В Багдаде всё спокойно! или Похороны двойки

Вячеслав Лысак
 
 
   Алёша пошёл в первый класс, и у него появились новые друзья: Миша Харченко и Саша Реус. Теперь Алёшина жизнь была не столь беззаботна, как до поступления в школу. Надо было выполнять домашние задания, писать контрольные работы по математике, диктанты по русскому языку. И всё это надо было делать хорошо или отлично, чтобы не расстраивать маму!
   У Миши с Сашей были те же проблемы: приносить домой в дневнике тройки и двойки им не рекомендовалось. За такие оценки можно было лишиться желанной прогулки во дворе после школьных занятий! Но пока учёба всем троим давалась сравнительно легко, и поэтому даже тройки редко появлялись в их тетрадках и дневниках.
   Когда в классе ученики писали контрольную работу, Алёша с Мишей и Сашей, как правило, заканчивали решать задачки и примеры раньше всех, и учительница выпускала их досрочно на перемену. Вот и сейчас ребята освободились раньше остальных и спускались в школьный двор, нетерпеливо расспрашивая друг друга о результатах контрольных заданий. Убедившись, что итоги задачек и примеров у них сходятся, мальчишки вздыхали с облегчением (пятёрки всем обеспечены!) и в приподнятом настроении рассказывали друг другу о последних новостях и событиях.
   Миша Харченко торопился пересказать друзьям содержание фильма "Волшебная лампа Алладина", который смотрел накануне. Он всё время сбивался, перескакивал с эпизода на эпизод, из-за этого Алёша с Сашей ничего не могли понять! Миша не запомнил имён главных героев, поэтому он говорил:
   - А тот, который с бородой, ка-а-ак даст тому, который тоже с бородой, только покороче! А потом они как погонятся за этим... ну, у которого лампа, да так они все и попадают! Смешно, правда же?
   Его друзья вежливо улыбались, хотя из рассказа Миши ничегошеньки не поняли! Одно лишь им было ясно, что сказка - про джина, жившего в лампе, а в конце фильма все герои хором напевают весёлую песенку: "В Багдаде всё спокойно, спокойно, спокойно!" Песенка им очень понравилась, и они принялись её напевать втроём, положив руки на плечи друг другу и устроив маленький хоровод. Слова этой песни как нельзя лучше отражали их безмятежное настроение после удачной контрольной по математике!
   На следующей перемене, после урока русского языка, ребята опять собрались вместе, но Миша с Сашей обнаружили, что от Алёшиного хорошего настроения не осталось и следа. Он не улыбался шуткам товарищей и с тревогой о чём-то размышлял.
   - Алёшка, ты что невеселый? - спросил его Саша.
   Алёша сморщился, как от зубной боли, и сказал:
   - Анна Владимировна мне пару поставила за домашнее задание по русскому... У меня двоек никогда ещё не было! Как маме об этом сказать?
   - Да, - посочувствовал Миша, - это тянет на два наряда вне очереди!
   - Какие ещё снаряды? - не понял его Саша и глупо улыбнулся.
   - Не "снаряды", а "наряды"! - объяснил Миша. - Я когда тройбан домой приношу, отец мне наказание назначает - наряд вне очереди, как в армии говорят. Посуду мыть после ужина заставляет!
   - И ты её сам моешь? - испуганно спросил Алёша. - Ты умеешь сам мыть посуду?
   - Запросто! - воскликнул Миша. - Только мне не нравится, конечно...
   - А как же ты умудрился в домашнем задании столько ошибок понаделать? - недоумевал Саша.
   - Да вот, умудрился! - грустно признался Алёша. - Я в тот вечер сборкой самолёта занимался, Ан-24 надо было собрать, а мама пришла вечером поздно, уроки мои проверить не успела...
   - А ты нам дашь на твою двойку посмотреть? - спросил Миша.
   - Смотрите, мне не жалко, - чуть не плача, соглашался Алёша, - после уроков покажу.
   После занятий они зашли в школьный сад и там, на лавочке у забора, стали рассматривать Алёшину двойку.
   - Жирненькая! - облизываясь почему-то, воскликнул Миша. - Такую не исправишь!
   - Да ты что! - возмутился Алёша. - Я отметки исправлять не собираюсь!
   - Да это я так, просто сказал, - оправдывался Миша. - Мы ведь всё равно не смогли бы её исправить, у нас нет таких красных чернил, как у Анны Владимировны!
   - Я домой не пойду, - мрачно сказал Алёша, - буду жить здесь, в саду, пока не очень холодно.
   - Мама твоя тебя всё равно найдёт! - возразил Саша. - Она же не маленькая...
   - А ты сколько тетрадей по русскому уже исписал? - спросил вдруг Алёшу Миша.
   - Эта - вторая, - равнодушно ответил Алёша.
   - А первую куда дел? - не унимался Миша.
   - Выбросил, конечно! - пожимал плечами Алёша. - Она ведь закончилась!
   - Так ведь эта - тоже заканчивается! - радостно закричал Миша. - Всего полторы странички осталось, смотри!
   - Ну и что? - никак не мог понять его Алёша.
   - А то! Ты можешь эту тетрадку спокойненько выбросить и завести новую! - довольно потирал руки Миша. - Понял теперь?
   - Понял-то понял, - возразил Алёша, - но куда я её выброшу! Мусорное ведро у нас всегда мама выносит, она может тетрадку обнаружить, и тогда...
   Алёша в ужасе зажмурил глаза, представив себе на минутку, что будет, если мама узнает о его обмане. Она перестанет с ним разговаривать!
   - Ну, тогда выбрось тетрадку в мусорный бак здесь, в школе, - предлагал опять Миша. - Ведь в этот мусорный бак мама твоя не станет заглядывать!
   - Из этого бака тетрадь может достать дворник Иван Павлович, - вступил в разговор Саша. - Он отнесёт тетрадку Анне Владимировне, а та покажет её Алёшиной маме, и тогда...
   Что будет тогда, Алёша даже представлять не стал. Этот вариант был ещё хуже!
   - А давайте, мы похороним Алёшину тетрадку! - предложил Саша. - Ведь мёртвых из могил никогда не выкапывают?
   - Нет! - согласился Миша.
   - А что я скажу маме? - опять спросил Алёша. - Что тетрадка умерла?
   - Да нет, ты просто скажешь ей, что тетрадка закончилась, и ты её выбросил! - убеждал теперь Алёшу Саша. - Ведь о первой тетрадке она тебя не спрашивала, не разыскивала её?
   - Нет, - в раздумье подтвердил Алёша.
   - А тогда почему она должна спрашивать про вторую?! - продолжат убеждать друга Саша. - Заведи новую тетрадь и сразу же сделай в ней сегодняшнее домашнее задание! А старую тетрадь уж точно никто не найдёт, если мы её похороним!
   Эта идея понравилась Алёше. "Главное, что мама не узнает, - думал он, - и не будет расстраиваться! А я никогда больше двоек получать не буду!"
 
   Хоронить Алёшину тетрадку друзья отправились на огороды за школьным садом. Копать ямку они собрались Мишиным перочинным ножиком. Сначала они хотели копать в непаханом месте, но прочный дёрн не поддавался, поэтому "могилку" вырыли прямо в грядке, среди засохших помидорных кустиков. Яму, как им показалось, они выкопали глубокую, чтобы тетрадка не обнаружилась при вскапывании огорода. Сверху тетрадки они ещё камушков наложили - для надёжности.
   - Всё! - радостно воскликнул Миша. - Тетрадка твоя, Алёшка, захоронена навечно!
   Они утрамбовали землю на разрытом месте, насыпали сверху сухой ботвы, и, довольные, отправились домой. У Алёши отлегло от сердца, и он вместе с друзьями ещё раз с удовольствием пропел понравившуюся им песенку: "В Багдаде всё спокойно, спокойно, спокойно!"
   Дома он первым делом нашел новенькую тетрадку в линейку и сразу же сел выполнять в ней домашнее задание. Он очень старался и не допустил ни единой помарки! К маминому приходу все уроки были сделаны. Мама похвалила Алёшу, особенно за аккуратно выполненное задание по русскому языку. Про старую тетрадку она даже не спросила! После этого Алёша перевёл дух и, совершенно счастливый, отправился во двор к товарищам - "носиться".
 
   С тех пор прошло две недели, и Алёша о похороненной тетрадке почти не вспоминал. Учился он хорошо, троек и двоек домой не приносил. Однажды он сидел вечером за своим столом и решал примеры по математике, как вдруг услышал, что к маме пришла какая-то незнакомая подруга. Алёша никогда еще не слышал её голоса у них в доме. Мама пригласила подругу на кухню, сначала они говорили о женских делах, покупках, а потом незнакомая тётя рассмеялась и стала громко рассказывать о "кладе", который обнаружила, перекапывая на зиму свой огород...
   Услышав слово "тетрадь", Алёша всё понял и похолодел от ужаса до мизинчиков на ногах. Он услышал огорченные возгласы и причитания мамы, подруга её пыталась успокаивать:
   - Да тут всего-то одна двойка, остальные-то отметки, смотри, - пятёрки и четвёрки! Мой Васька, вон, одни трояки и пары приносит!
   Алёша сидел, не шелохнувшись, он и не заметил, как уже в десятый раз обводил в тетрадке по математике одну и ту же цифру...
   И вот мамина подруга ушла, хлопнула входная дверь... Мама вошла в комнату и молча положила на Алёшин стол испачканную глиной, влажную тетрадку, чернила на ней расплылись, но фамилия их прочитывалась без труда...
   - Мама, это меня мальчишки подговорили! - побелевшими трясущимися губами вымолвил Алёша и заплакал. - И ещё я очень не хотел тебя расстраивать!
   - Мама пристально посмотрела на Алёшу и сказала:
   - Товарищей выдавать - последнее дело! А расстроить ты меня всё равно расстроил, теперь-то ты это понимаешь? Наказывать я тебя не буду, ты уже и без того наказан: вон как трясешься весь! Ты только запомни, пожалуйста, на всю жизнь: правда всегда вернее обмана! Кто с правдой дружит, тому бояться нечего и некого!
   Она и в самом деле не стала наказывать Алёшу и даже папе не рассказала о случившемся. На улицу Алёша в тот день не пошел сам, ему было очень стыдно, а играть и носиться с товарищами совсем не хотелось.