Запоздалое наследство

Татьяна Васильевна Быкова
                Быкова Татьяна.

Запоздалое наследство
(рассказ)

Светлана открыла глаза и посмотрела на будильник. Стрелки показывали половину девятого утра. Она села в кровати и с удовольствием потянулась, прогоняя остатки дремоты. Затем подняла повыше подушку и протянула руку к прикроватной тумбочке. Взяла журнал, который лежал сверху внушительной пачки газет и журналов, скопившихся за неделю.
В свои 38 лет Светлана не имела ни семьи, ни преданной подруги холостячки, с которой можно было куда-нибудь развеять рутину жизни: в ресторан или в театр. Поэтому она была полностью поглощена своей работой – патронажной сестры, ухаживающей за престарелыми больными на дому. Работа хлопотная, но малооплачиваемая. А так иногда хотелось съездить куда-нибудь на юг в отпуск: покупаться в теплом море, вволю поесть дешевых фруктов, выпить чашечку кофе или бокал вина в маленьком уютном кафе. Но денег вечно не хватало: они уходили то на оплату коммунальных услуг, то на ремонт квартиры, который она проводила ежегодно. Единственной слабостью Светланы были книги и журналы. Она покупала их пачками и читала в выходные дни, в тайне завидуя яркой и переменчивой жизни героинь любовных романов или звезд эстрады, уже и не надеясь на изменения своей. Иногда она все же мечтала: «Вот бы получить небольшое наследство, на которое можно было съездить в отпуск на юг».
Журнал, который она взяла с тумбочки, оказался «Оракул». В нем печатались статьи о необычных, загадочных, необъяснимых наукой явлений, происходящих на планете; давались различные советы из практической магии: как снять порчу или сглаз, а так же как привлечь к себе удачу, деньги, внимание мужчин. Светлана перелистала журнал и остановилась на рубрике рекомендаций на каждый день. «Чтобы привлечь к себе деньги необходимо 15 февраля надеть на себя все имеющиеся украшения и заняться самой грязной работой: мытье холодильника, уборка в кладовке, чистка унитаза и т.д. Соприкосновение драгоценностей и грязи дает поразительный результат. Большая сумма денег появиться у вас в самое ближайшее время»,- прочитала она.
Светлана мысленно посмеялась над нелепостью рекомендации: грязь и украшение – нонсенс, но вспомнила, что сегодня как раз 15 февраля и у неё намечена разборка книг на антресолях, куда она не заглядывала лет двадцать, с тех пор как умерла мама. «Чем не грязная работа?» - подумала Светлана, - стоит попробовать. Конечно, разбирать старые книги в украшениях не легко, но кто меня увидит за этим занятием? Никто. В конце концов, это же не чистка унитаза. А вдруг после выполнения этого нелепого ритуала одна из моих пациенток заплатит большую сумму, чем обычно, или упомянет меня в своем завещании». Светлана отложила журнал на тумбочку и посмотрела в окно. День был солнечный, а голубое небо, без единого облачка, казалось предтечьем начала весны – поры обновления и перемен, разумеется, к лучшему.
Светлана встала с постели и босиком, в одной ночной рубашке, прошла в другую комнату к серванту, где находилась шкатулка с её немудреными драгоценностями: золотые сережки с александритом, перстень с аметистом, гладкое золотое колечко, янтарные бусы, нитка белого жемчуга и серебряный кулончик с изображением её знак зодиака – рыбы. Она перебрала свои сокровища и решила надеть сережки, гладкое колечко и жемчужные бусы.
Светлана застелила постель, выпила утренний кофе с бутербродом, надела старенький халат и украшения. Соорудила под антресолями средства для подъема на высоту из стола и двух табуреток, без тени страха взобралась на один из них и решительно сдвинула створку антресолей. Книги лежали плотно прижатые друг к другу, словно кирпичи древних руин над которыми время оказалось невластно.                1.   Светлана давно собиралась навести здесь порядок и выбросить лишние вещи, но жаль было расставаться с книгами, которыми дорожила мама. Они были для Светы памятью о ней. Мама всю жизнь проработала библиотекарем в районной городской библиотеки и больше земных благ ценила духовные, поэтому стремилась привить любовь к книгам своей дочери. Последние годы она страдала от тяжелой формы сахарного диабета, приведшего её к инвалидности, а умерла легко – во сне. Свете тогда шел восемнадцатый год.
Вчера она зашла в букинистический магазин и разговорилась с пожилым мужчиной – продавцом книг. Он оказался любителем старины и собирателем различных раритетов: книг, монет, старинных икон и предметов утвари. Мечтал открыть свой антикварный магазин. Светлана решила помочь симпатичному продавцу в осуществлении его мечты. И пообещала поискать среди маминых вещей наиболее ценные старые книги.
Света решительно вытянула насколько томов из ближайшей стопки. Это были книги из серии «Классики и современники», выпущенные издательством «Художественная литература» в конце 80-х годов XX века. Они явно не годились в антиквариат. Светлана положила их на рядом стоящий табурет. Работа по разборке книг шла быстро. Лицо Светланы покрылось сероватым налетом пыли, а руки стали грязными, словно она копала картошку без защитных перчаток. Стопка книг на табурете стала довольно высокой и, она уже хотела спуститься на пол, чтобы освободить место для следующей партии, как из книги по педагогике, находящейся в её руках, выпали и полетели вниз две сини бумажки. Светлана проследила за их полетом и с удивлением разглядела лежащие на столе две купюры по 25 рублей советского времени. Она перелистала книгу и между листами обнаружила ещё купюры по 25, 50 и 100 рублей. Чтобы не упасть с табурета, Светлана аккуратно положила книгу на его край и медленно спустилась на стол, с него спрыгнула на пол. Взяла с табурета книгу, забрала две купюры со стола и пошла к дивану. Села на него и пересчитала найденные деньги. Их оказалось ровно тысяча рублей.
«Господи, это же мамино наследство! – с болью в душе подумала Света.- Вероятно, она собирала их, чтобы подарить мне на свадьбу или к другой знаменательной дате
Тысяча рублей по тем временам была большой суммой. На неё можно было съездить отдохнуть не только в Крым или на Кавказ, но даже побывать за границей: в Венгрии, Болгарии или в Югославии. Мать, вероятно, чувствовала, что проживет недолго поэтому старалась накопить денег, чтобы обеспечить Светлану финансовой стабильностью, хотя бы на первое время, но так и не успела ей рассказать о тайнике.
Светлана тогда только что окончила школу, и она ничего не умела, кроме как ухаживать за больной матерью, поэтому и поступила в медицинское училище, решив посветить свою жизнь уходу за больными. В своем скоропалительном решении она и не догадывалась, что свяжет жизнь с чужими страданиями, не оставив в ней место для собственных радостей. Если бы она тогда решила разобрать мамино наследство и нашла бы эти деньги, то наверняка, её жизнь сложилась бы иначе: более успешно и счастливо. Но она сбросила книги на антресоли. А теперь эта тысяча рублей всего лишь мифическое богатство, как стал мифом социалистический строй, в незыблемость которого верила мама, да и она сама в детстве. Мифическим оказалось и её семейное счастье. Два года она прожила со Славиком: веселым гулякой с  широкой душой и страстным любителем спиртного, дорожившим своей свободой и нежелающим связывать себя штампом в паспорте о браке. Но с ним она испытала всю полноту жизни со всеми её радостями от мужского внимания и печалями по поводу его нескончаемых гулянок. Но он ушел тайно, оставив записку: «Наш пробный брак оказался неудачной попыткой». Света вспомнила, как прочитав записку, она упала на диван и зашлась в долгом безутешном плаче. Она то считала, что у них со Славиком будет долгая семейная жизнь, а он, оказалось, относился к ней как к временной жене: использовал в своих интересах и бросил.                Ушел искать другую-пробную. По слухам перебрал их немало.                2.       Наконец сошелся с одной скандалисткой и алкоголичкой. Жили они в постоянных ссорах и драках, но не расходились. Вероятно, нашел в ней истинную ценность для себя. Ну да Бог ему судья.
Из уголков глаз выступили и покатились по щекам, оставляя чистые дорожки, две слезы. За ними по проторенному пути покатились другие. Светлана закрыла лицо руками и разрыдалась. Ведь и тогда ещё было не поздно начать новую жизнь, найди она тогда эту тысячу рублей. Она могла поступить заочно в медицинский институт, выучиться на врача, сделать карьеру. Ведь она была ещё молода – всего двадцать шесть лет. Но судьба решила испытать её на прочность. Обманутая любимым мужем, она решила больше не пытаться создавать семью, а посвятить себя работе. Её больные, хотя и бывали под час капризны, но всегда были благодарны Свете за внимание и заботу. Это утешало её. Стало её смыслом жизни.
Облегчив тяжесть в душе слезами, Светлана умылась и подошла к трюмо. В зеркале увидела отражение ещё не старой женщины в линялом халате, золотыми сережками в ушах и ниткой жемчуга на груди. Почему-то в этом облике Света понравилась самой себе, несмотря на нелепый вид. Света улыбнулась своему отражению и получила в ответ улыбку: доброжелательную и приятную. «А ведь сбылось предсказание из журнала: на меня свалилось неожиданное наследство, только запоздалое, - с грустью подумала она.- Наверно дело не в деньгах, а в характере. Не хватило мне силы воли и настойчивости, чтобы переломить судьбу. Но ведь ещё не поздно изменить жизнь. Например, начать ходить на вечера «Кому за 30 …».Или начать посещать занятие по бальным танцам, я ведь когда-то неплохо танцевала. Главное определиться с целью». Светлана, напевая негромко мелодию, сделала несколько танцевальных па. Вновь посмотрела на себя в зеркало. Определенно она нравилась себе все больше и больше. Взгляд её переместился на стопку книг, лежащих на табурете. «Вот и первая цель – разобраться с этим наследством, - подумала она, ощутив в душе прилив спокойной решимости».
Светлана сняла с себя украшение, сложила их на прежнее место – В палеховскую шкатулку, и сняла с табурета стопку книг. Вновь принялась за разборку книг. Среди них нашла немало изданий классиков начала XX века. Отложив их от основной массы книг, Светлана представила, как обрадуется букинист, получив в подарок эти издания. Как будет благодарить, и, возможно, пригласит в кафе. Что будет дальше? Она обязательно подумает об этом, позже.
На диване вечером лежали разноцветные купюры, годные сегодня разве что в качестве закладок для книг. Но и они когда-нибудь станут раритетом, и будут иметь свою ценность, лет через пятьдесят или больше. Главное сохранить их к тому времени.
               
               
                Февраль 2007 г.