Удивительное возвращение Мозеса

Анита Фрэй Книги
КРАТКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ:
Рассказ памяти Стругацких.
Их научная (и не только!) фантастика, лёгкий юмор, приятный слог - НЕОБЫЧАЙНОЕ ЯВЛЕНИЕ.
Предлагаю Вашему вниманию небольшой сиквел к "Погибшему альпинисту"...
Существует в форме сценарной заявки. Права защищены (УААСП)





       У близнецов много сходного, не только внешность. Бывает, что и судьбы одинаковые. Плюс-минус. А бывает, что и не близнецы, а просто братья, но так дружат, до того похожи, и внутренне, и внешне, что их принимают за близнецов. 
       У АБС и талант, и слава - всё общее.
       Я тоже АБС: "Аркадий, брат Сергея". Близнецу моему не так повезло: "Сергей, брат Аркадия". СБА. Ну, никак не АБС. Зато он поступил в мореходку, а я нет. Я снова буду сдавать экзамены, туда же, в следующем году.  Мне, как и брату, нравятся морские кителя, кортики, дневные и ночные бризы.
       Мои мать и тётка тоже близнецы. Но тётка чуть повеселее будет, я весь в неё. Кстати, живёт она в Москве, иногда нас в гости зазывает. Вот и в этот раз зазвала: меня. Близнец не смог поехать, у него занятия начались. 
       Я настроился на экскурсии по Москве, но тётушка решила устроить мне сюрприз: на следующий день летели в Израиль, в паломнический тур, традиционно через Кипр. В пути пришлось наслушаться душеспасительных историй, не без этого. 
       - Представляешь! - сказала родственница своим фирменным контральто, поправляя бретельки сарафана, крестик, подлокотники кресла и откидной столик с авиапайком одновременно. - У них монашки на зарплате! А должны быть бессеребренницами...
       Это она о московских. У нас на Ярославщине, в посёлке Борисоглебском, тоже есть монастырь, но там особенно не покритикуешь: голь, нищета, круглосуточное послушание, круглосуточные же молитвы. 
       Для полноты картины опишу, чем занималась тётка в самолёте, после набора высоты: положив на колени ноут, смотрела фильм середины прошлого столетия. В записи. Производства "Таллинфильм". Жути в том фильме достаточно, а чтобы въехать в смысл, надо после всего ещё и книжку искать, постфактум выяснять, чего да как. У нас в посёлке Борисоглебском библиотека, как ни странно, хорошая.
       - Фильм смотрите, а первоисточник-то читали? - спросил я. 
       - А как же! Читала! Кстати, для тебя брала эту балалайку, чтобы не загрыз меня в дороге, от скуки...   
       - Кстати, о скуке… Может, оставите меня в Ларнаке, а? Не такой уж я крутой паломник, даже постов не соблюдаю. Может, мне не плыть с вами, а? Продлите наш гостиничный номер на двое суток,  в него же потом и вернётесь... 
       - Ладно, продлю...
       Ура! Мне не терпелось окунуться в море, подольше покиснуть в солёной водичке, снять с себя усталость рабочих дней - как это сделал бы на моем месте инспектор Глебски из... Обс! Не шла у меня из мозгов та история. Ну, тётушка, ну, спасибо, ну, удружила. Ладно, как инспектор или нет, а мечтал я оторваться по полной, может, даже и на лыжи встать, на водные.   
       Когда мы прощались в порту, у самого трапа "Atalante", тётка глубоко и прерывисто вздохнула.
       - Ты это... Поосторожнее тут...
       То была её последняя фраза. Перед сорокавосьмичасовой разлукой.   
       Возвращаться в пустой номер не хотелось. Не то, чтобы было страшно, но... Зря, всё-таки, тётка смотрела тот фильм. Решил: сдам ноут, от греха, в камеру хранения, устроюсь на ночь в вестибюле, буду смотреть теленовости. Досиделся до рассвета и, что странно, ни разу не прикемарил, хотя экранные события "укачивали".
       Лишь только открылась дверь ресторана, метнулся туда, развлёкся завтраком типа "шведский стол". Без права выноса на пляж бутербродов. Странно, что официанты визитку не проверили, вдруг я "не проживаю". Так, пожалуй, и в дорогой отель можно прийти на завтрак без документов!
       Оббежал пять гостиниц первого ряда, наелся деликатесов, напился. Зайти, что ли, в шестую?
       Неожиданно у "шведского стола" возникла потасовка. Как выяснилось, шуточная: несколько подлинных америкосов, отнюдь не нашенских, не эмигрантов, соревновались в количестве выпитых бокалов шампанского. Подойдя, я узрел единственную болельщицу: очаровательную брюнетку лет двадцати-тридцати-сорока, одетую почему-то по-вечернему, с голой спиной, всю из себя кудрявую, длинноволосую. Красотка громко раздавала комплименты, всем одинаковые: "Ах! Вы настоящий мужчина!"
       Стоп-стоп, немедленно взбодрился я и начал лихорадочно соображать. Если какая-то невидимая сила мечтает сделать из меня героя сиквела к "Погибшему Альпинисту", то, что у неё в арсенале? Старый фильм подсунули - зачёт. Чемоданчик в сейф положить надоумили - правильно. Боялся я его, себе-то врать зачем. Что ещё? В тупичке вот пребываю. Остров, да ещё посреди моря, тот же тупик, с него в разы труднее удирать, чем из заснеженного ущелья. Что ещё? Ах, да! Женщина-робот, дёргается, чисто на шарнирах. 
       Оставалось вычислить второго робота, бандита в шубе, курящего призрака, ржущего физика, фокусника с чадом, сенбернара, хозяина гостиницы... Ещё кое-кого... Кого ещё? Ну, допустим, того же Мозеса... Мозеса... Мозеса... Ух-х-х... Если сложится вся мозаика, мне, наконец-то, откроется Промысел... Или Замысел? Короче, чья-то задумка насчёт меня.
       Поймав мой взгляд, предполагаемая жена Мозеса исполнила манящий жест, мол, подойди, поучаствуй, а я тебя похвалю.   
       Ну, подошёл. Ну, выпил. Сколько смог - два бокала, больше не вместилось. И удостоился двух комплиментов, одинаковых. Что дальше? Дальше была рюмка водки. Осилил. Потом подсунули треть бутылки коньяка... Потом... Роботша явно поизносилась - за столько-то лет! - и мозги поистёрлись: зачем было мне снова шампанское наливать?!
       Дальше был полный "аншлаг": число сидевших в ресторане  упятерилось, если не увосьмерилось, кто их считал. Я, видимо, упал, ибо почувствовал резкую боль в голове. Но мысль, как ни странно, оставалась чёткой, захотелось даже крикнуть: "Мадам! У меня в сейфе, в другой гостинице, в чемоданчике, лежит такой необходимый вам аккумулятор! Если хотите, пусть кто-нибудь из ваших туда смотается..."
       Больше крикнуть ничего не захотелось. Почему? Да вырубился я. Элементарно.
       Очнулся в шикарном номере. Шикарном - не то слово! Тёмные стены, выложенные дубовыми панелями, прекрасно сочетались с ярким дневным пейзажем за окном. Стоп-стоп-стоп, снова лихорадочно заработали мои извилины. Почему там горы?! Я же не в Крыму! Ну, нету ничего подобного на Кипре: безликая равнина, пронизываемая сильными ветрами…
       На всякий случай закрыл глаза. Вскоре кто-то вошёл, приблизился к моей кушетке. Затем тяжеловатой поступью удалился. Судя по звукам, открыл дверь в соседнюю комнату. Послышалась иностранная речь, но уже не английская. Скорее, голландская или... О, нет!  Говорили, как взбесившиеся вавилоняне: то по-русски, то по-польски, то по-мадьярски, то... К сожалению, всех языков я не знаю. В принципе, неважно, каких наречий касались те двое, главное, что спокойная беседа у них не вышла. Один из голосов был женским. 
       Снова отворилась входная дверь, кто-то бегом ворвался в номер, шмыгнул прямёхонько в другую комнату, стал почти орать, на очень хорошем русском:
       - Зачем вы его мучаете, Ольга?!
       Женский голос ответил по-американски. В связи с чем ворвавшийся тоже перешёл на "американ инглиш"...
       Ладно, не буду вредничать, быстренько поведаю, чем всё кончилось. Не умолчу и о других, не менее сочных деталях.   
       Сперва меня, там, у "шведского стола", приняли за хлипкого американца, не умеющего пить, ну, и определили в шикарные апартаменты с видом на загадочные снежные вершины.   Кстати, гор, как таковых, не было, а была лишь специально наклеенная плёнка, что-то вроде голограммы нового поколения, создававшая приятную картинку, ибо выходило то окно на задний двор.
       В соседней комнате, куда меня впоследствии тоже допустили, я был не меньше потрясён: окно отсутствовало напрочь, а в довольно скромном и неуютном интерьере, почти лишённом мебели, располагался... склад манекенов! Я бы даже трупами их назвал, если бы не отсутствие запахов и прочих следов разложения. "Ольга" смотрелась особенно эффектно: валялась на полу в позе, хорошо известной всем фанатам "Погибшего": с лицом, вывернутым назад. Была она, конечно же, вся разодета, ещё лучше, чем с утра, и традиционно с голой спиной. Остальные "трупы" выглядели скромнее: то были мужские и детские манекены, совершенно голые, с телесным покрытием, сильно смахивавшим на человеческую кожу. Позы они "выбрали" аналогичные.
       - Ну, как, господин Глебски, шокированы? - съехидничал тот, кто пригласил меня в этот сарай складского типа. 
       - Угу, - промычал я тёткиным контральто. - А почему... Глебски?
       - Ах, так вы не Глебски?! - ещё больше развеселился шеф подпольного Маутхаузена. - К сожалению, при вас не оказалось документов, но зато вы очень информативно бредили: "Я инспектор Глебски из села Борисоглебского!" Мои люди, те, которых Ольга успела русскому научить, получали истинное удовольствие...
       Он кивнул на груду манекенов, пнул одного из "студентов".
       - Русскому? - переспросил я.
       - Русскому, русскому, и не только ему, Ольга полиглот! Но теперь она, к сожалению, не у дел... Умерла... От старости... От перенапряжения...
       Вздохнув, изверг добавил:
       - Скорблю... А я так мечтал, что она возглавит новый учебный центр "Робот-полиглот"!
       Потом ещё долго ехидничал, объясняя причину своего пребывания на средиземноморском греческо-турецком острове. То был всего лишь "оффшорный техосмотр". Роботов. Перед списанием!
      - И роботы имеют срок  годности, не только люди, однако там, у нас... - Мозес закатил глаза. - Там даже о роботах думают больше чем тут, у вас, заботятся о людях...
      - Ну, почему же, - возразил я, - есть очень хорошие дома престарелых, детские приюты... Бывают!
      - Вот именно! Бывают! Изредка! Большей тупости, чем на вашей планете, не встретишь, а повидал я достаточно, уж поверьте... 
      Он закурил сигару - одной рукой.
      Да! То был Мозес! И кружку пива он держал в другой руке, как я этого сразу не заметил...
      Я задал дурацкий вопрос:
      - Так вы Ольгу уже... того... не любите?
      - Люблю! С чего вы взяли? Я их всех люблю, примерно одинаково! И похороню со всеми почестями, не сомневайтесь... Они славно поработали, выполнили миссию, каждый свою... А если что-то и не получилось - не их вина...
       Он поддел носком шлёпанца руку Ольги - ту, которая была с обручальным кольцом. Далее капнул на волосы подруги из кружки. Кудрявая копна задымилась, скукожилась, превратилась в весьма неприглядное месиво. 
       Меня чуть не стошнило. Но возмущаться не имело смысла.
       Я перешёл в гостиную, дождался возвращения монстра и с нарочито наивными интонациями продолжил любопытствовать:
       - У нас многие сочиняют версии о пришельцах... Как вы к ним относитесь?
       - Скептически! - расхохотался он. - Я - "пришелец"! Надо же такое выдумать! Скорее "ушелец"! Честно говоря, не собирался появляться на Земле после того пошлого эпизода... Вы, как фанат гениальных братьев-ретрансляторов, прекрасно понимаете, на что я намекаю...
       Он отпил из кружки.
       - Наблюдение за вами не так уж интересно. Что вы можете предъявить наблюдателю? Вашу жадность и никчемность? Вашу способность убивать своего... эээ... ближнего... спонтанно, ради мелкой прихоти, ради забавы или... ради этих вот ничтожных бумажек?!
       Он, снова, как в том фильме, вытащил из кармана купюру, поджёг её.
       - Есть более удачные места, где население не так карикатурно в своих устремлениях и гораздо менее агрессивно. Наблюдать за ними - одно удовольствие...
       - Хорошо, - не сдавался я, - раз уж вы здесь, неважно по какой причине, объясните мне, тупице, мотивы хулигана, который, уже в мёртвом состоянии, шастал по гостиничным номерам, оставляя окурки... 
      - Вы о Погибшем Альпинисте? Такой же робот, как и те, которых я только что уничтожил, то бишь почётно похоронил. Его заданием было известить нас, находившихся за много миль и собиравшихся появиться в Бутылочном Горлышке, что местность подготовлена, и что прощальный...ммм... бал... можно начинать...
       - Известить с помощью своего падения и обрушения огромных снежных масс?!
       - Именно! Это моментально осветили в новостях, лучшего сигнала не придумаешь... И последующий акт, сход лавины - тоже его... ммм... заслуга...
       Мозес стал в деталях описывать операцию, в ходе которой должно было состояться "убийство террористами всей группы"...
       - Террористами? Почему именно террористами?
       - Ну, или полицейскими, неважно. Нас простым смертным убить невозможно, кишка у вас тонка. Обесточить - можете, а вот убить... Убивать мы можем лишь друг друга. В случае крайней необходимости... В очень исключительных случаях... В случае крайнего износа, вот, как Ольгу, например...
       Он помолчал и после паузы продолжил.
       - Нам очень нужен был тот спектакль...
       - Чтобы вас уже никто больше не искал? Всё-таки, боялись, понимаю...
       - Ерунду городите! Если и боялся я, то не за себя...
       - А за кого?
       - За хозяина гостиницы. Ему-то зачем всю оставшуюся жизнь расхлёбывать наше... хм... пришествие...
       Я испытал восторг. Какое человеколюбие! Даже захотелось похохмить. 
       - Сенбернар Погибшего - тоже робот?
       Мозес захохотал. Смеялся довольно долго. Ядовитая кружка, несколько раз накренившись, выдала пять-шесть плевков. На ковре образовались дыры. 
       - Такие роботы нам пока что ни к чему, пользы-то от них! Хотя, идея небезынтересная, вы вообще, инспектор Глебски, интересный человек, могли бы нам помогать  время от времени... Вот вам задаток, в такой презренной форме, если не побрезгуете...
       Он высыпал на стол горку бриллиантов.
       - Это обеспечит вас на всю жизнь. К тому же, даст возможность помогать нам... хоть иногда...
       - Каким образом?
       - Вас найдут и известят, не беспокойтесь...

       К тому моменту, когда вернулась тётушка, я уже успел прийти в себя. Больше скажу: я безо всякого страха провёл одинокую ночь, дожидаясь её в нашем двухместном номере. И в течение последующих суток безмятежно ликовал! Внутренне, конспиративно.
       Когда летели назад, в Москву, решил потеатральничать: 
       - Там, на Кипре, особенно не попостишься… - сказал я деланно-кисло. -  Хотел, по вашему примеру, начать в щадящем режиме: с Мак-Доналдс. А у них там всё натуральное!
       - Да ты что?!
       - Гамбургер - из мяса, ФишМак - из рыбы, чуть было костью не подавился... В то время как весь мир давно перешёл на сою... 
       - Молодец, что предупредил, а то бы я в следующий раз оскоромилась...
       Благодарно глянув мне в глаза, она уселась в неудобном кресле поудобнее и завела очередную песню о спасении души. Не подозревая, что буквально рядом, локоть к локтю, сидел почти готовый лектор-конкурент, пока теоретик, но будущий практик. Вооружённый горсткой бриллиантов - для начала.