Рыжая лампа

Валентина Агафонова
          Приближался День великой Победы. Страна готовилась чествовать своих героев, которых осталось в живых очень мало. Вот и квартирами правительство решило вознаградить  всех, не имеющих их до сих пор, отдать дань уважения. Мне этот факт видится еще и, как покаяние перед стариками немощными, за то, что дали нам возможность жить в свободной стране, защитив её от фашизма и которую подняли из руин, не щадя живота своего. 
          Отец мой - человек с большим чувством юмора, в одну из приближающихся годовщин дня Победы, подошел к члену профсоюзного комитета организации и сказал, нарочно, как бы виновато:
- Николай Петрович, скоро будет собрание по поводу Дня Победы. Очень Вас прошу, не дарите мне, пожалуйста, в этот раз ничего.
- А в чем дело?- вскинул глаза профсоюзный деятель.
- Понимаете, в прошлый раз на собрании объявили, что дарят мне сервиз чайный, но так и не вручили. От товарищей по работе неудобно, смеются надо мной. Говорят: «Когда, Тимофеевич, чайку попьём»? Так, очень Вас прошу, не надо больше ничего дарить.
          Вот и пришел праздничный день. Папа вернулся с работы в приподнятом настроении, довольный своей, если можно так сказать, шуткой, поставил на стол настольную лампу, которую ему вручили в этот день Победы. В доме царила праздничная атмосфера, и все мы были за него рады.
          Лампа обычная по нынешним временам. Круглое основание и сверху абажур ярко апельсинового цвета. Она, как бы, прибавляла своим цветом праздничного настроения. Постепенно в комнате стал ощущаться какой-то неприятный запах. И не понятно, откуда он шел, похожий на запах резины или нефти, или ещё какой-то нестерпимой гадости. Я пыталась определить его происхождение и стала ходить по комнате. Присела за стол и тут поняла, перед носом стояла лампа, от абажура которой и исходило зловоние. Так, приблизительно, пахнет свежий линолеум, сделанный из синтетических материалов нефтепереработки. Я посмотрела на отца. Он сидел довольный и ничего не подозревающий…. Вошла в комнату мама.
- Запах какой-то, не пойму …
-Да, это от абажура, - сказала я.
- Ну, что  вы выдумываете? – недовольно возмутился отец.
          Мы замолчали. Не стали развивать эту тему и портить ему настроение. Но напряжение уже повисло в воздухе.
          Звонок в двери. Пришел сын.  С порога радостно поприветствовал отца. Остановился в проёме двери, заглядывая в комнату, сказал:
- С праздником тебя, батяня! Здоровья тебе крепкого, счастья!  Пауза.
- А чем это у вас так воняет?
          Мы с мамой переглянулись, едва сдерживая глупые улыбки. Я замерла, с  жалостью посмотрела на отца.
          Он подскочил на диване. Сомнений не осталось и у него об источнике зловония. Быстро встал и буквально выбежал из квартиры.
          Сын стоял обалдевший, не понимая, что произошло. Почему такая реакция? Мы с мамой рассказали ему предысторию событий.
          Злополучную лампу я вынесла на балкон, потом она перекочевала в гараж.
          А вспомнилась мне эта история после показанного сюжета по телевизору, как поздравляли ветеранов в праздник 9 Мая. Собрали стариков в школе для вручения грамот, подарков. Почему-то зал для поздравления выбрали на третьем этаже школы. Все возмущались. Нужно было подниматься по лестнице, чтобы в каких-то бумагах расписаться за полученные подарки. Как они шли, наши старики! Как на взятие Рейхстага! Душе хотелось праздника! Вот только на просмотр праздничного концерта сил у них уже не хватило.
          История  с лампой произошла ещё в Советском Союзе, который сейчас ругать модно. А эта – в наше время. Может дело в чём-то другом?