Где жил первопредок рода R1a?

Борис Попов
     (начало см. http://proza.ru/2013/05/09/462)

     Во-первых, нужно найти точку отсчёта, нужно найти ответ на первый вопрос: когда появился и где жил первопредок рода R1a? Если верить генетикам, то первопредок гаплогруппы R1a мог жить примерно 20000 лет тому назад. Причём жить он мог не на территории Польши и даже не в Европе, а как думают некоторые генетики, скорее всего, на территории нынешнего Китая или в Южной Сибири.

      Почему так думают генетики? Потому что именно в Китае живут представители самых старейших семей рода R1a. Речь идёт о племенах монголов Hui, Sala, Bonan и Gansu Dongxiang. Они проживают в основном в провинции Гансу в самом центре Китая или к западу от неё на территории бывшего Восточного Туркестана. Удельный вес представителей рода R1a в этих племенах составляет соответственно 18,1%, 21,8%, 25,0% и 32,1%. (Bittles, AH et al. J Physiol Anthropol, 26: 77-82, 2007)

      Это даже больше, чем, например, в некоторых славянских странах. Однако никто не называет эти монгольские племена славянами. Ведь по своему физическому типу они относятся к монголоидам и говорят на чужих языках. Однако по мужской линии они тоже, как и славяне, относятся к роду R1a. То есть этих особых китайских монголов можно назвать родными братьями славян.

      С другой стороны, по мнению генетиков, именно в Южной Сибири якобы мог жить первопредок братского рода R1b. Поэтому разделение единого рода R1 на отдельные ветви R1a и R1b могло произойти где-то между Китаем и Южной Сибирью.

     Чтобы найти правильный ответ на главный вопрос, попробуем обратиться за помощью уже не к генетикам, а к археологам. Могут ли они подтвердить нам тот факт, что первопредок рода R1a, действительно, как говорят генетики, жил в этом регионе замного шара?

      Если речь идёт о времени, отдалённом от нашего на 20000 лет назад в прошлое, то речь идёт о каменном веке, о палеолите. Что это за зверь такой – палеолит? Вот что можно прочесть о нём в энциклопедии.

      «Палеолит, (от Палео – древний и греч. L;thos – камень) древний каменный век, первая из двух основных эпох каменного века. Палеолит – эпоха существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных. Он совпадает с двумя первыми большими этапами четвертичного геологического периода – эоплейстоценом и плейстоценом. В эпоху Палеолита климат Земли, её растительный и животный мир довольно сильно отличались от современных. Люди эпохи Палеолита пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не умея ещё шлифовать их и изготовлять глиняную посуду – керамику. Они занимались охотой и собиранием растительной пищи. Рыболовство только начинало возникать, а земледелие и скотоводство не были известны. Начало Палеолита (свыше 2 млн. лет назад) совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей, архантропов типа олдовайского Homo habilis. Конец Палеолита датируется примерно 12-10 тыс. лет назад. Это время перехода к Мезолиту – промежуточной эпохе между Палеолитом и неолитом. Палеолит делится на древний (нижний, ранний) Палеолит и поздний (верхний) Палеолит. В пределах древнего Палеолита выделяют следующие археологические эпохи, начиная с древнейших: олдовайская (дошелльская, или Галек культура), отмечающая собой начало истории человечества; древне-ашельская (аббевильская, или Шелльская культура); средне- и позднеашельская; Мустьерская культура. Более дробные подразделения позднего Палеолита имеют только местный характер; нет подразделений, которые были бы представлены всюду. Изложенная периодизация Палеолита не является всеобщей. К Палеолиту Южной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, Австралии и Америки она применима лишь частично. Многие исследователи принимают не двухчленное, а трёхчленное деление Палеолита, выделяя мустьерскую культуру как средний палеолит. В олдовайскую эпоху Палеолита существовал Homo habilis, в древнеашельскую и средне- и позднеашельскую – Архантропы типа питекантропа, синантропа и др., в мустьерскую – неандертальцы (Палеоантропы). При переходе к позднему Палеолиту возник и распространился человек современного физического типа – Homo sapiens, (неоантроп)».

     (Каменный век на территории СССР, М., 1970; Борисковский П. И., Древнейшее прошлое человечества, М.- Л., 1957; Bordes F., Le Pal;olitique dans le monde, P., 1968.Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1969-1978).

      Теперь нам понятнее будут слова тех же археологов-академиков о той ситуации, которая сложилась примерно 20000 лет тому назад в Южной Сибири и Северном Китае:

      «Археологические исследования на Ангаре и Енисее показали, что в эти отдалённые восточные области в конце солютрейского (18000-15000 до н.э. – Б.П.) и в начале мадленского времени (15000-8000 до н.э. – Б.П.) проникает человек, обладавший культурой, очень близкой к верхнепалеолитической (35000-10000 лет назад – Б.П.) культуре Русской равнины. Наиболее ранним из памятников этого рода является поселение, найденное в городе Иркутске, где вместе с костями носорога, северного оленя и других животных четвертичного периода были обнаружены орнаментированные изделия из бивня мамонта, а также костяные и каменные орудия, в том числе остроконечники, напоминавшие, судя по описанию, солютрейские остроконечники Европы. К несколько более позднему, солютрейско-мадленскому, времени относятся находки в Бурети, на реке Ангаре, и в селении Мальта на реке Белой – притоке Ангары, где открыты остатки типичных верхнепалеолитических поселений, в которых жили охотники на мамонта, носорога, северного оленя, диких лошадей и быков...

       Внутри жилищ Бурети и Мальты остались брошенные или затерянные их обитателями многочисленные каменные орудия, близкие к раннемадленским Восточной и Западной Европы, а также богатые наборы украшений и художественных изделий, в том числе скульптурные изображения женщин и летящих птиц.  На скалах в долине реки Лены, у деревни Шишкине, под защитой каменных карнизов уцелели выполненные красной краской изображения вымерших животных четвертичного периода – диких лошадей и первобытного быка, кости которых встречаются в слоях палеолитических стоянок.

        Однако уже в этих поселениях, чрезвычайно близких по своим особенностям к европейским, обнаруживаются и такие черты культуры, которые не свойственны верхнему палеолиту Европы.  Тщательные и широкие раскопки ряда поселений (Афонтова гора в Красноярске, Кайская гора в Иркутске, Шишкине и Макарове на Лене, Ошурково и Няньги на Селенге, Сростки на Алтае) показали, что всюду на этом обширном пространстве Восточной Сибири в верхнем палеолите резко изменяются как формы, так и техника изготовления каменных изделий.

        Основная масса каменных орудий представлена здесь вещами совершенно необычного по сравнению с европейскими вида...

        Ещё более неожиданным является то обстоятельство, что в верхнем палеолите Сибири обнаруживаются такие технические приёмы и такие орудия, которые в Европе и в Средней Азии известны только в мустьерское время (53000-33000 до н.э. – Б.П.)...

        Новейшие открытия выяснили, что сходная с верхним палеолитом Сибири культура в то же самое время существовала в предгорьях Урала (на реке Чусовой), на Алтае и в Северном Казахстане, а также по верхнему течению реки Иртыша.

        К югу и востоку от Байкала памятники верхнепалеолитической культуры, одинаковые с ангаро-енисейскими, прослежены в бассейне рек Толы и Орхона (на территории МНР). Здесь они вплотную смыкаются с верхним палеолитом Северного Китая.

        В Ордосе (Китай, большая излучина Хуанхэ) одним из наиболее замечательных местонахождений верхнего палеолита является стоянка Чжоутунку, где в толще жёлтого лёсса на значительной глубине встречены такие же, как в Сибири, палеолитические кострища, сопровождаемые огромным количеством обработанного камня и массой костей ископаемых животных. Условия залегания ордосского палеолита и фауна указывают на его глубокую древность; здесь найдены кости елона, близкого к мамонту, носорога, газели, дикого быка и фрагменты скорлупы яиц страуса.

        ...культура восточных племён, взятая в целом, была вовсе не ниже и не примитивнее культуры их западных современников, а в некоторых отношениях, возможно, даже опережала её. Так, на Востоке уже в конце верхнего палеолита, раньше, чем на Западе, или во всяком случае не позже, появилась домашняя собака... 

        На Востоке столь же рано появились принципиально новые способы изготовления охотничьего вооружения и его новые виды. На стоянке Афонтова гора и на Ошурковской стоянке обнаружены древнейшие кинжалы или наконечники из кости с глубокими продольными желобками, в которые были вставлены острые кремнёвые пластины. Всё это свидетельствует о раннем сложении весьма развитой по тем отдалённым временам охотничьей культуры, о значительном прогрессе в развитии охоты, как основного производства древних обитателей Северной и Центральной Азии. Особенности культуры восточных племён говорят, таким образом, не об отсталости её носителей, а о том, что в этой культуре отразились особые условия их жизни и их собственные самобытные традиции. Очень вероятно, что древняя своеобразная культура верхнего палеолита, следы которой обнаружены на всём пространстве Северной Азии, возникла где-то в центре Азии, всего вероятнее, в Северной Монголии, где больше всего найдено её остатков, а затем распространилась оттуда на юго-восток – к реке Хуанхэ, на север – в Якутию и на запад – к Уралу, а также по направлению к верховьям Иртыша».

      (Всемирная История. Том 1. Развитие первобытно-общинного строя. Поздний древнекаменный век Верхнепалеолитические культуры в других частях Европы, в Африке и Азии. Верхний палеолит в Сибири и Китае)

       Получается, что во времена каменного века в Северной Монголии сложился определённый центр или очаг своеобразной для того времени культуры. В чём-то эта культура уступала другим синхронным культурам каменного века, а в чём-то их превосходила. В дальнейшем древние жители Северной Монголии разошлись в разные стороны. Одна группа стала двигаться на север к берегам реки Лена в Якутию; вторая группа – на юг к реке Хуанхэ; третья группа – на запад к Уралу, а четвёртая – на юго-запад к верховьям Иртыша.   

Если теперь соотнести эти данные археологов с результатами, полученными сегодняшними генетиками, а именно: с генеалогическим древом Y-хромосомных гаплогрупп, то можно сделать следующие выводы.

Подобное вышеописанному разделению одного племени на четыре отдельных рода во времена каменного века совпадает по времени и месту с появлением родов (гаплогрупп) N, O, Q и R. Где род N – это род угров, финнов, якутов и чукчей; род О – род китайцев, корейцев, японцев и вьетнамцев; род Q – род сибирских кетов, селькупов и американских индейцев; а род R – это род некоторых жителей Средней Азии, Пакистана, Индии, Кавказа, стран Персидского залива и Ближнего Востока, а также род будущих славян, кельтов и башкир.

        Получается, что предки всех этих народов по мужской линии ранее много веков проживали вместе на территории Северной Монголии. Именно эта страна была для них на протяжении нескольких тысяч лет Землёй Обетованной. И лишь впоследствии пути братьев разошлись. Причём разошлись по разным континентам и материкам.

Представители какого рода могли пойти из Северной Монголии на юг в Китай к реке Хуанхэ? Скорее всего, это могли быть представители рода О, то есть рода будущих китайцев, корейцев, японцев и вьетнамцев. При этом надо помнить о том, что представители рода О вместе с представителями рода N ранее относились к единому роду NO. Кроме того, самые древние представители рода N обнаружены сегодня среди жителей Южного Китая в горах Юньшань. Поэтому среди тех племён, которые двигались из Северной Монголии к реке Хуанхэ, могли быть не только представители рода О, но и какая-то часть представителей рода N.

        Какой род мог отправиться из Северной Монголии на север в сторону Якутии? Теоретически, это могли сделать и представители рода N, то есть предки будущих якутов, чукчей, а также угров и финнов; и представители рода Q, то есть предки сибирских селькупов, кетов и американских индейцев. Выбирая из этих двух родов, можно сделать вывод в пользу рода Q. Ведь основная масса это рода в лице предков американских индейцев, по мнению антропологов и генетиков, пришла в Америку из Сибири через Берингов пролив. Другая, меньшая часть в лице предков кетов и селькупов осталась в Сибири. Следовательно, род Q мог разделиться где-то к северу от Монголии и к западу от Берингова пролива, то есть, скорее всего, у берегов Байкала, когда одна часть постепенно продвигалась от этого озера вдоль реки Лена, а другая – вдоль реки Ангары.

Что касается рода N, то основная его масса в лице угро-финнов проживает ныне между Обью и Скандинавией, а другая часть в лице якутов и чукчей – в Якутии и на Чукотке. Поэтому с учётом ранее изложенного можно предположить, что основная масса рода N в лице предков угро-финнов из Северной Монголии могла направиться к Уралу. Другая же часть рода N в лице предков якутов и чукчей, скорее всего, вместе представителями рода О из Северной Монголии двигалась на юг к реке Хуанхэ. Лишь потом предки якутов и чукчей отделились от рода О. Если представители рода О в лице предков китайцев, корейцев, японцев и вьетнамцев, скорее всего, двигались вниз по течению реки Хуанхэ, то предки якутов и чукчей от реки Хуанхэ могли направиться в другую сторону. Одна часть ушла на юг Китая в горы Юньшань, а другая часть оказалась у берегов реки Лена и ещё дальше на побережье Северного-Ледовитого океана у самой Чукотки.

         Тот род, который из Северной Монголии стал передвигаться в верховья Иртыша, то есть в сторону Средней Азии, скорее всего, можно назвать родом R, то есть родом будущих башкир, кельтов, некоторых жителей Казахстана, Средней Азии, Кавказа, стран Персидского залива, Индии и Пакистана, а также славян.

         Впоследствии этот род разделился на ветви R1 и R2. Скорее всего, это разделение произошло уже не в Северной Монголии, а где-то к юго-западу от неё, может быть, на юге Алтая в верховьях Иртыша, где сегодня сходятся границы Монголии, Китая, Казахстана и России. При этом представители рода R1 в лице предков башкир, кельтов, индусов, славян могли на некоторое время остаться в верховьях Иртыша, а представители рода R2 могли продолжить своё движение на юго-запад в Среднюю Азию. Впоследствии род R2 разделился на две ветви. Основная часть рода сегодня проживает в Пакистане и на полуострове Индостан, а другая, меньшая, – в Средней Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке.

         Что касается разделения рода R1 на ветви R1a и R1b, то, возможно, это разделение произошло ещё в верховьях Иртыша. Представители рода R1b в лице предков башкир и кельтов могли уйти с насиженных мест вдоль по Иртышу на северо-запад в сторону Южного Урала, то есть в сторону Башкирии. Представители рода R1a могли двигаться в каком-то другом направлении.

         Такая вот примерная картина возможного образования и движения тех народов, которые когда-то населяли Северную Монголию. Попробуем проверить её чуть позднее, а сейчас пока обратим наше внимание на другую сторону проблемы.

         Предки всех этих родов N, O, Q и R ранее относились к единому роду NOP или, как его ещё обозначают сегодня, к роду K(xLT). Согласно выше приведённым выводам археологов, род NOP пришёл в Северную Монголию с запада, скорее всего, с Русской равнины. С другой стороны, Y-хромосомные братья рода NOP в лице рода LT ныне проживают на полуострове Индостан, в странах Персидского залива, а также в Африке на территории Сомали, Египта, Судана, Камеруна, Гвинеи, Сенегала и Мавритании. Поэтому, если исходить из площади заселяемой территории, то более древние предки родов NOP и LT, скорее всего, могли быть выходцами откуда-то из Африки. Так ли это было в действительности?

         Для проверки информации генетиков опять обратимся за помощью к археологам и антропологам. Если род NOP пришёл с Русской равнины, то внимательно рассмотрим те события, которые происходили на этой равнине именно в каменном веке.

         «Древнейшие достоверные памятники Каменного века (СССР – Б.П.) относятся к ашельскому времени и датируются эпохой, предшествующей рисскому (днепровскому) оледенению. Они обнаружены на Кавказе, в Приазовье, Приднестровье, Средней Азии и в Казахстане; в них найдены отщепы, ручные рубила, чопперы (грубые рубящие орудия). В пещерах Кударо, Цонской и Азыхской на Кавказе открыты остатки охотничьих стойбищ ашельской эпохи. Стоянки мустьерской эпохи распространены далее к Северу. В гроте Киик-Коба в Крыму и в гроте Тешик-Таш в Узбекистане открыты погребения неандертальцев, а в гроте Староселье в Крыму – погребение неоантропа. В стоянке Молодова I на Днестре открыты остатки долговременного мустьерского жилища.
 
          Позднепалеолитическое население на территории СССР было распространено ещё шире. Прослеживаются последовательные этапы развития позднего палеолита в разных частях СССР, а также позднепалеолитических культур: костенковско-сунгирская, костенковско- авдеевская, мезинская и др. на Русской равнине…

           Большое количество многослойных позднепалеолитических поселений раскопано на Днестре (Бабин, Вороновица, Молодова V и др.). Другим районом, где известно много позднепалеолитических поселений с остатками жилищ разных типов и образцов искусства, является бассейн Десны и Судости (Мезин, Пушкари, Елисеевичи, Юдиново и др.). Третьим подобным районом являются сёла Костенки и Боршево на Дону, где обнаружено свыше 20 позднепалеолитических стоянок, в том числе ряд многослойных, с остатками жилищ, множеством произведений искусства и 4 погребениями. Особняком расположена стоянка Сунгирь на Клязьме, где найдено несколько погребений. К самым северным в мире палеолитическим памятникам относятся Медвежья пещера и стоянка Бызовая на. р. Печора (Коми АССР). Капова пещера на Южном Урале содержит расписные изображения мамонтов на стенах».

         (Большая советская энциклопедия.  М.: Советская энциклопедия. 1969-1978)

       Из всего прочитанного нас интересуют прежде всего строки о Русской равнине и её археологических культурах: костенковско-сунгирской, костенковско-авдеевской и мезинской. Именно сегодня почему-то очень много всяческих криков о сенсациях, связанных с Костенками. Отныне якобы вся наша планета должна вращаться только вокруг Костенок. Однако археологическая информация о вышеназванных культурах известна ещё с XIX века. Почему же так много крика? Вот что можно прочесть сегодня о костенковско-сунгирской и других родственных культурах Русской равнины в научной литературе.

         «Важнейшим событием, определившим всю эпоху позднего палеолита (от 40-35 до 10 тысяч лет назад), стало появление людей современного физического типа, имевших уже признаки трёх основных современных рас (негроидной, европеоидной (Название европеоидной группы позднего палеолита – кроманьонцы – иногда ошибочно используют для определения вообще позднепалеолитических людей.), монголоидной). Это было время формирования религиозных верований и культов (анимизм, тотемизм, культ плодородия, охотничья магия и др.), расцвета первобытного изобразительного искусства (живопись, мелкая скульптура, гравировка).

          Основу хозяйства позднепалеолитического человека составляла коллективная загонная охота на крупных животных и собирательство. Одним из основных объектов охоты был мамонт. На многих стоянках находят кости не одного десятка особей этого животного, иногда их число превышает сотню. Немалую роль в хозяйстве играла охота и на мелких животных – зайцев, сурков, а также на птиц.

          На протяжении всего каменного века шло совершенствование техники обработки камня (главным образом, кремня). Главными достижениями позднепалеолитический кремневой индустрии являются призматические нуклеусы и отжимная ретушь.

         Нуклеусы (ядрища) – это специально оббитые камни определённой формы, от которых откалывали относительно стандартные заготовки (отщепы); из последних после дополнительной обработки и получались различные орудия – скребки, резцы, ножи, проколки, наконечники дротиков и т.д. Позднепалеолитические нуклеусы имели форму многогранной призмы, и от них откалывались не широкие отщепы, как в более раннее время, а узкие удлинённые кремневые пластины с параллельными гранями. Эти пластины имели острые прямые края. Многие из них без всякой дальнейшей обработки использовались для резания и скобления.

         Основным приёмом вторичной обработки камня в палеолите было нанесение ретуши. Ретушью, небольшими выщербинками, покрывали рабочие края (т.е. режущие, выскабливающие, прокалывающие и т.д.) орудия, благодаря чему они становились гораздо острее и долговечнее. В раннем палеолите ретушь наносили при помощи несильных ударов камня по орудию или по костяному посреднику. В поздний период кремневые чешуйки отделялись в результате нажима остро отточенной костяной палочки – отжимника. Выщербинки получались плоские и длинные, и ими стремились покрыть всю поверхность орудий, а не один лишь рабочий край. Орудия с такой ретушью, прежде всего наконечники копий и дротиков, как показали современные экспериментальные исследования, по своей эффективности мало уступали даже железным.

         В позднепалеолитическое время значительно возросла роль орудий из кости и рога, особенно у обитателей северных приледниковых тундр и холодных степей, не имевших в достаточном количестве дерева для своих хозяйственных нужд. Из кости делают отжимники, гарпуны, мотыги, рукоятки, иглы, шилья, наконечники копий и дротиков, копьеметалки (длинные палки с зазубриной на конце, служившей упором для древка; они увеличивали размах руки и повышали тем самым дальность полета и убойную силу копья или дротика).
Огромный вклад в изучение позднепалеолитическго прошлого человечества внесли раскопки археологических памятников Владимирской земли, и в первую очередь, получившей мировую известность Сунгирской стоянки…

         Стоянка располагалась на левом берегу реки Оки, на краю глубокого оврага, отделявшего с. Карачарово от графской усадьбы (теперь это северо-восточная часть г. Мурома)…

         Поселение на Сунгире было сезонным охотничьим лагерем, на протяжении многих лет посещавшимся одной и той же группой охотников. Главным объектом промысла сунгирцев были северные олени, многочисленные стада которых совершали сезонные миграции: в летние месяцы откочевывали на северные тундровые пастбища, а зиму проводили значительно южнее, поближе к лесу. Замечено, что маршруты мигрирующих оленьих стад очень стабильны, из года в год они переправляются через реки в определённых местах. Именно в этот момент животные становятся легкой добычей охотников, поэтому учёные предполагают, что Сунгирская стоянка была связана с подобной переправой через древнюю Клязьму. Судя по количеству найденных костей, следующее по важности место в охотничьей добыче сунгирцев занимали мамонт, лошадь и песец. Среди костей мамонта преобладали останки молодых особей, ещё не имевших прочной шкуры и грозных бивней.

         Находки на Сунгире подробно характеризуют орудия охоты и разделки добычи. Главным охотничьим орудием сунгирцев были копья и дротики. Среди всех каменных орудий стоянки наконечники дротиков выделяются особой тщательностью обработки и совершенством форм. Они почти треугольные, с чуть вогнутым основанием, или же миндалевидные, покрытые с обеих сторон ретушью. Целый арсенал оружия из бивня мамонта оказался в детском парном погребении. Наиболее серьёзное вооружение представили два тяжелых длинных копья (1,7-2,4 см). С таким оружием умелый охотник мог смело идти на крупного зверя. Эффективным метательным оружием были дротики, длиной 1-1,2 м (их в погребении оказалось 11), в любой момент могли пригодиться на охоте и длинные (более 40 см) кинжалы. Все эти предметы вооружения были сделаны из расщеплённых и выпрямленных бивней мамонта. Острия некоторых дротиков и копий имели вставки из кремневых чешуек, которые должны были удерживать их в теле зверя.

        Владение палеолитическими охотниками техникой расщепления и выпрямления мамонтовой кости, секреты которых не разгаданы до конца и сегодня, стало, пожалуй, самой поразительной новостью для исследователей.

        Наиболее распространённым видом каменных орудий были инструменты для выделки шкур животных – разнообразные скребки, ножи, проколки; для изготовления проколок и шильев широко использовались и тонкие трубчатые кости. Обрабатывались в первую очередь шкуры основного объекта охоты – северного оленя, которые шли на изготовление одежды и обуви.

        Достоверных следов жилищ на Сунгирской стоянке археологам обнаружить не удалось. Это послужило важным аргументом в пользу сезонного характера поселения. Учёные полагают, что сунгирцы могли обитать в лёгких палатках, имевших деревянный каркас и покрытие из шкур животных. С остатками такого типа жилищ связывают выявленные в культурном слое поселения четыре прямоугольных, с округлёнными углами пятна, особенно насыщенных находками и внутри которых оказались очажные ямы (т.е. материковые углубления, в которых некогда разводили костёр, а ныне они заполнены углями, золой, обожёнными костями и т.д.). Площадь пятен от 40 до 90 кв.м.

        Рядом со следами палаток найдены скопления кремневых отщепов, сломанные каменные орудия, многие тысячи чешуек, заготовки кремневых камней (нуклеусы) и т.д. Учёные полагают, что это места обработки кремня, изготовления орудий, т.е. своего рода производственные мастерские.

        Подлинно мировую известность принесло Сунгирю открытие позднепалеолитических погребений, уникальных по сохранности, богатству и разнообразию сопровождавших умерших вещей (подобные вещи археологи называют погребальным инвентарём). Палеолитические погребения являются ценнейшим источником информации о духовной жизни людей этой эпохи и одновременно позволяют осветить многие стороны материальной культуры (например, тип одежды). Из пяти известных на Русской равнине погребений эпохи позднего палеолита, не только содержащих человеческие останки, но и позволяющих восстановить обряд погребения, – два относятся к Сунгирской стоянке. Это – погребение детей (мальчика и девочки) и погребение взрослого мужчины.

       Могильные ямы располагались в трёх метрах друг от друга, в жилой части стоянки, причём погребение детей оказалось в центре прямоугольного пятна одного из жилищ. Перед погребением дно могил посыпали углём и ярко-красной охрой (природным минеральным пигментом), слой которой достигал местами нескольких сантиметров. Красная охра густо покрывала и тела умерших в богато украшенных, видимо, праздничных одеждах, и многочисленный погребальный инвентарь, охрой была посыпана и площадка над могильными ямами.

       Первым обнаружили (1964г.) захоронение мужчины 55-65 лет. От черепа до стоп на скелете рядами располагались 3,5 тысячи бусин из бивня мамонта, которые когда-то были нашиты на одежду. Их расположение позволило довольно точно реконструировать костюм умершего. На нём были глухая (т.е. без разреза на груди), надевавшаяся через голову меховая или замшевая рубашка, длинные замшевые штаны и сшитая с ними кожаная обувь типа мокасин, украшенная песцовыми клыками. Бусами и клыками песца была расшита и шапка мужчины. На груди умершего обнаружена подвеска из небольшой плоской гальки, на его руках – 25 пластинчатых браслетов из бивней – мамонта. Над могильной ямой, среди охры, оказался большой камень и частично сохранившийся череп женщины.

        Ещё одно погребение – мальчика 12/13 лет и девочки 7/9 лет археологи обнаружили позднее (1969г.). Тела детей были расположены на дне узкой длинной ямы, головами друг к другу, и так же, как в погребении мужчины, были усеяны бусами из бивня мамонта; их оказалось 7,5 тысяч. Реконструкция костюма детей, в целом, подтвердила предположения по первому погребению: это была меховая или замшевая одежда глухого покроя арктического типа, имелись и некоторые отличия. Так, обувью детям служили меховые сапоги типа унтов. Головной убор девочки состоял из налобной повязки и капюшона. На обоих подростках были меховые плащи – накидки, которые застёгивались под подбородком костяной заколкой. Одежду мальчика дополнял пояс, украшенный песцовыми клыками. На руки обоих погребённых были надеты браслеты, а на пальцы – перстни из бивня мамонта.

        В отличие от захоронения мужчины, в могилу детей соплеменники положили большое количество вещей, которые по их понятиям должны были пригодиться умершим в другой жизни. Помимо уже упоминавшегося арсенала из расщеплённых бивней мамонтов (двух копий, одиннадцати дротиков и трёх кинжалов), в погребении находились сделанные из бивня мамонта фигурки лошади и мамонта(?), а так же ряд предметов из того же материала, назначение которых на вполне ясно – диски с прорезными отверстиями, стержни и так называемые "жезлы". У головы и пояса мальчика были найдены два крупных когтя пещерного льва. Рядом с мальчиком лежали два кремневых ножа и отполированная бедренная кость взрослого человека с заполненной охрой внутренней полостью.

         В верхних слоях могилы детей обнаружены плохо сохранившиеся останки взрослого человека, тело которого в момент захоронения не имело головы.

         Палеоантропологи (учёные, исследующие физическое строение древних людей) считают, что погребённые сунгирцы имели существенные физические различия. Пожилой мужчина являлся европеоидом с отдельными монголоидными чертами ("восточный кроманьонец"), мальчик также принадлежал к европеоидам, но имел некоторые негроидные, или неандерталоидные черты…»

         (Владимирский край. Ю.Э.Жарнов, В.М.Маслов, В.Н.Киприянова, Д.И.Копылов, Е.М.Петровичева. При написании использованы также материалы, представленные краеведами С.Н.Мининым, А.В.Тороповым, О.В.Разумовской.

          «Костенковско-авдеевская культура – археологическая культура позднего палеолита. Научно датируется 22 000-19 000 гг. до н.э. Четвёртая по времени археологическая культура в районе реки Дон после стрелецкой, тельманской и городцовской. Входит в так называемую Виллендорф-костенковcкую общность культур, то есть группу памятников, или культур верхнего палеолита Центральной и Западной Европы, объединённых рядом общих черт материальной и духовной культур. Население культуры складывалось как из пришедших из Крыма (стрелецкая культура) и Кавказа (городцовская культура), которые уже стали местным народом, так и из новоприбывших охотников из Моравии, которые в походах за животными перешли через долины Вислы, Припяти и Десны к Дону и заложили основу материальной культуры местного племени. Главные памятники: Костёнки 1/1, 13, 14, 18, Авдеево под Курском, Зарайск (долина Ока), Бердыж (Чечерский район) (верхнее Поднепровье).

          Для Костенковско-авдеевской культуры характерны своеобразные жилищные комплексы, которые представляют собой открытые жилые площадки с рядом огнищ по длинной оси, окруженных спальными землянками и ямами-хранилищами. Характеризуется наконечниками копий с боковыми выемками, ножами с обушком, резцами, свёрлами, наконечниками листоподобной формы и другими орудиями труда. Культура оставила много прекрасных, богато орнаментованных изделий из кости. Среди многочисленных находок мелкие пластинки из кости и мергеля, наиболее распространены антропоморфные и зооморфные фигурки». (Wikimedia Foundation. 2010).

Вот что можно прочесть опять же в энциклопедии о костенковских стоянках:

        «Костёнковско-Боршевские стоянки – группа поселений (свыше 20) позднего Палеолита на правом берегу Дона, к Югу от Воронежа, на территории двух соседних сёл – Костёнки и Боршево (Борщево)…

        Часть стоянок содержала по несколько культурных слоёв, относящихся к разным этапам и культурам позднего палеолита. Важнейшие стоянки и находки: Костёнки I (стоянка Полякова), содержавшая 5 культурных слоёв. В верхнем сохранились остатки наземного жилища (площадь 35х15 м) с очагами, расположенными по продольной оси, многочисленные землянки и хозяйственные ямы. Находки: кремнёвые наконечники, мотыги из бивня мамонта, костяные лопаточки, жезл из оленьего рога, около 40 женских статуэток из бивня мамонта и из мергеля, фигурки медведя, пещерного льва и антропоморфные головки из мергеля. В самом нижнем слое найдены треугольные кремнёвые наконечники с вогнутым основанием, тщательно обработанные отжимной ретушью. На стоянке Костёнки II (стоянка Замятнина) открыты остатки сооружённого из крупных костей мамонта жилища (7х8 м) с очагом в центре; к жилищу примыкала погребальная камера из костей мамонта с захоронением (в сидячем положении) кроманьонца. На стоянке Костёнки IV (Александровка) в верхнем из двух культурных слоёв сохранились остатки двух круглых жилищ около 6 м в поперечнике с очагом в центре каждого; среди находок – шлифованные, просверлённые диски из сланца. В нижнем слое открыты остатки двух вытянутых жилищ (длиной 34 и 23 м, шириной 5,5 м) с очагами по длинной оси. Костёнки VIII (Тельманская стоянка) содержала 4 культурных слоя. В верхнем открыты остатки углублённого в землю круглого жилища около 5,5 м в поперечнике с очагом в центре; среди находок – кремнёвые листовидные наконечники, обработанные отжимной ретушью. Во 2-м слое найдены обломки человеческих костей, частично обожжённые, кремнёвый инвентарь – миниатюрные пластинки и игловидные острия. Костёнки XI (Аносовка II) содержала не менее 5 культурных слоёв. В верхнем обнаружены остатки сооружённого из крупных костей мамонта округлого жилища около 9 м в поперечнике. В нижних слоях интересны находки треугольных кремнёвых наконечников, аналогичных найденным в нижнем слое Костёнок I. Костёнки XIV (Маркина гора) содержала 4 культурных слоя. В 3-м – открыто скорченное окрашенное погребение мужчины с некоторыми негроидными признаками…».
      
      (Ефименко П.П., Костенки I, М.- Л., 1958; его же, Первобытное общество, 3 изд., К., 1953; Рогачев А.Н., Александровское поселение древнекаменного века у села Костёнки на Дону, М.-Л., 1955; его же, Многослойные стоянки Костёнковско-Боршевского района на Дону и проблема развития культуры в эпоху верхнего палеолита на Русской равнине, в сб.: Материалы и исследования по археологии СССР, №59, М.-Л., 1957; Борисковский П.И., Очерки по палеолиту бассейна Дона, М.-Л., 1963.БСЭ).

        Итак, кто в искомое время жил на Русской равнине? Антропологи дают на этот вопрос ясный ответ. На равнине среди прочих людей жили и люди с негроидными признаками.
 
        Помню, когда мне пришлось на одной из лекций много лет назад рассказать об этом, то меня чуть не побили наши доморощенные националисты. Очень уж им не понравились эти исторические факты. Однако эти факты полностью подтверждают данные генетиков о том, что предки рода R1a, а также большинство и других родов планеты по мужской линии находятся в близком родстве с неграми Африки.

       «В.П.Якимовым (1957)  был исследован череп кроманьонского ребенка Костенки ХV, одного из четырёх кроманьонцев,  открытых в период с  1952  по  1954  гг.  в  районе с.Костенки (Воронежская обл.). С большим правом, как нам кажется, чем  в  ряде других  случаев был применён приём пересчёта краниологических размеров, взятых на ископаемом детском черепе, до размеров “взрослого” человека. В.П.Якимов предположил, что условно “взрослый” костенковец из погребения на Городцовской стоянке может быть сближен с антропологическими типами “восточного кроманьонца”, представленного,  в  частности, находками в Пржедмости и Моравии.  Археологический  фон  палеоантропологических   находок во всех перечисленных случаях сходен.

        Три других костенковских скелета,  как известно, были изучены  Г.Ф.Дебецом    (1955). Скелеты характеризуются дифференцированным сходством с западноевропейскими людьми: мужской скелет  Костенки  XI  сходен с людьми мадленского времени Западной Европы,  второй  детский  (Костенки  ХVIII)  демонстрирует   собою морфологический  тип  “классического”  кроманьонца,  но  отличного более уплощённым переносьем  и  тенденцией  к  общему  прогнатизму лицевого   отдела.  Совсем  загадочным  выглядит  скелет  молодого мужчины со стоянки Маркина Гора (Костенки  ХIV).  Г.Ф.Дебец  отнёс его  к  гримальдийскому  антропологическому  типу,  известному  по скелетным  находкам  из  Грота  Детей  (Италия),  причисляемого  к протонегроидной   расе…»

        (Виталий Михайлович Харитонов, к.б.н., заведующий лабораторией антропогенеза, ведущий научный сотрудник. Научно-исследовательский институт и Музей антропологии им.Д.Н.Анучина)

        И здесь опять о негроидах в Костенках, хотя и с сомнениями. Такие вот дела. Но факт остаётся фактом. Против фактов не попрёшь! Да ещё и генетики независимо от антропологов дают ту же информацию. Поэтому прошу принять её для глубокого осмысления.

        Однако вернёмся опять к верховьям Иртыша. Что происходило во времена верхнего палеолита в верховьях этой реки и к западу от неё, например, на территории нынешнего Восточного Казахстана?

        В Прииртышье Восточного Казахстана известны следующие верхнепалеолитические стоянки:
 
       Пещера, расположенная на берегу реки Бухтармы в 12 км от её устья. Здесь хорошо сохранился культурный слой, содержащей остатки очага, вокруг которого найдены каменные орудия и множество костей животных. Вместе с костями мамонта и шерстистого носорога обнаружены кости зубра, архара, лошади, марала пещерной гиены, верблюда. Среди орудий труда встречаются скребки на пластинах, пирамидальные нуклеусы, ножевидные пластины, галечные рубящие орудия, отбойники;

        стоянка Новоникольская, расположенная на правом берегу Иртыша. Здесь найдены скребки из крупных отщепов, нуклеусы, рубящие орудия из галек, остроконечники с ретушью;
стоянка Шульбинка, а также четыре стоянки на берегу Бухтарминского водохранилища, в районе Курчума;

        стоянки Лениногорска (Риддер).

        Далее, на том же направлении уже ближе к Уралу и Башкирии известны следующие стоянки:

        стоянка Ангренсор-2, возле города Экибастуза. Здесь все орудия труда сделаны из яшмы. Изделия представлены различными нуклеусами. Встречены листовидные наконечники дротиков, скребки, пластинки и отщепы;

        стоянка Батпак-7, на которой найдены кости мамонта, шерстистого носорога и северного оленя. Вместе с ними обнаружены наконечники дротиков, обработанные с двух сторон мелкими сколами, а также скрёбла, отщепы и нуклеусы.         

        Все эти стоянки расположены к северо-западу от верховий Иртыша по направлении к Уралу.

         Ко второй группе стоянок относятся следующие:

         Ачисайская верхнепалеолитическая стоянка, расположенная на левом берегу реки Турлан (западнее поселка Чулак-курган) в Южном Казахстане. Здесь на глубине 5 м от современной поверхности изучен культурный слой, содержащий 10 кострищ и 5 очагов, вокруг которых обнаружены кости бизонов, лошади, горного барана и других. Среди орудий труда встречаются конусовидные и призматические нуклеусы, скребки, остроконечники, ножевидные пластины и отходы производства. Эта стоянка расположена к юго-западу от верховий Иртыша как раз по направлению к Самарканду.

         «Самаркандская палеолитическая стоянка давно привлекает внимание археологов…
…раскопки полностью подтвердили, что поселение в центре Самарканда относится ко времени верхнего палеолита…

         Установлено, что культурные остатки залегают в трёх строго разграниченных слоях…

          Самый нижний культурный слой залегает в тёмной глине с включением ила. Здесь обнаружены многочисленные каменные изделия из кремня и других пород. Обнаружены следы от большого костра, остатки ископаемой фауны, красная краска.

          Средний слой залегает также в тёмной глине. И здесь найдены многочисленные каменные изделия, остатки фауны, в том числе челюсть ископаемого верблюда, следы от большого костра, красная краска. На глубине 2,15 м были раскопаны крупные топоровидные орудия весом до 600 г.

         Верхний культурный слой раскрыт на площади 6 м2. Здесь собрано большое количество разбитых и обугленных костей животных, краска, остатки от костров, каменные изделия. Найдены и крупные каменные орудия (похожие на топоры) весом до 900 г. Исключительный научный интерес представляет найденное кремневое тесло с хорошо оформленным округлым лезвием.

         Обитатели Самаркандской палеолитической стоянки занимались охотой, они жили в жилищах, сооружённых из глины и камыша, отпечатки которого были обнаружены в глине во многих местах. Материал для изготовления своих каменных изделий они приносили с берегов реки Зеравшан, примерно за 8 км. Изготовление каменных изделий производилось на месте стоянки… Найденные на стоянке массивные каменные изделия носят иной характер, чем каменные изделия верхнепалеолитических памятников Восточной и Западной Европы. Каменный инвентарь Самаркандской стоянки и сибирско-китайской области палеолита имеют много общих черт».

         (И. Н. Лев. Самаркандский государственный университет им. Навои)

         Последнее утверждение связывает верхний слой Самаркандской палеолитической стоянки с Северной Монголией. При этом сама Самаркандская стоянка моложе стоянок сибирско-китайской области:

        «В.А.Ранов и С.А.Несмеянов (1973) считают, что отложения с культурными слоями формировались после образования позднеголодностепской террасы, т.е. около 16 тыс. лет назад».

        (Лазуков Г.И., Гвоздовер М.Д., Рогинский Я.Я., Природа и древний человек. "Мысль", 1981. Стр 202)

         Затем на территории Узбекистана появляются стоянки Обишир V, Мачай и наскальные рисунки Зараут-Сая.

         Третья группа стоянок с верховий Иртыша ведёт нас в сторону Индии:

         стоянка в долине реки Он-Арча (север Киргизии);

         стоянка Таш-Кумыр;

         ущелье pеки Ходжабакырган в Фергане (юг Киргизии);

         ущелье реки Хилкиной в Фергане (юг Киргизии).

         Шугноу I, стоянка в Таджикистане, по мнению археологов (Лазуков Г.И., Гвоздовер М.Д., Рогинский Я.Я., Природа и древний человек. "Мысль", 1981. Стр 202), «тяготеет к сибиро-монгольским памятникам», то есть эта стоянка тоже связана с верховьями Иртыша и Северной Монголии. 

         Ошхона, стоянка в Восточном Памире (Таджикистан).

         Шахты, стоянка в Восточном Памире. В мезолитических слоях пещеры Шахты найдено много рогов газели. Концы их оббиты, затуплены и имеют шрамы, показывающие, что эти рога служили наконечниками примитивных мотыг или кирок, употреблявшихся, скорее всего, для выкапывания съедобных корней дикорастущих растений. Керамика и шлифованные орудия ещё не были известны. Единственным домашним животным была в то время собака.

        «По всей территории Восточного Памира на высоте 3600-4500 метров над уровнем моря было зафиксировано 60 пунктов с находками каменных орудий, в том числе одна стоянка с сохранившимся культурным слоем (Ошхона) и четырёх крупных местонахождения на поверхности, приравненных к стоянкам (Каратумшук, Кулак-Кесты, Известковый камень, озеро Каракуль) и одна многослойная пещера "Истыкская".

        На стоянке Ошхона, расположенном на высоте 4200 метров над уровнем моря, в труднодоступном районе высокогорья, раскопано более 10 тысяч изделий из камня. Они представлены крупными орудиями типа скребел, скребков, выемчатых орудий, которые сохраняют в обработке палеолитические традиции. Мезолитический возраст Ошхоны определяется радиоуглеродной датой – 9530 лет назад. Остались неисследованными большая область Центрального Памира, Баляндкиик и другие районы верховьев реки Муксу.
Наибольшие скопления пунктов находок каменных орудий выявлены в районе озера Каракуль и в долине реки Маркансу (долина "Смерти"), по реке Аксу от Тохтамыша до Мургаба и в низовьях реки Аличур. Возраст открытых на Восточном Памире памятников каменного века заключен в основном VIII-V тысячелетиями до нашей эры…

         Наскальные изображения – петроглифы, выбитые на скалах или отдельных камнях фигурки животных, людей или целые композиции, представляют отдельную, очень специфическую область археологических исследований на Памире. К настоящему времени как на Восточном так и на Западном Памире открыто более 10 тысяч рисунков на скалах. На Восточном Памире открыты древнейшие в Центральной Азии писанницы – рисунки, сделанные краской. В Гроте Шахты красками двух тонов выполнены замаскированные под птицу человек и животные: кабан, медведь, бык. Фигуры животных достигают 85 см. По своим стилистическим особенностям и сюжету (на одном из рисунков изображено животное, пронзённое стрелами) эти рисунки очень напоминают палеолитические, но ряд особенностей и обстоятельства их нахождения заставляют датировать их мезолитическим возрастом и считать одновременными с маркансуйской мезолитической культурой Памира. Во втором пункте писанниц – сае Куртеке сохранились лишь остатки композиции, но можно различить здесь две сильно стилизованные фигурки людей с поднятыми руками…

         На Западном Памире наибольшее скопление петроглифов зафиксировано около кишлаков Лянгар и Кишт, где исследованиями 1972 года выявлено 5878 рисунков и в урочище Выбыст-Дара у кишлака Дебаста – 1203 рисунка. Сотнями исчисляются рисунки на других пунктах, например, Чартым, Даршай, Наматгут и другие. В ряде пунктов на Бартанге, Ванче и Кокубельсу количество изображений не превышает нескольких десятков или даже нескольких рисунков. Несмотря на сложность определения возраста наскальных изображений, исходя из опыта изучения петроглифов Центральной Азии, выделены шесть возрастных групп, древнейшие из которых относятся к заключительным этапам каменного века: мезолиту и неолиту (VIII-IV тысячелетия до нашей эры)...»

        (Археология и историография Памира. http://www.badakhshan.hut.ru/pages/arkheologiya.html)

         Приведённая здесь подробная информация о верхнепалеолитических стоянках, примыкающих к верховьям Иртыша показывает нам существование в то время трёх разных направлений движения племён. Одна группа племён двигалась в сторону Башкирии, другая – в сторону Узбекистана, и третья – в сторону Памира и Индии. Налицо разделение какого-то рода на три части. Если всё-таки речь идёт о роде R, то тогда в сторону Башкирии могла двигаться семья R1b, а в сторону Индии – семья R2. В таком случае в сторону Узбекистана могла двигаться семья R1a. Ранее все эти семьи жили в верховьях Иртыша, следовательно, здесь и располагалась их общая родина около 20000 лет тому назад.

         Генеалогическое древо рода R1a

Попробуем теперь найти ответ на следующий вопрос: каким же образом представители рода R1a разделились на 70 семей и как оказались в разных странах Европы, Азии, Африки, Америки и Австралии? Почему большинство из них оказалось на территории древней Руси и Польши?

(продолжение см. http://proza.ru/2013/05/09/572)