60. Судьба и одиночество

Александр Пасынков
СУДЬБА


Светлый праздник бездомности,
тихий свет без огня,
ощущенье бездонности
августовского дня.
Ощущенье бессменности
пребыванья в тиши
и почти что бессмертности
нашей грешной души.
Вот и кончено полностью,
вот и кончено с ней,
этой маленькой повестью
наших судеб и дней.
Наших дней, перемеченных
торопливой судьбой,
наших двух переменчивых,
наших судеб с тобой.
Полдень пахнет кружением
дальних рощ и лесов
пахнет вечным движением
привокзальных часов.
Ощущенье беспечности,
как скольженье на льду.
Запах ветра и вечности
от скамеек в саду.
От рассвета до полночи -
тишина и покой,
никакой будто горечи
и беды никакой.
Только полночь опустится
как догадка о том,
что со счета не сбросится
ни сейчас, ни потом.
Что со счета не сбросится,
ни потом, ни сейчас,
и что с нас еще спросится,
еще спросится с нас.

Левитанский

Одиночество- это судьба.

Судьба — совокупность всех событий и обстоятельств, которые влияют на бытие человека, народа и т. п.; предопределённость событий, поступков; рок, фатум; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества; древние греки персонифицировали судьбу в виде: Мойры (Клото, Лахезис, Атропос), Тиха, Ате, Адрастеи, Хеймармене, Ананке; древние римляне — в виде Парки (Нона, Децима, Морта);

Фатум ( la. fatum) — в Древнем Риме олицетворение судьбы. ''Фатами'' назывались также божества, подобные греческим мойрам, и определявшие судьбу человека при его рождении; у стоиков — сила, управляющая миром.

Щеглов Г. В., Арчер В.'' Словарь Античности. — М.: Астрель, 2006, с. 112.

Даймоний ( gr. — «божественное») в философии Сократа — это философское понятие, известное прежде всего по письменному наследию учеников Сократа Платона и Ксенофонта и означающее внутренний голос, который в решающий момент предостерегает и таким образом удерживает от предприятия, в котором сокрыта опасность для телесного или морального благополучия. ''Edgar Zilsel.'' Die Entstehung des Geniebegriffes: Ein Beitrag zur Ideengeschichte der Antike und des Fr;hkapitalismus. Hildesheim: Georg Olms Verlag, 1972, S. 12

Выбирая богов, мы выбираем свою судьбу. - Вергилий

 Отдельные обладающие даймонием люди, выступающие в качестве советчиков, способны предлагать рациональные решения в общих интересах.
Это качество воспринималось в древней Греции как нечто божественное. У ученика Сократа Ксенофонта даймоний причисляется к искусству предсказания, другой его ученик Платон толковал даймоний как совесть.
Даймоний был описан в нескольких сочинениях Плутарха, прежде всего — в ''«О даймонии Сократа»''. В своей биографии Нумы Плутарх называет Залевкa, Зороастра, Миноса, Нуму и Ликурга как людей, к которым являлось божество  , то есть обладавших даймонием. В некотором отношении понятие «даймоний» схоже с понятием гения в римской культуре.
http://www.krotov.info/lib_sec/16_p/plu/tarh_numa.htm ''Плутарх.'' Сравнительные жизнеописания. Нума. 4

 «Те люди, — замечает историк Полибий, — которые, по природной ли ограниченности, или по невежеству, или, наконец, по легкомыслию, не в состоянии постигнуть в каком-либо событии всех случайностей, причин и отношений, почитают богов и судьбу виновниками того, что было достигнуто проницательностью, расчётом и предусмотрительностью».
http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/phil/fato-f.htm

Фатализм (от лат. ''fatalis'' — определённый судьбой) — вера в предопределённость бытия; в фатум ( la. ).
Мировоззрение, в основе которого — убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.
 «Fata volemtem ducunt, nolentem trahunt», la. — «Желающих судьба ведёт, а не желающих — Тацит».
 
Если провести довольно условную параллель с «восточными доктринами», то в индийской традиции, по-видимому, фатуму как процессу наиболее близким будет такое понимание судьбы (дайва), в котором худая карма одного всё водит и водит по миру сансары («Колеса жизни»), а добрая другого — позволяет ему выйти из круга рождений. Причём, от Бога закон независим (просто Богу рамки уже не нужны). В циклически повторяемом бытии мира, с его изначальной данностью, есть универсальный закон бытия (Дхарма).


 Спасение же христианина, возможность его обновления даны ему как дар: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2, 8 — 10)
 
Одиночество и предопределение.

 Предопределение (лат. ''praedestinatio'') — религиозное представление об исходящей от воли Бога предустановленности событий истории и человеческой жизни. Предварительная заданность жизни человека, его спасения или осуждения в вечности волей Бога.
Понятие предопределения существовало уже в античные времена. Олимпийские боги в древней Греции подчинялись высшему закону, олицетворением которого были богини судьбы Мойры.
Греческий героический эпос и трагедии Софокла являют основную проблематику предопределения — человек противостоит воле богов и неизменно проигрывает.

  Предопределена судьба каждого человека и всего человечества в целом. «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс 138.16. Ап. Павел пишет: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп 2.12).
  И. Мананников «Предопределение», Католическая энциклопедия. Том 3, Издательство Францисканцев 2007 г.
 Божественного Аврелия Августина, епископа Гиппонского, о предопределении святых первая книга к Просперу и Иларию,М.: Путь, 2000.

То, что людьми принято называть судьбою, является, в сущности, лишь совокупностью учиненных ими глупостей. - А. Шопенгауэр

Лестница жизни полна заноз, и больше всего они впиваются, когда вы сползаете по ней вниз. - У. Браунелл


Так со смертными судьба порой играет:
То вознесет их вверх, то в пропасть низвергает.
И так устроен мир, что в счастье иногда
Уже заключена великая беда.
П. Корнель

Печалюсь, глядя на луну; печалюсь, думая
о своей судьбе; печалюсь о том, что я такой
неумелый! Но никто не спросит меня:
отчего ты печален? И мне, одинокому,
становится еще грустнее
японская поэзия

КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ

Рой Келтон Орбисон (23 апреля 1936, Вернон — 6 декабря 1988, Нашвилл) — американский певец и автор песен, пионер рок-н-ролла.
 Мать — медсестра, отец — рабочий. Но отец Роя в свободное от работы время играл на гитаре и пел вместе с друзьями. На шестой день рождения вместо губной гармошки, о которой мечтал Рой, отец подарил ему гитару. Что и предопределило судьбу будущего певца. Одаренный мальчик быстро научился играть. Первой песней Роя, которую он написал в возрасте восьми лет, была «A Vow of Love». Через год после этого Рой победил в конкурсе юных талантов .
13-летний Рой создает свою группу под названием «The Wink Westerners». Рой был необыкновенно энергичным, активным подростком. Во время летних каникул подрабатывал разнорабочим, а в школе успевал играть в оркестре, который исполнял марши, пел в октете и учился играть на трубе…
 Его сингл «Only the Lonely» (май 1960) моментально взлетел на вершины хит-парадов по обе стороны Атлантики, предопределив будущее творчество Орбисона. Артист наконец нашёл себя в качестве исполнителя песен о несчастной любви и разбитых сердцах. Всю первую половину 1960-х годов в этом жанре ему не было равных.В 1964 году вышел, наверное самый популярный хит певца «Oh Pretty Woman». В том же 1964 году сингл попал на высшую строчку хит-парадов в Соединенных Штатах, потом в Великобритании и в других странах мира.
Успех в Великобритании подкреплен тремя синглами, возглавлявшими хит-парад и неоднократное признавание лучшим певцом года.
1966 год стал тяжелым периодом для Орбисона. В автокатастрофе погибла его жена Клодетт, с которой они прожили девять лет. Через два года погибли двое из трех детей Орбисона, а его дом сгорел дотла. Несколько лет музыкант был не в силах писать музыку.
Конец наступил 6 декабря 1988 года в Нэшвилле, когда певец приехал проведать мать. После похода по магазинам Рой почувствовал себя плохо, а через несколько часов скончался от сердечного приступа. Ему было 52 года.
http://www.royorbison.com/  Официальный сайт Роя Орбисона

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ Елены Петровны Блаватской (ДатаРождения|12|8|1831|31|7, Екатеринослав, Российская империя — ДатаСмерти|8|5|1891|26|4, Лондон, урождённая ''Ган фон Роттенштерн'' [ de. Hahn von Rottenstern http://lexikon.meyers.de/wissen/Helena+Petrowna+Blavatsky  Meyers Konversations Lexikon . Online-version] )] ) — теософ.
Тетка Е. П. Блаватской, передавала А. Синнету свои воспоминания о племяннице в то время:
«В детстве все симпатии и интерес [Елены] сосредоточивались на людях низших сословий. Она предпочитала играть с детьми прислуги, а не с ровней, и… за ней всегда приходилось присматривать, чтобы она не сбегала из дома и не заводила знакомство с уличными оборванцами. Да и в зрелые годы она безудержно тянулась к тем, чьё положение в жизни было ниже её собственного, и выказывала подчёркнутое безразличие к „благородным“, к которым принадлежала по рождению» .
6 июля 1842 года Елена Андреевна Ган, мать Елены Петровны, тогда уже известная писательница, на двадцать восьмом году жизни умирает от скоротечной чахотки.
А перед смертью мать произнесла такие слова: ''«Ну что ж! Может, оно и к лучшему, что я умираю: по крайней мере, не придется мучиться, видя горькую участь Елены! Я совершенно уверена, что доля её будет не женской, что ей придется много страдать»'' [Jelihovsky. Helena Petrovna Blavatsky // Lucifer. C.204; The Theosophist. C. 240] .
Надежда Андреевна Фадеева, тетя Елены, старше ее на 4 года, пишет о племяннице следующее: «Как ребенок, как молодая девушка, как женщина она всегда была настолько выше окружающей ее среды, что никогда не могла быть оцененной по достоинству. Она была воспитана как девушка из хорошей семьи … необыкновенное богатство ее умственных способностей, тонкость и быстрота ее мысли, изумительная легкость, с которой она понимала, схватывала и усваивала наиболее трудные предметы, необыкновенно развитый ум, соединенный с характером рыцарским, прямым, энергичным и открытым — вот что поднимало ее так высоко над уровнем обыкновенного человеческого общества и не могло не привлекать к ней общего внимания, следовательно, и зависти, и вражды всех, кто в своем ничтожестве не выносил блеска и даров этой поистине удивительной натуры».
В Тифлисе зимой 1848—1849 года Елена Петровна, желая обрести полную независимость, заключила фиктивный брак с человеком намного старше ее — вице-губернатором Еревана Никифором Владимировичем Блаватским. Вскоре после свадьбы, сбежав от мужа, Е. П. Блаватская вернулась к своим родным .
В 1851 году в день своего рождения (12 августа), в Гайд-парке (Лондон), как утверждала сама Е. П. Блаватская, она впервые встретилась со своим Учителем, которого прежде видела в своих снах. Графиня Констанс Вахтмейстер, вдова шведского посла в Лондоне, со слов Е. П. Блаватской передает подробности этого разговора, в котором Учитель сказал, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи» Reminiscences of H.P.Blavatsky and «The Secret Doctrine». P. 56-58
Покинув Англию, Е. П. Блаватская отправилась в Канаду, затем в Мексику, Центральную и Южную Америку, а оттуда направилась в Индию, куда прибыла в 1852 году.
Елена Петровна вспоминала, что «Пробыла там около двух лет, путешествуя и каждый месяц получая деньги — понятия не имея, от кого; и добросовестно следовала по маршруту, который мне указывали. Я получала письма от этого индуса, но ни разу не видела его за два эти года».
В книге «Из пещер и дебрей Индостана» в литературной форме описаны путешествия Блаватской с её Учителем, которого в книге она называет Такур Гулаб-Сингом.
 Как сообщает В. П. Желиховская, Блаватская возвратилась из своих странствий «человеком, одаренным исключительными свойствами и силами, поражавшими всех ее окружающих».
Позже, отвечая на вопрос, зачем она поехала в Тибет, Е. П. Блаватская отмечала:
«Действительно, совершенно незачем ехать в Тибет или Индию, дабы обнаружить какое-то знание и силу, „что таятся в каждой человеческой душе“; но приобретение высшего знания и силы требует не только многих лет напряжённейшего изучения под руководством более высокого разума, вместе с решимостью, которую не может поколебать никакая опасность, но и стольких же лет относительного уединения, в общении лишь с учениками, преследующими ту же цель, и в таком месте, где сама природа, как и неофит, сохраняет совершенный и ненарушаемый покой, если не молчание! Где воздух, на сотни миль вокруг, не отравлен миазмами, где атмосфера и человеческий магнетизм совершенно чисты и — где никогда не проливают кровь животных» .
Письмо Е. П. Блаватской в журнал «Спиритуалист» от 20 июля 1881 года, Бомбей:
В 1871 году во время путешествия из порта Пирей в Египет на пароходе «Эвномия» произошел взрыв порохового погреба, и корабль был разрушен. 30 пассажиров погибли. Е. П. Блаватская избежала ранения, но осталась без багажа и денег.

http://www.blavatsky.ru  Русскоязычный сайт о Елене Петровне Блаватской. Биография. Произведения. Статьи


Луис Камоэнс  ( pt. Luis Vaz de Camoes, Луиш Ваш де Камойнш; около 1524 – 10 июня 1580) — португальский поэт, живший в XVI веке, автор поэмы «Лузиады». «Португальский Гомер» был также и превосходным лириком: в его нежных и грациозных песнях, одах, элегиях и эклогах отражается вся его несчастная жизнь.
В настоящее время слава Камоэнса чрезвычайно велика в Португалии. Горячий патриотизм, которым проникнуты «Лузиады», много содействовал пробуждению португальской национальности в 1640 г. По решению парламента, в 1860 г., воздвигнут в Лиссабоне памятник Камоэнсу — статуя работы скульптора Баштуша.

Сведения о жизни Камоэнса чрезвычайно скудны и иногда противоречивы. Считается, что Камоэнс родился в 1524, предположительно в Лиссабоне. Он происходил из старинного и богатого галисийского рода, один из членов которого, Васко Пирес де Камоэнс ( pt. Vasco Pires de Camoes), в 1370 г. бежал по политическим причинам в Португалию. Он был не только выдающимся воином, но и блестящим поэтом-трубадуром. Дед поэта по материнской линии, Антао, был женат на родственнице Васко да Гама. По некоторым сведениям, мать Камоэнса, дона Ана ( pt. Ana de Sa e Macedo), умерла очень рано; отец его, Симон ( pt. Simao Vaz de Camoes), женился вторично и уехал в Индию капитаном корабля. Близ Гоа он потерпел кораблекрушение и вскоре умер, весть о чём дошла в Лиссабон только в 1553 г.
Детство своё Камоэнс провёл в обществе заботливой и любящей мачехи, под опекой дяди, дон-Бенто, учёного монаха-аскета. Камоэнс учился в Коимбре, сначала в монастырской школе, потом в университете, где приобрёл знание языков и большую начитанность в древне— и новолатинской, греческой, испанской, итальянской и португальской поэзии и в истории общей и отечественной.
  Около 1542, примирившись с дядей, Камоэнс отправляется искать счастья в Лиссабон. Здесь он получает место домашнего учителя в доме графа Норонья. Впервые увидев в церкви в 1544 г. фрейлину королевы Катерину де Атаиде ( pt. Caterina de Ataide), дочь высокопоставленного придворного лица, Камоэнс тотчас же страстно влюбился в неё. Желание чаще видеться с ней побудило Камоэнса хлопотать о доступе ко двору, что и удалось ему благодаря содействию графа Норонья. Как поэт-импровизатор, драматург, режиссёр и актёр в устраиваемых им спектаклях во время придворных празднеств, Камоэнс имел случай отличаться в присутствии возлюбленной, чаще видеться с ней и искать взаимности. Любовь его не осталась тайной; она возбудила негодование семьи да-Атаида; завистники и соперники втянули поэта в ссоры и неприятности, и в начале 1549 г. Камоэнс был выслан из Лиссабона по указу короля.
Беспомощное положение заставило его поступить на военную службу. Определённый в гарнизон Сеуты, он храбро сражался в случайных стычках, при чём потерял правый глаз. После двух лет военной жизни Камоэнс вернулся в 1551 г. в Лиссабон. Во время церковной процессии он тяжело ранил высокопоставленное придворное лицо и был посажен в тюрьму. Следствие длилось 9 месяцев, и хотя поэт был помилован королём Жоаном III,это было сделано под условием отъезда на службу в Индию. В марте 1553 отплывает рядовым матросом в Гоа. Во время шестимесячного плавания, как и во время заключения в тюрьме, Камоэнс писал первые песни прославившего его эпоса. В Индии он участвовал в нескольких сражениях (в Малабаре), затем провёл более года в Гоа, писал стихи, участвовал в путешествии в Мекку. Во время деятельной и полной приключениями жизни своей в Африке и Индии сам поэт, как он говорит в «Лузиадах» про Цезаря, «берётся то за меч, то за перо». Назначенный в 1556 в Макао на довольно видную административную должность - смотрителем имущества отсутствующих и пропавших без вести лиц в Макао. Камоэнс заканчивает на Гоа «Лузиады», но затем один из временных комендантов Макао обвиняет его в проступках по службе и увозит с собой пленным на корабле. Корабль, направляясь в столицу Сиама Аюттхаю, ошибся в навигации в Сиамском заливе, и вместо Чаупхраи вошёл в другую реку (Меклонг) и сел там на мель. Поэту пришлось плыть на берег, держась за кусок дерева. При этом ему удалось спасти рукопись «Лузиад». Добравшись до Гоа, он потребовал суда и был оправдан. После различных других злоключений Камоэнсу удалось наконец «с больным сердцем и пустым кошельком» вернуться на родину (1570).
Ещё в Гоа, в 1561 г., Камоэнс получил известие о смерти своей возлюбленной; сила и продолжительность его горя доказывается многочисленными стихотворениями.
В 1572 г. выходит в печать поэма «Лузиады», воспевающая открытие Индии Васко де Гама. Камоэнс посвятил её королю Себастиану, который назначил ему небольшую, но всё же кое-как спасавшую его от нужды пожизненную пенсию. Размер пенсии был в 4 раза ниже, чем средний доход плотника. Дополнительные деньги Камоэнсу приносил мальчик-слуга, привезённый из Мозамбика, который собирал мылостыню на улицах Лиссабона. Несмотря на то, что поэма вызвала общее восхищение, творцу «Лузиад» пришлось доживать дни свои в бедности; к ней присоединилось горе о потере независимости Португалии. «Я умираю не только в отечестве, но и с ним вместе», — восклицает поэт в письме к своему другу.
Заболев чумой, он умер 10 июня 1580 г. и похоронен в церкви св. Анны. 16 лет спустя дон Гонсало Кутинью поставил на том месте, где предполагалась могила Камоэнса, надгробный камень с надписью. Землетрясение Лиссабона в 1755 г. разрушило до основания церковь св. Анны. В 1855 г. собрали предполагаемые останки Камоэнса и похоронили их, а в 1880 г., перед торжественным празднеством трёхсотлетия смерти Камоэнса, эти предполагаемые останки его, так же как и останки Васко да Гамы, были перенесены с королевскими почестями и похоронены в монастыре Жеронимуш, в Белеме - одним из районов Лиссабона: гроб с прахом Васко да Гамы — по левую руку, а с прахом Камоэнса — по правую руку гробницы короля Себастиана.
Творчеству Камоэнса в Португалии придаётся особое значение. День смерти Луиса Камоэнса (10 июня) отмечается португальским сообществом как День Португалии - День Камоэнса http://www.lib.ru/INOOLD/KAMOENS/kamoens1_2.txt   «Лузиады» на сайте lib.ru
http://www.instituto-camoes.pt/  Instituto Cam;es
Избранные сонеты в переводе на русский язык

Мо;риц Бе;нёвский ( sk. M;ric Be;ovsk;, hu. M;ric Benyovszky, 20 сентября 1746, Врбове — 23 мая 1789, Мадагаскар) — словацкий авантюрист и путешественник, закончивший свою богатую приключениями жизнь королём Мадагаскара.
Год рождения Бенёвского точно неизвестен. Его отец Самуэл был австрийским полковником словацкой национальности, мать Розалия Ревай — дочь спишского епископа венгерских и словацких кровей. Родился Бенёвский в городке Врбове в западной Словакии, где и провёл своё детство. Военную карьеру начал в 16 лет, выступив на стороне австрийцев во время Семилетней войны.
После войны 17-летний дворянин попытался завладеть землями своей матери, которые после её смерти отошли к её дочерям от первого брака. Обвинённый зятем в самоуправстве, Бенёвский попал под суд. Военные подозревали его в дезертирстве, церковь — в ереси. В этих условиях Бенёвский тайно покинул владения Габсбургов и присоединился в 1768 году к польским повстанцам Барской конфедерации. Во время боевых действий он проявил себя с лучшей стороны, завязал знакомства с Казимиром Пулавским и другими деятелями польского национального движения.
По подавлении восстания Бенёвский был взят в плен русскими войсками и интернирован в Казань, где во время тюремного бунта сумел вырваться на свободу. Когда он готовился отплыть из Петербурга на голландском судне, конфедерата задержала царская полиция. В наказание за строптивость он был переведён на Камчатку, где по просьбе губернатора стал преподавать музыку его дочери. В скором времени он сумел пленить её сердце и убедил следовать за собой в Европу (хотя там изгнанника ожидала законная жена).
В мае 1771 года Бенёвский и другие польские ссыльные взбунтовались, захватили боеприпасы, казну и военный корабль, на котором отплыли в сторону Курильских островов. Губернаторская дочь погибла во время перестрелки с преследователями. Бенёвский сумел доплыть до голландской фактории в Нагасаки, откуда после посещения острова Формозы перебрался в португальскую колонию Макао.
По обратной дороге в Европу корабль с Бенёвским завернул на остров Мадагаскар, в то время европейцам почти совсем ещё не известный. Молодой авантюрист загорелся мыслью о его колонизации. В 1772 году Бенёвский объявился в Париже, где встретился с Людовиком XV, который поддержал его план освоения африканского острова, расположенного вблизи важных морских путей.
Заручившись поддержкой французов, Бенёвский в феврале 1774 году высадился на Мадагаскаре, сопровождаемый командой из 21 офицера и 237 моряков. Не встретив серьёзного сопротивления, они приступили к постройке «столицы» острова — города Луибур. В 1776 году вожди местных племён избрали Бенёвского королём. Растущая самостоятельность словака встревожила французских наместников близлежащих островов Маврикия и Реюньона, которые завалили Версаль депешами самого неблагоприятного для Бенёвского содержания.
Вследствие такого оборота событий помощь из Франции перестала поступать. В лагере Бенёвского свирепствовали тропические болезни; число европейцев под его начальством сократилось до 63-х. Это вынудило Бенёвского свернуть свою деятельность и вернуться в Париж, где он получил от короля звание генерала и орден св. Людовика. Поскольку ожидаемых сокровищ на Мадагаскаре не было обнаружено, версальский кабинет принял решение положить проект его дальнейшего освоения под сукно.
Во время пребывания в Париже Бенёвский увлёкся шахматами и на этой почве сблизился с американским посланником Бенджамином Франклином, который впоследствии принимал деятельное участие в воспитании его детей. Через посредство Франклина он рассчитывал заинтересовать в покорении Мадагаскара американское правительство, однако по ту сторону Атлантики к колониальному проекту Бенёвского отнеслись холодно, по-видимому, не желая обострения отношений с французами.
Когда в Европе разгорелась Война за баварское наследство, Бенёвский вновь взялся за оружие на стороне австрийской короны. Это вполне примирило его с венским двором. Более того, императрица Мария Терезия даровала ему титул графа. Вернувшись в наследственный замок в Бецковской Вьеске, Бенёвский пишет мемуары и проект развития австрийской морской торговли в Далмации. Услышав об Американской войне за независимость, искатель приключений устремляется в Америку, рассчитывая вместе с Пулавским вновь побороться за идеалы свободы.
Уже в 1781 году он предложил свои услуги лично Джорджу Вашингтону. Он рассчитывал набрать в Германии полк наёмников и переправить их в Америку. Затишье в боевых действиях позволило Бенёвскому навестить родного брата на Гаити и отрекомендоваться новому австрийскому императору, который наконец одобрил его проект колонизации Мадагаскара. Тем не менее средства на осуществление этого плана так и не были выделены.
По-прежнему озабоченный снаряжением экспедиции на Мадагаскар, Бенёвский отправился в 1783 году на поиски финансирования в самый богатый город Европы — Лондон. Ему удалось увлечь своим предприятием Джона де Магеллана, учёного, потомка знаменитого мореплавателя. Бенёвский и Магеллан учредили англо-американскую торговую компанию. Чтобы привлечь к проекту заокеанских дельцов, искатель удачи вновь посетил Новую Англию (в 1784 году)
В 1785 году Бенёвский направился представлять интересы англо-американского консорциума на Мадагаскар. Во время тропического шторма его корабль унесло к берегам Бразилии, где понадобилось несколько недель на устранение повреждений. Наконец достигнув цели своего путешествия, Бенёвский убедил туземцев изгнать французских представителей с острова и основал новую столицу — город Мавритания, назвав его собственным именем.
Уязвлённое деятельностью Бенёвского, французское морское ведомство спешно снарядило против него военную экспедицию. В мае 1786 года прибывшая из Индии французская эскадра неожиданно пошла на штурм Мавритании, во время которого «король» погиб от шальной пули. Похоронен Бенёвский был на Мадагаскаре, рядом с двумя русскими товарищами, вместе с которыми когда-то осуществил побег с Камчатки.
Одна из улиц мадагаскарской столицы Антананариво носит имя знаменитого словака.
"Международные аспекты истории поляков" (Иркутский гос. университет)]
http://www.geografia.ru/beniovskiy.html  "Первые россияне плывут кругом Старого Света"

Йозеф Майстер или ''Жозеф Мейстер'' ( de. Joseph Meister — родился и вырос в Эльзасе, так что имя и фамилия немецкие; 21 февраля 1876 — 16 июня 1940) — первый человек, который был вылечен от бешенства.
В 1885 г. 9-летнего мальчика укусила бешеная собака. Сельский врач посоветовал его матери обратиться к уже знаменитому тогда Луи Пастеру. Мать привезла ребёнка в Париж, где Пастер как раз закончил успешные опыты на животных, вакцинируя собак ослабленным вирусом. Проблема состояла в том, что у Пастера не было лицензии врача, так что лечить ребёнка он, по закону, не имел права. Однако было совершенно ясно, что без лечения мальчик умрёт. Поэтому Пастер решился. Мейстеру на протяжении 10 часов вводились всё более сильные дозы вакцины, и в результате он так и не заболел бешенством. Успех опыта привёл к быстрому развитию лечения бешенства и вакцинации от него.
Выздоровевший Майстер посвятил Пастеру всю оставшуюся жизнь: он работал сторожем в Пастеровском институте. После гитлеровского вторжения во Францию немецкие солдаты потребовали от оставшегося при институте Майстера вскрыть гробницу Пастера, однако Майстер предпочёл покончить с собой, застрелившись в комнате сторожа из оставшегося у него со времён Первой мировой войны револьвера.

Какая доля беспредельной и  зияющей  вечности  уделена судьбой  каждому,  раз  так  скоро  она  исчезает в вечности? А целого естества какая часть и какая от души в целом?  От  целой земли  на  каком  клочке  ты  бродишь?  Подумай обо всем этом и считай только то великим, чтобы поступать, как ведет тебя  твоя природа, а что общая природа приносит, то сносить.

Марк Аврелий. Размышления

Этот мир, должно быть, стеклянный,
Он надтреснут, и в час урочный,
На осколки он разлетится,
Потому что стекло непрочно.

Нам порой говорит рассудок,
Что и мы уцелеем едва ли:
Картой меньше- и мы в накладе,
Картой больше- опять проиграли.

Говорят, что правда на небо
Вознеслась из этой юдоли-
Постарались люди на славу,
Чтоб она не вернулась боле.
Лопе да Вега