Нередко можно видеть, как маленьких детей в летнее время носят в лёгких переносных сумках. Очень похоже на старинную ненецкую колыбель!
Только сделаны они из современных материалов.
Не удивительно, что в мобильном мире использована идея народа, самым лучшим образом приспособившегося кочевать и одновременно растить детей.
Интересно, что в современную жизнь вошла ещё и тысячелетняя деталь ненецкого быта: памперсы. Сколько времени и труда они сейчас экономят родителям малышей!
У ненецких женщин не было возможности ежедневно стирать пеленки и они использовали подстилку из высушенного болотного мха-сфагнума. Мох заготавливали на целый год. Сфагнум кладут под ребёнка, который лежит на двух шкурках с подшейным ворсом, повёрнутых навстречу друг другу, чтобы стекало на мох. Так младенец всегда остаётся сухим.
Рожали ненецкие женщины стоя. После рождения повитуха обмывала ребёнка тёплой водой, в которой были распарены ветки можжевельника-вереса. Дитя смазывали оленьим салом, а затем клали без рубашки в специально приготовленный меховой мешок в люльке. Люлька для грудного младенца подвешивается на четвёртом шесте от основного шеста чума.
Как правило, люлька изготовлялась только после рождения ребёнка. Каркас делался из тонких прутиков и дощечек, а верх обтягивался оленьими шкурами и сукном с пологом. Когда ребёнок лежал в меховом мешке, в люльке затягивали шнурки, получалось точно так, как русские пеленают младенцев.
В спальный мешок клали крошку сухого дерева, мох и подстилки из шкуры. Наполнившиеся влагой мох и крошку выбрасывали и меняли на свежие; подстилки можно было часто менять, мыть и сушить.
Новорождённый из люльки вынимался только в связи со сменой подстилки. Чаще мать кормила его грудью, не доставая из люльки. Когда ребёнок подрастал и мог садиться, он также находился в колыбели, - сидел, одетый в специально пошитую одежду типа балахона. В люльке ребёнок оставался до тех пор, пока не начинал ходить. “Малыш мурлыкал, как котенок, в своей постели меховой. А за окном вторые сутки пурги не утихает вой..." (Прокопий Явтысый).
В день перекочёвки мать кормила детей рано утром, чтобы потом они не отвлекали её. Нередко от груди не отнимали до трёх лет.
Женские нарты обшиваются досками с трёх сторон с небольшим пологом, обтянутым сукном. Люлька с ребёнком к нартам не привязывается, а стоит на них свободно.
По случаю рождения отец дарил сыну, а мать – дочери - оленя важенку, на ушах которого на счастье вырезали новое клеймо, которым в дальнейшем клеймили весь приплод. Иногда у выросших сына или дочери было уже несколько десятков своих оленей. Это означало, что счастливо клеймо.
Имя собственное ребёнку выбирали не сразу.
Надо сказать, что ненецкие дети на редкость спокойны, послушны и уравновешены.
В шесть лет девочка или мальчик имели собственную упряжку оленей и могли управлять ею. С точки зрения уклада жизни коренных тундровиков это совершенно естественно. По традиции народного воспитания, ребенок должен сам познавать реалии жизни и учиться справляться с трудностями, поскольку другого способа узнать жизнь и найти себя в ней нет. Долг родителя и взрослых — быть рядом в такие моменты, насколько это возможно.
Сейчас практически все дети в Ненецком автономном округе рождаются в одном месте; не так давно построен современный роддом, где у каждой матери есть отдельная комната с душевой и пр. Она сама ухаживает за малышом: медсестра только наблюдает и даёт советы. В Ненецком автономном округе положительный демографический баланс (2013).
По материалам детского журнала "Пунушка", редакторы О.Латышева и Л.Царькова