской водой,  долгое время бывшей моим Учителем. Теперь я больше в прорубь не окуналась, хотя мое новое место работы находилось гораздо ближе к Неве, чем в годы моего интенсивного моржевания. Не было настроения, как не было больше и желания читать новые книги по эзотеризму, ходить  на  лекции  многочисленных новоявленных Гуру.

 «Как  я отношусь к предстоящему сокращению? Я приняла неизбежное. Может быть, так мерзко, как сейчас, мне уже не будет. Хотя, может, и так хорошо, как сейчас, не будет: все же я работаю на себя, печатаю свой Толкователь и имею возможность ходить на Неву  в обед, за что еще и получаю очень неплохие деньги. Но больше так существовать нельзя. Хочу перемен и хочу быть в коллективе себе подобных»

В апреле все мы подписались под приказом о нашем увольнении в связи с ликвидацией предприятия, и уже назначенный глава администрации нового Центрального района (некто Чаус, позднее взятый на повышение к Собчаку, а потом  и вовсе канувший  в небытие) начал поочередно вызывать к себе на собеседование работников разных структурных подразделений из трех бывших администраций - Смольнинской,  Куйбышевской и нашей, Дзержинской. Уже были назначены новые начальники подразделений (в основном,  из  Смольнинского района, откуда  был и сам Чаус), а те набирали себе команды подчиненных. Каждый день кто-то радостно бежал в отдел  кадров оформлять  «переводку», другие, неудачники, узнав о своем сокращении, почти не приходили на работу или под занавес оформляли себе разные путевки в дома отдыха,  на глазах  у всех  растаскивали и вывинчивали из помещения все,  что плохо лежало и что не успели вывезти в здание бывшего Смольнинского Исполкома, где предстояло разместиться  администрации  нового,  Центрального  района. Меня  никто к начальству не вызывал и даже не вспоминал о моем существовании, я как бы и была, и не была одновременно. Даже моя База данных распоряжений по нежилому фонду,  созданная по инициативе Масановой как «партизанская», не значилась ни в каких официальных планах! Все  это было очень и очень грустно.

Из того  времени  мне  вспоминается  эпизод  со  ставшей  тогда очень популярной радиопередачей «Заячий Остров», которую я, вместе с другими передачами   ленинградского  радиоканала,  регулярно  слушала на  работе, благодаря имеющемуся в моей комнате приемнику. В тот день я неожиданно и с огромным  удивлением  услыхала,  как по радио произносят имя моей дочери - Маши, а вслед за этим диктор полностью читает ее рассказ «Похождение кота Ириски». Почти за полгода до этого,  не без моей инициативы, Маша послала свое, получившее на городской олимпиаде Первую премию сочинение о нашем Ириске в ленинградский Радиоцентр на улице Ракова (ныне - Итальянская улица). Там проводился конкурс детских рассказов о братьях наших  меньших. К моей несказанной радости, рассказ был отмечен и там, и нас с Машей пригласили в Радиоцентр, где мы стали участниками одной из передач «Заячьего Острова», а в конце ее получили ценный подарок - пакет кошачьего корма и II премию, размером 5 тысяч рублей. Передачу, длившуюся при ее записи более трех часов, сильно урезали, и на другой день, кроме Машиной фамилии, названной в числе победителей,  мы не нашли в передаче признаков своего участия в ней. И вот теперь, спустя почти полгода, рассказ Маши читали по радио, а я слушала его совершенно одна, уже не успевая ни позвонить домой (телефонный аппарат находился в другой, дальней  комнате!), ни поделиться своей радостью с кем-то из моих коллег! При этом, я прекрасно понимала, что даже, будь кто-нибудь из них свидетелем Машиного «успеха», это едва ли вызвало бы в них искренний интерес: кому есть дело до чужих детей и чужих семейных радостей? Именно в этой, очень нестандартной для меня ситуации я почувствовала свою неприкаянность и полную оторванность от других людей наиболее остро... И снова, единственным человеком, кто в тот период иногда приходил ко мне работу,  звонил или составлял компанию  в  лес, оставался лишь Олег, такой чудной и непредсказуемый, то временами доводящий меня до бешенства своими повадками, то проливающий   благодатный   бальзам умиротворения в мою душу.

Неожиданно в моей безысходной действительности появилась новая надежда: у  Масановой, которую в Центральную администрацию не взяли, возникла перспектива перейти в КУГИ городской мэрии на место начальника, управляющего нежилым  фондом города. В случае занятия ею этой должности, планировалось расширить нашу базу Дзержинского района до общегородской и организовать проведение инвентаризации   нежилых помещений по всему Петербургу. Наша работа, видимо, произвела впечатление на городские власти и, в частности, на Маневича, исполнявшего тогда обязанности начальника Городского КУГИ. Если бы вопрос с ее назначением был решен  окончательно, Масанова обещала взять меня с собой в городскую администрацию, где и масштаб работы, и оклады были несравнимо больше.

В это время к нам в администрацию вместе со своим компьютером прибыл молодой парень, советник ГорКУГИ, с целью переввода в его компьютерную базу данных информации, собранной нами в Дзержинском районе. Эта новая, общегородская база создавалась на основе программного средства «Парадокс», позволяющего легко и удобно конвертировать данные, записанные в разных системах, производить необходимую корректировку их и выдавать разнообразные выходные формы документов. Парня звали Сергеем Михеевым и было ему на вид лет тридцать. Для проведения намеченного им объема работ ему требовались два помощника, вернее, он располагал  возможностью оформить временный договор совместительства на двух человек. Масанова посоветовала мне взять на себя работу по обеим ставкам, а, заодно, проявить себя должным образом перед, возможно, будущим своим коллегой из городской мэрии.

До дня полного освобождения нашего здания от сотрудников бывшей администрации оставалось меньше месяца. Некогда шумные помещения уже наполовину опустели,  а нас с Сергеем еще ожидал полный шкаф документации, которую надо было отксерокопировать и ввести в компьютер, где, по ходу дела, этот шустрый  парнишка уже организовывал базу на «Парадоксе». Не теряя напрасно времени, я отправилась в Смольный к Маневичу оформлять трудовой договор на себя и Галю  Шибут, которой предстояло только расписаться в ведомости получения денег за фактически  выполненную мной работу. Маневича мне тогда повидать не удалось, но его личную подпись на документе я получила. И кто бы знал, что спустя всего три года этот  молодой  и полный сил мужчина сперва стал вице-губернатором нашего города, а потом был  зверски расстрелян наемными убийцами в своей собственной машине на улице Рубинштейна. После его трагической гибели фамилия Маневич стала широко известна не только его подчиненным из  КУГИ, но и, практически, каждому петербуржцу.

Работать с  Сергеем  было интересно. Я  издавна  питаю слабость к толковым  и  умеющим нестандартно мыслить мужчинам, шутя управляющимся с тем, в чем я не сильна, например, как в случае с Сергеем, с системным обеспечением компьютера.  Помимо этого достоинства, Сергей был удивительно прост в общении, охотно делился своими знаниями и работал азартно, с удовольствием. Он, как  мальчишка, радовался  удобному пакету программ, который сам где-то раскопал, изучил и нашел ему должное применение. Я была у него не только подручным оператором,  но и, распечатав себе техническую документацию, осваивала с  его  помощью «Парадокс» -  осваивала  впрок, абсолютно  не имея надежды когда-нибудь использовать эти новые знания. Уж не помню по какой причине, но Сергею в своей жизни  удалось побывать в Японии, и он делился со мной воспоминаниями об этой поездке, о японцах, так непохожих на нас в своем отношении к работе. Слушать его рассказы тоже было интересно до ужаса.

Стараясь успеть закончить работу до опечатывания нашего здания, мы с ним в тот,  последний месяц работали ежедневно по девять часов, часто без перерыва, но эти напряженные дни доставляли мне  удовольствие: я люблю напряженный ритм работы  и устаю в такие дни гораздо меньше, чем в дни бездействия и расслабленности. К тому же, Сергей относился к типу мужчин, которые  единственные могут меня «покорить»: от него было чему научиться, узнать новое, общение с ним развивало меня, помогало вырасти над собой. Именно такое лидерство над нами, женщинами, а не бряцание мускулами, высоким ростом или безрассудной храбростью больше всего привлекает  меня в мужчинах. И с грустью приходится отметить, что очень немногие из моих знакомых в свое время казались мне интеллектуально выше меня и могли в чем -то  существенно превзойти меня, подтянуть до своего уровня. В лучшем случае, они только не уступали мне. Может быть, поэтому мне прежде ни разу не захотелось стать по-настоящему «укрощенной» ими,  и мой дурной характер управлял мною, а не я - характером?

Вскоре пришла весть, что вместо Масановой на должность начальника в отделе КУГИ была назначена другая женщина. Масанова тут же дала согласие на работу в ГОРОНО,  куда ее давно звали, а я осталась ни с чем, если не считать заработанных дополнительных денег и морального удовлетворения. Но тут произошло чудо. Увы, к Масановой, к ее возможной, но абсолютно не обязательной заботе о трех ее  непосредственных подчиненных, оставшихся безработными, это чудо не имело никакого отношения. В Управлении по учету и распределению жилой площади нового  Центрального района неожиданно понадобились еще два человека, владеющие навыками работы на компьютере. Руководитель тамошнего  отдела Системотехники - Валентин  Александрович Грязнов, случайно находившийся в это время в Дзержинской администрации и знавший о моем существовании только понаслышке, предложил мне  подойти  и поговорить насчет  своего  трудоустройства с Любовью Борисовной Рубцовой, работавшей в этом Управлении. Не имея ни малейшего представления, чем занимается  жилищный отдел, я поехала  на площадь Александра Невского, неподалеку от которой размещалась наша новая администрация.