Ч. 5 Старая фотография. Десант в Южной Озерейке

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2013/04/19/2001

Зимой 1942 – 1943 годов отца назначили командиром пяти корректировочных постов в войска, выделенные для высадки десанта в Южную Озерейку. Руководил операцией командующий Черноморским флотом вице-адмирал Филипп Сергеевич Октябрьский. Немцы и румыны узнали о десанте заблаговременно и успели хорошо подготовиться. Отец говорил, что потом шли разговоры, будто во время подготовки к десанту пропал один из командиров групп, то ли его выкрали немцы, то ли сам перебежал, неизвестно, но, так или иначе, немцам план высадки оказался известен. Некоторые авторы трудов по военно-морской истории обвиняют командование Черноморским флотом в том, что оно не обеспечило скрытности от немецкой разведки тренировок десантников.

Высадка десанта в Южную Озерейку началась ночью 4 февраля 1943 года. Стояла штормовая погода. Специальных десантных судов в Черноморском флоте не имелось, поэтому войска доставляли к месту высадки на канонерских лодках, тральщиках, сторожевых катерах, буксирах, сейнерах и несамоходных болиндерах. Эти последние представляли собой баржи, построенные в Николаеве в 1916 году.

У них был и двигатель, который в тихую погоду мог сообщать барже ход, сравнимый со скоростью пешехода. Но двигатели, естественно, не работали. Короче говоря, высаживали не на специальных самоходных десантных баржах, какие были у немцев, а на всём, что держалось на воде. Приспособленные для  десанта судёнышки немилосердно мотало на волнах. Непривычные к качке десантники укачались так, что им уже было всё равно, лишь бы поскорее закончилась эта мука. График высадки десанта из-за шторма нарушился. Корабли эскадры Черноморского флота должны были обстрелять место высадки за полчаса до её начала, но стреляли по площадям, потому что их действия оказались не согласованными с самолётами-корректировщиками.

Противник от такой артподготовки никаких потерь не понёс. Зато немцы стреляли по кораблям десанта прицельно и весьма эффективно. Первыми на катерах высадилась штурмовая группа и корректировочные посты. За ними на болиндерах высаживался танковый батальон. Немцы находились в бетонных укрытиях. Прибрежную полосу они заминировали, поставили несколько рядов колючей проволоки, установили береговые батареи, прожекторные установки, оборудовали траншеи и окопы. Штурмовая группа  и корректировочные посты высаживались на песчаный берег, в темноте прыгая с катеров в ледяную воду. Немцы осветили место высадки прожекторами и расстреливали десантников из пулемётов и орудий в упор.

Штурмовая группа, неся большие потери, залегла. Тем не менее, десантники сумели отбить у немцев небольшой плацдарм. Теперь они могли полагаться  только на болиндеры, с которых по широким сходням в носовой части предстояло сойти танкам. В море болиндеры буксировали тральщики, а ближе к берегу их должны были толкать пришвартованные к бортам буксиры, сейнеры и другие маломерные суда, пока эти баржи не ткнутся носом в берег. Оказавшись под шквальным огнём противника, командиры судов, буксировавших баржи,  необстрелянные гражданские люди, запаниковали, стали рубить концы раньше времени.

 Болиндеры, теряя ход, останавливались не у берега, как задумывалось при разработке плана операции, а в глубоких местах. Многие пехотинцы не умели плавать и тонули, испытав шок от ледяной воды, танки сойти на берег не могли. Удалось подойти к берегу, как задумано, носом, только одному болиндеру.

Связь работала очень плохо из-за помех и большого расстояния. Корабли корабельной поддержки, которыми командовал потомок знаменитых адмиралов Григорий Александрович Бутаков, опасаясь потерь от артиллерии противника, пристрелявшей подходы к Южной Озерейке, находились далеко, близ горы Абрау, и реальной помощи не оказали. Там канонерские лодки высадили несколько сот человек на узкую береговую полосу.

Продолжение http://www.proza.ru/2013/04/19/2064

Южная Озерейка. Февраль 1943 г.