Непридуманная история

Левва
       Иду по супермаркету. То и дело срываю полиэтиленовые "майки", развешанные повсюду гроздьями, набиваю их фруктами, овощами, развесными конфетами.

       Или в небольшом магазинчике из числа тех, что "в шаговой доступности", подхожу к прилавку с  нефасованным продовольственным товаром. Едва только заикаюсь о покупке, как продавец уже отщипывает от плотной пачки очередной полиэтиленовый мешочек. 

       Или вздумалось зайти по старой памяти на рынок, а там ягоды, к примеру, могут насыпать в невесомую коробку, а то и в прозрачную шкатулку, которые, если угодно, можно ставить друг на дружку - нежные ягоды не сомнутся, а вы, благодаря этому, можете купить ягод и побольше.

       Всё для Вас - только купите! Не знаю, как во множестве других городов и весей нашей страны, но в Москве это - обыденность. А были времена...
       
       Ходила такая легенда.  Где-то в конце двадцатых годов до Анастаса  Ивановича Микояна, тогда - наркома торговли, дошли сведения о том, что продовольственные магазины не обеспечиваются упаковкой для продажи товаров в развес. Надо заметить, что продуктов в готовых упаковках тогда почти и не было, практически всё,  начиная с муки,  черпалось совком из мешков, кулей и ящиков. Многоопытные граждане, в основном женщины, запасались кое-какой собственной тарой, но, сами понимаете, не каждому это нравилось: ходить  с  мешочками и газетками на всякий "пожарный" случай.  В итоге, население роптало, ядовитые журналисты разражались юморесками и фельетонами. 

         В конце концов, народный комиссар решил самолично проверить, как в действительности обстоит дело. Зайдя в один из магазинов Москвы,  он, в порядке эксперимента, изъявил желание купить макароны. Продавец взвесил нужное количество и привычно поинтересовался, куда их ссыпать. Микоян ответил, вполне логично, что ему их поместить некуда, разве что в собственную шляпу.  При этом для демонстрации нелепости такого варианта он весьма непредусмотрительно сорвал шляпу с головы и потряс ею перед носом работника торговли. Однако эффект был неожиданным: со словами: "в шляпу, так в шляпу" невменяемый продавец ловко загрузил макароны в головной убор наркома. Легенда гласит, что так - с этими макаронами в шляпе - Анастас Иванович и прибыл в свой Наркомат.

       Ну, это давно было. Время шло, и в московских магазинах появилась-таки упаковочная бумага. В шестидесятые годы прогресс дошёл до того, что на прилавках лежали стопки резаной бумаги  разного формата - так сказать, в ассортименте - из которой продавцы с ловкостью жонглёров молниеносно скручивали конусы нужных размеров. 

       Бумага чаще всего использовалась крафтовая - плотная, прочная и достаточно тяжёлая. Сыр, колбасу, конфеты народ покупал помаленьку, граммов по 100-300. И вот особенно бдительные граждане заметили, что продавцы совсем не экономят крафт, наворачивая на эти считанные граммы  не один слой бумаги, которая, таким образом, обходилась покупателям по цене сырокопчёной колбасы или швейцарского сыра. Последовали жалобы, и на весах со стороны гирек обосновался на постоянное жительство символический бумажный отрезок, как знак достигнутого компромисса.

       Между тем цивилизация в торговле не закоснела в примитивных бумажных листах.  В своём поступательном движении она запустила в обиход готовые пакеты. На одной из первых Международных выставок в Сокольниках - Инполиграфмаш - можно было увидеть несколько автоматов по их изготовлению. Грохоча и вибрируя, автоматы за считанные минуты исторгали изделия сотнями, почему-то прямо на пол. Мы с дочкой не поленились, собрали с десяток -  красивые они были, удобного небольшого формата и, главное, из какой-то особой, пластичной и прочной бумаги.

        То ли выставка своё действие оказала, то ли прогресс был неизбежен, но так или иначе в скором времени в магазинах возле весов возлегали уже аккуратные пакеты, и в смысле покупок москвичи полностью расслабились. Инициативные люди переключились на проблему использования пакетов в других целях, вплоть до кулинарных. Широкое распространение получил, например, рецепт "курица в пакете": куриную тушку натирали специями, фаршировали чем захотелось,  засовывали в пакет, плотно обвязывали и помещали в духовку. Никакой фольги, а эффект не хуже!

      Распространившись повсеместно, бумажные пакеты стали испытывать непреодолимую тягу к красоте и изяществу, что было совершенно недостижимо при засилье крафта - из холстины бальный наряд не сошьёшь. И тогда производители взялись во множестве мастерить пакеты из более благородных сортов бумаги любых цветов, вплоть до прозрачных, с рисунками, с каймой, с эмблемами магазинов, с поздравительными восклицаниями. Это был триумф!  Казалось, бумажные пакеты воцарились навсегда - красивые, экологичные, на любой вкус!  В конце концов, они заслужили своё господствующее положение: сколько груза они перетаскали на своих спинах, сколько  жизней положили во имя удобства покупателей, как их безжалостно рвали и топтали после циничного использования, но никому они не принесли вреда, мирно и незаметно уходя из жизни.

       Я сдёргиваю последнюю на этот раз бесстыже-голую майку, закладываю в неё груши и качу свою тележку к кассе. Продавец предлагает мне ещё один полиэтиленовый мешок.
 -  Нет-нет - чуть ли не с ужасом отвечаю я,  - извините, у меня их уже слишком много!

       По стране и миру победно шествует полиэтилен.