Как я не получил медаль

Александр Владимирович Карпенко
После публикации рассказа «Как мы охраняли Олимпиаду», меня попросили рассказать еще о каком-нибудь курьезном случае, произошедшем во время Олимпийских игр. Вот один из таких.

Эта история случилась со мной во время Олимпиады -80 в Таллине. Как я уже ранее писал (поэтому, может быть, где-то повторюсь), что будучи курсантом школы милиции, участвовал в охране Олимпийской деревни. Нас, курсантов, тогда очень хорошо готовили к этому ответственному для нашей страны мероприятию. За полгода до начала Игр, ещё зимой, стали вывозить в строящуюся олимпийскую деревню. Знакомили с обстановкой. Каждый курсант уже тогда знал, на каком посту ему придется нести службу и его особенности.

Руководством МВД была поставлена задача - «… обеспечение безопасности членов олимпийской команды, гостей и некоторых других категорий лиц путем предупреждения и пресечения попыток проноса/провоза на территорию олимпийских объектов оружия, взрывчатых веществ и других предметов, которые могли быть использованы для совершения террористических и других экстремистских акций или для дезорганизации работы Олимпиады-80».

Планировалось, что охранять объект мы будем по олимпийскому варианту - шесть недель. Но в связи с хищениями при строительстве деревни, наша школа милиции приступила к охране еще за три месяца до начала Олимпийских игр. Несли мы тогда службу только на КПП.

И вот наступает олимпийский вариант охраны объекта. К этому времени к нам на помощь прибывают курсанты из Каунасской и Вильнюсской школ милиции. Курсанты Каунасской школы охраняют наружную «красную» зону. Стоят цепочкой вкруговую по всему периметру. Мы же внутри, в «зеленой» зоне, стоим такой же цепочкой. Ребятам из Вильнюса повезло больше, они дежурят на пропускных пунктах. Специфика заключалась в том, что КПП было несколько. Через каждый пункт мог проходить только определенный контингент участников Олимпиады. Вот рядом с таким пропускным пунктом и находился мой пост. Через этот КПП проходили спортсмены и мы, их охранявшие. Досмотр был такой же, как сейчас в аэропортах.

В один из таких дней несу я на посту службу. Жарко. Солнце в зените. Блики от моря слепят глаза. Отстоять восемь часов под палящим солнцем очень тяжело. Нам тогда разрешили даже надеть солнцезащитные очки, что для МВД было неслыханное послабление. Мой пост представлял собой квадрат примерно 70 на 70 метров. Начинался он выходом с КПП и заканчивался входом в Олимпийскую деревню. И вот приезжает делегация спортсменов. Как сейчас помню из Бразилии. Они проходят досмотр, и свои чемоданы складывают при выходе из КПП, в зоне моего поста. Конечно первым делом я, как «советский полицейский», вызываю у приезжих интерес. Они хотят меня сфотографировать, но боятся. Вдруг запрещено!

Одеты мы были в белые генеральские рубашки. Каждому курсанту форму по размеру подгонял лично портной. И тут я впервые увидел возможности их фотоаппаратов – скоростную панорамную съемку. Так они меня и фотографировали. Меня же заинтересовали их чемоданы, которые сейчас есть почти в каждой нашей семье. Изготовлены они были из пластика, на колесиках, да еще с выдвижными ручками и красивыми наклейками. От монотонности и тоски несения службы, я подошел к чемоданам и стал их незаметно рассматривать. Да и за чемоданами надо присматривать. Понятно что, с их содержимым, они не дешево стоят. Вдруг кто по ошибке возьмет чужой чемодан или еще хуже – устроит провокацию с кражей…   К ним нас тогда тоже готовили. Разборки сразу начнутся с меня.
Разглядываю чемоданы. В это время появляется начальник смены майор Ф., наш преподаватель по огневой подготовке. Фамилию называть не буду, скажу только, что звали мы его: « Из того – же материала» Кто знает историю про пистолет Макарова и его мушку, меня поймет.

Начальник смены делает мне замечание: «Почему так близко  находитесь к чемоданам?» Не теряясь, отвечаю: « На моем посту находится имущество, которое охраняю»…  В ответ слышу: « Ты должен сейчас находиться на противоположном участке поста!» «Проглотив», как я считал, незаслуженное замечание, удалился туда, куда меня послали. Прошло примерно два часа. За это время многие делегации спортсменов, пройдя досмотр, разместились в гостинице.

Я же продолжал нести службу и лишнего любопытства больше не проявлял. И тут на мою беду Олимпийскую деревню посещает правительство Эстонии. А так как мой пост по площади более всего был приспособлен для стоянки автомашин, то на нем чиновники и разместили свой черные «Чайки» и «Волги». Гости пошли гулять по деревне. Я же, усвоив предыдущее замечание, отдалился от машин подальше. И тут опять появляется «мой мучитель» майор Ф..

- Почему ты так далеко стоишь от машин, - говорит мне начальник смены.
- Но ведь вы мне сами велели это сделать, - отвечаю как можно спокойнее.
И тут слышу  ответ, который поразил меня своей тупостью: « Это от иностранцев ты должен держаться подальше, а к нашему правительству надо быть как можно ближе!» Я не выдерживаю и говорю: «Товарищ майор, разрешите мне на своем посту принимать решения самостоятельно!»

Мой ответ его очень разозлил. По рации он вызвал резервную смену и снял меня с поста.
И вот я в штабе. Снятие с поста означало для меня отстранение от охраны Олимпиады. Отстранение – отчисление из школы милиции. Второго отчисления я наверно бы не пережил.

Ситуацию спас заместитель начальника штаба, наш преподаватель, начальник курса Оперативно-розыскной деятельности, подполковник Раттасеп. Зная меня с положительной стороны, он взял опального курсанта к себе, на освобождавшуюся тогда должность, помощника начальника штаба по связи. В этой должности я и закончил охрану Олимпиады.

Олимпийские игры закончились. Пошла череда награждений. На нас стали готовить представления к поощрению. Вызывает меня как-то начальник курса и спрашивает: « Что у тебя за конфликт произошел с майором Ф..?» Подробно ему отвечаю. « Жаль, - говорит, - хотели тебя представить к медали «За отличие в охране общественного порядка», но теперь не можем» (для МВД это была тогда престижная медаль, орденов милиционерам в те времена не давали). Подумав, командир сказал: « Я тебя не обижу!»

Наградили меня  двумя почетными грамотами; от МВД Эстонии и Президиума Верховного Совета ЭССР. Награды конечно серьезные, но их на китель не повесишь, а явиться молодому лейтенанту к новому месту службы с правительственной наградой на кителе, было бы куда престижнее. Как в той поэме у А. Твардовского, Василий Тёркин говорил:
«…И медаль на это время
Мне, друзья вот так нужна!..»

Конечно, мне было тогда обидно. Но прошли годы. Все плохое забылось. Отслужив и, уйдя на пенсию, я, изучая в Подольском архиве МО боевой путь своего дедушки «см. статью – Орден вместо расстрела», ознакомился с наградной системой современной демократической России. И вот что я прочитал. Оказывается, ношение советских орденов и медалей разрешено, но все они должны носиться после современных российских наград. Получается, что самая младшая российская медаль считается выше самого старшего советского ордена. Может мы действительно превращаемся в Иванов, не помнящих родства !?

Фото из личного архива.