Миряне - этимология
Ведают и миряне, что мы не дворяне
В. Даль, пословица
В большинстве современных словарей термин «мирянин» не комментируется (устаревшее), этимология не разработана, что вызывает удивление, так как слово применялось с ранних русских времен в литературе и в административных документах. В некоторых словарях исследователи указывает на значение «мир», под которым понимается – народ (см. ст. Мир - этимология).
В комментариях к термину общество делят на КЛИР (церковный аппарат, духовенство) и МИРЯН – т.е. людей ведущих светский образ жизни, не посвятивших свою жизнь и деятельность церкви полностью. Под «мирянами» понимают (Православный календарь, Православие. РУ): «часть церковного народа, которая принимает молитвенное участие в совершении богослужения. Миряне могут также совершать все богослужения, приведенные в часослове (тексты суточного богослужебного круга) и, в крайнем случае, совершать крещение».
1) История возникновения «мирян»
«В Кесари был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, Благочестивый и Боящийся Бога со всем домом своим и всегда молившийся Богу» (Деяния 10:1,2).
Формирование терминологии (общепонятных культурных символов) на социальном иудехристианском пространстве в Европе было в целом закончено ко времени Реформации (XVI). Общая религиозная лексика имела идеологическое содержание и была связана с прозелитизмом (лат. proselytus обращённый, нашедший своё место); установление определенной религии на территории и обращение язычников в признанную (авторитетную) веру. Как массовое явление прозелитизм зафиксирован в литературных источниках с I в. н.э., ко времени св. Павла в Римской империи существовало огромное количество прозелитов, еще больше было полупрозелитов, их называли – «богобоязненные» из язычников.
Богобоязненные группировались вокруг еврейских общин (синагог), они почитали Писание и соблюдали некоторые Законы, однако их статус не был определен, религиозная организация отсутствовала. Многие из них вели с евреями совместные коммерческие и производственные дела, успешность еврейской торговли, бытовая и духовная жизнь еврейских общин, служили наглядным примером и лучшим доказательством эффективности еврейской религиозной системы.
Апостол Павел, перенес миссионерские усилия на иудействующих полупрозелитов в еврейских диаспорах, для привлечения язычников он использовал противоречие в иудаизме. Заповеди Бога требуют их неукоснительного соблюдения в любом месте и в любое время - но возможно ли ежеминутно и ежечасно исполнять многочисленные законы Божества??? Из-за нереальности соблюдения всех Заповедей, Павел делает вывод о том, что воплощение в жизнь Законов Бога (поступки людей) играют второстепенную роль, и во главу нарождающееся иудеохристианства апостол ставит – веру. Простой и понятный для разноплеменного общества психологический акт, будешь верить (на слово) – спасешься!
Произошел «социально-культурный взрыв» (рационально не объяснён до сих пор), в течение века иудеохристианство сумело сплотить вокруг своей религиозной и политико-социальной программы огромные массы людей, в Европе появилась мощная религиозно-политическая партия, изменившая господствующее языческое греко-римское мировоззрение.
«Апостол язычников» возглавил неорганизованную группу иудействующих, дал ей метод освоения еврейского учения, установку на победу (надежду) и ясную цель – спасти человечество (привил дикую маслину к еврейскому корню (К римлянам 11:17)).
Римские историки и философы Иосиф Флавий (еврей), Дион Кассий, Цицерон, Гораций, Ювенал, Сенека сообщают о широком распространении еврейской религии, как в бедных, так и в богатых слоях римского общества, в среде членов царских семей и сенаторов. Философ Сенека (4 г. до н.э. - 65 г., есть любопытная переписка Св. Павла и Сенеки, которую считают подделкой) в труде «О суеверии" сообщает: «А между тем, обычай этого преступнейшего народа возымел такую силу, что принят уже по всей земле: побежденные дали законы победителям». В другом своём труде Сенека делает замечание о направленности греко-римской философии: «То, что было у нас раньше философией, стало филологией с тех пор, как мы учим тому, как следует спорить, а не тому, как следует жить».
Иоанн Златоуст (354-407), константинопольский патриарх в 398 г., произнес в Антиохии восемь антиеврейских речей; утверждал, что евреи ведут активную миссионерскую деятельность по всему миру и соответственно становятся учителями всего мира. Считал, что многие христиане соблюдают еврейскую традицию: почитают субботу и еврейские праздники, совершают паломничество в еврейские святые места (христианская церковь к этому времени только начала создавать свою святую паломническую индустрию) и совершают даже обрезание. Говорил, что по субботам и еврейским праздникам синагоги полны христиан, христиане часто обращаются в еврейский суд и произносят на их заседании еврейскую присягу; его речи позволяют судить о степени влияния евреев на нееврейский мир.
На протяжении всей истории иудеохристианства изучение и истолкование библейских текстов оставалось областью тщательно охраняемой высшим духовенством (в т.ч. и от низшего клира), правом комментировать слово Бога обладали епископы (имели свой исследовательский аппарат). Вплоть до XX века в католической церкви существовал формальный запрет на чтение Библии, который был введен буллой папы Григория IX в 1231 г., отменен II Ватиканским собором (1962-1965).
В постановлении Собора в Безье (1246) было записано: «Что касается божественных книг, то мирянам не иметь их даже по-латыни; что же касается божественных книг на народном наречии, то не допускать их вовсе ни у клириков, ни у мирян».
Император Священной Римской империи Карла IV (1316-1378) издал эдикт: «Мирянам обоего пола по каноническим установлениям не подобает читать чего бы то ни было из Писания, хотя бы на народном языке, дабы через плохое понимание они не впали в ересь и заблуждение».
Во многих европейских языках понятие МИРЯНИН образовано от латинского термина laicus (мирянин), имеют также значения – профан, не профессионал, дилетант; на иврите - ЛАКА поврежденный, ущербный (часть понятия – слабоумный).
Подобное положение дел было и в России, где Библия в полном объёме была только в крупных монастырях, вплоть до XVII в., фактически - материал «Для служебного пользования», для богословов, монахов-исследователей (примерно 110 библиотек, 11000 книг), нижестоящие звенья культового аппарата получали религиозные материалы в ученом монашеском пересказе.
Русский (иудеохристианский) лексикон «ковался» не в народной среде, а в монастырях (крупнейшие земельные собственники и предприниматели), откуда через монахов и священнослужителей (проповедь), а также монастырских крестьян, ремесленников и паломничество, распространялся в народной среде. Других идеологических организаций массовой информации, пропаганды и агитации история не фиксирует.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1982
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
* Мирянинъ. Не подобает сих судовъ судити царю и князем и боляром и всим, еже суть миряне, не въступатися в люди церковныа. Княжьи уставы. XV-XII вв.
* Мирский, Мирской. 1. Относящийся к вселенной, миру. XV-XII вв. 2. Земной. «Власти мирские от Бога вчинены суть». Избор. 1073 г. 3. Мирская (сущность). Все земное, мирское. XIII в. 4. Человеческий, относящийся к людям. 1337 г. 5. Принадлежащий мирскому обиходу (не церковный, монашеский), светский. 1074 г. 6. Мирский. Мирянин. 1076. 7. Относящийся к крестьянской, посадской или церковной общине, общинный. 1588 г.: а) Миряне, светские люди. 1074 г. Мирской попъ, приходской священник. XVI в.
б) В Словарях Академии Российской 1789 и 1847 годов термин не комментируется.
в) Викисловарь. Этимологии нет.
Вывод
Термин связан с процессом христианизации, в ходе которого на отдельных территориях оформились группы богобоязненных и почитающих еврейского Бога, позже эти группы стали ядром народности, а затем народа. Следовательно, термин должен в своей графической и фонетической форме содержать «дух языка» иврит, его идеологическую терминологию, образ.
3) Терминология иврита и библейский образ
а) Богобоязненность в иудейской традиции
Богобоязненность, не слепой ужас перед мощью Творца, а сознательное чувство преклонения перед высшим Существом, и только в силу этого страх совершить что-либо неугодное Ему. Богобоязненность, построенная на личном интересе или выгоде - «я Тебе, Ты мне», недостойна людей, детей Божиих.
Древние законоучители считали богобоязненность началом нравственности, которое должно привести к благополучию и счастью человека: «И вот теперь, Израиль, чего Господь Бог твой требует от тебя? Только — чтобы ты боялся Господа Бога твоего, ходил по всем путям Его и любил Его, и служил Господу Богу твоему от всего сердца твоего и от всей души твоей" (Второз., 10, 12)».
Богобоязненность автоматически предполагает отрицание зла, неучастие во зле и несправедливости и направляет человека во всех его делах к поддержанию мира и правды в обществе; в книге «Иов» говорится о главном персонаже: «имя его Иов, и был человек этот не порочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла».
Исследователи Библии пологают, что существовала глубокая связь между богобоязненностью и мудростью; согласно Экклезиасту, высшая обязанность человека заключается в страхе Божием: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди его соблюдай» (12:13). На «Страхе Божьем» собственно и основано такое представление морали как СТЫД, чувство «стыда» появилось у Адама, когда он преисполнился страха перед Богом.
б) Терминология иврита
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – МИРЯНЕ = М+ИР+ЯНЕ. У нас сразу же выявляется «богобоязненный» термин иврита – без огласовок (иврит язык согласных) Й.Р., с огласовками ЙРА страх, богобоязненность.
* русск. М+ИР+ЯНЕ =ивр. МИ от, из, с + И.Р., ЙРА страх, боязнь, почитание, богобоязненность + АНА, ЙААНЕ (ЯНЕ) быть покорным (Богу), терпеть муки, страдать (за неправильные поступки); отвечать (перед Господом), свидетельствовать.
Миряне – люди богобоязненные и почитающие Бога, возложившие на себя ответственность за свои деяния перед Высшим Существом (авторитетом), свидетельствующие Его присутствие в мире.
Понятие «мир» (община, пространство, земля) оформилось из термина «м+ир» как территория, где действуют Законы Бога, где в политическое сознание масс введена устойчивая установка МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ (сожительства). Население умиротворено (психологически привит Страх Божий), все спорные вопросы решаются в гражданских судах, решения которых выполняются, власть и церковь осуществляет контроль над политическими, идеологическими и экономическими сторонами общественной жизни.
в) Библейский образ
* Екклесиаст 7:18: «Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится (ЙРА) Бога, тот избежит всего того».
* Екклесиаст 8:13: «а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет (ЙРА) пред Богом».
* Бытие 42:18: «И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь (ЙРА) Бога», и т.д.
Таким образом, термин М+ИР+ЯНЕ – составное слово из двух коней иврита, означает группу людей богобоязненных, взявших ответственность за свою деятельность, перед Богом (Высшим моральным авторитетом), а соответственно и перед обществом.
© Copyright:
Сергей Колибаба, 2013
Свидетельство о публикации №213050600578