Пуще неволи

Татьяна Эйснер
Вот и потекли ручьи по дорогам, повылазили жухлые проплешины на буграх, затуманились дымкой горы, порозовели прозрачные березняки и потянули на север птицы... По календарю надвигается лето, а на Таймыре - только-только весна наступила.

Иду не спеша по весенней улице и ловлю себя на том, что машинально ищу в небе гусиный косяк — время уже, да и мужики говорят, что по Енисею «гусь идёт». Чистят, небось, охотнички своё верное оружие, подгоняют-ремонтируют тундровую одежду и снаряжение, готовятся к долгожданному событию — открытию весенней охоты.

А сегодня утром и я не выдержала — отыскала ключи от сейфа, прикрученного к стенке в углу комнаты, открыла толстую железную дверцу... Стоит моё ружьишко. Старенькое, с трещинками на буковом цевье и прикладе, с пооблезшим кое-где воронением. И патроны есть, и шомпол, и щёточки, и масло — всё на месте.

Где-то уже гомонят гусиные стаи, токуют на промоинах красавцы селезни, а я по городу в шляпе и в тоске хожу...

***
Что же это такое, охота?

Спорт? Добыча пищи? Убийство ради наживы или способ потешить своё тщеславие? Я не знаю, хотя и сама не раз сиживала в скрадке перед заиленной лужайкой, утыканной гусиными профилями, подстелив под себя оленью шкуру и держа на коленях своё ИЖ-27Е. Вздрагивала, захлёстнутая волной необузданного восторга от клика налетающего косяка…

Охотничий азарт сродни игре по-крупному, только на охоте ставятся на кон не деньги, а твоё достоинство. Докажи, что ты самый меткий, самый быстрый, самый удачливый. Докажи, что ты необходим, что ты - добытчик, кормилец. С пещерных времён сидит азарт в нашем подсознании, плещется в нашей крови, будоражит наши мысли. Не деться никуда от этого инстинкта, этого чувства. Есть оно у всех, просто не каждый об этом подозревает.

***
Только раз попробуй! Выйди в весеннюю, кипящую жизнью тундру, посиди у костра, выпей горчащего от талой воды и ольхового дыма чая, послушай гомон сумасшедших птиц - и ты станешь охотником. Ты познаешь эту необъяснимую страсть, влекущую в холод, в дождь, в слякоть куда-то на таинственные озёра, в болота, познаешь и поймёшь, как скучна и однообразна была твоя городская жизнь.

Ты станешь охотником, даже если никогда в жизни не поднимешь ружья, и твоя верная собака никогда не положит у твоих ног добытого тобой селезня.

Это не важно.

Чувство весеннего восторга, дрожь азарта — твой трофей!

Ощущение кипящей крови и непонятный для тебя, обрюзгшего, приток сил — трофей!

Тундра, горы и пропахший терпким запахом почек и сырой земли день - тоже трофей!

Удачи вам, охотники. Ни пуха, ни пера!

Май, 1999 г., Норильск, Таймыр.