05-16. Паша, как проблема

Маша Стрекоза
В августе того же года в Ленинград из Германии на свои каникулы прилетел Паша.  Прямо с аэропорта он прибежал к Маше и почти весь месяц не отходил от нее ни на шаг.  Паша сильно вытянулся, уже значительно перерос меня и даже своих бывших одноклассников-мальчишек, но остался таким же открытым и искренним, как и раньше.  Он столь же охотно и живо, как  и с  Машей, делился со мной и мамой своими рассказами о Германии, чувствовал себя по-прежнему непринужденно: я с ним тоже была сама собой и не стремилась играть какую-либо роль: мы оба говорили попросту, все, что шло в голову. Именно это Пашино качество больше всего импонировало мне в нем. Подарки Маши снова привели меня в состояние шока: это были, по моим представлениям, очень дорогие вещи: импортный фотоаппарат с автоматической наводкой, плэер, зонтик, модные обновки для Маши, хорошая косметика... От мальчишки,  который еще по сути не работал, получать такие подарки было просто неприлично!

Подарки меня связывали: неизвестно, как в будущем сложатся их отношения с Машей, а мы уже были завалены их благотворительностью. Для нас эти вещи были слишком дорогими, как бы дешево (со слов Паши) ни стоили они там,  в Германии,  где их в отличном состоянии можно было приобрести в комиссионных  магазинах. В  глубине  моей  души зрела и восставала другая мысль:  моя бабушка в свое время почти погибала от голода  в Ленинграде, оккупированном немцами, а теперь ее правнучка радуется даровым подачкам с барского стола потомков тех самых немцев...  Как другим - не знаю,  а  для меня это не могло не создавать серьезную проблему.

Все было не так просто. Всматриваясь в обоих Добрусиных, я видела, что для них крайне важно, что они могут здесь кому-то быть нужными, могут радовать, что они - все еще желанные гости в стране, из которой сбежали в самое трудное для нее время. Да и за Пашиным внешним благополучием проглядывала грусть: я видела, как он жадно  рвется к своим бывшим российским друзьям, как ищет в них внимания к себе, как старательно обзванивает тех, кто за эти годы уже успел порядком позабыть о нем. Из-за незнания  немецкого языка Паша отстал в своем тамошнем образовании от Маши и ее одноклассников на целых два года, трудно привыкал к немецкой  речи, никак  не  мог  принять  образ жизни и привычки его новых сверстников, во многом не похожих на наших ребят, ленивых и бесшабашных, но зато более открытых и не таких прагматичных, как немцы. Откажись я решительно от всех подарков Пашиной семьи,  я невольно причинила бы ему непоправимую боль, и этого нельзя было не  учитывать.  Кроме  того,  играл и мой материнский эгоизм: Александр Михайлович организовывал для Маши и Паши  прекрасные поездки по городу  на  своем автомобиле, ходил  с  ними  в музеи наших пригородов - в Петродворце, Павловске и Пушкине, показывал  ночью разведенные  мосты  на  Неве. Всюду  у  него  были  свои  люди,  полезные знакомства, возможность увидеть то, что было недоступно обычным способом, например, слазить ночью в машинную часть разведенного Литейного моста и прослушать рассказ об  устройстве  этих  уникальных механизмов! Да и экскурсии в музеи петербургских пригородов, включая дорогу в оба конца, по тем временам стоили немалые деньги:  едва ли я была способна показать  все это Маше самостоятельно!

Паша по-прежнему воспринимался мною почти, как собственный сын или достаточно близкий мне человек, за исковерканную судьбу которого я продолжала переживать. Особенно сильно это проявилось во время зачисления Маши в ее  Педагогический институт, рассказ о котором еще ожидает моего читателя. Паша, прилетевший к ней в это время в Ленинград, сопровождал нас во всех  волнительных  для нас этапах вступительного конкурса. С немалым удивлением, я заметила, как искренне и горячо, как за очень близкого ему человека, он переживает за Машу, как сильно желает ей успеха!  И это при том,  что Валера - ее собственный отец,  в это время даже не  удосуживался позвонить  нам  и поинтересоваться,  как идут дела, понятия не имел ни о сумме набранных Машей баллов, ни об ожидаемых в том году проходных. Именно с  Добрусиными - отцом и сыном,  мы с мамой праздновали за семейным столом Машино зачисление, и этот факт до сих пор кажется мне более значимым, чем все дорогие подарки, полученные нами от этой удивительной семьи!

С каждым новым, августовским приездом Паши в Петербург стоимость привозимых  им подарков росла (Паша, помимо получаемого пособия, начал зарабатывать там,  продавая газеты и присматривая за чужими детьми), а ощущение, что на моей шее затягивается петля - пусть красивая, удобная, но все же, петля, усиливалось. Перед семьей Добрусиных не стояло вопроса, где  Паша  будет жить в дальнейшем - в России или в Германии, и почему-то наличествовала полная убежденность, что каждый  здравомыслящий  человек почитает  за счастье возможность переезда за границу, где все так хорошо, по сравнению с нашей Россией.  Мне же мысль,  что  моя  дочь  когда-нибудь будет жить за границей, а мои внуки родятся иностранцами, дурно говорящими на своем родном языке, казалась дикой. Тем более, трудно было представить себе такой страной именно Германию. Как я не могла понять Добрусиных, так и они не понимали меня или, хуже того, предполагали, что мое словесное нежелание ехать к ним или отпустить туда Машу - не более, чем женская хитрость, кокетство или  лицемерие...  Умом понимая правомерность их космополитизма, я не чувствовала его правоты сердцем, тем более, не желала Пашиной доли для Маши, хотя  и  хотела, чтобы  она  смогла  когда-нибудь повидать мир и пожить обеспеченно.

Другая и, может быть,  более  важная  проблема  состояла  в  самом характере  их  взаимоотношений.  Маша  явно не казалась в него влюбленной, относилась к Паше  чисто  по-дружески и очень несерьезно, да и Паша, несмотря на множество его громких признаний,  вздохов и обещаний, вел себя весьма своеобразно. Он оставался таким же взбаломошным мальчишкой,  легко отвлекающимся на  все  новое  («на  что  смотрю,  о  том пою»), легко вписывающимся в любую компанию Машиных новых друзей и не  проявляющий  при этом  никаких  внешних признаков того, что обычно сопровождает серьезное чувство:  ревности,  желания побыть только вдвоем с  Машей,  романтических порывов,  особого  блеска  в  глазах  и необъяснимой тоски.  Казалось,  он выдумал свою любовь к Маше, еще никогда не испытав этого чувства. С равным удовольствием он болтал о пустяках как с ней, так и, напрочь забывая о ее присутствии, со мной, с Машиными новыми одноклассниками, с друзьями друзей его  старшей сестры. Он больше обещал, чем делал, больше говорил, чем реально планировал их с Машей будущее. Забегая немного вперед, отмечу, что с каждым новым его приездом заметнее делалось то, что их разделяло. Письма его становились все скуднее и примитивнее и заменялись звонками, он уже не умел писать по-русски без ошибок и даже стал забывать русские буквы, а темы их разговоров все больше сводились лишь к быту и учебе. Все больше он становился похожим одновременно и на типичного  европейца - делового, прагматичного,  не способного на наши русские  «душещипательные  беседы  о вечном»  и  потому  все  более  скучного  для  быстро  взрослеющей  Маши собеседника,  и на своего отца -  очень  хорошего во многих отношениях человека, но абсолютно не вписывающегося в сложившийся стиль жизни нашей семьи. Последнее, видимо, следует пояснить конкретнее.

С Добрусиным-отцом соскучиться было трудно. Я говорю это как в самом хорошем смысле этого выражения, так и с известной долей  иронии. В его привычках было  позвонить нам  где-то  после одиннадцати часов вечера (а раньше он возвращался домой редко) и  сообщить, что  забежит  ненадолго, чтобы передать посылочку  от Паши. Мы резко складывали уже расстеленные кровати и собирали стол к чаю. Визит мог затянуться на любое время, хотя, надо  отдать этому должное, дружеский разговор с Александром Михайловичем быстро увлекал меня,  и мы с ним начинали жарко спорить, шутить, смеяться. Добрусин владел даром приятного общения, много знал, многое повидал, хотя по большинству обсуждаемых тем мы с ним имели противоположные мнения. Меня бесила  его  привычка  жить  сегодняшним днем и абсолютно все достигать не привычным для большинства способом, то есть, следованием существующим в нашем  обществе, разумным или не очень, правилам,  а методом «заднего входа»: через своих хороших знакомых,  постоянный обмен услугами с  ними, упованием  на  удачу  и случай.  В нашей семье (как это ни удручает иногда меня саму) принято планировать,  рассчитывать свои возможности, не брать в долг,  но  и  не  пользоваться дармовщиной,  то есть,  «не хватать звезд с неба».  Пусть  это  и  скучно,  но  зато  надежно  и  спокойно,  и  всякие неожиданности  и  «холявы»,  хотя и скрашивают временами мою жизнь,  но не особо желанны:  мы из тех,  кто,  садясь в отходящий поезд,  должны всегда знать, куда он едет!

Добрусин, человек по-своему и своеобразно верующий, жил исключительно «звездами,  падающими  к  нему  с  неба».  В  его стиле было то транжирить неизвестно откуда получаемый им бензин  на  близких  и  не  очень  близких знакомых, то не иметь возможности самому оплачивать собственную квартиру, делая это с помощью тещи,  которой время от времени высылались из Германии деньги. Источник существования  Добрусина всегда оставался для меня загадкой: его официальной зарплаты сотрудника ЛИТМО,  даже  в случае ее своевременной  выплаты,  мне не  хватило  бы  на  очень многое,  что себе свободно позволял Александр Михайлович, любящий пошутить - «мне это дают даром!» Не мое это  дело - считать чужие деньги,  но нечто подобное, вероятно,  могло ожидать и Машу: и ее дом, вечно полный самых разных «нужных» людей,  и непредсказуемость жизни, и отсутствие чувства времени. Как мне казалось, жизнь рассматривалась им как азартная игра, в которой следует стать победителем.  Например,  судя по его высказываниям, удачное списывание со шпаргалки он рассматривал большим успехом, чем заслуженная кропотливым трудом пятерка за экзамен, правда, при  наличии в обоих случаях умения у человека думать. Умение думать я так же ценила высоко, но во всем остальном его точку зрения не принимала.

С Пашиной мамой,  Ларисой Павловной,  я познакомилась много позже, во время ее приезда в Петербург летом 1996 года.  Желая хоть каким-то образом отблагодарить Пашу,  я,  потратив на это все свои отпускные,  еще с  весны выкупила  к  его приезду три довольно дорогих туристских путевки на остров Валаам для него и  нас с Машей.  Поездка в отдельной каюте 3 класса комфортабельного,  трехпалубного  теплохода «Ленинград» обещала быть очень приятной. Александру Михайловичу моя идея понравилась, и он тут же, через своих  знакомых  в  агентстве  по туризму (где только их у него не было!?) достал еще две путевки - на себя и Ларису Павловну - естественно,  в каюте II  класса!  То  ли денег у него было не меряно,  то ли стиль жизни их был таков,  но в результате на Валаам мы  поехали  впятером, причем, даже к Речному вокзалу Добрусин зачем-то повез нас на собственной машине, которую на все пять дней  предстоящего  путешествия  пристроил  у  других  своих знакомых  на  Речном вокзале!  Эта красивая жизнь и,  с моей точки зрения, избыточный и неоправданный шик меня утомлял, угнетал и казался неуместным. В глубине души я имела намерение,  предоставив молодую парочку самим себе, совершить своего рода духовное паломничество  на  землю  Валаама,  издавна считавшуюся  святой  на  Руси  благодаря  очень древнему монастырю,  вновь открытому  там в  последние  годы.  Запланированная   турбюро   экскурсия посвящалась  именно  этой теме - знакомству с православной историей скитов острова с посещением  всех  древних  святынь  и  храмов.  Добрусины  с  их «европейскими»  замашками,  угощением  коньяком в каюте,  ее брюками,  его неизменной шапочкой на голове, которую Александр Михайлович по обычаям его веры не собирался снимать с себя даже в православных храмах,  нарушали все мои планы и  раздражали.  Я  прекрасно  осознавала  свою  невоспитанность, капризность  и  неумение перестраиваться на другой лад,  но мое настроение выдавало меня с поличным: я была не в духе.

В этой  поездке я впервые увидела Ларису Павловну,  полное отсутствие интереса которой к нашей семье,  несмотря на устойчивую  привязанность  ее сына к Маше, меня давно удивляло. Более не похожих друг на друга супругов, чем эта пара Добрусиных,  было  трудно  себе  представить.  Очень  просто, по-походному  одетая,  без  малейшей  косметики  и  украшений, с простой короткой стрижкой, она была на удивление молчалива и невозмутима: говорила только по существу и только, когда этого действительно требовала ситуация, но в обстановке  ориентировалась  безошибочно:  ее  трудно  было  чем-либо удивить, взволновать, восхитить. По крайней мере, так мне казалось. За всю поездку мы с ней практически не перекинулись ни словом и не потому, что не понравились  друг  другу, а  просто в этом не было особой необходимости.  Светская пустая беседа, слова, в которых нет нужды и без  которых  легко можно обойтись,  абсолютно  не соответствовали ее природе,  и я это сразу почувствовала. Такой она была с молодости,  как  рассказывал  нам прежде Александр Михайлович, и ее поведение было для нее совершенно естественно. Я и сама в глубине души чувствую так же, но, в отличие от Ларисы Павловны, сильно зависима от надуманных правил  (которые  все  равно  постоянно нарушаю), часто становлюсь говорлива не из желания что-то сказать,  а  от собственной закомплексованности и боязни показаться странной. Лариса ни в чем не следовала сумбурному и беспорядочному образу жизни своего мужа, но и  не  одергивала  его:  каждый делал то и так,  как привык. От нее веяло внутренней силой и спокойствием. Лариса не располагала к разговору  и  не побуждала  меня  к  ненужному  дерганью  и  реверансам,  рядом  с  ней я с удовольствием  думала  о  своем  в  полном  безмолвии,  почти  не   ощущая странности нашего поведения.

Шли годы. Паша продолжал часто звонить моей дочке из Германии, а она, в ответ,  посылала ему свои длинные письма (Паша не умел писать, а Маша не располагала  деньгами на международные переговоры), и постепенно  его обязательные,  августовские  наезды в Петербург все больше и больше стали создавать для меня проблему.  Паша каждый раз привозил массу подарков -  в основном того,  что нравилось ему самому, а не Маше: «крутые», сверхмодные в Европе обновки спортивного или авангардного стиля - для нашего холодного климата и бытия непрактичные и неносимые,  кроссовки, которые Маша терпеть не могла, с детства предпочитая только романтический, женственный стиль в одежде и обуви,  собственную бытовую технику, которую он сам уже сменил на более  современную,  но  для  нашей  страны  еще  вполне  годную.  Подарки вынуждали  меня на постоянные ответные траты на подарки,  пусть и не такие щедрые, но ненужно опустошающие мой кошелек. Кроме того, практически пятый год, в свой единственный отпуск (в июне Маша сдавала экзамены, а весь июль у всех художников идет их обязательный  пленэр), моя дочь,  по-прежнему, была  вынуждена  оставаться  в  душном городе,  почти не приезжая к нам на дачу.

Элементарная вежливость и повязанность дарами заставляла нас предоставлять Машу нашему гостю в качестве его любимой  отпускной игрушки, которую  он  всюду таскал за собой,  в том числе,  и по своим знакомым,  с которыми  ей  было  достаточно  скучно. Паша  мог  (не  по  злобе,  а  по забывчивости)  сделать ее пленником своей квартиры,  забыв отдать ей ключ, когда ему нужно было выскочить на минутку  к  папе  в  гараж,  и  где  он, потеряв  представление  о  времени,  мог  пробыть  чуть  ли  до вечера.  В результате Маша,  приученная нами к режиму, в очередной раз оставалась без обеда,  который  поджидал ее дома.  Добрусины режима не признавали и часто питались либо в гостях, либо тем, что перехватывали по пути. Влюбленной в него  Маша,  по-прежнему,  не была, а Паша, все еще надеялся, что она, купившись на его богатые дары и  ухаживания, ответит  ему  взаимностью и переедет к ним в Германию.  Они уже несколько раз объяснялись на эту тему, и Паша получал очередное ласковое разъяснение,  что она относится  к  нему только  по-дружески,  а  идея  ехать  в  Германию ее ни в какой степени не прельщает. Паша соглашался ждать и просил разрешить ему надеяться, «ничего не требуя взамен». Взамен он, действительно, ничего не требовал: несмотря на то, что внешне Паша давно уже стал огромным, сильно располневшим и совсем взрослым  парнем,  я  не  видела  в  его  поведении  проявления серьезного чувства:  это был тот же добрый,  но  так  и  не  повзрослевший сердцем мальчишка,  выдумавший себе красивую любовь, но еще не испытавший этого чувства. Маша это тоже замечала, и ее все меньше радовали эти яркие, но утомительные время препровождения с Пашей, ничего не дающие ни ее уму, ни сердцу.