05-14. Первые впечатления от Центральной

Маша Стрекоза
После изысканных,  лепных  залов  «Дзержинки»,  особенно, после  ее пышного актового зала с зеркалами, картинами и позолотой, где нас, женщин, поздравляли в день 8 марта мужчины, помещение Центральной администрации не производило никакого впечатления. Обычные, скучные коридоры «советского» учреждения, утыканные  дверями с табличками, шныряющие по комнатам толпы граждан. Управление учета находилось на первом этаже здания  и  считалось самым  «горячим»  подразделением в администрации: здесь всегда была масса народу, по большей своей части,  обездоленного, ущемленного и мечтающего любыми  способами что-то выбить от своего государства.  При этом,  люди не гнушались и обманом,  часто стараясь казаться в глазах чиновников  гораздо несчастнее и глупее, чем были на самом деле.

Убедиться в этом мне уже помог один  мой грустный  опыт  общения  с нашими гражданами. Это произошло еще в РЭУ Дзержинского района, где мы с Гайворонской  тогда  работали с  учетными книгами во  время   нашей инвентаризации. На моих глазах в жилконторе шел прием граждан, и какая-то маленькая, сгорбленная старушонка с палочкой плаксивым голосом причитала, что не может найти адрес, по которому ей предлагался смотровой лист на свободную комнату. Сердце мое дрогнуло, и я, охваченная порывом милосердия, предложила себя в качестве ее добровольной сопровождающей до предлагаемого адреса. Шла бабка медленно, продолжая всю дорогу причитать и жаловаться на свою жизнь и на власти,  но нужный нам адрес нашла гораздо быстрее меня, ориентирующейся в Дзержинском районе смутно. На третий этаж она взбиралась целую вечность, опираясь сразу же на палку, на мое плечо и на лестничные перила и непрерывно охая.  Вместе с ней мы вошли в квартиру, жильцы  которой явно не были в восторге от перспективы появления у них такой соседки-инвалида. Мне пришлось долго уговаривать их открыть комнату, размахивая перед их носом своим удостоверением. В конце концов, наш осмотр квартиры завершился, а моя бабка долго рассыпалась словами благодарности в мой адрес.

Спустя месяц, когда я уже начала работать в штате администрации и сидела в депутатской комнате, я снова увидела свою «подопечную». Она все так же ходила по кабинетам и всюду сетовала на свою судьбу, умоляя каждого проходящего мимо довести  ее  до  того  или  другого  кабинета, дороги  к которому  она,  якобы  не  знала. Как сказали мне мои коллеги, ее в этих стенах знали хорошо, поскольку предлагали ей уже несколько комнат, но она каждый раз отказывалась, придирчиво выбирая себе получше. Все ее «немощи» были полностью наиграны, в чем сама я чуть позже смогла удостовериться. В один прекрасный день я случайно увидела издалека, как лихо и уверенно она поднимается по ступенькам нашего здания, когда вокруг ее нет наших людей, и как прекрасно она знает и местонахождение каждого кабинета, и имя нужных ей инспекторов. Но самое неприятное оказалось впереди: когда при мне инспектор   подняла  ее учетное дело и внимательно проследила долгую последовательность ее перепрописок по Ленинграду, выяснили, что она давно уже получила отдельную квартиру в другом районе, но, прописав в нее своих детей, снова въехала в коммуналку и теперь  выколачивает  себе  следующую бесплатную  площадь, явно  утаивая всю  подноготную  своих  жилищных трудностей. Первое столкновение с откровенной  ложью  граждан  и с их шантажом своей «физической немощью» оставило  у меня в душе неприятный осадок. Здесь, в жилищном отделе, судя по всему, таких «одуванчиков», как та, было множество.

Любовь Борисовна - начальник  отдела по приему на учет, в котором требовались «компьютерщики», мне понравилась. Это была женщина лет сорока, круглолицая, полная и громкоголосая, с длинной гривой  густых, темных волос,  сколотых на спине заколкой. Она показалась мне человеком открытым, из тех,  кто  не  держит  камня  за  пазухой,  но  может и взорваться в критической ситуации. В Смольнинской администрации она работала всего пять лет, придя сюда простым инспектором с  должности  инженера  и с большой потерей в  заработной плате ради обещанной ей здесь квартиры. За время работы она сама внедрила и почти наладила работу компьютерной  техники в жилищном  отделе и  в  итоге  дослужилась до должности начальника отдела, только что полученной ею благодаря слиянию районов. Но ее жилищный вопрос так и не решился: с начавшейся перестройкой ввод нового жилья прекратился, свободных площадей стало катастрофически не хватать, в том числе, и  для тех, кого  когда-то сюда заманивали, лишь суля скорое улучшение жилищных условий.  Все эти сведения  Рубцова  вывалила  мне  при  первом  же  нашем знакомстве, но,  при этом, она умело прощупывала меня разными вопросами.  Видимо, я ее устроила так же, как и она меня. Впрочем, тогда меня устроил бы любой начальник, лишь бы он был согласен принять меня на работу. После согласования с руководителем управления Марковой и с отделом кадров, Рубцова  пообещала мне  сообщить по  телефону,  когда можно будет начать оформлять перевод в администрацию на должность ведущего инспектора. В деньгах, по сравнению с Дзержинской администрацией, я теряла существенно, но, как сказала Рубцова, эту проблему можно будет решить со временем.

Неожиданный поворот судьбы не мог не радовать.  Вместе со мной из Дзержинской администрации переходила к Рубцовой еще одна дама - оператор с небольшим опытом работы на ЭВМ, Елена Васильевна Епифанова. Была она очень контактная, хорошо одетая и еще лучше -  ухоженная  дама,  жена  большого начальника  и,  как  мне  сразу  показалось, безумно любящая себя и свое стареющее тело. При этом она была человеком исполнительным и способным к кропотливой и аккуратной работе с документами. Ее брали в отдел Рубцовой на должность инспектора по работе с  учетными  книгами.  Неожиданно  став коллегами,  мы  с  Леной  завязали  более  тесное  знакомство и обменялись разными впечатлениями. Рассказав ей историю своего счастливого попадания в Дзержинскую  администрацию, я с  удивлением  увидела  нечто,  похожее на радость в ее глазах: «Так значит, ты - не человек Масановой! А  мы так боялись!»  Оказывается, Масанову в  коллективе  подчиненных не любили, подозревали ее во взяточничестве, а меня, считая давней знакомой Маргариты Дмитриевны, опасались. Вот так всю жизнь я умудряюсь производить на других людей самое невероятное  о  себе  впечатление: то  «волевой и жесткой» женщины,  то «еврейкой», обладающей четким,  «еврейским» интеллектом, то «лучшим другом» человека,  с кем мне так ни разу и не  удалось преодолеть внутреннюю скованность и почувствовать взаимную симпатию...

Что касается Масановой,  то я так и не поняла,  кто же она была на самом деле - милой, обаятельной женщиной из «наших» - бывших инженеров, или человеком,  умеющим хорошо устраиваться в жизни.  Насколько я знаю, ее муж, действительно,  имел частные предприятия в Дзержинском районе, а ее дочь, по словам самой Масановой, никогда не сидевшая над уроками, училась в  престижном  гуманитарном лицее,  а  потом  с  первого года поступила в Мухинское Высшее художественное училище,  куда и  после  подготовительного отделения поступают немногие. Вспоминаются и  ее  частые  чаепития с угощениями от арендаторов помещений, и ее, не по дате пышное празднование 49-летия, на которое была  приглашена масса народа, в том числе, и не работающих в администрации: те приносили в дар богатые букеты цветов, сервизы, коробки...  Вероятно, должность высших руководителей района развращает сама  по себе. Я смутно  представляла (и представляю себе сейчас),  что  конкретно зависит только от доброй воли глав администрации, но знаю точно: наш народ склонен нести щедрые и мало понятные мне дары чиновникам даже в тех случаях, когда это приношение заведомо ничего не может изменить в решении их наболевших вопросов.

Весна 1994 года  внесла  существенные  перемены и в жизнь моей дочки Маши. Вложив последние силы в дело подготовки к вступительным экзаменам в 10-ый  (гуманитарный) класс своей же, 526-ой школы, официально ставшей гимназией, она успешно их сдала, обрекая себя на еще один год бесконечной усталости и нехватки времени. Учиться в нашей гимназии было крайне сложно: здесь учителя брали не глубиной, а широтой знаний, вводя по 6-7 ежедневных уроков с включением модных  дисциплин, типа «ораторского искусства», дополнительного французского языка, истории города и... прочая, прочая...  Следуя установившемуся стилю жизни нашей  семьи, Маша  добросовестно выполняла все  многочисленные  и  часто  идиотские  школьные  задания, а параллельно еще заканчивала художественную  школу. После посещения Дня открытых  дверей  Педагогического Университета им.Герцена, мы с ней окончательно определились с выбором будущей профессии: художник-педагог по изобразительному и прикладному искусству. Видеть постоянные просиживания Маши до поздней ночи за уроками и ее непроходящую синеву под глазами, у нас с мамой больше не было сил.  Как всегда,  характер проявила не я, а мама: она договорилась с директором 508-ой школы, специализирующейся на подготовке учащихся в Высшие художественные училища, о переводе Маши в эту школу. Для  зачисления оказалась достаточной сумма набранных ею баллов на вступительных экзаменах в 526-ой школе и просмотр ее рисунков. Удивив  и, наверное, оскорбив своим неожиданным поступком прежнего директора школы - выдержать большой конкурс и тут же уйти после победы! - мы забрали Машины документы.

Школа 508 не была гимназией и не  загружала  своих  воспитанников посторонними предметами. Но основные здесь читались так, как это делалось во времена моей юности:  директор этой школы - Галина Николаевна Бревнова, работавшая там еще со времен обучения в ней Саши Корякова, боролась за прочные знания, четкое понимание и  грамотное  письмо, что напрочь отсутствовало в нашей гимназии. В последней  выживали  и становились полноценно готовыми к конкурсным экзаменам в ВУЗы  лишь самые  стойкие и нацеленные на гуманитарные специальности. Выдерживать дольше одновременное обучение Маши и в гимназии, и на подготовительных занятиях по  рисунку  и живописи, не было ни сил, ни необходимости.  Итак, в 1994 году и мне, и Маше предстояло в очередной раз сменить свое окружение. А летом этого года в Петербург, на каникулы впервые приехал из Германии Машин давний школьный друг - Паша Добрусин.