56. Самоубийство и одиночество

Александр Пасынков
Самоубийство

 «Отец его был алкоголиком и кончил жизнь самоубийством незадолго до его рождения, младшая сестра утопилась, старшая бросилась под поезд, брат бросился с вышеградского железнодорожного моста. Дедушка убил свою жену, облил себя керосином и сгорел; другая бабушка, шаталась с цыганами и отравилась в тюрьме спичками; двоюродный брат несколько раз судился за поджог и в Картоузах перерезал себе куском стекла сонную артерию; двоюродная сестpа с отцовской стороны бросилась в Вене с шестого этажа."
Я. Гашек. Похождения бравого солдата Швейка

Одиночество- одна из главных причин самоубийства.
"Одиночество потому воспринимается как нечто ужасное,- объясняет доктор психологических наук Регула Фрейтаг, работающая в Обществе по предотвращению самоубийств (Германия), - что мы никак не можем понять: это состояние вообще присуще человеку. Любому из нас знакомо чувство, что он один на всем белом свете, что возможности выразить себя, как-то заявить о своем "я" в принципе очень ограниченны. Людям было бы неприятно это сознавать, и мысли об одиночестве они подсознательно стараются подавлять". Увы, попытка загнать джинна в бутылку не всегда бывает удачной. Всегда есть опасность, что пробку однажды выбьет. 

  У Достоевского Кириллов в «Бесах» формулирует: "Человек только и делал, что  выдумывал бога, чтобы жить, не убивая себя; в этом вся всемирная история до сих пор".

Самоубийство (от la. sui caedere — убивать себя) — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное (хотя бывают и случаи вынужденного самоубийства) и самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).
10 сентября провозглашён ВОЗ Всемирным днём предотвращения самоубийств.
При истинном суициде намерение покончить с собой развивается в течение длительного времени — подготовка к нему может занимать от нескольких дней до нескольких лет. Суицидент долго анализирует причины и возможные последствия самоубийства, рассматривает различные способы и оценивает их эффективность и надёжность, планирует наиболее надёжный сценарий суицидального действия.
Непосредственно перед актом самоубийства у суицидента может проявиться так называемое ''терминальное поведение'' — человек как бы «приводит в порядок» свою жизнь: отдаёт долги, закрывает счёт в банке, просит прощения у давних врагов, затевает генеральную уборку в квартире и т. п.
= Причины =
Основные из них:
* Неурядицы в личной жизни:
** несчастная любовь;
** непонимание окружающими, одиночество;
** проблемы на работе;
** целенаправленная травля (в том числе доведение до самоубийства);
** физические издевательства (изнасилования, побои);
** потеря смысла жизни.
* Финансовые проблемы.
* Проблемы со здоровьем
* Психические болезни (депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизофрения).
* Религиозный фанатизм (обычно распространённый в сектах), ритуальное самоубийство.
* Идеологические (политические, неприятие ценностей социума в целом).
* Самоубийство для сохранения чести (Харакири).
* Подражательное самоубийство (после аналогичных смертей известных личностей или литературных персонажей)
Подражательные самоубийства имели место, например, среди подростков, после смертей Курта Кобейна, Джима Моррисона, Дженис Джоплин, Игоря Сорина, а также после публикации книги Гёте «Страдания молодого Вертера».

По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством  1 100 000  человек среди них: 350 тысяч китайцев, 110 тысяч индийцев, 55 тысяч русских 31 тысяча американцев 30 тысяч японцев 12 тысяч украинцев 10 тысяч французов... ..
В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что  ежегодно в мире кончают с собой более  4 000 000  человек .
С начала 19 века наблюдается постоянное и равномерное возрастание статистики самоубийств во всех странах мира.

BBC Russian Главная 
Около 800  тысяч россиян покончили жизнь самоубийством с 1990  по 2010 годы, заявил руководитель отдела эпидемиологических и социальных проблем психического здоровья центра имени Сербского Борис Положий. По его информации, Россия вновь заняла второе место в мире в рейтинге по числу самоубийств на 100 тысяч жителей. Он сравнил эту цифру с населением целого города и предложил ввести в России систему суицидологической помощи населению.
По данным ВОЗ, большинство самоубийц - мужчины (53 ,9 смертей на 100  тысяч человек) возрастной категории 25-35 лет. Динамика женской смертности тяготеет к уменьшению: 9 ,5  женщин на 100  тысяч человек в сравнении с 9 ,8  в 2005  и 11 ,9  в 2000 годах. Борис Положий сообщил, что в среднем мужчины сводят счеты с жизнью в 45  лет, а женщины - в 52  года. Рост самоубийств в России, по его мнению, связан со сложным периодом 90-х. "Полный разнобой" По статистике ВОЗ, пик числа самоубийств в России пришелся на 1995  год - число суицидов составило 72 ,9 (среди мужчин) и 13 ,7  (среди женщин) на 100  тысяч человек. К 2010  году средний показатель самоубийств по стране, по словам Положего, сократился с 42  до 23 ,5 случаев на 100 тысяч человек в год. Во всем мире ежегодно, по данным ВОЗ, сводят счеты с жизнью около миллиона человек. К 2020  году, считают эксперты организации, это число может вырасти в 1 ,5 раза. Представитель центра имени Сербского считает цифру в 23 ,5  все равно высокой с учетом средней частоты самоубийств в мировом масштабе - 14 случаев на 100 тысяч случаев. Эксперт считает необходимым создать в России слаженную систему оказания суицидологической помощи, подобно той, что существовала ранее в СССР. "Сегодня формально она существует во всех регионах, но на деле - полный разнобой", - посетовал Борис Положий.
 До этого, рассказал Би-би-си президент Независимой психиатрической ассоциации России, самоубийцы считались душевнобольными, а в этот период стало ясно, что не меньше, чем в трети случаев счеты с жизнью сводят здоровые люди в силу, как им кажется, безвыходных ситуаций.
Bbc
Если учесть, что, по статистике, из 20 попыток самоубийства только одна приводит к смерти, то получается, что за последние годы в России 10 млн человек пытались наложить на себя руки.
Количество самоубийств в России в 3 раза больше, чем в среднем в мире. Причем мужчины убивают себя в 6 раз чаще, чем женщины. Более половины ушедших из жизни — это молодые люди, до 30 лет. Всего по стране ежегодно кончают жизнь самоубийством около 2800 детей.
По этому показателю (36 самоубийств в год на 100 тысяч населения) Россия занимает четвертое место в мире, а Казахстан - пятое место (30 самоубийств в год на 100 тысяч населения, см. таблицу ниже) и вдвое превосходит США, а по абсолютному числу самоубийств (почти 60 тысяч ежегодно) уступает лишь Китаю Российские солдаты сводят счеты с жизнью


Всемирная организации здравоохранения, приводя данные за 2000 год, отмечает, что количество самоубийств в Японии составляло 24,1 на 100 тыс. человек. По этому показателю Страна восходящего солнца уступала тогда лишь России, где число самоубийств составляло 39,4 на 100 тыс. человек.
MEMBRANA:
В Японии зафиксировано рекордное количество самоубийств membrana , 23  июля 2004
 Премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) заявил, что в арсенале правительства нет никаких быстрых средств для уменьшения количества самоубийств, единственный способ - продолжать улучшать экономическую ситуацию. По данным национального полицейского агентства Японии ( NPA ), количество самоубийств жителей Страны Восходящего Солнца в 2003 году достигло рекордно высокой отметки: в течение прошлого года добровольно расстались с жизнью больше 34 тысяч японцев. Таким образом, количество случаев суицида по сравнению с 2002  годом выросло на 7%. Три четверти совершивших самоубийство в 2003  году - мужчины, оставшаяся треть - женщины в возрасте старше 60 лет. По мнению обозревателя газеты "Асахи", рост числа женщин-самоубийц вызван тем, что они все меньше связаны с традиционным домашним очагом и шире втягиваются в беспокойную жизнь технологического общества. Другие специалисты говорят, что почти три четверти самоубийств среди японок в настоящее время связаны с серьезными заболеваниями. 
Эксперты полагают, что главная причина - это проблемы со здоровьем (45%), а также экономические трудности, возникающие, к примеру, вследствие безработицы. То, что на каждые 100  тысяч японцев 27 совершают самоубийство, делают страну одной из самых «суицидальных» в мире. Такого количества самоубийств, как в прошлом году, в Японии не регистрировалось с 1978 года, когда полиция, собственно, и начала вести статистику случаев суицида. Среди людей в возрасте 19 лет или моложе количество самоубийств выросло на 22 %, среди учеников начальной и средней школы - почти на 60%. Согласно недавнему сообщению японского минздрава, самоубийство - шестая по счёту среди самых распространённых причин смерти.

  В США данный показатель составлял 10,4 на 100 тыс. человек.
В Соединенных Штатах каждые двадцать четыре минуты происходит очередное самоубийство. Нетрудно посчитать, что это случается шестьдесят раз в день и  22 000  раз в год. Приведенные цифры касаются только США, а тем временем в некоторых странах Европы такое происходит в два раза чаще. И уж во всяком случае, число самоубийств значительно превосходит количество убийств.
Меннингер Война с самим собой

По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых "смертей от несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д) на самом деле являются суициды.   19 000 000  человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства. .  Только  один из четырех  (24%) тех, кто совершил попытку самоубийства и остался жив, соприкасается с профессиональной системой здравоохранения.  Число законченных самоубийств среди мужчин в среднем  в 4 раза больше , чем женщин- этот показатель может сильно отличаться в разных странах  .
 
Самоубийства среди молодежи. За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3  раза. Основные причины суицида: неразделенная любовь, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства. Особенно высокий уровень самоубийств среди молодежи во Франции - именно они совершают более половины всех самоубийств в стране. Попытку уйти их жизни делает каждый двадцатый подросток. Основные причины: неудачи в учебе, конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество.
Считается, что  болезнью самоубийц является депрессия  -  до 70%  депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции, а  15%  из них совершают самоубийства. Поэтому  проблема самоубийств - это проблема депрессий .

60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния. 
  Считается, что  болезнью самоубийц является депрессия  -  до 70%  депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции, а  15%  из них совершают самоубийства. Поэтому  проблема самоубийств - это проблема депрессий .

  ВОЗ насчитывает 800  причин самоубийств.  Из них: - 41% - неизвестны - 19% - страх перед наказанием - 18% - душевная болезнь - 18% - домашние огорчения - 6% - страсти - 3% денежные потери - 1 ,4% - пресыщенность жизнью - 1 ,2% - физические болезни. Причины самоубийство сильно отличаются в разных возрастных группах - так, суициды из за неразделенной любви у подростков до 16  лет составляют практически половину от общего числа самоубийств, а после 25 лет по этой причине кончают с собой гораздо реже. Прослеживается связь  числа самоубийств с возрастом
 
Кризис пятидесятилетия (45–50 лет)
В современной психологической литературе обычно говорятне о кризисе пятидесятилетия, а о кризисе середины жизни (midlife crisis).

«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу»
Данте Алигьери

Базовое мировоззрение, вырабатывающееся к концу юношества (к двадцатилетнему возрасту), в своих основных особенностях сохраняется в течение всего дальнейшего репродуктивного
периода, вплоть до пятидесятилетнего рубежа, знаменующегося климактерической психосоматической перестройкой и подведением предварительных итогов прожитого.
  Весомым подтверждением теории кризиса 50-летия являются данные, приведенные в 2006 году директором Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им.Сербского, академиком РАМН, Татьяной Дмитриевой. На вопрос: «В каком возрасте люди чаще всего решаются свести счёты с жизнью?», она ответила следующим образом: «До сих пор считалось, что максимальное количество суицидов (самоубийств) приходится на подростковый возраст. Однако статистика последнего времени говорит о периоде с 45 до 55 лет».
Здесь имеют место две относительно самостоятельные составляющие.
Первая – это завершение детородного периода (периода зрелости) и переход к стадии пожилого возраста. У женщин на этом климактерическом этапе прекращаются менструации
и утрачивается способность к зачатию. У мужчин процесс снижения репродуктивных способностей происходит в течение более длительного времени, чем у женщин, и может растягиваться до 55–60-ти лет и более. Климактерический период, как и этап полового созревания, сопровождается
глубокими психосоматическими изменениями.
Поскольку в нашей культуре имеет место переоценка значения сексуальности, – резкое снижение сексуальных желаний и потенции для мужчин, а также осознание снижения
собственной привлекательности для женщин, – переживаются весьма болезненно. Зачастую в это время возникает парадоксальное усиление сексуальной активности, которое, несомненно, носит компенсаторный характер. Так, мужчина стремится доказать себе и другим, что он ещё вполне дееспособен, что он ещё иным молодым даст сто очков вперёд.
Главным психологическим содержанием этого периода является предварительное подведение итогов прожитой жизни. Зачастую, при этом человек с горечью осознаёт, что те цели и ценности, которые были приняты в юности, так и не удалось полноценно реализовать.
То, о чём мечтал, чего желал добиться, то, что постоянно маячило в будущем, грея душу ожиданием грядущих успехов на жизненном поприще, так и не осуществилось, так и не приблизилось. А между тем, самые лучшие годы уже позади. Вот я уже и «полтинник разменял». Напор, энтузиазм
и молодая энергия уже в значительной степени иссякли. Становится всё более и более ясно, что для реализации своих амбиций время уже безвозвратно упущено. А ещё к этому добавляется климактерическая составляющая кризиса пятидесятилетия.
Любовь позади, главные жизненные успехи и достижения – позади, а впереди уже ничего существенного не ожидается – таково мироощущение человека, проходящего
экзистенциальный кризис пятидесятилетия.
Вот тут-то и обнаруживается вся важность наличия мировоззренческой опоры, наличия субъективно переживаемого смысла собственного существования. Если же человеку не удаётся во время такого кризиса обрести новый смысл жизни взамен утраченного, обрести новую внутреннюю опору – тогда исход трагичен. Самыми опасными с точки зрения суицидального риска являются (и это полностью подтверждает статистика самоубийств) именно периоды экзистенциальных кризисов. Если человек, находящийся в таком кризисе, не сумел произвести переоценку ценностей, не сумел переосмыслить свою жизнь и обрести для неё новый смысл – тогда, оказывается, он не способен дальше жить! В такое время нет ничего важнее гармоничного философствования. Если же человек претерпел неудачу в этом «философствовании», то он просто гибнет, не будучи способным продолжать далее жизнь, лишённую, с его точки зрения, какого-либо смысла и достойного содержания.
Владимир Каргополов. Путь без иллюзий. В двух томах. Том первый. Санкт-Петербург. 560 стр. Издательство В.М.Герасимова 2006 г.


Женщины пытаются покончить с собой  в 4 раза чаще , чем мужчины, но выбирают "щадящие" способы, которые значительно реже приводят к смерти. 

Суицидальный риск  для различных профессий (оцениваемый в баллах от 1  до 10) выглядит так: на первом месте музыкант (8 ,5  балла), далее следуют медсестра (8 ,2); зубной врач (8 ,2 ); финансист (7 ,2 ); психиатр (7 ,2 ). Замыкают список библиотекарь (3 ,2 ) и продавец (2 ,1).
 
Семейное положение.  По статистике, состоящие в браке кончают с собой значительно реже, нежели холостые или разведенные. Высокий уровень самоубийств у тех, кто потерял партнера - они кончают с собой в три раза чаще, чем семейные.

Группы риска.  Существует прямая зависимость между суицидом и потерей социального статуса - то, что называют "комплексом короля Лира". Так, высокий уровень самоубийств среди демобилизованных офицеров, молодых солдат, людей, взятых под стражу, недавних пенсионеров.

Материальное положение: - Удовлетворительное - 44% - Неудовлетворительное - 56% - Уровень жизни и количество самоубийств не связаны между собой - так одна из самых высокоразвитых и богатых стран Европы - Швеция на протяжении десяти лет была лидеров по числу суицидов.

Сексуальная ориентация.  По данным исследований, которые проводились в США, геи совершают попытки самоубийства в 7 раз чаще, чем натуралы.

Образование - люди с высоким уровнем образования менее склонны к суициду. Самая опасная группа - люди с неполным средним образованием.
 
Взаимоотношения: - Общались с широким кругом людей - 24% - С несколькими людьми - 60% - Были замкнуты и избегали общения - 16%. В окружении каждого человека, покончившего с собой, в среднем остается 6 человек, для которых его самоубийство является тяжелой душевной травмой.

Согласно статистике, ЮАР занимает первое место, в мире по числу "семейных самоубийств". Не видя возможности решить те или иные проблемы, муж, прежде чем уйти из жизни, сначала убивает жену и детей. С 1984 по 1990 год в ЮАР произошло 150 подобных случаев, причем в семьях белых африканеров,- как правило, достаточно обеспеченных, но ощутивших временные трудности. 


 Общественные катаклизмы оказывают непосредственное влияние на число суицидов. Например, после возведения Берлинской стены уровень самоубийств в восточном секторе увеличился в 25 (!!!) раз. Экономические кризисы влияют не только на материальное, но и на психическое состояние. В этой ситуации будущее кажется крайне неопределенным, а самоубийство - единственным приемлемым решением.
 
   
  www.alex-death18.narod.ru   


«Машина, техника, та власть, которую она с собой приносит, та быстрота движения, которую она порождает, создают  химеры и фантазмы, направляют жизнь человеческую к фикциям, которые производят впечатление наиреальнейших реальностей. Много ли есть онтологически реального в биржах, банках, в бумажных деньгах, в чудовищных фабриках, производящих ненужные предметы или орудия истребления жизни, во внешней роскоши,  в речах парламентариев и адвокатов, в газетных статьях, много ли есть реального в росте бесконечных потребностей ? Повсюду раскрывается дурная бесконечность, не знающая завершения».
Бердяев Н. А., 1924

  За время, минувшее после появления первых португальцев в Бразилии в XVI веке, ее индийское население уменьшилось с пяти миллионов до 220 тысяч человек. Индейцев убивали грабители поселенцы, их косили занесенные болезни, к которым они не имели иммунитета. И тем не менее то, что происходит теперь,- это первая ставшая известной вспышка самоубийств. Ключ к пониманию - культура племени гуарани-кайова, основанная на мистической религии, неразрывно связанной с культом родной земли. Оказавшись перед лицом самоубийств, старейшины винят в них колдунов и злых духов. Они призвали на помощь знахарей и прибегли для изгнания духов к ритуальным танцам и песням. Но в наши дни осталось очень мало индейцев, все еще знающих ритуальные танцы, а в резервации больше нет знахарей. 

Эпидемия самоубийств прокатилась в последнее десятилетие по индейским резервациям в США и странах Латинской Америки. Здесь главными причинами выступают разрушение этнических традиций, уменьшение ареала обитания, отсутствие работы, алкоголизм. Самый характерный пример - племя гуарани-кайова (Бразилия). О его судьбе еженедельник "Ньюсуик" писал в ноябре 1991 года: "Волна самоубийств началась в 1987 году и с тех пор нарастает. Только за последние 19 месяцев 51 человек добровольно ушли из жизни. В большинстве случаев они повесились на деревьях или на стропилах своих деревянных хижин. Средний возраст самоубийц - 17 лет. В одном из племен, насчитывающем лишь 7500 членов, теперь совершается ежегодно по 4,5 самоубийства на каждую тысячу человек, что примерно в 150 раз превышает аналогичную цифру для всей Бразилии... Сложившаяся ситуация своими корнями уходит в 70-е годы, когда владельцы ранчо и фермеры изгоняли индейцев гуарани-кайова с земель в западном штате Мату-Гросу-ду-Сулу. В результате к настоящему времени занимающееся земледелием племя сгрудилось в основном в резервации площадью в 8 тысяч акров и не может обеспечить свое существование. Молодые мужчины отправляются на сезонные работы на плантации сахарного тростника и перегонные заводы. Возвратившись же, они узнают об отъезде своих жен и детей. Молодые женщины уезжают в города, где заработать себе на жизнь они очень часто могут только проституцией. Семьи разрушаются. Половина самоубийств приходится на женщин. 
Если в случаях с индейцами к суициду приводит разрушение традиции, то в Индии, наоборот, давняя традиция сати -"живительный" источник самоубийств. Она предписывает жене после смерти мужа совершить сожжение на его кремационном костре. Из-за этого обычая процент самоубийств женщин в Индии в несколько раз выше, чем у мужчин. 


В кодексе императора Адриана (II век) легионеру за попытку самоубийства полагается смертная казнь: "Если солдат попытается  умертвить себя, но не сумеет, то будет лишен головы". А дальше следует характерная оговорка: "...в том случае, если только причиной тому не были невыносимое горе, болезнь, скорбь или иная подобная причина". Далее названы и иные смягчающие вину мотивы: "усталость от жизни, безумие или стыд".

В России в настоящий момент предусматривается ответственность по ст. 110 Уголовного кодекса за доведение «до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего».

В Энциклопедия самоубийств П. Ширихев, заведующий лабораторией психологии межгрупповых отношений Института психологии АН СССР, кандидат философских наук, пишет : "Основная причина суицида - ощущение человеком бессмысленности своего существования. Оно имеет связь с положением, в котором находится данное общество, в частности с экономической нестабильностью, идеологической неразберихой, переоценкой общественных норм морали. Что касается больших городов, к числу которых относится Москва, то здесь существует такое явление, когда человек ощущает страшное одиночество, имея массу знакомых, коллег, приятелей. Американский психолог из Колумбийского университета Джеффри Янг называет одиночество младшей сестрой депрессии. Не каждый одинокий человек страдает депрессиями, но каждый, кого они мучают, - одинок. А от депрессии до самоубийства путь порой бывает короче, чем из прихожей в комнату, к телефонному аппарату. Во многих странах сегодня существуют общества, бригады, группы по предотвращению самоубийств. По их данным, у большинства их несчастных клиентов мысли о самоубийстве именно из-за одиночества. Проблемы молодых людей, как юношей, так и девушек, связаны в первую очередь с тем, что они не могут найти себе партнера или же не в состоянии наладить с ним такие отношения, которые удовлетворяли бы обоих. Среди людей старшего возраста это в основном женщины, у которых вдруг опустел дом, когда выросшие дети вылетели из гнезда, или которых оставил муж.
  20  октября 1977 г. повесилась в собственном гараже Мари Терез Вальтер, бывшая возлюбленная Пабло Пикассо. Ее дочь (прижитая от художника) заявила, что мать так и не смогла преодолеть своей бурной страсти к Пикассо и, когда он умер, решила, что должна следовать за ним, чтобы продолжать заботиться о нем. Точно так же спустя 9 лет поступила и официальная вдова художника - Жаклин Пикассо. "...Создавалось впечатление, что Пикассо остается для нее живым человеком, - вспоминает Аурелио Торрен-те, директор мадридского Музея современного искусства. - У входа в свой дом в Нотр-Дам-де-Ви она установила огромный портрет Пикассо, на котором особенно выделялись его глаза. Постоянно смотрела на этот портрет, советовалась с ним..." 15  октября 1986 г., беседуя с Торренте по телефону, Жаклин обронила: - Прощайте, быть может, мы никогда больше не увидимся. - Что за глупости! - воскликнул Торренте. Жаклин промолчала. А на другой день выстрелила себе в висок.
… Страшнее всего воспринимается потеря такой работы, которая не просто давала средства к существованию, но была смыслом жизни. Такая трагедия случилась со знаменитым французским тореро Адио Нимено. Много лет он убивал на арене быков, наслаждаясь игрой со смертью, пока 10 сентября 1989 года 549-килограммовый бык едва не убил его самого. Нимено остался жив, но получил тяжелейшие травмы, в том числе перелом позвоночника. Два года врачи пытались сделать невозможное. Тореро хотел не только вновь научиться говорить и вставать на ноги, но и вернуться к своей профессии. Выходить на арену с мулетой и шпагой для Адио Нимено означало жить. Когда он окончательно понял, что больше никогда не останется один на один с разъяренным быком, Нимено покончил жизнь самоубийством». 
Энциклопея самоубийств.


«Картина острого горя очень схожа у разных людей. Общим для всех является следующий синдром: периодические приступы физического страдания, длящиеся от двадцати минут до одного часа, спазмы в горле, припадки удушья с учащенным дыханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе,  потеря мышечной силы и интенсивное субъективное страдание, описываемое как напряжение или душевная боль. Больные вскоре замечают, что очередной приступ наступает раньше обычного, если их кто-нибудь навещает, если им напоминают об умершем или выражают сочувствие..., часто наблюдается утрата теплоты в отношениях с другими людьми, тенденция разговаривать с ними с раздражением и злостью, желание, чтобы его вообще не беспокоили, причем все это сохраняется, несмотря на усиленные старания друзей и родных поддержать с ним дружеские отношения...
С этой картиной тесно связана дальнейшая утрата форм социальной активности. Ничто, как ему кажется, не сулит награды, делаются только обычные повседневные дела, причем шаблонно и буквально по шагам, каждый из которых требует от пациента больших усилий и лишен для него какого бы то ни было интереса. ..
Это в конце концов приводит к такой реакции горя, которая принимает форму ажитированной депрессии с напряжением, возбуждением, бессонницей, с чувством малоценности, жесткими самообвинениями и явной потребностью в наказании. Такие пациенты могут совершать попытки самоубийства».
Эрих Линдеманн. Клиника острого горя.
www.bibliard.ru

Психалгия - состояние острой и/или хронической душевной боли. Одна из главнейших непосредственных побудительных причин суицида. Понятие сформулировано и введено в научную терминологию доктором Владимиром Львовичем Леви.
Боль является важнейшим компонентом защитной системы организма. Боль это важная часть человеческого существования, а также других форм жизни, и, фактически, она жизненно необходима для выживания. Боль заставляет организм убраться прочь от разрушительных объектов или сил, вызывающих болезненные реакции.
http://www.painstudy.ru/org/iasp.htm

Французский социолог Дюркгейм, указывая на резкое увеличение количества суицидов к концу XIX века, подчеркивал социальные корни этого явления. Эмиль Дюркгейм ( fr. Emile Durkheim) (15 апреля 1858, Эпиналь — 15 ноября 1917, Париж) — французский социолог, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
Родился в Эпинале в семье небогатого раввина. В детстве тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези.
Работая в университете Бордо, Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы — «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).
Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.
Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.
Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии.
Человек — это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.
Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование.
От степени солидарности зависит состояние общества — нормальное или патологичное. Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) — ощущение отсутствия норм, возникающее в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.
Патологичные формы состояния общества: аномия, социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты. Основной путь решения проблемы — реформы.
Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство — социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом.
Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида:
* Эгоистическое самоубийство — намеренный разрыв человеком своих социальных связей.
* Альтруистическое самоубийство — возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен потонуть вместе с кораблем.
* Аномическое самоубийство — самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые — еще не сформировались. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией, которая, с его точки зрения, характерна для трансформирующихся обществ (например, переживающих быструю урбанизацию).
* Фаталистическое самоубийство — возникает вследствии чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации», незначительно распространён.
Среди протестантов самоубийства случаются чаще, чем среди католиков; неженатые и незамужние чаще кончают жизнь самоубийством, чем в браке; среди военных самоубийств больше, чем среди гражданского населения; в мирное время количество самоубийств больше, чем во время войн и революций; в периоды экономического процветания и спада самоубийства происходят чаще, чем в пероды экономической стабильности; самоубийств больше в городах, чем в сельской местности.
На основе полученных результатов Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств.
 В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это состояние, вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей.
Впоследствии теорию социальной аномии развивали американский социолог Роберт Мертон, а также фрейдомарксист Эрих Фромм.

Дюркгейм Эмиль — Философские взгляды. Библиография. Высказывания
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд
php Дюркгейм Э. Социальный элемент в самоубийстве
http://beersite.narod.ru/durka/iis.html  Сайт, посвящённый Дюркгейму




Ученые из США обнаружили ген, который обуславливает восприятие как
физической боли, так и социального отчуждения, сообщает Science Daily
<http://www.sciencedaily.com/>. Результаты исследования, проведенного
сотрудниками Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of
California, Los Angeles), опубликованы
в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
В ходе исследования было установлено, что наибольшая реакция насоциальное отчуждение наблюдалась у участников с редким вариантом генаOPRM1, который обуславливает повышенную чувствительность к боли. Крометого, у этих испытуемых была зафиксирована повышенная активность соответствующих участков коры головного мозга.
Данная работа наглядно продемонстрировала связь гена, кодирующего эти рецепторы, с восприятием социального отчуждения.
   
Одиночество – социальное самоубийство или идиотизм бытия.
  Этой проблеме посвящен "Миф о Сизифе. Эссе об абсурде" французского писателя и философа Альбера Камю (Camus, 1913-1960).
Камю писал: "Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит, ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно".  Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. С. 24.
Его интересует, почему некоторые "нормальные" люди отдают ей предпочтение перед жизнью.
По его мнению, решение покончить с собой – это признание человека в том, что жизнь в его глазах сделалась непонятной, бессмысленной, абсурдной, что он стал чувствовать себя посторонним, в мире.
В какой-то момент человек может прийти к пониманию, что мир, другие люди существуют совсем не ради него, a сами по себе. Вселенной нет до нас дела, как ветру нет дела до цветочной пыльцы, которую он разносит. Мир в своей сущности всегда не то, что мы о нем думаем. Это мы связываем существование мира со своими целями, мы истолковываем, его по-человечески, приписываем ему смысл, но в действительности сам по себе он существует без всякого смысла и цели. Нашему уму непостижимо, почему и для чего существует мир, – знание (научно обоснованное) об этом невозможно. "Ностальгия по Единому, стремление к Абсолюту выражают сущность человеческой драмы", – пишет Камю. Если бы мир мог быть понятным, а еще лучше – мог бы любить человека, то мыслям о самоубийстве не было бы места.
Камю А. Бунтующий человек. М: Политиздат, 1990. С. 32.
Чувство и сознание абсурда рождаются из столкновения между стремлением человека к счастью и пониманию, с одной стороны, и "молчанием мира" – с другой стороны.
Поскольку чувство абсурда держится на противостоянии двух сторон – мира и человека, оно исчезает, когда устраняется хотя бы одна из противостоящих сторон. От мира можно "отвернуться" (бездумие, "нирвана", пьянство, наркомания) или же можно устранить самого себя. "Помимо человеческого ума нет абсурда. Следовательно, со смертью исчезает и абсурд, как и все остальное".
Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. С. 39.
Последовательное философское решение проблемы абсурда Камю видит в бунте против него. Человек, осознавший абсурд и не отворачивающийся от него (это и есть "абсурдный человек", по Камю), способен сам придать ценность своему существованию, не покоряться иррациональности Вселенной. Самоубийство не отменяет бессмысленности бытия, а только утверждает, поддерживает ее. По Камю, самоубийство - один из способов борьбы с абсурдом бытия, один из методов познания мира. "Дойдя до своих пределов, ум должен вынести приговор и выбрать последствия. Таковыми могут быть самоубийство и возражение". Но просто самоубийство так же абсурдно, как и сама жизнь, не имеющая цели (смысла). А вот смерть-самопожертвование - есть деяние с гармонизирующей основой. Самоубийство как бунт против непознаваемости мира бесплодно, ибо "самоубийство есть полная противоположность бунта, так как предполагает согласие... На свой лад самоубийство тоже разрешение абсурда, оно делает абсурдной даже саму смерть". 
Бессмысленность существования вселенной только подчеркивает величие человека, имеющего мужество по-человечески жить в этом мире.
Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. М., 1984. С. 80.
Классическим является психоанализ, проведенный Ф. М. Достоевским в "Дневнике писателя", где он смоделировал внутренний монолог "самоубийцы от скуки", "идейного самоубийцы", разочаровавшегося в мироздании. Монолог этот, идеи которого были впоследствии использованы в романе "Бесы" (образ Кириллова), заслуживает того, чтобы привести его целиком. 

Итак, говорит самоубийца от скуки, "разумеется, матерьялист" (ироническая добавка Достоевского): 

"...В самом деле: какое право имела эта природа производить меня на свет, вследствие каких-то там своих вечных законов? Я создан с сознанием и эту природу сознал: какое право она имела производить меня, без моей воли на то, сознающего? Сознающего, стало быть, страдающего, но я не хочу страдать - ибо для чего бы я согласился страдать? Природа, чрез сознание мое, возвещает мне о какой-то гармонии в целом. Человеческое сознание наделало из этого возвещения религий. Она говорит мне, что я,- хоть и знаю вполне, что в "гармонии целого" участвовать не могу и никогда не буду, да и не пойму ее вовсе, что она такое значит,- но что я все-таки должен подчиниться этому возвещению, должен смириться, принять страдание в виду гармонии в целом и согласиться жить. Но если выбирать сознательно, то уж, разумеется, я скорее пожелаю быть счастливым лишь в то мгновение, пока я существую, а до целого и его гармоний мне ровно нет никакого дела после того, как я уничтожусь,- останется ли это целое с гармонией на свете после меня или уничтожится сейчас же вместе со мною. И для чего бы я должен был так заботиться о его сохранении после меня - вот вопрос? Пусть уж лучше я был бы создан как все животные, то есть живущим, но не сознающим себя разумно; сознание же мое есть именно не гармония, а, напротив, дисгармония, потому что я с ним несчастлив. Посмотрите, кто счастлив на свете и какие люди соглашаются жить? Как раз те, которые похожи на животных и ближе подходят под их тип по малому развитию их сознания. Они соглашаются жить охотно, но именно под условием жить как животные, то есть есть, пить, спать, устраивать гнездо и выводить детей. Есть, пить и спать по-человеческому значит наживаться и грабить, а устраивать гнездо значит, по преимуществу, грабить (это метафора; речь идет не о бандитстве - здесь подразумевается капиталистический способ производства и распределения созданного продукта). Возразят мне, пожалуй, что можно устроиться и устроить гнездо на основаниях разумных на научно верных социальных началах, а не грабежом, как было доныне. Пусть, а я спрошу: для чего? Для чего устроиваться и употреблять столько стараний устроиться в обществе людей правильно, разумно и нравственно-праведно? На это уж конечно никто не сможет мне дать ответа. Все, что мне могли бы ответить, это: "чтоб получить наслаждение". Да, если б я был цветок или корова, я бы и получил наслаждение. Но, задавая, как теперь, себе беспрерывно вопросы, я не могу быть счастлив, даже и при самом высшем и непосредственном счастье любви к ближнему и любви ко мне всего человечества, ибо знаю, что завтра же все это будет уничтожено: и я, и все счастье это, и вся любовь, и все человечество - обратимся в ничто, в прежний хаос. А под таким условием я ни за что не могу принять никакого счастья,- не от нежелания согласиться принять его, не от упрямства какого из-за принципа, а просто потому, что не буду и не могу быть счастлив под условием грозящего завтра нуля. Это - чувство, это непосредственное чувство, и я не могу побороть его. Ну, пусть бы я умер, а только человечество оставалось вместо меня вечно, тогда, может быть, я все же был бы утешен. Но ведь планета наша невечна, и человечеству срок - такой же миг, как и мне. И как бы разумно, радостно, праведно и свято ни устроилось на земле человечество,- все это тоже приравняется завтра к тому же нулю. И хоть это почему-то там и необходимо, по каким-то там всесильным, вечным и мертвым законам природы, но поверьте, что в этой мысли заключается какое-то глубочайшее неуважение к человечеству, глубоко мне оскорбительное и тем более невыносимое, что тут иет никого виноватого. 
...невольно приходит в голову одна чрезвычайно забавная, но невыносимо грустная мысль: "ну что, если человек был пущен на землю в виде какой-то наглой пробы, чтоб только посмотреть: уживется ли подобное существо на земле или нет?" Грусть этой мысли, главное - в том, что опять-таки нет виноватого, никто пробы не делал, некого проклясть, а просто все произошло по мертвым законам природы, мне совсем непонятным, с которыми сознанию моему никак нельзя согласиться. Ergo (следовательно): 

Так как на вопросы мои о счастье я через мое же сознание получаю от природы лишь ответ, что могу быть счастлив не иначе, как в гармонии целого, которой я не понимаю, и очевидно для меня, и понять никогда не в силах - 

Так как природа не только не признает за мной права спрашивать у нее отчета, но даже и не отвечает мне вовсе - и не потому, что не хочет, а потому, что и не может ответить - 

Так как я убедился, что природа, чтоб отвечать мне на мои вопросы, предназначила мне (бессознательно) меня же самого и отвечает мне моим же сознанием (потому что я сам это все говорю себе) - 

Так как, наконец, при таком порядке я принимаю на себя в одно и то же время роль истца и ответчика, подсудимого и судьи и нахожу эту комедию, со стороны природы, совершенно глупою, а переносить эту комедию, с моей стороны, считаю даже унизительным,- 

То, в моем несомненном качестве истца и ответчика, судьи и подсудимого, я присуждаю эту природу, которая так бесцеремонно и нагло произвела меня на страдание,- вместе со мною к уничтожению... А так как природу я истребить не могу, то истреблю себя одного, единственно от скуки сносить тиранию, в которой нет виноватого". 


В газете "Труд" опубликовано интервью с 20-летним Александром (фамилию газета не называет), фанатичным поклонником смерти, готовящимся покончить самоубийством из-за презрения к мироустройству. "Опрокинутая" психология Александра привела его к фетишизации одиночества и, как следствие, самоубийства. 

"Лично мне,- говорит Александр,- никаких особых болей жизнь не принесла. Я просто презираю устройство жизни, вот и все... Люди в большинстве своем стараются отогнать от себя мысли о смерти, боятся одиночества. Даже когда видят покойников, редко признаются себе, что и им неизбежно придется лежать в гробу. В наше время большой болтовни и мощных политических и психологических катаклизмов человек боится оказаться один на один с собой. Наслаждаться одиночеством, самым замечательным в мире чувством, осмеливаются только единицы". 
  На вопрос корреспондента, какая связь между одиночеством и самоубийством, Александр ответил: "Самая прямая. Не сможет человек утопить себя в бездне одиночества, если он не потенциальный самоубийца. На какой бы необитаемый остров человек ни заключил себя, все равно между ним и цивилизацией будет существовать связь. Он только обречет себя на долгую тоску..." 
Из дальнейшего разговора выяснилось, что у Александра есть сподвижники. "Мы называем себя братьями. Каждый из нас поклялся в определенный день покончить с собой. Мы называем это венчанием со смертью. Кстати говоря, так называемое движение самоубийц набирает силу. Много создано групп в столичных городах, за рубежом. Мы с ними поддерживаем связь. 
- А по какому принципу вы подбираете себе новых братьев? 
- Ну, прежде всего это люди, уставшие от жизни. Найти таких людей очень трудно. Когда мы их находим, то не сразу предлагаем венчаться со смертью. Сначала посвящаем их в свою философию, а уж потом... 
- Какого в среднем возраста твои братья? 
- От восемнадцати до двадцати пяти лет. Но возраст для нас не имеет значения..." 

 «В моем архиве собрана проверенная информация о случаях, когда мужчины и женщины совершали самоубийство через повешение или принимали яд, предварительно взобравшись на вершину высокого дерева; некоторые ложились на работающую циркулярную пилу; другие закладывали динамитные шашки себе в рот,  заталкивали раскаленную кочергу себе в глотку, сжимали в объятиях раскаленные докрасна камины, раздевались догола и замерзали на морозе или добивались такого же эффекта, закрываясь в кузове рефрижератора; разрывали себе горло колючей проволокой, топились в бочках; засовывали голову в трубу и  задыхались; прыгали в раскаленную печь для обжига угля, бросались в кратеры вулканов, стрелялись из замысловатого устройства - комбинации ружья и швейной машинки; душили себя с помощью собственных волос; глотали ядовитых пауков; вонзали себе в сердце штопор и вязальные спицы, резали горло ручной  пилой и ножницами для стрижки овец; вешались на виноградной лозе; глотали фрагменты нижнего белья и пряжки от подтяжек; привязывали свою голову к упряжке лошадей и пускали животных в галоп; топились в чане с жидким мылом; ныряли в емкости с расплавленным стеклом; прыгали в канистры,  приспособленные на бойне для слива крови; обезглавливали себя при помощи самодельной гильотины; умудрялись распинать себя на кресте».

Меннингер. Война с самим собой


КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ

Кревель, Рене ( fr. Rene Crevel; 10 августа 1900, Париж — 18 июня 1935, там же) — французский писатель.Основные произведения Кревеля — романы «Моё тело и я» ( fr. Mon Corps et moi; 1925) и «Клавесин Дидро» ( fr. Le Clavecin de Diderot; 1932).
Одна из самых ярких личностей сюрреалистического движения. Когда Кревелю было 14  лет, его отец покончил с собой. В 1925, отвечая на вопрос анкеты журнала "Сюрреалистическая революция" об отношении к самоубийству, Кревель написал: "Это  единственно верное и определенное решение". Поддерживал связь с коммунистами. Скрывал свои бисексуальные наклонности. Страдал туберкулезом, обострившимся в последние дни жизни. Кревел заранее знал, как именно уйдет из жизни и в точности описал обстоятельства своей смерти еще в произведении 1924 года:  "Чайник на плите. Окно плотно закрыто. Включаю газ. Забываю зажечь спичку. Репутация спасена, и пора читать отходную..." К груди поэта была приколота записка: "Прошу меня сжечь. Отвратительно".
Кревель покончил с собой (последовав в этом отношении примеру своего отца) — как считается, под впечатлением от изгнания делегации сюрреалистов с Международного конгресса писателей в защиту культуры.
www.wikipedia.ru

"Преодолеть волю к самоубийству значит забыть о себе, преодолеть эгоцентризм, замкнутость в себе, подумать о других и другом, взглянуть на Божий мир, на звездное небо, на страдания других людей и на их радости. Победить волю к самоубийству значит перестать думать главным образом о себе и о своем".
Н.Бердяев

 Толстой писал:  "Никто не мешает нам с Шопенгауэром отрицать жизнь. Но тогда убей себя - и не будешь рассуждать... А живешь, не можешь понять смысла жизни, так прекрати ее, а не вертись в этой жизни, рассказывая и расписывая, что ты не понимаешь жизни... Тебе скучно и противно, так уйди... Ведь, в самом деле, что же такое мы, убежденные в необходимости самоубийства и не решающиеся совершить его, как не самые слабые, непоследовательные и, говоря попросту, глупые люди, носящиеся со своей глупостью, как дурак с писаной торбой?"