Бойцам невидимого фронта...

Борис Ящук
     В    эти дни  мои боевые соратники торжественно отмечают годовщину Войск Противовоздушной Обороны,  Большинство моих однокашников отдали Родине десятилетия  верного служения . Небо Родины было    надёжно прикрыто благодаря высокому мастерству    дежурящих зенитно-ракетных дивизионов.Многие мои друзья прошли этот путь , были неоднократно отмечены наградами отечества, достигли высоких командных постов и  воспитывают  целую плеяду молодых защитников неба Отчизны.
             Оглядываясь на пройденный полувековой путь, не могу не отметить громадный вклад  в дело охраны неба  простых моих друзей – скромных   создателей  оборонных комплексов- конструкторов, настройщиков и испытателей   радиолокационного оборудования.    Так  случилось, что и мне пришлось испытать себя в этой ипостаси. Весь трудовой путь  на этом поприще   прошла и моя жена.  Не считаясь ни с чем , мы работали на оборону, порою неделями не выходя из лабораторий. Вели каждый блок аппаратуры от настройки до сдачи в войска. Следили   за своими детищами в разных условиях – тряска.тепловые и морозные удары, песчаные бури и морская   влага . Но мало кто знает, через что прошли человеческие организмы при создании такой техники.   Излучение   СВЧ   устройств  пагубно влияет на человеческий организм . В этом мы убедились воочию. Несмотря на меры безопасности: защитные очки и халаты из ткани, сплетённой с микроволокнами из меди, многие регулировщики  аппаратуры поплатились здоровьем и своей жизнью. На моей практике люди умирали на рабочих местах или в спецклиниках  .       Когда  рабочие этой отрасли поднимали вопрос о вредном производстве, в ответ создавались комиссии, которые обследовали рабочие места лабораторий.  Обычно плотность  облучения проверяли прибором «Медик»  Основную его часть составляют  рупоры  с болометрической головкой. Калиброванная  головка  давала истинный     уровень облучения.  Однако стоит   кончиком пальца щёлкнуть по головке. И  он  уже даёт   безопасный   уровень облучения.

            Комиссии удалялись с заключением об отсутствии  вредного облучения. Многие годы рабочие оборонной радиопромышленности вели тяжбы  в свою защиту и  признание нашей профессии    вредной с повышенной опасностью.  Шли годы и все смутьяны кончали свой жизненный путь из-за облучения. Что  самое странное – то , что все они самозабвенно любили свою профессию, отдавали ей свой ум, энергию и   молодой  задор.   Из мне известных сотен  моих товарищей  на сегодняшний день остались в живых единицы.  Вот почему  я  низко кланяюсь целой армии   бойцов невидимого фронта. Они тоже верно служили Родине.   
                P.S.   Многим  моим   современникам  давно известна  бытовая  микроволновая печь. Очень удобная вещь.   Помню на одном из армейских  полигонов нам каждый день приходилось измерять мощность радиолокационного  передатчика.  Если  в  этот  момент переключить мощность  на измерительный  волновод, установленный  на    него  лоток  сырых куриных яиц   в мгновение   становился      лотком  с яйцами, печёными  вкрутую.