50. Аутизм синдром Аспергера одиночество

Александр Пасынков
Аутизм

Аутизм (греч. autos - сам)— расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным, повторяющимся поведением.
Человек с аутизмом неспособен к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать состояние другого человека. Вопреки распространённому убеждению, дети-аутисты отнюдь не предпочитают одиночество - им сложно завязывать поддерживать дружеские отношения. Согласно исследованиям, чувство одиночества у них связано скорее с низким качеством имеющихся отношений, нежели чем с небольшим числом друзей.
Для определения аутизма, требуется наличие характерной триады: недостаток социальных взаимодействий; нарушенная взаимная коммуникация; ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
От трети до половины аутистов оказываются неспособны достичь уровня речевого развития, достаточного для выполнения повседневных задач.
доля аутистов, чьи симптомы соответствуют критериям умственной отсталости, составляет, по разным оценкам, от 25% до 70%.
По приблизительной оценке, распространённость расстройств аутистического спектра составляет 6 на 1000 человек, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек.
 За последние 10 лет в развитых странах число аутистов выросло в 10 раз. Каждый сотый ребенок  проявляет признаки аутизма.
Возникла своеобразная культура аутистичных людей.


От 0,5% до 10% лиц с расстройствами аутистического спектра демонстрируют необычные способности, простирающиеся от узких обособленных навыков, вроде запоминания незначительных фактов, до чрезвычайно редких талантов, обнаруживающихся при синдроме саванта.
Согласно британскому исследованию 2004 года, в когорте 68 аутистов, получивших диагноз в детском возрасте до 1980 года при уровне IQ выше 50, лишь 12% достигли высокого уровня независимости по достижении взрослого возраста, 10% имели несколько друзей и были заняты большую часть времени, но требовали некоторой поддержки, 19% имели некоторую степень независимости, но, как правило, оставались дома и нуждались в значительной поддержке и повседневном наблюдении, 46% нуждались в попечении специалиста по аутистическим расстройствам, усиленной поддержке и были лишь немного автономны, а 12% требовался высокоорганизованный больничный уход.
По данным опроса родителей, проведённого в 2007 году, серьёзные приступы гнева отмечались у двух третей из 67 детей с расстройствами аутистического спектра, а каждый третий проявлял агрессию. Исследование 2007 года говорит о том, что около 30% детей с расстройствами аутистического спектра в течение своей жизни причиняли себе повреждения.

Причины аутизма во многом связаны с генами, однако генетика заболевания сложна и в настоящий момент неясно. Когнитивные теории, пытающиеся связать работу мозга аутистов с их поведением, можно подразделить на две категории.
В первой категории упор делается на дефицит социального познания. В частности, сторонники теории эмпатии-систематизации видят в аутизме склонность к гиперсистематизации, при которой человек способен создавать свои правила мысленного обращения с зависимыми от него событиями, но проигрывает в эмпатии, требующей умения обращаться с теми событиями, которые вызваны другими действующими лицами.
Теория слабой центральной связи предполагает, что в основе аутизма лежит ослабленная способность к целостному восприятию. В плюсы этого взгляда можно записать обьяснение особых талантов и пиков трудоспособности аутистов.

В существующих гипотезах, в частности, предполагается:
* Избыток нейронов, ведущий к избытку локальных связей в ключевых участках мозга.
Согласно одной из теорий, нарушенная работа системы зеркальных нейронов искажает процессы имитации и вызывает характерную для аутизма социальную дисфункцию и коммуникативные проблемы. Система зеркальных нейронов активируется как при выполнении животным какого-либо действия, так и при наблюдении за тем, как выполняет это действие другое животное. Вероятно, отчасти благодаря СЗН человек способен понимать других людей, моделируя их поведение в ''воплощённой симуляции''( en. embodied simulation) их действий, намерений и эмоций.
Существуют свидетельства того, что при аутизме нарушена функциональная связность ''нецелевой сети'' ( en. default network), обширной системы соединений, участвующей в обработке эмоций и социальной информации, но сохранена связность "целевой сети" ( en. task-positive network), играющей роль в поддержании внимания и целенаправленном мышлении. Отсутствие негативной корреляции в активации двух сетей у аутистов предполагает наличие дисбаланса в переключении между ними, что может свидетельствовать о нарушениях самореферентного мышления.


К аутизму по признакам и возможным причинам ближе всего синдром Аспергера.
 Есть люди, которые могут по схожести называться аутистами, но не производят впечатления умственно отсталых, люди, у которых высокое развитие отдельных навыков более поражает, чем дефицит в коммуникации, социальном поведении и воображении. Их вербальная коммуникация, в частности, достаточно хорошо развита — именно этот тип нарушения развития был описан Гансом Аспергером и назван, в его честь, синдромом Аспергера. Одна из главных проблем людей с синдромом Аспергера в том, что окружающие не понимают их особенностей, и объясняют их «ненормальностью», «чудаковатостью» или «ленью».  Многие люди с синдромом Аспергера не достигают в своей жизни того, что обычно считается «успехом в обществе» и многие из них всю жизнь остаются одинокими.

  Лица с синдромом Аспергера обладают, как минимум, нормальным, либо высоким интеллектом, но нестандартными или слаборазвитыми социальными способностями; часто из-за этого их эмоциональное и социальное развитие, а также интеграция происходят позже обычного.
 Наиболее распространённые и важные характеристики синдрома Аспергера можно разделить на несколько широких категорий: социальные трудности; узкие, но интенсивные интересы; странность речи и языка. Взрослые с синдромом Аспергера чаще страдают от депрессии и, по мнению некоторых исследователей, больные этим синдромом чаще страдают от психозов в подростковом и взрослом возрасте.
У людей с синдромом Аспергера нет естественной способности видеть и чувствовать подтекст социального взаимодействия. В результате человек с синдромом Аспергера может, например, оскорбить окружающих своими словами, хотя он вовсе не собирался никого оскорблять: просто он не чувствует границ дозволенного в данной ситуации. Часто люди с синдромом Аспергера неспособны также передать своё собственное эмоциональное состояние.
Это ещё иногда называют «социальной слепотой» — невозможность создания модели мыслей другого разума в своём. Вместе с этой трудностью «чтения» чужих невербальных (несловесных) сообщений, у большинства людей с синдромом Аспергера существует трудность выражения их собственного эмоционального состояния с помощью «языка тела», выражения лица и интонации в той степени, в которой на это способны большинство людей. У них такие же, или даже более сильные эмоциональные реакции, чем у большинства людей (хотя они не всегда эмоционально реагируют на те же самые вещи), трудность — в выражении эмоций, хотя внешнему наблюдателю может казаться, что эмоций они лишены.

В 1992 году было проведено исследование шведского населения, результаты которого показали, что как минимум 0,36 % детей школьного возраста, несомненно, удовлетворяют критериям синдрома Аспергера.

Синдром Аспергера более распространён среди лиц мужского пола, чем женского. Мужчины и мальчики составляют примерно 75—80 процентов диагностированных больных. Ханс Аспергер который говорил о своих пациентах, что они обладают «экстремальной версией мужской формы интеллекта».
Считается, что большинство людей с синдромом Аспергера со временем могут научиться жить со своими симптомами. Однако, «исцеления», как такового, не происходит. Им приходится учиться социальным навыкам с помощью интеллекта, в результате чего социальное развитие задерживается.

 Почти 1/3 больных синдромом Аспергера способны выполнять «нормальную» работу и жить самостоятельно, хотя обычно не могут осуществлять и то и другое. Самых способных — 5 % из общего количества больных — во многих случаях нельзя отличить от нормальных людей.
Эгоцентризм с небольшим или полным отсутствием желания или способности взаимодействовать со сверстниками является отличительным признаком нарушения. Характерными являются социальная наивность, чрезмерная правдивость и смущение после замечаний, сделанных незнакомыми взрослыми или детьми.
У многих людей с синдромом Аспергера могут быть трудности с «контактом глаз». Многие очень мало смотрят в глаза, так как это эмоционально перегружает их; другие смотрят в глаза неэмоциональным, «вытаращившимся» взглядом, который может показаться дискомфортным другим людям. Взгляд в основном необычен, и сам Аспергер подчеркивал его фиксированный характер, в силу того, что у людей с синдромом Аспергера в момент взгляда на другого человека срабатывает та часть мозга, которая обычно воспринимает зрительные сигналы при взгляде на неодушевленный предмет. Жестикуляция тоже может почти отсутствовать или, наоборот, выглядеть преувеличенной и неуместной.
  Непонимание между аутистами и неаутистами можно сравнить с непониманием между людьми разных культур. По крайней мере, в некоторых случаях, «отсутствие социальных навыков» может быть просто нежеланием общаться с другими людьми.  Если неаутист может сознательно избегать общения с определённым человеком из-за зла, который тот ему причинил или по моральным соображениям, то человек с синдромом Аспергера может не хотеть общаться ни с кем, кроме, возможно, какого-то одного человека, о котором он очень высокого мнения.
Им трудно или невозможно понять, что именно другой человек имеет в виду, если он не говорит прямо (то есть «читать между строк»). Это не потому, что они не могут придумать ответ, а потому, что они не могут выбрать между возможными ответами, — индивид с «социальной слепотой» не может собрать достаточно информации, чтобы сделать это, или не знает, как интерпретировать собранную информацию.
 
 Синдром Аспергера обычно приводит к проблемам в нормальных социальных взаимодействиях со сверстниками. Эти проблемы могут быть очень серьёзными, особенно в детстве и юношестве; дети с синдромом Аспергера часто являются жертвами задир, обидчиков и хулиганов в школе из-за их специфического поведения, речи и интересов, и из-за их слабой, или ещё неразвившейся способности воспринимать, и адекватно, и социально допустимо отвечать на неречевые знаки, особенно в ситуациях интерперсонального конфликта. Ребёнок или подросток с синдромом Аспергера часто озадачен источником такого плохого обращения, не понимая что было сделано «неправильно» («не по правилам», «не по понятиям»). многие люди с синдромом Аспергера жалуются на чувство, что они невольно становятся отсоединёнными от окружающего мира.
Дети с синдромом Аспергера часто демонстрируют продвинутые для их возраста способности в языке, чтении, математике, пространственном мышлении, музыке, иногда доходящие до уровня «одарённых»; однако, как было отмечено выше, это может быть уравновешено заметными задержками в развитии в других областях. Эти черты, в сумме, могут создать проблемы для учителей и других лиц, обладающих авторитетом или наделённых властью. Чрезвычайно низкая терпимость и мотивация ребёнка к тому, что он воспринимает как однообразные и непримечательные задачи (вроде типичного домашнего задания), может легко разочаровать; учитель может даже посчитать ребёнка высокомерным, злопамятным и непослушным. А в это время ребёнок молча сидит за партой, чувствуя себя расстроенным и несправедливо обиженным, и часто не зная как выразить эти чувства.
 

Типичными являются также примеры интересов, когда человек интенсивно изучает или чрезмерно увлекается предметами, которые могут казаться странными для его возраста или культурного развития. Например, ребенок в раннем школьном возрасте имеет особый интерес к «умершим композиторам».
Особенно популярные интересы: средства передвижения и транспорт (к примеру — поезда), компьютеры, математика, астрономия, динозавры. Всё это нормальные интересы обычных детей; необычность заключается в интенсивности интереса. Иногда эти интересы сохраняются на протяжении всей жизни, в других случаях они меняются в непредсказуемые моменты времени. В любом случае, в каждый данный момент времени обычно присутствует один или два интереса. В своей области интересов люди с синдромом Аспергера часто очень тонко разбираются, способны к почти обсессивному сосредоточению и проявляют феноменальную, иногда даже эйдетическую, память. Ганс Аспергер называл своих юных пациентов «маленькими профессорами», так как, по его мнению, его тринадцатилетние пациенты обладали в своих областях интересов такими же всеобъемлющим и тонким пониманием, как университетские профессора. Но, к сожалению, из-за нежелания людей с синдромом Аспергера устанавливать контакты с другими людьми, особенно, близкими по возрасту, а так же из-за неумения (или нежелания) доводить свои мысли до окружающих, обширным познаниям различных наук так и суждено остаться в глубинах их разума.
Когда человек с синдромом Аспергера занимается тем, что его интересует, он ничего не видит и не слышит, в прямом смысле слова, демонстрируя редкую компетентность в выбранной области. Вне своих областей интересов люди с синдромом Аспергера часто весьма ленивы. В школьные годы многие из них воспринимаются как умные, но неуспевающие, явно способные превзойти сверстников в своей области интересов, но постоянно ленящиеся делать домашние задания (иногда даже в своей области интересов). Другие, наоборот, способны отлично успевать по всем предметам и обладают высокой мотивацией к тому, чтобы превзойти сверстников. Даже те, кому удается влиться в социум, продолжают испытывать подавляемый в себе дискомфорт чужеродности своей социальной роли. Многие латентные аутисты Аспергера ведут тайную битву с собой на протяжении всей жизни, маскируясь и приспосабливаясь под окружение и приспосабливая его под себя.
люди с синдромом Аспергера также используют слова очень специфически, включая в речь свежепридуманные слова или скомбинированные из знаний разговорного языка с корнями древних, от которых он произошёл, а также необычные сочетания слов. Они могут развить редкий дар к юмору (особенно каламбуры; игра слов; строфы, в которых смысл приведён в жертву рифме; сатира) или написанию книг.
Пример: Ричард Фейнман

В статье в журнале ''Wired'' под названием «Синдром чудаков»(''The Geek Syndrome'') предположено, что синдром Аспергера более распространён в Силиконовой долине, считающейся раем небесным для компьютерных учёных и математиков.
Некоторые зарубежные фирмы предпочитают принимать на передовые технические должности именно людей с синдромом Аспергера, как:
а) способных лучше фокусироваться на «своей» проблематике и понимать ее нестандартным образом;
б) очевидно менее требовательных к социальным условиям. Им достаточно просто создать комфортную среду для работы и избавить от необходимости принимать сложные социальные решения и сосредоточиться сугубо на технической стороне своей деятельности.
http://www.wired.com/wired/archive/9.12/aspergers.html
 http://www.wrongplanet.net/ Страница интернет-сообщества аутистов и аспергеровцев
http://ru.wikisource.org/wiki/ Синдром_Аспергера. Д.Кузнецов.

*ЭЙНШТЕЙН И НЬЮТОН СТРАДАЛИ ОТ ОДНОГО ВИДА АУТИЗМА, УТВЕРЖДАЮТ ЭКСПЕРТЫ*
<http://editor.inauka.ru/>
Творцы классической и современной физики - Исаак Ньютон и Альберт
Эйнштейн - страдали от одного и итого же вида аутизма, полагают
эксперты. Сотрудники Оксфордского и Кембриджского университетов считают, что оба великих ученых демонстрировали признаки синдрома Аспергера.
Эйнштейн демонстрировал признаки синдрома Аспергера с детства. С ранних лет он был склонен к одиночеству и до 7 лет часто одержимо повторял одни и те же предложения. У великого ученого были близкие друзья, романтические отношения с женщинами, он высказывал мнение по политическим вопросам, но эксперты настаивают, что Эйнштейн продолжал демонстрировать признаки синдрома Аспергера.
Ньютон также проявлял классические признаки этого состояния. Он с трудом связывал слова, был настолько погружен в работу, что забывал поесть, и очень подозрительно и несдержанно вел себя с теми немногими друзьями, которые у него остались. Если никто не приходил на его лекции, он все
равно их прочитывал - перед пустой аудиторией. В 50 лет он пережил нервный срыв, спровоцированный депрессией и паранойей.
Впрочем, другие специалисты полагают, что эти черты могут быть связаны с высоким интеллектом обоих ученых, и что причиной повышенной раздражительности и стремления уединиться было нетерпение, вызванное интеллектуальной медлительностью окружающих. Отмечается также, что за
Эйнштейном признавалось хорошее чувство юмора - черта, совершенно несвойственная тем, кто страдает аутизмом. Об этом сообщает NTR.Ru.

Михаил Юрьевич Лермонтов (дата рождения|15|10|1814|3, МестоРождения|Москва|в Москве — дата смерти|27|7|1841|15, место смерти|Пятигорск) — русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.
Лермонтов родился болезненным и всё детство страдал золотухой; но болезнь эта развила в ребёнке необычайную нравственную энергию. Всю свою короткую жизнь проявлял симптомы синдрома Аспергера.
В неоконченной юношеской «Повести» он описывает детство Саши Арбенина, двойника самого автора. Саша с шестилетнего возраста обнаруживает наклонность к мечтательности, страстное влечение ко всему героическому, величавому, бурному. В «Повести» признается её влияние на ум и характер героя: «он выучился думать… Лишённый возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе. Воображение стало для него новой игрушкой… В течение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души… Вероятно, что раннее умственное развитие немало помешало его выздоровлению»…
Это раннее развитие стало для Лермонтова источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже не замечал их. Здесь коренятся основные мотивы его будущей поэзии разочарования. В угрюмом ребёнке растёт презрение к повседневной окружающей жизни. Всё чуждое, враждебное ей возбуждало в нём горячее сочувствие: он сам одинок и несчастлив, — всякое одиночество и чужое несчастье, происходящее от людского непонимания, равнодушия или мелкого эгоизма, кажется ему своим. В его сердце живут рядом чувство отчуждённости среди людей и непреодолимая жажда родной души, такой же одинокой, близкой поэту своими грёзами и, может быть, страданиями. И в результате: «в ребячестве моём тоску любови знойной уж стал я понимать душою беспокойной».
«Меня спасало вдохновенье от мелочных сует», — писал он и отдавался творчеству, как единственному чистому и высокому наслаждению.
В основе лермонтовского «Демона» лежит сознание одиночества среди всего мироздания. Черты демонизма в творчестве Лермонтова: гордая душа, отчуждение от мира и небеса презрение к мелким страстям и малодушию. Демону мир тесен и жалок.
Для лермонтовского Мцыри — мир ненавистен, потому что в нём нет воли, нет воплощения идеалов, воспитанных страстным воображением сына природы, нет исхода могучему пламени, с юных лет живущему в груди. «Мцыри» и «Демон» дополняют друг друга. Демон богат опытом, он целые века наблюдал человечество — и научился презирать людей сознательно и равнодушно.
 
Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве ("Нищий", "Я не унижусь пред тобою..." и др.). Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой  легче было бы пережить все трудности жизненного пути. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. в стихотворении "И скучно и грустно" звучит не только безысходность, но и пугающий пессимизм, разочарованность в жизни:

И скучно и грустно, и некому руку подать…
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг,
Такая пустая и глупая шутка...

Весной 1841 года Лермонтов был вынужден возвратиться в свой полк на Кавказ.
Уезжал из Петербурга он с тяжелыми предчувствиями — сначала в Ставрополь, где стоял тенгинский полк, потом в Пятигорск. В Пятигорске в доме Верзилиных, произошла его ссора с однокашником по юнкерской школе, майором в отставке Мартыновым, над которым Лермонтов подсмеивался за его воинственный вид и позёрство.
Дуэль произошла 15 июля. Лермонтов стрелял в сторону, Мартынов — прямо в грудь поэту.
По словам кн. Васильчикова в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: «туда ему и дорога»…
http://lermontov.niv.ru/
О жизни и творчестве поэта и художника Лермонтова

Гений и злодейство: кто такой Адам Ланза? Соединённые Штаты потрясены очередным массовым убийством. В минувшую пятницу милый домашний мальчик Адам Ланза из городка Ньютаун, штат Коннектикут, застрелил свою мать, а вскоре после этого ещё двадцать шесть человек в школе неподалёку. Двадцать из них — дети шести и семи лет, убитые, как известно сейчас, несколькими выстрелами в упор. Последний выстрел Адам сделал себе в голову, так что судить теперь некого. Впрочем, последствия конечно же будут: случившееся — одна из самых кровавых трагедий в американской истории, да и сам виновник был не совсем обычным человеком.
20-летний Адам обращаться с огнестрельным оружием умел: его научила мама. Нэнси Ланза, которой на момент гибели было 52 года, слыла среди знакомых общительной, открытой, способной на сочувствие, слегка напряжённой, но последнее вполне можно списать на развод, через который она прошла четырьмя годами ранее. При всём этом Нэнси принадлежала к той немногочисленной группе граждан, которые, выбирая между изучением русского или китайского, предпочитают учить автомат Калашникова.
Мама Адама любила повторять, что в случае глобального кризиса ей будет на что положиться: она собрала дома настоящую коллекцию современного оружия и, отправляясь на стрельбище, частенько брала с собой двух сыновей (Адам был младшим). И есть какая-то злая ирония в том, что бльшую часть своего арсенала — включавшего два пистолета, полуавтоматическую винтовку и охотничье ружьё — Адам Ланза позаимствовал именно из маминых запасов.
Утром 14 декабря, расстреляв спящую родительницу, Адам прибыл на автомобиле к начальной школе (которую когда-то посещал сам). Оставив в машине только неуклюжее ружьё, одетый в бронежилет и маску, увешанный боеприпасами (полиция отказалась даже считать, сколько пуль было выпущено и сколько патронов оставалось: «сотни!», Ланза выставил окно рядом с железной дверью и открыл огонь.
Бойня длилась всего около пяти минут, так что полиция хоть и прибыла на место, вмешаться не успела. Выжившие очевидцы вспоминают, что Адам стрелял молча, не проронив ни единого слова, не выбирая между взрослыми и детьми. Мотивы неизвестны, ясно только, что это не было спонтанным решением сумасшедшего: за два дня до резни Адам пытался приобрести оружие, но не захотел пройти необходимую в таком случае проверку и ждать положенный срок.

Комментируя трагедию в Ньютауне, некоторые американские СМИ предлагают ужесточить методы лечения душевнобольных. К чему бы это? Дело в том, что Адам Ланза был аутистом.
Бывшие друзья, преподаватели, знакомые описывают Адама как очень одарённого молодого человека, возможно даже гения. В тестах на IQ он демонстрировал неизменно высокий результат, закончил школу с наивысшими оценками, был помешан на компьютерах. Но страдал от так называемого синдрома Аспергера, что сильно подпортило ему жизнь.
У Адама болезнь проявлялась в форме панического страха общения. Друзья, признавая таланты, вспоминают его как замкнутого, нервного, мучительно стеснительного при случайном столкновении с другими ребятами. Дети жестоки, так что легко вообразить, какой была его школьная жизнь — и ничего удивительного, что Нэнси в какой-то момент предпочла изъять ребёнка из коллектива и продолжить образование на дому. В школе Адам появлялся только для сдачи экзаменов. Он отказался фотографироваться для книги выпускников и даже стандартной странички на Facebook так никогда и не завёл.
По странному совпадению синдром Аспергера попал в заголовки ещё за неделю до ньютаунской резни. Великобритания отказалась преследовать Гари Маккиннона, аспергера, взломавшего правительственные компьютеры в США. А по ту сторону Атлантики психотерапевты договорились считать СА не отдельным заболеванием, а одной из многочисленных форм аутизма, оцениваемых по общей шкале тяжести. Таким образом диагноз «синдром Аспергера» уже со следующей весны в Штатах ставить прекратят, но на судьбе таких больных это отразиться не должно (страховые выплаты, правила предоставления спецобучения и прочее останутся неизменными).
По мере того, как медицина выявляет всё новые формы и грани аутизма, открывается и удивительная вещь: аутизм вообще и синдром Аспергера в частности если и не родные братья гениальности, то каким-то образом с нею всё-таки связаны. Согласно статистике, лишь один из каждых трёх сотен детей страдает СА в той или иной форме, но посмотрите как много аспергеров среди успешных людей — учёных, актёров, музыкантов, политиков.
Билл Гейтс и Альберт Эйнштейн, Алан Тьюринг и Энди Уорхол, Исаак Ньютон и Авраам Линкольн, Боб Дилан и Винсент Ван Гог, Стивен Спилберг и Вольфганг Моцарт, Томас Эдисон и Вуди Аллен, Джулиан Ассанж и Ганс Рейзер, многие, многие другие либо страдают от СА, либо проявляли симптомы, заставляющие предположить их принадлежность к аспергерам. Да что далеко ходить, откройте новости: Гари Маккиннон, которого Великобритания только что отказалась выдать Штатам (и даже привлечь к ответственности) за взлом компьютеров NASA, тоже аспергер
 
http://i-business.ru/blogs/24931