Быкова Татьяна рассказ Подарок к Рождеству

Бийск Литературный
БЫКОВА Татьяна Васильевна Рассказ ПОДАРОК К РОЖДЕСТВУ

ПОДАРОК К РОЖДЕСТВУ
Рассказ

     Вода в кастрюле закипела, и Анна Петровна закрыла кран  газовой горелки. Залила кипятком смесь из комбикорма и картофельной шелухи, поставила её томиться на печь. Присела на табурет возле стола и посмотрела в окно. На улице занимался рассвет, и видно было, как крупные снежные хлопья лениво падали на землю, маскировали ямы и выбоины на дорогах белым покровом.
     «Надо почистить дорожки от снега, – озабочено подумала Анна Петровна. Еще одна забота накануне Нового Года. Если бы Федор не хворал, то он бы занялся этим делом, а то придется самой лопатой махать». Накануне звонила дочь, приглашала в гости на Новый Год. Она бы пошла с удовольствием, посидела за столом с дочерью и зятем. Порадовалась бы за внучек, понянчилась бы с правнучкой – Дашунькой. Да как оставишь без присмотра захворавшего мужа, Фёдора Степановича, у которого обострился застарелый ревматизм? Да и скотина: куры, гуси, две свиньи, коза – тоже внимания требуют. Со всеми заботами-хлопотами приходиться управляться самой, а на это много времени уйдёт. Ничего, отметят они с Фёдором Новый год вдвоём. Посидят за столом, выпьют наливки за здоровье дочери, зятя, сына со снохой, внучек и правнучки, телевизор посмотрят. Младший сын с женой в городе живут, справно, богато, только не дал Бог им детей. Зато дочке повезло: двоих внучек народила, недавно старшая внучка  дочку родила. Младшая внучка в прошлом году подарила им дорогой подарок – мобильный телефон. Занятная вещь этот телефон: без проводов, а разговаривать по нему можно  хоть с роднёй в посёлке, хоть с сыном в городе. И пользоваться им оказалось  нетрудно. Время на нём можно посмотреть, и как будильник он может работать. Сосед говорит, что по нему можно песни слушать, только зачем им эта забава, когда есть радио и телевизор.
На печи  забулькало варево. Анна Петровна  помешала его деревянной лопаткой. Сняла бак с плиты и отнесла в сени – остужаться. На освободившееся место поставила кастрюлю с мясом и села чистить картошку. К вечеру она приготовит гуляш с толчёной картошкой, а соленья и наливку достанет из подполья вечером.
   На кухню, шаркая ногами, прошёл Фёдор. Кряхтя, опустился на табурет, посмотрел в окно.
    - Однако добавится тебе работы сегодня, мать, – сочувственно произнес он. – Вон  как снег наметает, словно годовой план по снегосбросу  погода решила за день выполнить. Но ничего, нынче техника мощная пошла – быстро дорогу расчистят. Только во дворах придется лопатой помахать.
    - Поняла уже, как утром в окно взглянула, – обречёно вздохнула Анна Петровна.
    - А знаешь что, Аннушка, налей-ка нам с тобой по стопочке наливки, Новый год всё же сегодня, – предложил муж.
    -Так ведь, он вечером будет, а ты с утра напиться хочешь. До ночи не дотянешь – спать свалишься, – проворчала Анна Петровна.
      - Не бойся за меня, Аннушка, продержусь! – рассмеялся муж. – Праздник, ведь, сегодня, а он должен быть на душе и в желудке.
     Анна Петровна, тихо ворча, встала с табурета и прошла к буфету. Достала с верхней полки графинчик с наливкой и две стопки. Поставила их на стол. Достала из холодильника сало, маринованные огурцы, из хлебницы – хлеб. Пока она резала сало и хлеб, Фёдор Степанович разлил тёмно-вишнёвую жидкость по стопкам.
    - За здоровье, и чтобы не было войны, – произнёс он ставший  уже привычным за многие  годы тост.
   Анна Петровна пила наливку маленькими глотками, чувствуя, как по телу разливается приятное тепло.
   -  С плитой нашей опять что-то случилось. Открываю кран на баллоне полностью, а пламя совсем чуточное, – пожаловалась она мужу.
    - Может газ  в баллоне на исходе? – предположил Фёдор Степанович.
    - Нет, три дня назад зять новый привёз, – возразила старушка. – Старая она у нас. Видать, снова горелки засорились, в ремонт везти нужно. Заменить бы её  на новую, да денег нет. Наталья обещала собрать деньги в складчину с внучками и купить нам плиту. Да вот не знаю, смогут ли? – сокрушилась Анна Петровна.
 - Не расстраивайся, мать, будет тебе к лету новая плита, – приободрил супругу Федор Степанович. – Продадим гусей, поросят – будут деньги. А сейчас и на печке готовить можно. Давай лучше выпьем еще по стопочке наливки и займемся делом. Новый год нынче!
 - А давай, – повеселев, согласилась с ним супруга. – Варево уже, наверно, остыло, пора кормить скотину.
   Федор Степанович разлил наливку по стопкам, выпили, закусили солониной и салом. Анна Петровна, надев фуфайку и полушалок, вышла в сени.
   Зимний день короток. Только дождешься рассвета, а уже незаметно подкрались серые сумерки, мгновенно переходящие в темноту звездной ночи. А ночь-то нынче особенная – Новогодняя!
   В десять часов вечера супруги сели за праздничный стол, на котором стояли миски с солониной: огурцами, помидорами, грибами –  разрезанный на куски домашний холодец, розовое с прожилками мясо, сало и тушеная с мясом картошка. Почетное место среди этого великолепия занимал графинчик с наливкой. Позвонила дочь. Поздравила стариков с праздником, пожелала здоровья и веселья. Переговорили с зятем, внучками, даже маленькая Даша что-то пролепетала в телефон. От такого внимания на глазах у Анны Петровны выступили слезы, и она передала трубку мужу. Федор Степанович тоже выслушал поздравления и расчувствовался. Потом позвонили сын со снохой и тоже поздравили стариков с праздником.
     Наконец, супруги сели за стол. Выпили за здоровье и благополучие детей, внучек и правнучки. Разговорились о прошлом, вспоминая светлые, а иногда курьёзные, случаи из своей долгой совместной жизни. После того, как они послушали по телевизору поздравление президента страны своему народу, Фёдор Степанович задремал, а Анна Петровна не могла уснуть. Она, закутавшись в шаль, прилегла на диван и стала смотреть музыкальную программу, где молодые исполнители пели любимые песни их молодости и зрелости.
    Неожиданно во дворе залаяла их собака, Курай, и в дверь кто-то постучался. Озабоченная столь поздним визитом нежданных гостей Анна Петровна, накинув на голову шаль, вышла в сени.
     -   Кто там? – спросила она.
     - Откройте, пожалуйста, я замёрз, – послышался за дверью незнакомый мужской голос.
     Без колебаний старушка отодвинула засов и открыла входную дверь. Снаружи стоял незнакомый парень лет тридцати, одетый в рубашку и брюки.  И это когда на улице мороз градусов двадцать! Он стоял, скрестив на груди руки, обхватив ими плечи, и сильно дрожал.
     - Бабушка, впусти погреться, совсем замёрз, – попросил он, стуча зубами от холода.
    - Заходи, заходи, погрейся у печки, – предложила старушка, впуская парня в дом.
    Парень, словно загулявший ночью и замёрзший под утро кот, быстро юркнул в тёплое помещение. Старушка закрыла дверь на задвижку и прошла на кухню. Незнакомец стоял у печки и грел руки над раскалённой плитой. Он довольно улыбался.
     - Как ты здесь оказался? Почему раздетый? – учинила ему допрос Анна Петровна.
     - Приехал к армейскому другу на Новый год. Хорошо выпили. Вышел в уборную, а потом побрёл куда-то. Не помню уже зачем, вот так и заблудился, – охотно пояснил незнакомец.
     - А где живёт твой друг? – продолжила допрос старушка.
     - На Краснооктябрьской.
     - Далеко! – сказала  Анна Петровна, прикинув, что до названной улицы километра два будет. – Как зовут тебя, сердешный?
      - Пётр.
      - А меня Анной Петровной.
      -  Вот и познакомились, – парень улыбнулся доброжелательно.
      - Может, зайдёшь в горницу? У меня там ещё наливка осталась. Поди, сильно замёрз? Не помешает и изнутри согреться? – поинтересовалась Анна Петровна.
      - Не откажусь! – согласился Петр.
Они зашли в комнату, где на кровати спал, постанывая, старик.
    - Это мой муж, Фёдор Степанович, – пояснила хозяйка. – Он сегодня выпил лишнее, теперь его до утра не добудишься. А ты садись к столу, не стесняйся, – предложила она гостю.
    Они сели за стол. Анна Петровна налила настойку в стопки и предложила Петру отведать разносолов. Гость не стал отказываться и положил себе в тарелку холодец и маринованные огурцы с помидорами. Они выпили содержимое рюмок, и парень с аппетитом стал поедать положенную в тарелку закуску. Попутно  поведал о себе и сегодняшних злоключениях.
    С Андреем Степановым  он познакомился в Чите, куда их, необстрелянных новобранцев, привезли для обучения военному делу. После  их направили служить в Чечню. Им пришлось участвовать в военных операциях, многое пережить хорошего и плохого, а главное – крепко сдружиться. После демобилизации Андрей вернулся на родину, в их поселок, а Пётр решил навестить девушку, с которой познакомился по переписке. Так он оказался в  Калининграде, да там и остался. Занялся доходным, но опасным бизнесом – перегонять иномарки из-за границы по России. Были в его работе сложные и опасные для жизни моменты, но судьба к нему милостива: беда обходила его стороной. Вот в этот раз фортуна помогла ему.
   Анна Петровна тоже рассказала Петру о своей жизни, о муже, сыне и дочери, не забыла похвалить внучек, даже о маленькой Даше  замолвила доброе слово. В ходе беседы у неё возникло чувство,  что  общается она не с чужим человеком, а дальним родственником, с которым не виделась много лет, и вот судьба свела их,  чтобы поделиться душевным теплом. Она сходила на кухню, подбросила уголь в  печь. Вернулась в горницу с полным графином наливки. Пётр смотрел на экран телевизора, но по лицу было видно, что он чем-то озабочен.
   - Анна Петровна, может, у вас найдётся  лишняя куртка и шапка?  Андрей, наверное, меня уже ищет, беспокоится, не знает, что я у вас сижу, – попросил он хозяйку.
   - Куда ты пойдёшь? – возразила старушка. – Лучше позвони другу и скажи, что находишься у нас, а утром он тебя сам заберёт, – предложила она.
   - Неплохой вариант! – обрадовался Пётр.
    Старушка протянула ему сотовый телефон, с гордостью сообщила, что это подарок младшей внучки. Пётр похвалил ту за внимание к нуждам бабушки, и быстро набрал номер. Вскоре ему ответили. Пётр сообщил, что жив и находится по адресу…  Он вопросительно взглянул на старушку, и она продиктовала адрес. Пётр повторил его. Друзья договорились, что Андрей заедет за Петром утром. Пётр передал Анне Петровне телефон, и она услышала в трубке мужской голос:
    - Анна Петровна, это Андрей, поздравляю Вас с Новым годом. Спасибо, что приютили Петра. Я заеду за ним утром. Ещё раз поздравляю Вас с праздником и желаю крепкого здоровья и счастья.
    - Спасибо, – растроганно поблагодарила старушка.
    - Теперь можно ещё по рюмочке наливки выпить! – повеселевшим голосом сообщил Пётр. – Замечательная у вас наливка, Анна Петровна, крепкая и сладкая.
   - Спасибо, сынок,  – расчувствовалась старушка.
   От сытного ужина и выпитой наливки Анна Петровна задремала на диване. Проснулась она, когда за окном было совсем светло. Старушка села  и осмотрела комнату: посуда со стола убрана, а Фёдор  Степанович устроился у окна и подшивал валенки.
  - А где же  Пётр? – удивлённо спросила она у мужа.
  - Уехал. Андрей Степанов за ним на «Жигулях»  приехал, – пояснил муж, не поднимая головы. – Хороший он парень, Пётр, добрый и рукастый.  Золу из печки выгреб и разжёг по-новой.  Дроблёнку для скотины сварил. Ну, и выпили мы с ним  маленько.
  - Значит, познакомились? – удовлетворённо отметила Анна  Петровна. Она только сейчас ощутила укор совести в том, что не познакомила мужа с ночным гостем.
  - Да уж, познакомились, – тихо рассмеялся муж. – Просыпаюсь, смотрю, а за столом мужик незнакомый спит. Мандраж меня пробил. Хотел встать, а не могу: ноги ватными стали. И кричать не могу, словно кто-то горло перехватил. Замычал только. Он  голову от стола поднял  и ко мне двинулся. Думаю всё – конец мне пришёл! А он подошёл к кровати и шепчет, что бы я не пугался, что он заблудился в посёлке и попал к нам случайно. Помог подняться с кровати и к столу отвёл. Наливочку в стопки налил. Выпили с ним. Так и познакомились.
    - У вас, мужиков, всё через стопку решается, – беззлобно проворчала старушка, вставая с дивана.
    - Дак, ведь праздник – Новый год! – оправдался Фёдор Степанович.
    - Что-то  разморило меня вчера от наливки. Вот, ведь как неловко вышло: чужой человек за меня утром работал, а я спала, – подосадовала Анна Петровна.
    - Ничего, мать, раз в год можно и подольше поспать, – успокоил её муж. – Главное, что скотина накормлена, и с хорошим человеком познакомились.
   - Правда твоя, дед, честный и душевный он человек – Пётр! – согласилась с мужем Анна Петровна.
   - Только чудно как-то получилось: забрёл к нам человек под Новый год раздетый, мы его работать заставили.
  - И чего только в праздники не случается, когда лишку выпьешь. Хочется  покуражиться, а пьяному, как известно, «море по колено», – пояснил муж. – А помочь со скотиной он сам предложил. А ты, Аннушка, молодец, не дала парню замёрзнуть, в дом впустила.
 - Жалко его стало, когда он на улице стоял, весь посиневший и трясся от холода, – с улыбкой вспомнила  Анна Петровна.

* * *
  Вечером к старикам в гости пришла дочь с зятем. За столом Анна Петровна рассказала родным о произошедшем ночью знакомстве.
   - Какая же ты, мама, доверчивая, оказывается! – упрекнула старушку дочь. – Впустила домой незнакомого  парня, а вдруг бы он вором оказался? – Позвал бы дружков-подельщиков, они бы могли из дома вынести всё ценное, а вас бы избили или убили. Сколько о таких случаях по телевизору показывают и в газетах пишут!
   - Да у нас-то и ценного ничего нет, – стала оправдываться перед дочерью Анна Петровна.
   - Кончай, Галина, жуть нагнетать! – высказал своё мнение зять Михаил. – Я что-то не помню, чтобы в нашем посёлке стариков грабили. Случалось, что алкаши друг у друга вещи из дома тащили и на самогон  меняли, но у  стариков никогда не воровали.
  - Так то свои, а тут приезжий человек. Пойди, пойми, что у него на уме! – осадила его жена.
  -  Перестаньте  чушь молоть! – вмешался в разговор Фёдор Степанович. – Пётр – хороший парень. Он мне по хозяйству помог и денег немного дал на опохмелку. Давайте лучше выпьем за Новый год  и, чтобы жить нам не с опаской, а с открытым сердцем.
      Он легко встал со стула, словно не лежал на кровати неделю, мучимый тяжелыми болями в пояснице, поднял свою стопку. Нехотя поднялись и остальные участники застолья. Молча выпили содержимое стопок. Вновь сели за стол. Дальше заговорили о погоде, планах на весну, о внучках и о маленькой Даше.

* * *
В нескончаемых в домашних хлопотах и заботах пролетели первые январские дни. В сочельник, накануне Рождества, утром залаял Курай. Анна Петровна выглянула в окно. По утоптанной в снегу тропинке, протянувшейся от дома до входных ворот, шел Петр вместе с незнакомым парнем. Они несли большую коробку. Старушка накинула на голову шаль, сунула ноги в валенки, надела шубейку и поспешила навстречу к гостям. Петр увидел спешившую хозяйку, поставил на снег коробку и обнял старушку как родную.
   - Вот, Анна Петровна, подарок вам к Рождеству! – пояснил он, улыбаясь. – А что Фёдор Степанович всё ещё болеет или уже поправился?
  - Слава Богу, выздоровел, сейчас выйдет, – ответила старушка.
   Она оглянулась назад и увидела стоящего в дверном проёме мужа. Пётр подошёл к хозяину дома и поздоровался с ним по-мужски, за руку. Они о чём-то переговорили, и Пётр вернулся назад. Вместе с напарником подняли коробку и отнесли её в дом. Анна Петровна шла за парнями, и в её душе перемешались потоки разноречивых чувств: радость от встречи с Петром, любопытство и почему-то неловкость перед незнакомцем.
   Мужчины поставили коробку на кухне и быстро распаковали её. Старушка ахнула от восхищения, увидев великолепную газовую плиту с тремя конфорками.
  - Как Вам, Анна Петровна, нравится мой подарок? – любуясь плитой, спросил Пётр.
  - Так она же уйму денег стоит! Что же  ты, Пётр, так  деньгами  соришь? – упрекнула парня старушка. – Нет, не могу я принять такой дорогой подарок! – решительно запротестовала она.
  Пётр подошёл к старушке и обнял её за плечи.
  - Анна Петровна, Вы мне жизнь спасли, когда впустили в дом. А свою жизнь я  очень ценю. Эта плита стоит копейки, по сравнению с тем, что я зарабатываю. Поэтому, прошу, не откажите мне в удовольствии, примите подарок. А нас с Андреем, – он кивнул в сторону напарника, – угостите вашей замечательной наливкой.
  - Верно  говорит Пётр, – вмешался в разговор муж. – Что мы людей на кухне держим? Приглашай, Аннушка, гостей в горницу, заодно и покупку обмоем.  Подмигнул он Петру.
 -  Уговорили, черти, принимаю подарок! – сдалась Анна Петровна. – Проходите в горницу, сейчас стол накрою.
    Парни не заставили себя долго упрашивать, повесили куртки на вешалку и прошли в комнату. Разомлев от наливки и сытой закуски, мужчины разговорились о политике. Анна Петровна несколько раз выходила на кухню, чтобы полюбоваться черным, с синеватым отливом чудом бытовой техники, которое гости установили на месте старой газовой плиты.
    После этого случая, Анна Петровна, когда выезжает в город, всегда заходит в церковь и ставит свечку перед образом Николая Чудотворца. Молится она не только за здоровье своих родных, но и за Петра. Анна Петровна уверена, что ее молитвы помогут тому в его трудном и опасном деле, оградят от лихих людей и несчастий в дороге. Потому  что добрым людям Бог всегда помогает.