42. Социализация и одиночество

Александр Пасынков
Социализация

Куда бы человек ни пошел, где бы ни спрятался, люди обязательно найдут его, навяжут ему свои повадки, а по возможности и общество.
Г. Торо

Все наши беды проистекают от невозможности быть одинокими
 Лабрюйер Ж. де

Я нахожу, что существует лишь видимость того, что люди решили проблему совместной жизни: если вне себя они создали общество, то в глубине души они остались одинокими, отделенными друг от друга, агрессивными, враждебными к окружающим.
Омраам Микаэль Айванхов. ОСНОВНОЙ КЛЮЧ для решения проблем существования


«Жизнь в социальной группе имеет много достоинств. К ним относится снижение давления со стороны естественных врагов, так как группа лучше защищена от возможных хищников. Собирательство в группе становится более эффективным (по сравнению с одиночной жизнью), так как выше шанс того, что хоть кто-то один найдет богатый источник пищи или что-то еще, имеющее значение для всех членов группы. В случае охотничьего поведения очевидно, что совместная охота резко повышает вероятность добыть пищу. При наблюдении за львами Серенгети было установлено, что шанс удачи на охоте для львов-одиночек был равен 15%, а для группы львов числом более пяти вероятность поймать добычу приближалась к 40% (Curaco & Wolf, 1975). Львы-одиночки во много раз чаще умирают от голода.
Каждый член группы, хотя и получает преимущества, существуя в ней, вынужден конкурировать за них с другими членами группы. Для примитивных организмов право доступа к ресурсам определяется исключительно физическими размерами и силой. Более высокоразвитые животные способны запоминать опыт общения с другими особями и не ввязываться в драку после первой встречи. Все социальные организмы, у которых в ходе эволюции не появилось такой системы, каждый раз устраивали бы агрессивные стычки при появлении новых ресурсов. Эта постоянная агрессия непременно ослабила бы всех членов группы, а следовательно, маловероятно, чтобы сохранились гены, кодирующие такое поведение…

Охота — это деятельность, сопряженная с большим риском. Кооперация нескольких людей с большей вероятностью будет плодотворной, чем усилия одиночки. Более того, если убит крупный зверь, охотник, принеся добычу домой, сможет использовать лишь малую долю мяса (даже вместе с семьей и родственниками). Большая часть туши испортится и пропадет, если не будет разделена между всеми. Собственнические интересы проявляются и в таких «равноправных» группах. Имеющие излишек мяса иногда пытаются избежать дележа, а не имеющие мяса порой делают попытки украсть его» .
Джек Палмер, Линда Палмер. Эволюционная психология.

Можно было бы поставить вопрос: общественное ли он (человек) от природы животное или одинокое и избегающее соседства? Последнее предположение кажется наиболее вероятным.
Иммануил Кант

Анализу социальных характеристик одиночества посвящены труды НА.Бердяева, Х.Л.Борхеса, М.Бубера, О.Вейнингера, ИА.Илъина, А.Камю, Э.Левинаса, Ф.Ницше, Г.Маркузе, М. Монтеня, С.Кьеркегора, Х.Ортега-и-Гассета, О.Паса, Б.Паскаля, Ж.П.Сартра, Г.М. Тихонова, Г. Торо, О.Тоф-
флера, Л.Шестова, А.Шопенгауэра, М.Штирнера, Н.В.Хамитова и др.
Одиночество в условиях социальной трансформации современного общества (концептуальный анализ) Выпуск ЖЖ3-4 , 2009 -  Философские науки Автор: Рогова Евгения Евгеньевна 26.12.2009

Зиммель, Георг ( de. Georg Simmel, 1 марта 1858, Берлин — 28 сентября 1918, Страсбург) — немецкий философ и социолог.
Окончив Берлинский университет, более 20 лет преподавал там. Карьера складывалась из-за антисемитских настроений начальства не очень удачно. Долгое время служил на низкой должности приват-доцента, хотя и пользуясь популярностью среди слушателей и поддержкой таких учёных, как Макс Вебер и Генрих Риккерт.
Штатный сотрудник провинциального Страсбургского университета (1914), где оказался в изоляции от берлинской научной среды, а с начала Первой мировой войны в том же году этот университет прекратил деятельность. Незадолго до конца войны Зиммель умер в Страсбурге от рака печени.

В социологии Зиммель — создатель теории социального взаимодействия. Зиммеля относят к основоположникам конфликтологии.
Формы социальной жизни - это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д.
# Социальный тип (например, циник, бедняк, аристократ, кокетка).
# "Модели развития" - универсальный процесс расширения группы с усилением индивидуальности ее членов. По мере роста численности, члены группы все меньше и меньше становятся похожими друг на друга. Развитие индивидуальности сопровождается уменьшением сплоченности группы и ее единства. Исторически развивается в сторону индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик. Классификация форм социальной жизни по степени их удаленности от непосредственного потока жизни:
# Ближе всего к жизни находятся спонтанные формы: обмен, личная склонность, подражание, поведение толпы и др.
# Наибольшую дистанцию от социальной жизни сохраняют формы "игровые". Это чистые формы социации, представляющие собой не просто мыслительную абстракцию, а реально встречающиеся в социальной жизни формы: "старый режим", т. е. политическая форма, пережившая свое время и не удовлетворяющая запросам участвующих индивидов; "наука для науки", т. е. знания, оторванные от потребностей человечества, переставшие быть "орудием в борьбе за существование".
http://www.i-u.ru/biblio/persons.aspx?id=91  В библиотеке РГИУ

Социализация (лат. socialis - общественный) - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм.
Процесс Социализации (С. )как адаптации к культурной среде осуществляется практически всю жизнь индивида. С. как процесс подключения к культурной традиции семантически есть процесс формирования индивидуальности. Психологическим механизмом С. выступает примерка индивидом на себя этих ролевых технологий: "подражание" (Тард), "идентификация себя с другим" (Фрейд), "принятие роли другого" (Дж.Г. Мид), "имитация и идентификация" (Парсонс).
 В данном контексте возникает проблема агента С, т.е. того, чья поведенческая норма выступает в качестве образца. Индивид "вбирает в себя общие ценности" в процессе общения со "значащими другими" (Парсонс).
 Как показано Мидом, "принятие роли другого" осуществляется субъектом стадиально: начинаясь с принятия роли конкретных авторитетов (исходно - родителей, затем - пользующихся популярностью сверстников и наделенных престижными качествами взрослых: реальных выдающихся личностей любого масштаба, равно как и литературных или кино-героев) и, наконец, в качестве максимально "значащего другого" выступает абстрактный "генерализированный другой".
Важнейшим аспектом С. выступает, таким образом, способность индивида "становиться объектом для самого себя" (Мид).

Мид Джордж Герберт ( en. George Herbert Mead) (1863—1931) — философ, социолог, представитель Чикагской социологической школы, один из основоположников символического интеракционизма. Хотя он никогда не имел ученой степени, преподавал социальную психологию в университете Чикаго с 1892 г. до конца жизни. Не имея формального статуса, Мид не опубликовал ни одной своей книги. Несмотря на это он имел большое влияние, и его лекции были собраны и опубликованы уже после его смерти.
 По Миду, общество и социальный индивид (социальное «Я») конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий. Стадии принятия роли другого, других («обобщенного другого») — этапы превращения физиологии организма в рефлексивное социальное «Я». Происхождение «Я», таким образом, целиком социально, а главная его характеристика — способность становиться объектом для самого себя, причем внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль
Энциклопедический социологический словарь/ Общая редакция академика РАН Осипова Г. В.1995.-940 с.

Таким образом, основное понятие символического интеракционизма — взаимодействие (интеракция). И взаимодействие это представляет собой обмен символами, интеракции осуществляются посредством языка, через обмен жестами, символами. Для понимания человеческого поведения необходимо познание внутреннего символического смысла (кода, воплощенного прежде всего в языке, понятном участникам взаимодействия) — раскрытие значимых символов коммуникативного общения. Использование коммуникативных символов предполагает, что все участники взаимодействия адекватно понимают этот условный язык и тем самым успешно общаются друг с другом. Благодаря значимым символам люди легче представляют последствия своего поведения с точки зрения других и легче адаптируются к их ожиданиям.
Чтобы взаимодействовать, люди должны интерпретировать значения и намерения других. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид определил, как «принятие роли». Процесс принятия роли предполагает, что индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляется общение. Через принятие роли индивиды развивают «самость» — способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, что обеспечивает превращение внешнего социального контроля в самоконтроль.
Мид различает два аспекта формирования самости:
#
1. Я (I) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.
#
2. Я (Me) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я ее себе представляю.
Индивид, считает Мид, развивает самосознание в момент, когда он видит себя так, как его видят другие. Понятие самости не является врожденным, его происхождение целиком социально.
Задумайтесь, что происходит, когда вы размышляете, задать или не задать вопрос профессору, читающему у вас на курсе лекции. Вы думаете: «Если я задам вопрос, он сочтет меня тупицей. Лучше уж промолчать», то есть вы воображаете отношение профессора к студентам. При этом вы как бы берете на себя роль профессора и смотрите на самого себя как на объект, или «меня» (Me). Именно вы, действуя в качестве субъекта, или «я» (I), решаете, что задавать вопрос не стоит.

Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю. Г. Волкова.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М.: Гардарики, 2003.- 512 с.
Разум, Я и Общество" (Mind, Self, and Society) (1934) (отрывки из книги http://www.fidel-kastro.ru/sociologia/mead.htm
Критика современной буржуазной теоретической социологии / А.П. Ковалев, С.М. Митина, Э.А. Орлова и др.; Ред. Г.В. Осипов. М.: Наука, 2003. http://ecsocman.edu.ru/db/msg/62325

 Мертон ввел понятия референтной группы, по отношению к которой происходит интеракция индивида, который сам ("телом") далеко не всегда принадлежит к данной группе (более того, эта группа может быть принципиально для него недоступна, выдумана, иллюзорна). Несамотождественность индивида самому себе стала рассматриваться на уровнях: 1) интросубъективности, автокоммуникации Я — Я, 2) интерсубъективности, отношения Я — Ты (Мы), 3) "вещности", отношения Я — Не-Я, уровень "телесности", "наличности". Тем самым целостность индивида задается через проекции "Я есть тело", "Я есть Я", "Я есть Ты", а его самореализация протекает в двух планах:
1) в плане объективации, задающем реальные пространственно-временные координаты "наличности",
2) в плане выражения, выводящем за эти координаты в пространство символов, в котором индивид:

а) маскирует себя, демонстрируя через маску,
б) демонстрирует себя, маскируясь за жестом.

Личность в этом смысле суть то, что "дано сквозь маску" (Лицо или Личину), но за маской может "ничего" и не быть. Тогда самоидентификация есть сведение всего в его инаковости "воедино". Она должна быть актуализирована в самореализации, чем уже задается "зазор", "пустота", пространство деструктурированного "коммунитас" — пространство "лиминальности" (В.Тернер). Если самореализация есть способность конструировать свое бытие в соотнесении с "другими" с позиций собственного (ответственного) выбора, то она предполагает соотнесенность еще с двумя другими аспектами (как своими условиями):
1) самоопределением (пространство выбора позиций-целей-средств, т.е. пространство свободы);
2) самопреодолением и (или) самоутверждением себя "вовне».
«Гештальттерапия. Теория и практика.» / Апрель пресс. Эксмо-пресс 2000 /


  Социальные функции социализации обусловлены поддержанием бесконфликтного существования общества как интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде. Современный философский словарь.



Каждый человек — как буква в алфавите: чтобы образовать слово, надо слиться с  другими.
Мандельштам


Социальная интеграция — ( la. integratio- восстановление, восполнение; la. integer — целый):
# Принятие индивида другими членами группы.
# Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы ее части на основе общих целей, интересов.
# Формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношени
http://dictionary.fio.ru/article.php?id=13302 Словарь.ру 

Система бытия человека и система бытия человечества настолько различны, что некоторые параметры и элементы этих систем могут развиваться в совершенно противоположных направлениях: что хорошо для человечества, может быть смертельно для индивида. Например, человеческое общество испытывает потребность в увеличении каких-то химических изделии: строится завод по производству этих изделии, которые пользуются бешеным успехом у потребителей; но люди, работающие на этом заводе, стали очень быстро вымирать. Или другой пример: человечество нуждается в развитии информатики; информационные средства быстро вводятся в системы обучения, на производстве и в учреждениях, в местах досуга и даже на дому: в результате отдельно взятый индивид приходит на работу и имеет дело с компьютером, а не с коллегами, приходит домой и имеет дело с компьютером, а не с домочадцами и родственниками, вместо спорта, театра, аттракционов предпочитает тот же компьютер и т.д. И наконец, после длительной депрессии и ряда стрессов вынужден познакомиться с инфарктом, инсультом и т.д.
Уильям А. Садлер и Томас Б. Джонсон Садлер У., Джонсон Т. От одиночества - к аномии /Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989  http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/loneano1.htm

Трагедия общин — род явлений, связанных с противоречием между личными интересами и общественным благом.
Трагедия общин показывает, как свободный доступ к ресурсу, например, пастбищу, полностью уничтожает ресурс из-за чрезмерного его использования. Это происходит потому, что все пользующиеся им получают выгоды (или доход) непосредственно себе, а издержки содержания ресурса ложатся на них всех равномерно.
Допустим, существует некая сельская община, у которой есть только одно доступное пастбище. На нём все члены общины могут пасти скот сколько угодно. Выпас скота уменьшает количество травы, растущей на нём и, соответственно, выгоды от скотоводства.
Каждый член общины может увеличить число своего скота, увеличить свой собственный доход, при этом плодородие пастбища сократится незначительно. Однако если все члены общины сделают то же самое, пастбище станет уже намного хуже. Если же член общины уменьшит свой выпас, плодородие поля увеличится, но его личный выигрыш от этого будет намного меньше, чем потерянный доход.
Получается, что всем членам общины выгодно только увеличивать использование пастбища, и ни на шаг не отступать.

А вот как в истории христианства этот принцип реализовался.
 «Перед  избранием  Григорий  шестнадцатый,  весьма  склонный  к   плотским радостям, казалось, целиком посвятил себя богу. Но, вступив на  престол,  он вернулся  к  обычному  образу  жизни.  Правда,  из-за  преклонного  возраста гастрономические радости занимали в его жизни  больше  места,  чем  любовные утехи.  Он  обжирался  до  такой  степени,  что  его  часто  выносили  из-за пиршественного стола на руках.
   Дух неверия и безбожия с каждым днем все больше распространялся в Италии. Тогда Григорий поручил иезуитам организовать мирный крестовый поход  во  имя католицизма. Сыны Лойолы шныряли по деревням, расставляли кресты,  выступали с проповедями - словом, всячески старались подогреть религиозное  рвение.  У них хватило наглости вновь заставить мадонн и святых творить чудеса. Скоро в папских землях не осталось ни одной  деревенской  церкви,  где  бы  ни  было механизированного чуда. В одной часовне богоматерь проливала слезы, в другой истекал алой кровью Христос,  в  третьей  поднимал  руки  и  двигал  головой  апостол. Когда была исчерпана галерея славных обитателей небесного  царства,  исполнивших весь свой репертуар, иезуиты перешли к одушевлению животных.
   Можно было наблюдать святого духа в облике голубя, петуха святого  Петра, кукарекающего так натурально, что его можно было  принять  за деревенского; вифлеемскую ослицу и других животных, которые ржали, блеяли, рычали и  лаяли на все лады.
   Сначала все шло отлично. Иезуиты успешно вели  религиозную  пропаганду  - фабриковали чудодейственные предметы, сбывая их по высокой цене священникам,  а  те  в  свою  очередь  не  оставались  внакладе,  извлекая  из  всей  этой механизированной бутафории огромные доходы. Но  вскоре  конкуренция  нанесла смертельный удар этой отрасли промышленности, процветавшей благодаря темноте и суеверию, с одной стороны, и жульничеству - с другой.
   Вот что произошло.
   Каждый приход имел  свое  чудо,  полученное  им  от  общества  Иисуса.  И верующим  хотелось  посмотреть  мадонну,  святых  и  зверей, принадлежавших соседним церквам. Священники, естественно, препятствовали, не  желая,  чтобы дары прихожан  уходили  к  конкурентам.  Каждый  служитель  церкви  старался дискредитировать  чудеса  соперника,  и  война  разразилась  не  на   шутку. Прихожане, конечно, вставали на защиту своих пастырей, и  во  всех деревнях Папской  области  возникали  настоящие  отряды  фанатиков.  Их религиозная одержимость не могла не привести к кровавым стычкам.
   Когда  религиозные  процессии  встречались  на  границе  своих  приходов, священники   затевали   громкую   перебранку.   Каждый   расхваливал   своих чудотворцев, преувеличивая их волшебные способности и оскорбляя  противников грубыми ругательствами. Ссора разгоралась.  Священники,  церковные  сторожа,  певчие, дети из хора, послушники и верующие с остервенением  бросались  друг на друга и дрались до тех пор, пока одна из  сторон  не  побеждала.  В  этих сражениях распятия, подсвечники и  кадила  нередко  становились  смертельным орудием.
   К своему глубокому сожалению, папа был  вынужден  запретить  демонстрацию чудодейственных идолов. Иезуиты  были  крайне   раздосадованы   ликвидацией   столь   прибыльного
Предприятия».
Лео Таксиль. Священный вертеп.


Специалисты из Университета Торонто (Канада) пришли к выводу, что коррупция чаще  встречается там, где силён коллективизм, где подчёркивается взаимозависимость, а ценность индивидуального самоопределения преуменьшена. "В результате имеет место диффузия ответственности, и индивид спокойно переступает через собственную совесть", - подчёркивает соавтор исследования Нина Мазар.  Учёные провели опрос среди 17  тысяч менеджеров из 21 страны (были выбраны наиболее экономически влиятельные державы). Респонденты должны были оценить степень выражения гордости, преданности и согласованности в своих организациях и семьях, а также рассказать, насколько часто партнёры из других  стран предлагают "откаты" (впрочем, кажется, кавычки уже давно не нужны). В дополнение к этому был организован лабораторный эксперимент. 140 студентов, изучающих коммерцию, разделились на две группы. В одной с помощью давно известных приёмов учёные создали коллективистскую атмосферу, а в другой -  индивидуалистическую. Затем добровольцы представили себя продавцами, общающимися с иностранными покупателями, и ответили на вопрос об откате. При этом респондентам надлежало оценить степень личной ответственности при заключении сделки, желания заключить договор, неприятия взяток, вероятность того,  что взятку предложат конкуренты, а также шанс, что в конечном итоге всё решит размер подношения. Как и ожидалось, "коллективисты" ощущали меньшую личную ответственность и были более склонны "подмазать". При этом коллективизм не оказал никакого влияния на прочие факторы. " Укрнет "


Парадокс Абилина заключается в том, что группа людей может принять решение, противоречащее возможному выбору любого из членов группы из-за того, что каждый индивидуум считает, что его цели противоречат целям группы, а потому не возражает.
Парадокс был описан Джерри Харви . Имя парадоксу дано по мотивам анекдота, описанного в этой статье:
В один жаркий техасский вечер некая семья играла в домино на крыльце до тех пор, пока тесть не предложил съездить в Абилин (Техас) (располагающийся в 85ти километрах севернее) отобедать. Жена сказала: «Звучит неплохо». Муж, несмотря на то, что поездка обещала быть долгой и жаркой, подумал, что надо бы подстроиться под других, и произнёс: «По-моему, неплохо; надеюсь, что и твоя мать не откажется». Тёща же ответила: «Конечно, поехали! Я не была в Абилине уже давно».
Дорога была жаркой, пыльной и долгой. Когда же они наконец приехали в кафетерий, еда оказалась невкусной. Спустя четыре часа они, измученные, вернулись домой.
Один из них произнёс неискренне: «Верно, неплохая была поездка?». Тёща на это сказала, что, на самом деле, она бы лучше осталась бы дома, но поехала, раз уж остальные трое были полны энтузиазма. Муж сказал: «Я был бы рад не делать сделанного, поехал лишь чтобы доставить остальным удовольствие». Жена произнесла: "А я поехала, рассчитывая на радость остальных. Надо было быть сумасшедшим, чтобы добровольно отправиться в эту поездку». Тесть сказал, что он предложил это лишь потому, что ему показалось, что остальным скучно.
И они сидели, ошеломлённые тем, что поехали в поездку, которой никто из них не хотел. Каждый из них предпочёл бы спокойно наслаждаться тем днём.
 Этот феномен является примером группового мышления. Он легко объясняется различными социологическими науками, подтверждающими, что человек редко совершает поступки, противоречащие поступкам его группы. Социальные сдерживающие факторы часто подавляют проявление истинных чувств и реализацию желаний отдельного индивидуума.
Jerry B. Harvey. ''The Abilene Paradox and other Meditations on Management'' .Organizational Dynamics.1974| vol. 3.The Abilene Paradox and other Meditations on Management .


Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи. Напролет.
Артур Шопенгауэр

Групповая динамика (от gr. dynamis  — сила) — процессы взаимодействия членов группы, а также изучающая эти процессы дисциплина. Группа — это два или более индивидуума, связанных друг с другом социальными отношениями Так как члены группы взаимодействуют и влияют друг на друга, в группе возникают процессы, отличающие её от совокупности индивидуальных лиц. Среди этих процессов:
* образование подгрупп по интересам;
* возникновение лидеров и их уход в тень;
* принятие групповых решений;
* сплочение и конфликты в группе;
* изменение ролей членов группы;
* воздействие на поведение;
* потребность в присоединённости;
* распад группы.
Основателем научного направления считается Курт Левин.
( de. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог

Глоссарий. Ру http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RDwzvvuig9!kotgsoqg Групповая динамика
http://www.ec.znanie.info/rus/terms.html?unt=84 Групповая динамика

В 80-90-е годы XX в. в социальных науках массовое применение получил подход,получивший название теории рационального выбора.
Под рациональностью подразумевается, грубо говоря, что, действуя и взаимодействуя, индивид имеет план и стремится максимизировать совокупность удовлетворенностей своих предпочтений, одновременно минимизируя возможные расходы. Объяснения рационального выбора связывают индивидуальное поведение с субъективными верованиями и предпочтениями индивида, а не с объективными условиями и возможностями, стоящими перед ним. Таким образом, кто-то может действовать рационально, опираясь на ложные верования, что противостоит лучшим способам достижения чьих-то целей или желаний.
В.П.Култыгин, ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА - ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ [HYPERLINK
Социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус». Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей.
Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Парсонс рассматривает социальную систему как созданную взаимодействием индивидов, каждый из которых одновременно и деятель, преследующий собственные цели, и объект ориентации для других деятелей. Регулярное и длительное воспроизведение ситуаций взаимодействия приводит к стандартизации ожиданий и формированию норм, структурирующих в глазах индивидов модели взаимодействия и задающие обязательства участия в них (социальные роли).
Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 537. .

Противоречивость социальной  роли иллюстрирует Парадокс Рассела — открытая в 1903 году Бертраном Расселом и позднее независимо переоткрытая Э. Цермело теоретико-множественная антиномия. Существует много популярных формулировок этого парадокса. Одна из них традиционно называется парадоксом брадобрея и звучит так:
 Одному деревенскому брадобрею приказали ''«брить всякого, кто сам не бреется, и не брить того, кто сам бреется»'', как он должен поступить с собой?

Еще один вариант:
 В одной стране вышел указ: ''«Мэры всех городов должны жить не в своем городе, а в специальном Городе мэров»'', где должен жить мэр Города мэров?

Катречко С.Л. Расселовский парадокс брадобрея и диалектика Платона -Аристотеля //Современная логика:проблемы теории,истории и применения в науке. СПб.,2002. С.239-242.


Одиночество имеет социальное измерение.
 Особенно острые его формы обозначены такими понятиями социальной изоляции, как  изгнание, остракизм, неприятие и с недавнего времени отставка. Подразумеваются также более тонкие формы социальной изоляции, включая случаи, когда социальная исключенность лишает людей членства в группах, которое они считают очень важным и желательным для себя. В другом случае этот тип одиночества  может возникнуть, когда человек чувствует свое неприятие группой. В примерах космического и культурного одиночества индивид ощущает, что потеряна связь, сопричастность, в социальном измерении одиночества человек очень остро чувствует, что его оттолкнули, покинули, исключили, отослали, не допустили  или же не оценили. Сам себе он видится изгнанником, посторонним, одиночкой, лишним человеком. Этот вид одиночества чаще всего появляется, когда роли индивидов не учтены, например, когда человек уволен, забаллотирован, исключен из команды, не принят в колледж, клуб или на работу в понравившуюся ему  фирму, или когда человека избегают, потому что его поведение, класс, к которому он принадлежит, или цвет кожи признаны социально нежелательными. К перечисленным общим факторам, содействующим возникновению социального одиночества, добавляются и другие факторы, широко распространенные в современном обществе, которые и помогают объяснить рост этого типа одиночества сегодня.

Самые значительные из них - увеличивающаяся раздробленность общества  вместе с растущей социализацией, высокая степень мобильности, неопределенность традиционных социальных границ, распад традиционных групп и короткая жизнь групп, претендующих на свое место, высокий уровень ожидания, связанного с социальной позицией, и пренебрежительное третирование точки зрения  отдельного индивида. Общее наблюдение показывает, что современные люди чрезвычайно заботятся о своем социальном положении. К беспокойству о социальном положении и лице добавляются сомнение, тревога относительно социальной идентичности и значения повседневных столкновений с другими людьми. Что  касается стабильности общества, то очень серьезным является факт распада многих традиционных групп.
Уильям А. Садлер и Томас Б. Джонсон Садлер У., Джонсон Т. От одиночества - к аномии /Лабиринты одиночества: Пер. с англ. /Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989  http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/loneano1.htm


     Вот как Толстой описывает социальное одиночество вельможного Каренина:
«Оставшись опять один, Алексей Александрович понял, что он не в  силах  более выдерживать роль твердости и спокойствия.  Он  велел  отложить  дожидавшуюся карету, никого не велел принимать и не вышел обедать.
     Он почувствовал, что ему не выдержать того всеобщего напора презрения и ожесточения, которые он ясно видел на лице и этого приказчика, и  Корнея,  и всех без исключения, кого он встречал в эти два дня. Он чувствовал,  что  не может  отвратить  от  себя  ненависти  людей,  потому  что   ненависть   эта происходила не оттого, что он был дурен (тогда  бы  он  мог  стараться  быть лучше), но оттого, что он постыдно и отвратительно несчастлив. Он знал,  что за это, за то самое, что сердце его истерзано, они будут безжалостны к нему.
Он чувствовал, что люди  уничтожат  его,  как  собаки  задушат  истерзанную, визжащую от боли собаку. Он знал,  что  единственное  спасение  от  людей  - скрыть от них свои раны, и он это бессознательно пытался делать два дня,  но теперь почувствовал себя уже не в силах продолжать эту неравную борьбу.
     Отчаяние его еще усиливалось сознанием, что он был совершенно одинок со своим горем. Не только в Петербурге у него не было ни одного человека,  кому бы он мог высказать все, что испытывал, кто бы пожалел его  не  как  высшего чиновника, не как члена общества, но просто как страдающего человека;  но  и нигде у него не было такого человека».
Лев Николаевич Толстой. Анна Каренина

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.
Ф. Ларошфуко

Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос, какова структура личности, то есть, устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции:
# Диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий).
# Я-концепция, Зеркальное "Я". (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон)
# Ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули).
Смелзер, Нейл. Социология. http://www.scepsis.ru/library/id_580.html

Карл Роджерс  разработал анализ «Я-теории» личности. Роджерс полагает, что общество вынуждает индивида действовать в  соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Это ведет к противоречию между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями «Я» в отношениях с другими людьми. Одно лишь исполнение социальных ролей, неважно, насколько оно адекватно, ведет к бессмысленному  существованию индивида. Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он, тем не менее, думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других. Роджерс говорит об этом так: «Одиночество... наиболее резко и болезненно проявляется у тех индивидов, которые по той или иной причине оказываются - будучи лишенными, своей привычной защиты - уязвимыми, испуганными, одинокими, но обладающими истинным «Я» и уверенными в том, что будут отвергнуты всем остальным миром”. Согласно Роджерсу, уверенность в том, что истинное «Я» индивида отвергнуто другими, «держит людей замкнутыми в своем одиночестве» . Страх быть отвергнутым приводит к тому, что человек придерживается своих социальных «фасадов» (ролей) и поэтому продолжает испытывать опустошенность. Одиночество - это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его - феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на 3 этапа и схематически представить его, то получиться следующая картина. Общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами. Из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования. Индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он тем не менее думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других. И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я». Основываясь на этой точке зрения, другие исследователи  выводят гипотезу о том, что несоответствие между действительным и идеализированным «Я» в конечном счете, венчается одиночеством.

Выделение феноменального и когнитивного элементов приводит к пониманию того, что одиночество - особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. В процессе обыденного, повседневного самосознания мы воспринимаем себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Мы переживаем свое состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей.
Возникновение одиночества говорит нам о нарушениях в этой сети. Часто одиночество - это ощущение,  которое появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого или потребности просто быть в контакте с кем-либо. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения. Это может быть осознание своей  исключенности и неприятия тебя другими.
Социализация содействует ощущению соотнесенности и соучастия; строя  свои планы на будущее, мы заранее предвидим общение. Одиночество предполагает разрыв связей или их полное отсутствие, тогда как наши обычные надежды, ожидания сориентированы на согласованность, соединением связь. Тяжелая форма одиночества может означать беспорядок и пустоту и вызывать  индивидуальное чувство бесприютности, ощущение того, что человек везде «не на своем месте». Одиночество может представлять такую угрозу для построения межличностных взаимоотношений, составляющих основу человеческого существования, что возможно появление одного из самых страшных переживаний – «голого ужаса.
Социальная психология указывает на  основную причину одиночества в нарушении социальных связей между людьми. Так, например, В.Серма ведущим фактором возникновения одиночества считает определенные обстоятельства (или ситуации) в жизни человека, такие как, например, смерть  близких, развод, переезд в другую местность и т.д., в результате которых человек может почувствовать себя одиноким. В.Серма даже разработал в свое время «анкету ситуативного одиночества». Одиночество, по его мнению, - это субъективно переживаемое «несоответствие между наблюдаемой реальностью и  желанным идеальным состоянием». Заканчивается ситуация, «заканчивается» и одиночество.
Некоторые представители социальной психологии возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество. Боумен, Рисмен и Слейтер  - представители социологического подхода к одиночеству. Боумен выдвинул гипотезу о трех силах, ведущих к усилению одиночества в современном обществе: 1 ) ослабление связей в первичной группе; 2 ) увеличение семейной мобильности; 3) увеличение социальной мобильности. И Рисмен, и Слейтер связывают свой анализ одиночества с изучением американского характера и одновременно анализируют способность общества удовлетворять потребности его членов.  Рисмен  и его последователи заявляют, что американцы превратились в личности, «направленные вовне». Индивиды, «ориентированные на других», не только хотят нравиться, но и постоянно приспосабливаются к обстоятельствам и контролируют свое межличностное окружение с тем, чтобы определить линию своего  поведения. «Ориентированные вовне» люди обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и своих ожиданий. Такими чертами могут быть наделены родители, учителя, основная масса людей. В результате «ориентированная на других»  личность может приобрести синдром обеспокоенности и чрезмерную потребность в пристальном внимании к себе со стороны других людей, которая никогда полностью не удовлетворяется. Члены нашего «направленного вовне» общества образуют, как заявляет Рисмен в своем названии книги,  «одинокую толпу». Слейтер утверждает: «Индивидуализм воплощен в стремлении отвергнуть реальность человеческой взаимозависимости. Одна из основных целей американской технологии – «освобождение» от необходимости согласования, подчинения, зависимости или контроля со стороны других. К сожалению, чем больше мы преуспеваем в этом, тем сильнее мы ощущаем разобщенность, скуку и одиночество».

Лабиринты одиночества: //Сб. статей. Пер. с англ. Сост., общ. ред. и предисл. Н. Е. Покровского. - М.: Пpoгpecc, 1989 . (с 14  по 40 , с 43  по 46 , 49 , 53 , 67 , 70)

ХОРНИ (Нorny) Карен (1885—1952) — немецко-американский социальный философ, психоаналитик и психолог, один из основателей и лидеров неофрейдизма.
Согласно ХОРНИ, сущность человека базируется на чувстве беспокойства, формирующемся как результат раздражительности, лицемерия, жестокости взрослых по отношению к ребенку. В итоге чувство "сопринадлежности к мы", по ХОРНИ, замещается комплексом ощущений "изолированности, беспомощности, одиночества и отчуждения". Согласно схемам ХОРНИ, глобальными принципами, направляющими поведение человека в норме и патологии, выступают стремление к безопасности и — одновременно — борьба индивида за осуществление собственных желаний. Результирующими тенеденциями оказываются определенные "стратегии" поведения:

1) "стремление к людям" (поиск привязанности к ним с целью обретения поддержки);
2) "стремление от людей" (отчуждение от социального мира, стремление построить хотя бы и иллюзорный, но самодостаточный и гармоничный мир); 3) "стремление против людей" (сценарии бунта, установка на разрушение внешнего мира как способ обретения гармонии с ним).
С точки зрения ХОРНИ, указанным стратегиям соответствуют "устойчивый", "устраненный" и "деструктивный" типы личности. ХОРНИ выделила "великие неврозы" нашего времени — наиболее распространенные и значимые формы современных неврозов, к которым, по ее мнению, относятся:
1) невроз навязчивости (поиск любви и одобрения любой ценой);
2) невроз власти (погоня за властью, престижем и обладанием);
3) невроз покорности (автоматический конформизм);
4) невроз изоляции (бегство от общества).

  Колесникова. Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков: Материалы международной конференции. Санкт-Петербург, 28- 29  октября 1997 г. / Отв ред.  М.С. Уваров . - СПб.: Санкт-Петербургское отделение Института человека РАН, 1997.

Эрих Фромм ( de. Erich Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне, — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
Родился в семье ортодоксальных иудеев (его предки были раввинами).
 Он рассказывал про своего деда, владевшего маленькой лавочкой в Баварии: «Всю свою жизнь дед сидел целый день в лавке и штудировал Талмуд; если приходил покупатель, он сердито поднимал голову и спрашивал: „Что, разве нет другого магазина?“ Вот в таком мире я рос».
Основные сочинения: "Бегство от свободы" (1941), "Человек для себя" (1947), "Анатомия человеческой деструктивности" (1973), "Иметь или быть?" (1976) и др.
Объединяющим началом изысканий Фромма явилась проблема человека в ее социокультурном измерении. Человек, согласно Фромм, есть существо, вышедшее в процессе эволюции за рамки инстинктивного приспособления к окружающему миру и обретшее сознание, самосознание, разум. Новые адаптивные механизмы компенсируют биологическую слабость человека и становятся основой специфически человеческих качеств: осознания себя как отдельного существа, способности помнить прошлое и предвидеть будущее, использовать символы для обозначения предметов и действий, разума для постижения и понимания мира, воображения. Тем самым задается специфически человеческая ситуация, общая для всего человеческого рода и предзаданная каждому человеку; ее характеристиками являются отделенность и противоречивость человеческого существования. Отделенность человека, отчуждение от природы, от людей, от себя, осознание этой отделенности и собственной беспомощности перед силами природы и общества становятся, по мысли Фромм, источником стыда, тревоги, чувства вины, которые человек стремится преодолеть в своем индивидуальном существовании.
 Наличием "свободы от", выпадением человека из природного состояния, Фромм объясняет само происхождение цивилизации; в ней же коренится причина того, что специфически человеческие потребности, глубочайшей из которых полагается потребность преодолеть свою отделенность и обрести единство, далеко выходят за рамки биологических. В работе "Здоровое общество" Фромм дает следующую  классификацию потребностей:
1 ) Потребность в приобщенности (необходимость преодолеть одиночество, отделенность, изолированность). Конструктивным путем ее удовлетворения является любовь; при невозможности его реализации возникают паллиативные формы в виде "симбиоза" в подчинении или овладении. Предметом "симбиоза" могут являться люди или внешние силы. Полная неудача в обретении приобщенности выражается в нарциссизме — патологической фиксированности на себе, неспособности к установлению связей с окружающим миром и его объективному восприятию.
2) Потребность в преодолении ограниченности собственного существования. Неудовлетворенность человека собственным положением случайного, пассивного, бессильного создания порождает стремление стать "творцом", быть созидательно активным. Негативным вариантом удовлетворения этой потребности является разрушительность, стремление к самоутверждению в деструкции.
3) Потребность в укорененности и братстве. Разрыв естественных связей, невозможность возврата к доиндивидуальному существованию вынуждают каждого взрослого человека к поиску помощи, близких межличностных отношений, защиты. Оборотной стороной этой потребности является "инцест", трактуемый Фромм как некритическая связанность индивида с общностью: семьей, родом, государством, церковью. В современных обществах, по мысли Фромма, распространены такие формы "инцестуальной связи", как национализм и квазипатриотизм.
4) Потребность в чувстве тождественности.

Человеческая свобода дает шанс созидательной самореализации, спонтанного обретения единства и общности, но она же может стать тяжким бременем, непереносимым для индивида и побуждающим отказаться от него.
В качестве социально значимых механизмов "бегства от свободы" Фромм называет: авторитаризм, сторонами которого являются садизм (стремление господствовать, подчинять людей своей воле) и мазохизм (стремление подчиняться, избавиться от своего "я"); разрушительность (попытка избежать угрозы со стороны внешнего мира через разрушение его); конформизм (утрата собственной личности, самоунификация, усвоение общепринятых шаблонов).
"Большие Надежды" на достижение личных и общественных благ, присущие техногенной цивилизации, по мнению Фромма, не оправдались, а человечество оказалось на грани самоуничтожения. В результате социально-экономические условия капитализма формируют адаптированного к ним индивида — эгоистичного, себялюбивого и алчного.
Э.Фромм подчеркивал, что сама натура человека не может быть согласна с изоляцией и одиночеством, он подробно рассматривал ситуации, приводящие к возникновению у человека ужаса перед одиночеством. Оказавшись в открытом море после кораблекрушения, человек гибнет гораздо раньше, чем исчерпываются его физические силы. Причина преждевременной гибели - страх умереть в одиночестве.
Вскоре после окончания знаменитой работы «Иметь или быть», в 1977 году, с ним случается второй, а потом и третий (1978 год) инфаркт.
В ночь на 18 марта 1980 года, за пять дней до своего 80-летия, Эрих Фромм умер от обширного инфаркта.
Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. — М.: АСТ, 2004.
Э. Фромм. Бегство от свободы. — М.: АСТ — Минск: Харвест, 2005.
http://fromm.hpsy.ru/  Эрих Фромм   на сайте http://hpsy.ru  Экзистенциальной и гуманистической психологии


 Особенности коммуникации в Интернет-среде можно рассматривать как новые культурные средства, детерминирующие развитие самосознания личности. Жизнедеятельность в киберпространстве особенно важна для тех людей, чья реальная жизнь по тем или иным (внутренним или внешним, объективным или субъективным причинам) межличностно обеднена. В этих случаях Интернет-среда фактически становится альтернативой непосредственного (реального) окружения, а человек квазисоциализируется.
Киберсоциализация человека (от греч. kybernetike — «искусство управления», от греч. kybernao — «правлю рулём, управляю», от греч.— «кормчий» + англ. socialization) ''(виртуальная компьютерная социализация личности)'' есть локальный процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве Internet-среды, то есть в процессе использования его ресурсов и коммуникации с «виртуальными агентами социализации», встречающимися человеку в глобальной сети Internet (в первую очередь, в процессе переписки по e-mail, на форумах, в чатах (имеется в виду IRC (Internet Relay Chat), блогах, интернет-пейджерах, телеконференциях и online-играх).
  Под воздействием виртуального мира киберпространства у человека нередко возникает опасность оторванности от реальной жизни: у пользователя, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в порожденных им же самим событиях, более того, именно он является главным их участником. В данной ситуации человек все время пребывает в «несовпадении» с самим собой, его сознание проживает опыт, не имеющий ничего общего с реальным опытом. У «актера» виртуального мира формируется «зависимость от виртуальности» — кибераддиктивность. В силу неудовлетворённости окружающей действительностью (личностный, экономический, социокультурный аспект и т. д.) зависимость постепенно усугубляется, приводя к тому, что человек начинает отдавать предпочтение именно виртуальному миру, как наиболее приемлемому для него. Значение киберзависимости настолько велико, что, порою, люди начинают терять связь с реальным миром, с головой окунаясь в мир виртуальный. Они перестают замечать людей, которые рядом с ними, свои заботы, дела, работу, даже семью.
Интернет-среда обеспечивает отличные от реальной жизни возможности принадлежности к определенным социальным категориям, референтной группе; а также благодаря влиянию особенностей Интернет-общения на создание виртуальной личности и относительно безопасное (к тому же виртуальное) экспериментирование с идентичностью.
Плешаков В. А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. /Под ред. В. А. Сластёнина, Е. А. Левановой. — М.: МПГУ — МОСПИ, 2005. — С.48 — 49.
http://flogiston.ru/articles/netpsy/  Публикации по психологии интернет на портале ''Флогистон''

Компьютеры и интернет меняют природу нашей памяти 17  Июля  2011
Как показывают психологические эксперименты, если люди думают, что смогут вновь обратиться к сообщаемым им фактам, они склонны запомнить, где именно их искать, а не что именно содержит полученная информация. Кроме того, когда участникам экспериментов задавали сложные вопросы, они начинали думать о компьютерах. Выводы исследования  опубликованы в статье в журнале Science . Основной автор работы доктор Бетси Спэрроу из Колумбийского университет утверждает, что интернет стал своеобразной трансактивной памятью. Первоначальная идея трансактивной памяти заключалась в том, что помимо собственной памяти личности существуют своеобразные "внешние хранилища" в других людях. "Есть люди, являющиеся экспертами в определенных вещах, и мы позволяем им оставаться таковыми, делаем их ответственными за определенную информацию", - сказала в интервью Би-би-си доктор Бетси Спэрроу.
 "Я не думаю, что "гугл" делает нас глупыми, мы просто меняем способ запоминания вещей, - говорит доктор Спэрроу. - Если вы можете найти что-то онлайн, даже когда идете по улице, тогда важным умением становится знать, где именно искать эту информацию".
BBC Russian

«Изучите информацию, какой теперь обмениваются люди, и вы увидите, что по крайней мере половина ее вообще не имеет никакой информационной ценности, 49 % ее не нуждается в скорости передачи, и лишь 1 % имеет какой-то работающий смысл. Потребности в общении у людей не так уж велики. Вследствие чрезмерной информативности интерес людей к общению и без того резко упал. А если бред футурологов на самом деле реализуется, для людей не будет более ненавистных существ, чем другие люди, и более ненавистного дела, чем общение с ними…

Планета захламлена информацией не меньше, чем отходами передовой западной индустрии, уже разрушившими природную среду наполовину, если не больше. Нет ничего дешевле в современном мире, чем информация. От этого хлама нет спасения, как от мусора. Но что-то миллиарды людей не ощущают себя от этого богатыми»,- пишет выдающийся русский мыслитель А.Зиновьев.

Запад. Феномен западнизма
Александр Зиновьев
http://royallib.ru/author/zinovev_aleksandr.html


Психиатр Сергей Выгонский считает: «Представляют интерес исследования того, как пользователи Сети воспринимают самих себя. У восьмидесяти процентов пользователей самооценка изменена. Около сорока процентов "населения" Интернета имеют нереалистичную самооценку. У пятой части пользователей она занижена.
Примерно для такого же числа пользователей характерно чрезмерное подчёркивание собственной независимости.
Ещё одна интересная деталь — для пользователей Интернета характерно искажённое восприятие собственного физического тела. Кроме того,  выяснилось, что у этих людей существует масса эмоциональных проблем —неустойчивость, депрессии и чувство одиночества, которое переживается очень остро»…
- Как отразится распространение Сети на развитии цивилизации?
- Мне кажется, что это один из защитных механизмов, которые включила природа. Своеобразная реакция на перенаселённость планеты. Заметно участились межэтнические конфликты, растёт количество сексуальных меньшинств. Всё это явно не способствует росту населения Земли.
Уже сейчас человек может пообщаться в Интернете с сексуальным партнёром, в несколько раз превосходящим физического. Я думаю, что предпочтение всё чаще будут отдаваться ложному, а не материальному. Духовная виртуализация как бы гасит физическую активность людей, они меньше друг другу мешают. Причем это относится не только к компьютерам, но и к телевидению, и ко всему пространству масс-медиа.
www.membrana.ru


Страсть японцев к созданию электронных заменителей человека дошла до самых тонких эмоций - студенты токийского Университета электрокоммуникаций сделали "поцелуйный ретранслятор". Устройство представляет собой две коробочки с насадками, очень похожими на соски-пустышки для младенцев. Их можно подключить к компьютерной сети. И когда один из пользователей будет "целовать" свою насадку, второй, находящийся как угодно далеко, сможет взять в рот свою "пустышку" и почувствовать  (видимо, все- таки весьма приблизительно) движения его языка и губ. Контроль и синхронизацию движений насадок осуществляет компьютер, а в будущем приборчик сможет работать через интернет, что позволит подключиться к поцелую любому количеству участников. Приборчик может запоминать информацию, а потом воспроизводить ее в любое время.
 в лаборатории профессора Хироюки Кадзимото создано уже немало тактильных интерфейсов. Из последних можно назвать "обнимальную машину". Это манекен Sensoroid без головы, но с "руками", обтянутый искусственными мышцами и увешенный различными сенсорами. Он способен возвращать объятия с той же силой и нежностью, с какой обнимают его. По факту получается, что человек обнимает сам себя и может оценить страсть и мощь своих объятий. Конечно, эти устройства придумывают не ради того, чтобы повеселить молодежь или предоставить новую "социальную услугу" беспомощным одиноким людям - им такие игрушки будут не по карману. Но каждая из подобных машин приближает человечество к созданию робота, который по своим возможностям и облику почти не будет отличаться от нас, живых людей.izvestia.ru   www.izvestia.ru  06.05.2011

В Китае уже было зарегистрировано 50 тысяч виртуальных браков.
Иногда такие виртуальные семьи обзаводятся виртуальными детьми, машиной, домом и дачей.
http://www.webnewz.ru/news/4390/   

 Интернет-Крик

 «Одиночество - когда точно знаешь, кто насвинячил на кухне.
Одиночество - это когда в аське только группа поддержки. Одиночество - это когда радуешься даже спаму. Одиночество - это когда вам на сотовый звонят только по ошибке. Одиночество - это когда хочется ответить на письма спамеров. Одиночество - это когда 200 номеров в сотовом и с десяток пухлых записных, а позвонить некому. Одиночество - это когда ты всегда знаешь, где лежат твои вещи. Одиночество - это когда твой единственный собеседник - говорящая стиральная машина Electrolux. Одиночество - это когда отвечаешь на письма спамеров. Одиночество - это когда 24 февраля покупаешь себе пену для бритья. Одиночество - это когда достаёшь только самого себя. Одиночество - это когда не приходит даже спам. Одиночество - это когда нет не только выхода, но и входа. Одиночество - это когда хочется испортить настроение, а некому! Одиночество - это когда не о чем поговорить даже с самим собой. Одиночество - это когда нет привычки запираться в сортире. Одиночество - это когда ты часто остаёшься один на один с пельменями. Одиночество - в 4-х углах ищешь пятый. Одиночество - это когда тебе некому сказать, что ты одинок... Одиночество - лекарство, которое не вызывает привыкания. Одиночество - это тогда, когда ты всю ночь разговариваешь сам с собой и тебя не понимают. Одиночество - это когда слышно как тикают часы. Одиночество - это когда ждёшь, что кто-то позвонит, но звонит будильник. Одиночество - это когда в своём топеге радуешься даже флуду. Одиночество - это когда с новым годом поздравляют только с работы. Одиночество - это когда забываешь звук собственного имени, потому что никто его не произносит. Одиночество - это когда ответ на вопрос "почему?" уже не важен. Одиночество - это когда те, кого ты любишь, счастливы без тебя. Одиночество - это когда некому напомнить, что ты кАзёл. Одиночество - это когда ты есть и когда тебя как будто нет. Одиночество - это когда невообразимо одиноко с человеком, который рядом. Одиночество - это когда не получаешь писем даже из Центра Американского Английского. Одиночество - это когда сам себе делаешь клизму. Одиночество - это когда ты чихаешь и сам себе говоришь: "Будь здоров!" Одиночество - это когда начинаешь добавлять в аську спам-контакты. Одиночество - это когда некого ждать. Одиночество - это когда тебя на день рождения поздравляет только e-mail. Одиночество - это когда на твою домашнюю страничку заходят только поисковые роботы. Одиночество - это когда ты воруешь кусочки чужой жизни, чтобы наполнить свою. Одиночество - это то, на что лучше смотреть со стороны. Дай нам Бог никогда не познать всего этого списка! Одиночество - самая ужасная вещь на Земле
Mail.Ru

               
                В одиночку, забыв о собратьях
                В этих братских занятьях,
                Машинально, не глядя во мрак,
                Тащит сети каждый рыбак:
                Тот гребет из ячеек пустых на борту
                Не рыбешек - свою нищету;
                А другой зачерпнул без вины
                Ил хворобы своей с глубины;
                Тот открыл свои верши,
                Чтоб разжиться надеждой умершей;
                А иному бросать в свой баркас по нраву
                Не улов, а души растраву.

                Верхарн

Пример идентификации с группой

Симона Вейль, также ''Вайль'' ( fr. Simone Weil; 3 февраля 1909, Париж, Франция — 24 августа 1943, Эшфорд, Кент, Великобритания) — французский философ и религиозный мыслитель. Сестра математика А. Вейля.
В 1934—1935 она, чтобы узнать жизнь пролетариата, была разнорабочей на автомобильных заводах и писала в левой прессе о тяжёлых условиях труда. Главное внимание она уделяла вопросу страдания, особенно страданию невиновных. Она считала главной необходимость восстановления связей человека с природой и обществом, «корней» по её выражению, которые в современном обществе разлагает влияние денег, власти и идеологии.
В 1938 на Страстной неделе Вейль, бывшая еврейкой и атеисткой, становится сторонницей христианства, хотя не только не стала воцерковлённой прихожанкой, но даже и не крестилась, видя своё призвание в том, чтобы доказать, что можно быть христианкой вне церкви. Одним из методов восстановления корней Вейль считает «одухотворение труда». Вейль уподобляет труд смерти и причащению.
Во время Второй мировой войны жила в доминиканском монастыре в Марселе и была участницей Сопротивления, в 1942 бежала в Англию.Во время войны в знак сочувствия к узникам нацизма ограничила потребление пищи до уровня пайка в гитлеровских концлагерях. Это привело её к преждевременной смерти от сердечной недостаточности, осложнённой туберкулёзом.
Крогман А. Симона Вейль, свидетельствующая о себе. Челябинск: Аркаим, 2003 http://magazines.russ.ru/nlo/2003/64/vaiz33.html
http://simoneweil.ru/

Лазарь Заменгоф (  pl. Ludwik Lejzer Zamenhof; ''Лазарь Маркович Заменгоф''; eo. Ludoviko Lazaro Zamenhof; 15 декабря 1859, Белосток — 14 апреля 1917, Варшава) — врач и лингвист, известен как создатель эсперанто — наиболее успешного из сконструированных международных языков. Он также известен как ''Доктор Эсперанто'' — под этим псевдонимом он опубликовал в 1887 году свою работу «''Lingvo internacia''», включающую описание языка и учебник. Людвик Заменгоф родился в городе Белостоке Гродненской губернии Российской империи. Хотя большинство населения города составляли говорящие на идише евреи, в нём также проживали поляки, немцы и белорусы. Межэтнические отношения в городе были достаточно напряжёнными и это расстраивало молодого Людовика.
Он полагал, что главная причина ненависти и предрассудков лежала во взаимном непонимании, вызванном отсутствием одного общего языка, который играл бы роль нейтрального средства общения между людьми, принадлежащих к разным народам и говорящих на разных языках.
http://www.esperanto.mv.ru/RUS/zam.html  Биография Л. Заменгофа

Сейчас в мире насчитывается по разным оценкам от нескольких десятков тысяч до 2 миллионов человек, говорящих на эсперанто .В 2004 году Universala Esperanto-Asocio (Всемирная ассоциация эсперанто, UEA) имела членов в 114 странах мира. Эсперантисты открыты для международных и межкультурных контактов. Многие из них путешествуют с целью посещения конгрессов и фестивалей, на которых эсперантисты встречают старых друзей и заводят новых. Многие эсперантисты имеют корреспондентов в разных странах мира и часто готовы предоставить кров путешествующему эсперантисту на несколько дней [Среди эсперантистов популярна сеть обмена визитами Pasporta Servo, которая позволяет бесплатно переночевать у эсперантистов — в 2006 году в сети состояло 1320 адресов в 92 странах http://www.tejo.org/ps/ps_lingv/ps_ru.htm.
На эсперанто переведены все основные священные книги. Библию перевел еще сам Л. Заменгоф (La Sankta Biblio. Londono. ISBN 0-564-00138-4). Издан перевод Корана — La Nobla Korano. Kopenhago 1970. По буддизму издание La Instruoj de Budho. Tokio. 1983. ISBN 4-89237-029-0.
Из новых религиозных учений некоторые приняли явление эсперанто, как явление новой эры человечества с единым языком. Так основным из тезисов оомото-кё является лозунг «Unu Dio, Unu Mondo, Unu Interlingvo» («Единый Бог, Единый Мир, Единый язык общения») http://miresperanto.narod.ru/doktrinoj/oomoto.htm
http://www.esperanto.net/info/index_ru.html  Русскоязычные эсперанто-ресурсы

Альберт Швейцер ( de. Albert Schweitzer, 14 января 1875, Кайзерсберг, Верхний Эльзас — 4 сентября 1965, Ламбарене) — немецкий теолог, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952).
В 1905 году Швейцер принимает решение посвятить остаток жизни медицине .
26 марта 1913 Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских сестер, отправляется в Африку. В небольшом селении Ламбарене (провинция Габон французской колонии Французская Экваториальная Африка, позднее — Республика Габон) на собственные скромные средства он основывает больницу. В годы Первой мировой войны его вместе с женой, как немецких подданных отправляют во французские лагеря. В 1918 — освобожден по обмену на французских военнопленных.
В феврале 1924 года Швейцер вернулся в Африку, принявшись за строительство разрушенной больницы. Из Европы прибыло несколько врачей и медсестер, работавших безвозмездно. К 1927 новая больница была построена и в июле Швейцер вернулся в Европу, вновь занявшись концертной деятельностью и чтением лекций.
В 1928 Альберту Швейцеру была присуждена Франкфуртская премия Гете, на средства от которой был построен дом в Гюнсбахе, ставший местом отдыха персонала больницы Ламбарене. В 1933—1939 годах он работает в Африке и периодически посещает Европу для чтения лекций, органных концертов, издательства своих книг. В это время несколько европейских университетов присуждают ему почетные докторские степени. После начала Второй мировой войны Швейцер остался в Ламбарене и только в 1948 смог вернуться в Европу. В 1949 по приглашению Чикагского университета посетил США. В 1953году Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, а на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. В апреле 1957 Швейцер выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия.
После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира. До самых последних своих дней он продолжает принимать пациентов, строить больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний. Умер Альберт Швейцер 5 сентября 1965 в Ламбарене и похоронен под окнами своего кабинета рядом с могилой жены. Больница, основанная доктором Швейцером, существует до сих пор, и по-прежнему принимает и исцеляет всех нуждающихся в помощи.
Живя такой жертвенной жизнью, он никогда никого не упрекал. Наоборот, очень жалел людей, которые не могут в силу обстоятельств посвятить свою жизнь другим. И всегда призывал таковых пользоваться любой возможностью делать добро. «Нет человека, которому бы не представился случай отдать себя людям и проявить тем самым свою человеческую сущность. Спасти свою жизнь может всякий, кто использует любую возможность быть человеком, делая что-нибудь для тех, кто нуждается в помощи — какой бы скромной ни была его деятельность». И вообще Швейцер считал, что человек не вправе судить никого, кроме себя, и единственное, чем он может проповедовать — это его образ жизни.
= Цитаты =
«Я — жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить».
«Цель человеческой жизни — служение, проявление сострадания и готовность помогать людям».
«Чем глубже мы заглядываем в природу, тем больше мы понимаем, что она исполнена жизни, и тем основательнее узнаем, что вся жизнь — это великая тайна и что мы тесно связаны со всеми явлениями жизни в природе».
 «Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой».
 «Знать друг друга — не значит знать друг о друге все; это значит относиться друг к другу с симпатией и доверием, верить друг другу. Человек не должен вторгаться в чужую личность.»
«Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность».
 «Мы рождаемся из жизней других людей. Мы обладаем способностью вызвать к существованию другие жизни.»
«Единственный выход из убогого существования для человека заключается в том, чтобы стать достойным доверия другого человека».
«Человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом — уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики.»
http://marsexx.narod.ru/tolstoy/schweitzer-gil.html «Добрый человек из Ламбарене»
* Левада Ю.А.
Альберт Швейцер — великий гуманист XX века. Сост. В. Я. Шапиро. Ред. В. А. Карпушин. М., «Наука». 1970. 235 с.

Великий вопрос жизни - как жить среди людей. - А. Камю

Нигде не чувствуешь так свое одиночество, как среди людей.
Т. Ребрик

Лишь в людях себя познать способен человек. - И. Гете

Наибольшее количество крови потребовалось во время операции 50 -летнему Уоррену Джиричу, страдавшему гемофилией. В декабре 1970  г. в ходе операции на сердце в больнице в Чикаго, шт. Иллинойс, США, ему было перелито 2400  донорских единиц (1080 л) крови.
Из Книги рекордов Гиннеса