Гитарист Христо Кирилов

Нина Якименко
Гитарист Христо Кирилов:
«Что будет, если меня крутить хотя бы наполовину, как Диму Билана?»

Христо Кирилов – болгарский гитарист и композитор. В сентябре 2011 года его сингл был представлен от Ariel Records, Hollywood на премию «ГРЭММИ» в категорию «Best Rock performance». В печати США его называют последователем британского гитариста-виртуоза, композитора и семикратного обладателя «Грэмми» Джеффа Бэка. Мы встретились с Христо в редакции газеты Музон, чтобы поближе познакомить читателей с интересным и талантливым музыкантом.
- Ты из музыкальной семьи?
- Мои родители не профессионально занимались музыкой -  папа играл на трубе и очень красиво пел, мама тоже хорошо пела. Папа выступал по выходным дням в деревенском духовом оркестре, сопровождая самые разные события – и веселые, и грустные.
- Как получилось, что ты стал профессионально заниматься музыкой? Почему выбрал именно гитару?
- С самого раннего детства музыка вызывала во мне большой интерес. Мне очень нравилось, как папа музицирует, и я часто пел вместе с ним, отстукивая ритм на любых предметах (смеется). Первое желание было стать барабанщиком, и я хотел, чтобы родители купили мне ударную установку, но они выбрали гитару, и я очень благодарен им за это, потому что гитара более универсальный инструмент и позволяет сочинять музыку.
- Когда ты стал заниматься на гитаре?
- Достаточно поздно, где-то в четвертом классе.
-Ты закончил Софийскую государственную академию по классу гитары, расскажи, как проходило обучение – преподавали и классическую, и электрогитару или что-то одно?
- За полгода до поступления я пришел к преподавателю, который готовил гитаристов к вступительным экзаменам, и он мне сказал: «Ты пока оставь электрическую гитару». Я говорю: «Как же так, это же эстрадно-джазовое отделение?», на что он мне ответил: «Да, но мы играем только на акустике, по крайней мере, первый и второй курс». Честно говоря, мне это было очень не интересно.
- Т.е. у тебя душа тяготеет больше к электрогитаре, к року, дисторшн звуку?
- Да, это мне ближе всего! Конечно, если послушать подробней мою музыку, то вы найдете композиции и с чистым звуком, но в основном мое творчество ближе к року. Тем не менее, обучение происходило главным образом на акустической гитаре. Когда нужно было на экзамене играть что-то стандартное, то, что было принято по программе, я очень противился этому, и уже после первого курса стал играть на всех экзаменах свои авторские вещи. Мне просто было не интересно играть то, что играли миллионы до меня и столько же сыграют после. Я не хотел быть одним из этих миллионов.
- Как же своя интерпретация?
- Не знаю, мне все это не нравилось.
- Заставляли играть классику?
- Классику и джаз, например, Джо Пасса. Причем надо было играть все по нотам, а я тогда ноты не любил и сейчас их не люблю! Хотя это полезное дело очень…
- Ты импровизируешь?
- Я много импровизирую, когда пишу музыку, это своего рода поиск нужного звучания. Например, в голове может звучать какая-то конкретная тема, и чтобы дальше ее развить, я начинаю импровизировать, записывая разные варианты. Потом слушаю и выбираю из них то, что больше всего нравится.
- Джазовая импровизация, это ведь особый язык, ты владеешь им?
- Я джаз не играю, потому что не чувствую его. Для меня он чужой, мне от него становится холодно.
-Как ты приехал в Россию?
- Я приехал в 1997 году с одной из самых популярных в то время наших групп «Sprint». Мы сначала выступили на «Славянском базаре» в Витебске, затем нас пригласили в Москву на 850-летие города, потом в Саратов, и как-то так закрутилось, что мы тут остались.
-Почему именно здесь? Что тебя привлекло?
- Здесь очень много возможностей.
- А как ты объяснишь такой факт, что многие российские музыканты наоборот стремятся в Европу или в Америку?
- Очень коротко отвечу – хорошо там, где нас нет. Жизнь в Москве меня научила - нужно ценить то, что есть и не важно, если оно маленькое и не очень значительное. Количество богатых людей в России показывает, как много здесь возможностей. Я не верю, что все состоятельные люди промышляют воровством и мошенничеством. В Болгарии же музыканту сложно. Там нет места интеллектуальной музыке, просто очень мало людей, очень маленький рынок, соответственно нет возможности зарабатывать на этом деньги. 
- Расскажи, что сейчас происходит в твоей исполнительской деятельности - выступаешь с коллективом или сольно? Где проходят концерты?
- На сегодняшний момент я выступаю сольно, помимо этого у меня есть проект с танцевальным коллективом – Bayer dance studio. Они просто замечательные ребята, используют и фаер шоу, и световое шоу, у них потрясающие костюмы! Они делают шоу на европейском уровне, и очень жаль, что здесь без раскрутки все это остается в тени. У нас были совместные номера еще в 2007 и 2008 годах, мы работали на стадионах, ездили на гастроли, выступали на больших корпоративах, в программах вместе со Стасом Пьеха и Веркой  Сердючкой. На данный момент, конечно, мне опять хочется собрать музыкантов, ведь раньше у меня была своя группа, но из-за того что это стало не востребовано, все закончилось. Я привык платить музыкантам больше, чем когда они работают со звездами. Я сам работал долгое время сессионным музыкантом, знаю, что это такое и уважаю этих людей, поэтому хочу платить им так, как считаю нужным, а сейчас это не возможно.
- В твоей музыке чувствуется фольклорное звучание, с чем это связано? И как именно происходит работа с фольклором – цитаты из песен, вариации на тему?
- Еще с самого детства, когда я рос в горном регионе Болгарии, где потрясающе красивая природа и чистый воздух, вокруг меня звучала народная музыка. Это то, что впитано мной с детства. Есть несколько народных песен, которые я по-своему аранжировал. В своих же композициях ничего не цитирую, просто использую бигармонический мажор - это лад, на котором основаны болгарские мотивы.
- Ты обращаешься только к болгарскому фольклору?
- Это скорее даже не болгарский, а балканский фольклор. Кроме того, у меня есть одна композиция с элементами шотландского фольклора. Вообще, если меня что-то впечатлило, это непременно отразится в моей музыке.
- Как бы ты определил стиль в котором играешь?
- Возможно, прозвучит банально, но это стиль Христо Кирилова. Пока имя неизвестно, ничего не говорит и сам стиль, но все меняется, когда человек становится популярным. В моей музыке смешиваются поп, рок, этника.
- Как ты стал петь? Где учился?
- Пение самое простое и самое естественное для человека. Я пою с детства, ведь у нас в семье часто были гости, мы и играли, и пели. Специально этому учился у разных преподавателей, но самый лучший педагог из тех с которыми я общался - Виктория Белова. Я сейчас смотрю на свою дочку, она тоже с раннего детства познает музыку. Когда ей было всего 2,5 месяца, она уже была на моем концерте. Она засыпает под мои композиции, а когда капризничает, я ей пою.
- Какую ты слушаешь музыку? И кто из великих гитаристов повлиял на твое музыкальное мышление?
- Слушаю музыку совершенно любую! Мне очень нравится Вивальди, Моцарт, Чайковский, Фрэнк Синатра. Тем не менее, я не меломан, у меня далеко не огромная коллекция. Это связано с тем, что если бы много слушал, не хватило бы времени заниматься собственной музыкой. В основном я знакомлюсь с новым благодаря друзьям, они мне рекомендуют того или иного исполнителя. Также мне когда-то в детстве попался диск Стива Вая, до сих пор этот исполнитель остается наиболее мне близким. Вообще я очень благодарен судьбе, что могу сочинять музыку и не быть зависим от кого-то, мне просто дано, причем получается хорошо. Не скромно, да? (смеется). Но я это знаю, в том числе от людей, из писем, которые получал, к тому же у меня есть уши, и я могу сравнивать.
- Какие интересные события происходили за последнее время в твоей творческой жизни?
- Ммм.. Может быть, три года назад, когда я встретил свою будущую жену, я написал красивую композицию, которая называется «Life». Она меня вдохновила на эту вещь, наверное, это был самый яркий момент. Так, вообще много рождается красивых композиций, другое дело, что их надо доносить до людей. Как-то меня пригласили на Рен-ТВ на передачу «Званый ужин». Когда пришли ко мне гости, я им исполнил свое произведение. По формату передачи нужна была очень короткая композиция, поэтому ее урезали до минуты. Так после этой минутки я столько писем со всей России получил о том, какая у меня потрясающая музыка! Когда говорят, что моя музыка не коммерческая, я расстраиваюсь, ведь это совсем не так! Люди послушали всего одну минутку, и это вызвало у них такие эмоции, а что будет, если меня крутить хотя бы наполовину, как Диму Билана?
- Какие человеческие качества вы цените больше всего?
- Честность. Это самое главное и так редко встречается… Честность, искренность, я считаю, в основе всего.