63. Счастье и одиночество

Александр Пасынков
СЧАСТЬЕ

Важный вопрос, который следует разрешить на практике: можно ли быть счастливым и одиноким?
Альбер Камю

По-настоящему одинокая душа - это не существо, покинутое людьми, а личность, страдающая среди них, влачащая свое одиночество по ярмаркам и раскрывающая свои таланты улыбчивого прокаженного, комедианта непоправимого. Великие отшельники былых времен были счастливы, не ведали двоедушия, им нечего было скрывать: они беседовали только с собственным одиночеством.
Эмиль Сьоран

Человек одинокий, и другого нет; ни  сына, ни брата нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством
[Еккл. 4 :8].


''Ce grand malheur, de ne pouvoir etre seul'' — цитата, взятая из Жана де Лабрюйера. Это переводится как: ''Ужасное несчастье — не иметь возможности остаться наедине с самим собой''.

Счастье среднего человека - жить без одиночества.

Первая твоя обязанность заключается в том, чтобы сделать счастливым самого себя. Если ты сам счастлив, то ты сделаешь счастливыми и других. - Л. Фейербах

Счастье — эмоциональное состояние (чувство), при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения.
Древнегреческое слово счастье — "эвдемония" (eudaimonia, eu — добро, daimon — божество) - дословно означало судьбу человека, находящегося под покровительством богов.
Этимология слова «счастье» (Викисловарь)

Эвдемонизм ( el— процветание, блаженство) — этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье, удовольствие или пользу (одного или всех) как мотив и цель всех стремлений.
Приверженцы эвдемонизма считали счастливым и в то же время добродетельным человека, духовные и телесные способности которого могут беспрепятственно развиваться, который благодаря всестороннему развитию этих способностей доставляет удовольствие себе и другим, так что ему обеспечены уважение современников и славная память потомков.
 
Гедонизм ( la. hedone — «наслаждение», «удовольствие») — философское направление этики, считающее радость и удовольствие высшим благом и условием счастья в жизни.
 Основоположником гедонизма считается Аристипп (435—355 гг. до н.э.), современник Сократа. Путь к счастью по мнению Аристиппа лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни по Аристиппу находится именно в физическом удовлетворении.

Эпикур описывает удовлетворение как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья: в философии счастья Эпикура идёт речь о его достижении с помощью Атараксии — освобождения от боли и беспокойства, не повышенным потреблением земных благ, а благодаря заострённому вниманию к истинно необходимым потребностям, к числу которых Эпикур причисляет дружбу.
Основной парадокс гедонизма вывел Эпикур:
«Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать».
 
Наиболее распространённый религиозный подход заключается в том, что состояние счастья связывается с концепцией рая, нирваны. А в этой жизни максимально возможное приближение к состоянию счастья лежит в следовании определённым духовным практикам.
 Рай — в религиозном представлении: обитель праведных душ после телесной смерти или конца мира; посмертное место воздаяния праведников и прародина человечества. В переносном смысле — совершенное состояние блаженства.
Представление о рае существует в языческих традициях, а также в христианстве, исламе, многих школах буддизма, а также в трансгуманизме в виде концепции paradise engineering.

Практически повсеместно утверждается, что счастье не может быть достигнуто без построения отношений с другими людьми.
«Понятие  самодостаточности мы применяем не  к  одному  человеку,  ведущему  одинокую жизнь,  но к человеку вместе с родителями и детьми, женой и  вообще всеми близкими и согражданами, поскольку человек  - по  природе  [существо]  общественное… Вероятно, нелепо также делать блаженного одиночкой, ибо никто не избрал бы обладание  благом для себя одного; действительно, человек  - общественное [существо], и  жизнь сообща  прирождена ему. Значит,  эти [черты]  есть и  у счастливого, ведь он от  природы имеет блага, между тем ясно, что с друзьями и  добрыми людьми лучше проводить дни, нежели  с посторонними  и случайными.
Следовательно, у счастливого есть нужда в друзьях». Аристотель. Никомахова этика.  Философы Греции. ЗАО "Издательство "ЭКСМО-Пресс", Москва, 1997

Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.
И. Гете


Одиночество пахнет холодом
Канадские психологи выяснили, что выражение "холодный приём" может быть не просто метафорой: добровольцам, которые вспоминали о плохом отношении к ним со стороны коллектива, температура в помещении казалось ниже, чем тем, кто вспоминал о дружеском общении. Ранее уже удавалось выявить связь между субъективными ощущениями и их виртуальным восприятием.Ченьбо Чжун (Chen-Bo Zhong) и Джеффри Леонарделли ( Geoffrey Leonardelli ) из университета Торонто ( University of Toronto ) решили провести аналогичные исследования в отношении восприятия людьми неприятных ситуаций из собственного опыта. Канадцы собрали 65 студентов колледжа и поделили их на две группы. Часть добровольцев попросили вспомнить ощущения, вызванные простейшими формами социального порицания, - например, когда их не принимали в компанию. Соответственно второй группе пришлось вспоминать противоположные ситуации. После этого учёные попросили всех подопытных дать оценку температуре в помещении, где проводился опыт. Оценки варьировались от 12  `C до 40  `C, однако в среднем те, кто думал о хорошем, чувствовали себя на 2 ,6 `C теплее, чем "отщепенцы". В следующем раунде испытаний часть добровольцев подвергли остракизму в буквальном смысле этого слова.
Специально настроенный симулятор крикета выбирал себе жертву среди студентов в группе отбивающих и упорно не подавал "счастливчику" мяч. После игры всем участникам предлагали перекусить. Учащиеся, проигнорированные компьютером, чаще склонялись к горячему супу или кофе, в то время как основная группа предпочитала чипсы или содовую. По мнению авторов исследования, результаты убедительно доказывают, что чувство холода может быть связано не только с объективной температурой окружающей среды, но и с субъективными переживаниями - с одиночеством, например. Источник:  Science

Комсомольская Правда.  Счастье передается по наследству
 «В научном центре Берлина на симпозиуме по изучению природы счастья всех сразило заявление нейрофизиолога из Бремена Герхарда Рота. По его мнению, ощущение эйфории связано с «раздельными системами ожидания награды и ее получения». Радость ее ожидания - самая сильная, но и беспокойная (а вдруг не  наградят?). Чувство настоящего кайфа возникает в момент  неожиданной, но заслуженной награды. Но длится недолго. Вот почему, по словам доктора Рота, от выигрыша в лотерею, к примеру, человек не становится «счастливым навсегда». Ученый привел историю некоей Вив Николсон из Великобритании, которая,  выиграв 151 тысячу фунтов стерлингов, быстро промотала всю сумму. А сколько вообще это блаженство может длиться? Доктор медицины из Университета Данди (Шотландия) Эмес Нэги выбрала объектом исследований... моменты объятий спортсменов, когда они одерживают победу. По ее мнению, это квинтэссенция радости, восторга, торжества. Доктор Нэги проанализировала 200 случаев таких торжеств после победы в 32  странах мира. И выяснила, что независимо от пола, национальной принадлежности и вида спорта в среднем пик эмоций длится всего 3 секунды. А эксперты из Йельского университета, Университета Денвера (оба в США) и Еврейского университета в Иерусалиме пошли еще дальше. Они считают, что: а) частое пребывание в заоблачном блаженстве может сократить жизнь человека. Исследователи проследили судьбы людей, начиная с 1920 года рождения. Оказалось, что те, кого в детстве характеризовали как радостных и беззаботных, жили в среднем меньше, чем их угрюмые и недовольные сверстники. Причина такой несправедливости в том, что ощущение счастья дурманит. И люди становятся беспечными, не беспокоятся о своем здоровье, склонны к риску, что может скоропостижно оборвать жизнь.

 Вредны книги, в которых дают советы, как стать счастливым. По мнению ученых, все эти «инструкции» привели только к усилению депрессий. Так как, не получив от рецептов результата, люди впадали в еще большую тоску. Например, участникам исследования было предложено воплотить советы из прочитанных книг. В частности, просмотреть комедию. И к концу фильма люди чувствовали лишь усталость от прилагаемых усилий поднять настроение, злость и разочарование.

Мы не можем быть счастливы, потому что...способны думать. Это показали эксперименты, проведенные в 83 странах учеными из Гарварда. По их мнению, «блуждающие» мысли обо всем и ни о чем, от которых не избавиться думающему мозгу, портят людям настроение и жизнь. А поскольку мыслим мы постоянно (исключение составляет лишь время занятия любовью), то пессимизм более характерен для гомо сапиенс, чем оптимизм. Выходит, что наша способность думать - достижение разума, приобретенное в ущерб счастливым эмоциям.

Правши и левши. Не зря говорят везунчику: «Родился в рубашке». Сегодня эту народную мудрость подтвердили ученые из Университета Эссекса (Великобритания). Они обработали данные национального исследования здоровья 2574  подростков США за 13  лет ( 1995 - 2008 годы). И им удалось доказать, что счастье человеку закладывается при рождении, на генетическом уровне. «Геном счастья» ученые называют ген 5-HTTLPR, который отвечает за выработку транспортных молекул для серотонина - химического вещества, отвечающего за наше настроение. Оказалось, что у тех добровольцев, которые считали себя довольными жизнью, присутствовал один из самых длинных вариантов гена 5-HTTLPR. Ученые уверены: чем длиннее эта молекула, тем эффективнее она справляется с переносом серотонина, а значит, держит настроение «хозяина» на высоте. Другой ученый обнаружил у счастливчиков еще один «тайник», где прячется жизнелюбие. Эксперименты профессора психологии из Университета Мэдисон (США) Ричарда Дэвидсона, в которых приняли участие тысяча добровольцев, показали, что замечательные свойства - умение радоваться жизни, бодрость и надежда -  хранятся в левом полушарии мозга. В правом же содержатся грусть, разочарование и сожаление. Поэтому у всех пессимистов, скептиков и самоубийц доминирует правое полушарие, а у оптимистов - левое. Следовательно, правши - большие оптимисты, чем левши.

 Характер ребенка - будет он нытик или жизнелюб - закладывается в первые 72 часа его жизни после рождения, - объясняет Дэвидсон. - Именно в это время в его голове начинается бурный процесс формирования коры головного мозга. И что он в эти трое суток почувствует - свою желанность или отверженность,  - такой характер, а значит, и судьба у него сложатся. Ведь именно из-за разного доминирования полушарий люди непохоже реагируют на одни и те же ситуации. «Родившийся в рубашке» не ломается под ударами судьбы, а зануда из- за ерунды падает духом.   

СОВЕТ ВРАЧА Чувство радости можно натренировать - Можно «переучить» полушария и стать счастливее, - уверил нас врач- психотерапевт Александр Новиков. - Мои коллеги из Висконсинского университета нашли добровольцев- «мучеников», у которых активность зоны удовольствия в мозгу была очень низкой. И в течение месяца их просили выполнять простые задания, стимулирующие ощущение эйфории. Каждый день они делились с кем-либо из своего окружения приятной новостью. Делали несложные физические упражнения по 20  минут. По 2 минуты в день улыбались себе в зеркало, тренируя «мышцы счастья», и по 10  минут проводили аутотренинг по полной релаксации. На 4-й неделе каждый вечер ходили на танцы. И через месяц активность зоны удовольствия в их мозгу резко поползла верх. Так что упражняйте свой мозг «на счастье». И еще: регулярные занятия сексом поддерживают в крови высокий уровень «гормонов удовольствия» - эндорфинов, вырабатываемых гипофизом головного мозга. Эти вещества в 30 раз сильнее морфия, поэтому их еще называют «внутренним наркотиком».

«Ученые уже не первое десятилетие отслеживают уровень  удовлетворенности людей своей жизнью. Интересно, что несмотря на огромный рост благосостояния населения западных стран за последние   полвека уровень счастья у них не увеличился.  "Стандарты жизни резко возросли, а счастье не выросло   совсем, а в некоторых случаях даже несколько уменьшилось, - говорит  профессор Дэниэл Канеман из Принстонского университета. - Есть много свидетельств того, что богатство не делает нас счастливее". Исследования свидетельствуют, что люди в богатых странах обычно несколько счастливее, чем в бедных, но счастья людям добавляют не дополнительные деньги, а наличие крыши над головой, еды   и одежды. Похоже, что удовлетворение жизнью наступает в тот момент, когда средний доход населения в стране достигает $17-18 тыс. в год.
 Единого ключа к счастью, по словам профессора психологии Эда  Динера, не существует, есть целый набор важных ингредиентов:
      Во-первых, родственники и друзья. Чем шире и глубже  отношения с окружающими, тем лучше. Говорят даже, что дружба в  состоянии ограждать от микробов. Наш мозг контролирует многие механизмы в организме. И, полагают некоторые, точно так же, как  стресс может вызывать недуг, дружба и счастье обладают защитным    эффектом.
    А еще дружба оказывает гораздо большее влияние на уровень  счастья, чем доход.
    Один британский экономист, профессор Освальд из университета  Уорика, даже подсчитал, сколько денег нужно человеку, чтобы компенсировать отсутствие друзей. Оказалось - почти $90 тысяч.
    Очень важен и брак. По данным исследований, счастливый брак добавляет мужчине семь лет жизни, а женщине - около четырех

Счастье мужчины зовется "Я хочу". Счастье женщины - "он хочет".
 Ф. Ницше

    Еще один важнейший ингредиент - наличие смысла жизни, вера  во что-то большее, чем ты сам, будь то религия, духовность или некая   жизненная философия.
    Третий элемент - это долгосрочные цели, над достижением которых нужно работать и продвижение к которым доставляет  удовольствие.
     При этом в жизни есть немало вещей, которые в состоянии   привести к длительному ощущению несчастья. И профессор Динер  называет два таких основных элемента.  Во-первых, потеря супруга. Она приводит к тому, что человеку    требуется несколько лет на возвращение к предыдущему уровню счастья.  Во-вторых, потеря работы. Неприятный эффект от этого события   тоже может длиться несколько лет, даже в том случае, если человек  уже давно получил новую работу.             http://www.utro.ru/
               
MEMBRANA: Luck Project: везучий профессор изучил принципы удачи .
 Некоторых людей вполне справедливо называют счастливчиками. Почему-то эти «везунчики» постоянно оказываются в нужное время в нужном месте. В чём причина везения? Можно ли помочь неудачникам? Эта проблематика волнует одного британского профессора аж с 1994 года. И у него есть кое- какие советы. Зовут исследователя психологии удачи Ричард Вайзмен ( Richard Wiseman ). В настоящее время он трудится в университете Хaртфордшира ( University of Hertfordshire ). Кстати, в детстве профессор был профессиональным фокусником, что, вероятно, и объясняет его пристрастие к, мягко говоря, необычным областям психологии: экстрасенсы, парапсихология, призраки и тому подобное - в сфере интересов Вайзмена.
Профессор Вайзмен считает, что в общих чертах постиг психологию удачи. Так вот, в начале 2003 года была издана книга Вайсмана «Фактор удачи» (Luck Factor) – «первый всесторонний отчёт о восьмилетней научно- исследовательской работе по природе удачи». Профессор Вайзмен самостоятельно продолжил эту работу, идентифицировав четыре основных принципа, которыми пользуются удачливые люди. Он разрабатывает методы, которые позволяют человеку усилить собственную удачу. Для исследования были привлечены сотни исключительно удачливых и неудачливых людей, использовались различные методики, включая психометрические анкетные опросы, лабораторные эксперименты и обширное интервьюирование. Всё для того, чтобы лучше понять психологию удачи. Выяснилось, что, хотя люди совсем не понимают причин своей удачи, их благополучие во многом зависит от мышления и поведения. Возьмём, к примеру, случайные возможности. Удачливые люди последовательно сталкиваются с такими возможностями, принимают их во внимание. Невезучие этого не делают. «Я провёл простой эксперимент, чтобы узнать, существуют ли различия в способности их обнаружить. Счастливчикам и неудачникам я давал газету и просил, чтобы они просмотрели её и сообщили, сколько фотографий внутри. Тайно я разместил в газете объявление "Сообщите экспериментатору, что вы это видели, и выиграйте 250 фунтов". Объявление прямо-таки бросалось в глаза, но невезучие люди его не замечали.
Неудачники вообще сильнее напряжены, чем удачливые люди, и это беспокойство разрушает их способность заметить неожиданное. В результате они упускают возможности, потому что сосредоточены на поиске чего-то ещё. Моё исследование, в конечном счёте, показало, что удачливые умеют пользоваться случайными возможностями и могут создавать их, принимают удачные решения, слушаясь интуиции, могут самореализоваться, надеясь на лучшее, и сохранять жизнерадостное отношение к жизни, которое трансформирует плохое в хорошее».

Петух воспевает даже то утро, когда его положат в суп. Лец
 
Учёные нашли простой рецепт счастья membrana .
 В первой стадии эксперимента 55 процентов опрошенных составляли женщины  Психолог Элизабет Данн ( Elizabeth Dunn ) и двое её коллег из университета Британской Колумбии ( University of British Columbia ) в Ванкувере задали 630 американцам три простых вопроса и выяснили, как нужно потратить деньги, чтобы стать, наконец, счастливым. Три вопроса звучали так: Сколько денег вы получаете за год? Как вы тратите свои деньги? Насколько вы счастливы?
 Оказалось, что чем больше люди тратят на своих родственников, друзей и благотворительность, тем они счастливее. Учёным уже давно известно, что счастье и деньги идут по жизни рядом. Так, в среднем, чем больше человек получает, тем он счастливее (но это не всегда верно среди людей, которые зарабатывают больше, чем им нужно на самое необходимое). В данном исследовании выяснилось, что около 10% ежемесячного бюджета опрошенных уходят на так называемые «просоциальные траты». В первую очередь это подарки близким и знакомым, а также различные благотворительные взносы. Общий уровень трат никак не совпадал с уровнем «счастливости», а вот «просоциальные траты» вполне ему соответствовали. По мнению психологов, потраченный на других доллар соответствовал по весомости одному дополнительному доллару зарплаты. Во второй стадии эксперимента учёные сравнили, насколько счастливы были 16 человек из крупной бостонской компании до и после получения бонуса по участию в прибыли предприятия (от трёх до восьми тысяч долларов). Потом исследователи узнали у них, какую часть внезапного дополнительного заработка они потратили на других людей. И вновь оказалось, что счастливее были те, кто большую часть бонуса «подарил» другим. Чтобы развеять последние сомнения, Данн и коллеги провели третий опрос. Они решили узнать, что первично: счастливые люди тратят на друзей больше денег, или всё- таки они счастливы из-за того, что потратились. Для чистоты эксперимента однажды утром психологи раздали 46 студентам колледжа конверты с пяти- и двадцатидолларовыми банкнотами и предложили потратить деньги либо на себя, либо на своих друзей. Угадайте, кто был счастливее? Конечно же, вторые. Причём уровень удовлетворённости никак не зависел от количества выданных и потраченных денег. «Мы не говорим о таких представителях рода человеческого, как Билл Гейтс, который тратит на благотворительность миллионы, - отмечает Элизабет. - Каждый может "отдать" немного денег другому и стать чуточку счастливее». Статья  Данн и её соратников опубликована в журнале Science. Читайте также  пресс- релиз  университета.
Странно, но по данным Центра благотворительности университета Индианы ( Center on Philanthropy, Indiana University ), среди менее обеспеченных и даже бедствующих людей благотворительность гораздо более распространена, чем среди богачей. Будто чем больше денег человек получает, тем больше он их бережёт. В любом случае не ясно, что бедняки при этом чувствуют.
 
  Учёные обнаружили негативное влияние счастья на человека membrana , 3  марта 2010
Отрицательное влияние счастливого состояния человека на его поведение обнаружил психолог Джо Форгас ( Joe Forgas ) и его коллеги из университета Нового Южного Уэльса, проведя два любопытных эксперимента. В первом 45 студентов попросили пройти поддельный тест по определению познавательных способностей. Затем их намеренно огорчили или обрадовали, предоставив соответствующие (фальшивые, конечно) результаты. После этого психологи попросили участников ответить на вопросы, чтобы определить настроение испытуемых. Далее Форгас и его помощник Хи Пин Тхан (Hui Bing Tan) раздали студентам лотерейные билеты и предложили поделиться ими с другими гипотетическими студентами либо оставить их себе. Оказалось, что молодые люди, которые были обрадованы результатами теста, предпочли оставить большую часть билетов себе. Во втором эксперименте принимали участие 72 студента. Их настроение сознательно улучшали или ухудшали, показывая видеоролики (10-минутные отрывки из комедии и драмы). За просмотром снова последовал опрос. После чего учёные повторили предложение поделиться лотерейными билетами, но уже не с неизвестным человеком, а с другом, что по идее должно было «увеличить» альтруизм. Но и в этот раз счастливые студенты проявляли больший эгоизм, нежели «несчастные». Форгас полагает, что счастливый человек больше погружён в свои мысли и желания, он чувствует себя беспечно, в безопасности. «Хорошее настроение уменьшает количество внимания, которое мы уделяем остальному миру и социальным нормам», - добавляет Джо. Отрицательные же эмоции делают людей более бдительными, более внимательными к деталям и окружающему миру, отмечают исследователи в своей  статье в Journal of Experimental Social Psychology. Кстати, Форгас со товарищи ранее обнаружили и другие неприятные «последствия» счастья: людям, его испытывающим, сложнее привести убедительный аргумент в споре, они более легковерны и хуже запоминают объекты.

Социальная агнозия — неспособность психопатической личности получать удовольствие от жизни. Термин введён в психоанализ Вильгельмом Рапхатом.


Еще раз послушаем мудрых:

Если бы человек хотел быть только счастливым, то это было бы легко, но всякий хочет быть счастливее других, а это почти всегда очень трудно, ибо мы обыкновенно считаем других счастливее, чем они есть на самом деле. - М. Монтень

Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий. - Б. Паскаль

О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства.
Лао-цзы

Как странно устроены люди: им мало своих несчастий, они и чужое счастье считают своим злополучием. 
Ж. Масильон

КОНТЕКСТНАЯ ГАЛЕРЕЯ
Человек- это одиночество в поисках счастья.

Людвиг Андреас фон Фейербах ( de. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Место Рождения Ландсхут — 13 сентября 1872, Место Смерт Рехенберг) — выдающийся немецкий философ.
Когда имя автора стало известно, Фейербах навсегда потерял возможность быть профессором. Попытки его друзей доставить ему кафедру были безуспешны.
Умер в бедности.
Лишённый возможности при жизни излагать своё учение с университетской кафедры, Фейербах и после смерти подвергается систематическому замалчиванию со стороны представителей официальной науки.
Яркость и богатство идей, блеск и остроумие сочетаются в произведениях Фейербаха с парадоксальностью и большой неустойчивостью взглядов.

Фейербах говорил: «Ты хочешь знать, что я такое? Погоди, пока я перестану быть тем, что я теперь».

Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней».
 Фейербах вместе с Гегелем глубоко убеждён в могуществе разума, в возможности всеобщего и необходимого познания.
Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. «Я познаю тебя раньше пробуждения собственного моего самосознания».
На вопрос, как наряду со стремлением к личному блаженству в нас возникает прямо противоположное стремление к самоограничению, к служению на благо других, Фейербах даёт следующий ответ: сущность нравственности заключается в блаженстве, но не в блаженстве одиночном, а в многостороннем, распространяющемся на других, ибо «я» неотделимо от «ты». Стремление к счастию предполагает взаимную зависимость людей, заложенную в глубине человеческой природы: это явствует из половой противоположности, в которой «стремление к счастию можно удовлетворить не иначе, как удовлетворив вместе с тем volens nolens, и стремление к счастью другого лица».
Даже трагическая гибель индивидуума — самопожертвование — может быть связана со счастливым сознанием проистекающего из него блага для других.

Он писал: «Главная наша задача выполнена. Мы свели внемировую, сверхъестественную и сверхчеловеческую сущность бога к составным частям существа человеческого как к его основным элементам. В конце мы снова вернулись к началу. Человек есть начало, человек есть середина, человек есть конец религии».
«Сущность христианства»

Фейербах, Людвиг Андреас — Биография. Библиография. Философские и религиозные взгляды. Высказывания

Джакомо ЛЕОПАРДИ ( it. Giacomo Leopardi, 29 июня 1798, Реканати, Мачерата – 14 июня 1837, Неаполь) – итальянский романтический поэт, мыслитель-моралист.
Выходец из провинциальной аристократии. Первые двадцать пять лет жизни прожил в имении отца, точнее – в его библиотеке, где самостоятельно выучил греческий, латынь, иврит, английский и французский языки, пристрастился к трудам переводчика и комментатора. Крайне болезненный от природы, несчастливый в любви, уже к двадцати годам он разрушил здоровье постоянным изнуряющим трудом. Попытки позднее как-то устроиться в Риме, Милане, Болонье, Флоренции, Пизе не принесли успеха. Умер на загородной вилле под Неаполем.
Поэтическое наследие Леопарди насчитывает всего несколько десятков стихотворений, впервые опубликованных в 1831 под общим названием Песни (Canti). Эти произведения проникнуты глубоким пессимизмом, окрасившим всю жизнь их автора. В числе прозаических работ Леопарди — Нравственные очерки (Operette morali), философские эссе, написанные в основном ок. 1824 и опубликованные в 1827; Мысли (Pensieri), опубликованные посмертно в 1845; а также Дневник размышлений (Zibaldone), конгломерат разрозненных заметок, сделанных с 1817 по 1829.
Родился Леопарди 29 июня 1798 в Реканати. В детстве нарушение телесного развития лишило его обычных для этого возраста занятий, и впервые он покинул свой дом лишь в возрасте 32 лет. В 1833 переехал в Неаполь. Умер Леопарди в Неаполе 14 июня 1837.
Жизнь Леопарди можно подытожить одной фразой: непрерывные поиски и разочарования. Провозгласив, что ему нужны любовь, огонь, желание и жизнь, он во всем терпел крушение. Большую часть жизни он прожил инвалидом и потому не смог принять предложений зарубежных университетов о сотрудничестве. Одним из главных источников отчаяния Леопарди было крепнущее убеждение в том, что христианство — еще одна иллюзия; он был натурой глубоко мистической, и утраченная вера оставила после себя мучительную пустоту. Разочарование поджидало его и в политике: Леопарди мечтал об Италии, достойной республиканского наследия античности, а видел ее поверженной под австрийским владычеством.
Приверженец теории Руссо об изначально доброй природе, Леопарди нередко выражал в стихах свое чувство естественной красоты. На создание таких стихотворений, как Бесконечность, его вдохновили окрестности Реканати. Но рассматривая природу отвлеченно, как движущую силу вселенной, он находил ее равнодушной и холодной. Нередко в одном произведении присутствуют оба взгляда, как в стихотворении Дрок, или Цветок пустыни (La ginestra, 1836).
Леопарди провозглашает воображение основным источником человеческого счастья. Воображение для него — бегство от реальности, из царства правды. В романтическом мировоззрении, разделяемом Леопарди, индивид, чувствуя себя несчастным, распространяет это состояние на всю вселенную и объявляет всякое существование страданием. Свой жизненный опыт Леопарди рассматривал как поиски истины, которая, будучи найденной, оказалась проклятием: если богам истина говорит об их блаженстве, человеку она лишь открывает глаза на безысходность его страданий. Отсюда убежденность Леопарди в том, что знание губительно для счастья.
Избранные произведения. М.: Художественная литература, 1989
Нравственные очерки; Дневник размышлений; Мысли. М.: Республика, 2000
Negri A. Lent gen;t: essai sur l'ontologie de Giacomo Leopardi. Paris: ;ditons Kim;, 2006.
http://digilander.libero.it/testi_di_leopardi/index.html  Giacomo Leopardi Archives

Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
 Пифагор

Затворничество

ПИСАНО В 1875 г.

 Мне  не забыть, как жил я в лучшем из дворцов,
 В пленительной стране потоков и холмов;
 Он с четырех сторон был башнями  украшен,
 И жил  я много дней в одной из этих башен.
 Снаружи  сложен был дворец из кирпича,
 И ало он горел под ласкою луча,
 Но известь (белая, как первый снег восхода)
 Внутри смягчала вид и стен и арки входа.
 О утро наших  глаз! душе живой привет!
 О пробужденье чувств усталых! белый цвет!
 Ты - слава старости! ты - цвет покровов райских!
 Меж  лестниц вьющихся, и медных  и стальных,
 С убогой роскошью,  уж стершейся на них,
 Тот сине-белый цвет, любовный, умиленный,
 И черной полосой  от пола отдаленный, -
 Весь день мой наполнял молчаньем, чистотой,
 Чтоб ночь шептала сны  о тверди голубой!

 Дверь под замком всегда, стол, стул и небольшая
 Кровать, где можно спать, весь мир позабывая,
 Достаточно светло, достаточный простор:
 Вот много месяцев, что знал мой скорбный взор.
 Но  эта комната вовек не услыхала б
 На  дни и на затвор моих унылых жалоб!
 Напротив, вновь теперь мир видя пред собой,
 Жалею  горько я два года в башне той!
 То был желанный  мир, мир подлинный,  высокий,
 Та жесткая кровать, тот стул мой одинокий!
 Я сознавал вполне, что здесь я - сам с собой,
 И  полюбил я луч, ослабленный, немой,
 Входивший  медленно, как друг, товарищ давний
 И  заменявший мне сияние  сквозь ставни.
 На  что нам радостей унынье и тщета,
 Когда лобзало нас страдание в уста!
 (О, много ценного в себе таит страданье!)
 И  почему мы  так страшимся наказанья
 Быть  в одиночестве, быть без других? Ужель
 Общение  людей столь дорогая цель?
 Я  счастлив в башне был, хоть был для всех беднягой,
 И  никого мое не соблазняло благо!
 (О, счастье чувствовать, что ты бедней других,
 Что  зависти к себе не возбуждаешь в них!)

 Дни  одиночества делил я равномерно
 Между  молитвою и книгами. Наверно,
 Святые жили  так! Я чувствовал вполне,
 Что неба уголок доступен стал и мне!
 Я не был более в толпе, в людском пороке,
 Где даром тратишь пыл, где, как голыш в потоке,
 Невольно катишься! Я был среди сердец
 Покорных, что в тиши  к Себе зовет Отец.
 Я духом возрастал, был добрым, скромным, верным,
 Все выше восходил усилием размерным:
 Так зреют на полях с неспешностью хлеба.
 И  тихо обо мне заботилась Судьба.
 Два раза или три на дню служитель строгий
 Безмолвно приносил  воды, обед убогий
 И  ужин. Было вкруг все тихо. Лишь часов
 Был  слышен  издали широкий, звучный зов.

 Я жил  свободой там, единственной, не мнимой!
 Я жил  с достоинством, ото всего хранимый!
 Приют, который  я, чуть бросив, пожалел!
 Дворец магический, в тебе мой дух созрел!
 В тебе утих порыв моих страстей безумных,
 Вращавшихся  в душе в каких-то бурях шумных!
 Дворец, алеющий, под ярким солнцем днем,
 И белый, дремлющий  в  безмолвии ночном!
 Как доброго плода, еще твой вкус мне сладок,
 И утоляет жар случайных лихорадок!
 О будь благословен! ты дал мне новых сил,
 Ты Верой с Кротостью  меня вооружил,
 Ты дал мне хлеб и соль, и плащ - на путь пустынный,
 Такой томительный и, без сомненья, длинный!

Верлен