Потомки асуров

Борис Попов
       (начало см. http://proza.ru/2013/05/09/462)

       Что касается потомков асуров, то есть потомков семьи R1a1a1b1, то в Польше они появляются только как потомки двух семей в восьмом колене – R1a1a1b1+а1 и R1a1a1b1+а2. Причём потомки первой семьи ныне проживают только в Европе, а отдельные потомки второй – ещё и в Казахстане, Турции, Армении и Персидском заливе. Поэтому можно предположить, что примерно в 2500 до н.э. асуры разделились на две семьи. И разделение это произошло ещё на территории Европы.

       Семья R1a1a1b1+а1 в полном составе осталась в Европе. В Польше удельный вес потомков этой семьи асуров составляет 15,5%. Это не мало. А члены второй семьи R1a1a1b1+а2 в конечном итоге достигли района Персидского залива. В Польше таких потомков асуров сегодня 10,8%. Что тоже немало. Всего получается 15,5+10,8=26,3%. Это весьма значительная масса той части польского населения, которая относится к роду R1a!
Какое же имя могли носить в Польше представители первой и второй семьи? Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно вспомнить о том, какие события происходили в 2500 году до н.э. и в Европе, и в районе Персидского залива. Причём эти события должны быть как-то связаны между собой и с Польшей.

        Согласно «Великой Польской хронике», самыми древними жителями Польши были лехиты и вандалиты. Поэтому первая семья потомков асуров R1a1a1b1+а1, возможно, и представляет собой тех самых лехитов, которых упоминала Великая польская хроника как самых древних поляков. На территории Польши они появились в VI веке до н.э. Их долгий исторический путь к берегам Вислы можно проследить с помощью археологии.

       Если сравнивать польские предания с данными археологов, то лехиты могли быть носителями Поморской археологической культуры (VI-II века до н.э.). Племена этой культуры устраивали захоронения пепла умерших в лицевых урнах, схематично воспроизводящих фигуру человека и закрывающихся крышками в форме шапок. Сами урны устанавливали в каменные ящики. Похожие захоронения в те века наблюдались также в смежных районах Западной Белоруссии и Западной Украины. Культура поморян существенно отличалась от Лужицкой культуры кельтов на западе и курганной культуры скифов – на востоке.

Подколпачные погребения (когда урна с прахом накрыта сосудом большего размера) первоначально появляются на Днепре в Чернолесской археологической культуре, а уже потом становятся массовыми в бассейне Вислы. Поэтому предки поморян могли прийти к Висле только с берегов Днепра. Геродот предков поморян, проживающих тогда на Днепре, мог называть скифами-пахарям или сколотами.

Что касается Чернолесской культуры, то основной этап этой культуры на Днепре начался на рубеже IX-VIII веков, когда совершался качественный скачок: появляются железные орудия, плуг, развивается пашенное земледелие. На западе племена Чернолесской культуры граничили с племенами Гальштатской культуры кельтов, а на востоке – с племенами Срубной культуры киммерийцев. При этом киммерийцы постоянно нападали на племена Приднепровья.

По мнению археологов, Чернолесская культура происходит от Белогрудовской культуры бронзового века Правобережной Украины (XI-VIII века до н.э.). В свою очередь эта культура родственна белопотоцкому варианту ранее существовавшей Комаровской культуры. 

Комаровская культура бронзы Западной Украины начинается примерно в XV веке до н.э. и заканчивается в XII веке до н.э. Племена этой культуры разводили коров, коней, свиней, коз и собак, пользовались пиктограммами, но только белопотокцы применяли обряд сожжения покойников и ссыпания костей в глиняные урны. Следовательно, предками лехитов могли быть только белопотокцы.

Сама Комаровская культура возникла на основе взаимодействия культуры каменных боевых топоров (2200-1800 до н.э.) с культурой Карпато-Дунайского района, то есть с Трипольской культурой. При этом обряд сожжения повторял подобный обряд именно трипольцев – племён земледельцев и скотоводов, проживавших между Днестром и Днепром с IV тысячелетия до конца III тысячелетия до н.э. Поэтому белопотокцы могли быть потомками только трипольцев.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать однозначный вывод о том, что лехиты, скорее всего, могли представлять собой потомков трипольцев. Вот такой исторический путь могла проделать семья R1a1a1b1+а1 прежде чем попасть в Польшу.

Если теперь перенестить в район Персидского залива, то примерно в 2500 году до н.э., то есть во времена Трипольской культуры, то там власть в Шумере захватила новая царская династия – Аванская династия. Основателем этой династии был некий Пели. Он царствовал в стране Аван, которая уже упоминалась выше. Следует обратить внимание на то, что название этой страны очень похоже на имя библейского Иавана, который жил после потопа, и на имя Оана, культурного героя, который появлялся на берегу Персидского залива ещё до потопа.

        Последним правителем Авана был Кутик-Иншушинак. В 2190 году до н.э. в его страну нахлынули племена кутиев. Под их ударами страна Аван была разгромлена. Этот факт послужил причиной ухода части бывших жителей Авана от берегов Персидского залива куда-то на север.
 
        По мнению археологов, археологические культуры, схожие с культурой Авана, действительно, как раз тогда же появились на юге Туркмении в Анау, а потом ещё дальше – в Поволжье. Речь идёт о Балановской культуре, носителями которой в Поволжье, по мнению антропологов, были так называемые восточные средиземноморцы, которые могли прийти в Поволжье только откуда-то с юга. Возможно, среди балановцев как раз и были представители второй семьи потомков асуров, то есть представители семьи R1a1a1b1+а2. Сами балановцы входили в состав культуры боевых топоров.

       «Боевых топоров культуры – общее название группы поздненеолитических археологических культур, распространённых в лесной полосе Средней и Восточной Европы (Среднеднепровская культура, Фатьяновская культура, Ладьевидных топоров культура, Злота культура и др.) и, по-видимому, связанных общим происхождением. Для них характерны: каменные полированные топоры, служившие главным оружием; керамика (кубки и амфоры) с отпечатками шнура (см. Шнуровой керамики культуры); одинаковый погребальный обряд (одиночные погребения в скорченном положении) и другие признаки. Племена Боевых топоров культур занимались скотоводством и земледелием. Им были известны первые в Европе колёсные повозки, запрягавшиеся быками. Некоторые учёные связывают распространение Боевых топоров культур во 2-й половине 3-го тысячелетия до н.э. на обширных территориях Европы с расселением позднейшей волны индоевропейцев (славяно-балто-германских племён)».

        (Чайлд Г., У истоков европейской цивилизации, пер. с англ., М., 1952; Титов В.С., Древнейшие земледельцы в Европе, в сборнике: Археология Старого и Нового Света, М., 1966. БСЭ).

         По прошествии некоторого времени, как уже было изложено выше, отдельные племена культуры боевых топоров (R1a1a1b1+а2), объединились вместе с трипольцами (R1a1a1b1+а1), предками лехитов, и у берегов Днепра образовали новую Комаровскую культуру.


         Потомки филистимлян, прасиев или геродотовских эфиопов

         В этом же восьмом колене появляется новая семья и у филистимлян (прасиев или геродотовских эфиопов) R1a1a1b2+a1. Ныне представители этой семьи проживают и на востоке, то есть  в Индии, Пакистане, Афганистане, Киргизии, Казахстане; и на западе, то есть в Германии,  Польше, России, Украине, Беларуси, Литве, Румынии, Молдове. Есть они и на севере Африки: в Алжире (Маврусии), Тунисе (Карфагене) и Египте; на Ближнем Востоке: в Ираке, Сирии, Израиле, в Персидском заливе, в Турции; на Кавказе: в Армении и Грузии.
Такое широкое рассеяние потомков этой семьи в Европе, в Азии и в Африке свидетельствует о том, что, скорее всего, их предки в своё время были активными мореходами, и их колонии рассеялись от Индии на востоке до Алжира (Маврусии) на западе. Удельный вес этих «детей» филистимлян в Польше составляет 1,3%.

          Если говорить, например, только о Маврусии (Чёрной Русии), то надо отметить следующее. Эта большая страна несколько веков существовала на севере Африки рядом с Карфагеном. Её берега омывали Средиземное море и Атлантический океан. Территория Маврусии охватывала нынешний Алжир, Марокко и Мавританию.

          Основателями Маврусии являлись беженцы. Это, действительно, были потомки филистимлян, которые покинули Филистию (Палестину) и Урусалим после нашествия туда войск иудеев, возглавляемых Иисусом Навином. Вполне возможно, что и другие «дети» филистимлян представляли собой таких же беженцев, вынужденных покинуть Филистию и Урусалим по той же самой причине. Только они бежали в других направлениях. 

          Первый царь Маврусии и многие последующие цари носили имя Бог. Среди городов Маврусии упоминались Руссадир, Руссакад, Руссакурум, а столица – Волюбилис. Одним из последних царей был IVBA (Иван?), а его жену называли Василисой. Вот вам не сказочные, а вполне реальные исторические Иван Царевич и Василиса Премудрая!

          Впоследствии Чёрная Русь вновь возродилась и упоминалась уже у границ Польши и Беларуси. Поэтому вполне возможно, что основное население Чёрной Руси представляло собой семью R1a1a1b2+a1. И это могли быть бывшие жители Маврусии.

          «Внуками» филистимлян являются представители семей R1a1a1b2+a1а и R1a1a1b2+a1b. Потомки первой семьи ныне проживают в основном только в Азии: в Индии, Пакистане, Казахстане, Иране, в Персидском заливе. 

          Потомки второй семьи проживают ныне не только в Азии (Персидский залив, Турция, Израиль), но также в Польше (удельный вес 0,4%), в России, в Беларуси, на Украине. Эта семья образовалась примерно в 300 году н.э. Возможно, в данном случае речь тоже идёт о бывших жителях Чёрной Руси.


         Русы и кимбры

         В девятом колене одна вновь образованная семья потомков асуров R1a1a1b1+a1a  возникла примерно в 750 до н.э., а вторая семья  потомков асуров R1a1a1b1+a2a  возникла примерно в 1500 до н.э. Ныне представители обеих этих семей проживают только в Европе. Если генетические изменения первой семьи произошли только через 1750 лет после ухода от берегов Персидского залива, то, скорее всего, в течение этого периода семья проживала на одном и том же месте. И если это происходило рядом в Анатолии или на Кавказе, то речь может идти о тех странах, которые в этот же период возникали и исчезали примерно на одной и той же территории и где разговаривали на языке ариев.
Всем этим условиям удовлетворяют прежде всего такие тогдашние страны, как Страна Хаттов-Хеттов, Митанни и Наири (Урарту).

        «МИТАННИ – (аккадское Ханигальбат, египетское Нахарина) –  ранне рабовладель- ческая держава 16-13 вв. до н.э. в Верхней Месопотамии во главе с хурритским племенем митанни. Столица – Вашшукканни (Васугани, Усукани, Сикани), современный – Рас-эль-Айн, на реке Хабур (в современной Сирии, на турецкой границе).

      Коренным населением являлись субарейцы (известны с нач. 3-го тысячелетия) и хурриты (известны с середины 3-го тысячелетия до н.э.).

      Древнехурритские царства (23-17 вв. до н.э.). В конце 3-го - начале 2-го тысячелетия на территории Митанни существовал ряд независимых хурритских государств (Ур-Киш и Навар (в районе pек M. Заба и Диалы), Алше, Куммийское царство (шумерское Кимаш, урартское Кумену), Ашшурское царство, Ямхад (столица – г. Халпа) и др.).

      Среднемитаннийское царство (16 в. до н.э.). К началу 16 в. образовалась сильная Митаннийская держава (из царств Кумми и Алше), которая нанесла около 1595 поражение хеттскому царю Мурсили I. В середине 16 в. Митанни достигла большого могущества (при царях Кирте и Шутарне I), но во 2-й половине 16 века потерпела ряд поражений в борьбе с египетским фараоном Тутмосом I, вытеснившим митаннийские войска из Сирии, и затем попала под власть вавилонского царя Агума II.

       Новомитаннийское царство (конец 16-15 вв. до н.э.). В конце 16 в. началось новое возвышение Митанни. При царе Шаушаттаре (1510-1480) Митаннийская держава владела на Севере – Алше (на верхнем Тигре), на Западе - Северной Сирией и Кицуватной (в Малой Азии), на Северо-Востоке – Куммийским царством, на Востоке – Аррапхой и Нузу (в бассейне реки Диалы), на Севере – Уруатри (до современных Триалети и Лчашена у озера Севан). В 1500 Шаушаттар подчинил г. Ашшур. В 1492/91 фараон Тутмос III нанёс поражение Шаушаттару и отнял его владения на Западе от Евфрата.

       При Артатаме I (1480-1460) Митанни сблизилась с Египтом. Союз с Египтом был закреплён неоднократной отправкой митаннийских царевен в гаремы фараонов. При Тушратте (1438-1400) усилилась антиегипетская группировка во главе с вельможей Тухи и были сделаны попытки сближения с Хеттским царством. Однако в дальнейшем Тушратта возобновил союз с Египтом и выдал свою дочь за Эхнатона. Он вёл успешно войну с хеттами и заключил союз с вавилонским царём Бурнабуриашем II против Ассирии. Около 1400 Тушратта был разбит хеттским царем Суппилулиумой и затем свергнут и убит Шутарной III (сыном алшейского правителя), занявшим престол Тушратты. Teppитория Mитанни была поделена между Алше и Ассирией. Куммийское царство (Хурри) и союз урартских племен (Уруатри) получили независимость. В начале 14 в. Суппилулиума после свержения Шутарны III посадил на престол Митанни сына Тушратты Маттивазу, которого сделал своим вассалом. В своей внутренней политике цари Митанни опирались обычно на военную аристократию из ариев (марианни).

        Большую роль в Митанни играл культ индийских (ранневедийских) богов Индры, Варуны, Митры, Насатьи и др. В мифах Митанни чувствовалось значительное вавилонское влияние; основные сюжеты (мифы о Кумарби и Улликуми) сохранились в хеттской переработке.
Позднемитаннийское царство (14-13 вв. до н.э.). В этот период Митанни вела упорную борьбу с Ассирией; царь М. Шаттуара I потерпел поражение от Ададнирари I и попал в плен. Царь Шаттуара II выступил с помощью хеттов и арамейцев против Салманасара I (начало 13 в. до н.э.), но был побеждён, и ассирийские войска дошли до Кархемиша. В это время началось арамейское нашествие. Митанни потеряло свою самостоятельность и распалось на ряд княжеств, попавших под власть Ассирии».

       (Меликишвили Г.A., Древневосточные материалы по истории народов Закавказья, т. 1 - Наири-Урарту, Тбилиси, 1954; Messerschmidt L., Mitannistudien, В., 1899 (M.V.A.G.,Н.4); Contenau G., La civilisation des Hittites et des Hurrites du Mittanni, P., 1948).

        При этом надо помнить о том, что основатель царской династии Митанни носил имя Кирта. Точно такое же имя, согласно «Mater Verborum», якобы носил прадед Радегаста – бога славян-ободритов, которые жили на территории Германии и Польши с VI века н.э.

       После разгрома Ассирии на территории бывшей Митанни возникла страна Наири (Урарту). Среди её правителей были и те, кто носил имя Руса. Примерно в 600 году до н.э. эта страна пала под ударами мидийцев. Поэтому её бывшие жители могли превратиться в беженцев и уйти куда-то на запад.   

       Последним правителем Наири был Руса (четвёртый), поэтому беженцев этой страны в лице представителей семьи R1a1a1b1+a1a могли называть русами. В Польше их удельный вес составляет 11,2%. Возможно это и есть искомые варяги-русь или пруссы, как беженцы из Вифинии, о которых писал в своей «Хронике» средневековый историк Лука Давид.  Некоторые правители Вифинии ранее носили имя Прусий. Впоследствии такое же имя на юге Балтийского моря носил и некий Прус, основатель Пруссии (Восточной) и предок Рюрика, варяга-русь.

       Если вторая семья потомков асуров R1a1a1b1+a2a возникла после ухода от Персидского залива не через 1750 лет, а на 750 раньше, то её представителям пришлось и начинать перемещаться гораздо раньше, то есть не в 750 году до н.э., а примерно в 1500 до н.э. И если они тогда же начали своё продвижение из Средней Азии в сторону Европы, то это могли быть, например, племена Срубной археологической культуры или киммерийцы. Они действительно в это же время пришли к северным берегам Чёрного моря откуда-то с востока.

       «Срубная культура – археологическая культура развитого бронзового века (2-я половина 2-го - начало 1-го тыс. до н.э.), распространённая в степной и лесостепной зонах Европейской части СССР. Представлена поселениями, курганными кладбищами, кладами металлических изделий, а также литейных форм и инструментов металлообработки...  Названа по характерным бревенчатым сооружениям в могилах. Срубная культура формировалась в Волжско-Уральском междуречье на основе местного варианта ямной культуры… Распространение Срубной культуры привело к установлению в этот период культурного единообразия от Урала на Востоке до Днепра на Западе, от реки Камы и правых притоков реки Оки на Севере до Азово-Черноморских степей на Юге. Поселения Срубной культуры располагались на берегах рек, на позднем этапе иногда укреплялись валами и рвами. Жилища – полуземлянки или наземные (бревенчатые или каменные). Погребения в индивидуальных могилах под курганами. Большинство находок составляет глиняная посуда. На раннем этапе – плоскодонные сосуды ручной лепки с геометрическим орнаментом, на позднем – простые горшки, орнамент беднее, иногда с наклеенным валиком, в конце Срубной культуры – округлые лощёные сосуды. Орудия, оружие и украшения главным образом бронзовые (проушные топоры, ножи, кинжалы, кельты, втульчатые копья, на позднем этапе – короткие мечи, серпы, клепаные котлы); отдельные украшения из драгоценных металлов. Известны мощные очаги металлообработки Срубной культуры в Волжско-Уральском междуречье и Северо-Западном Причерноморье. В конце Срубной культуры появляются признаки использования железа. Хозяйство племён Срубной ультуры: в степной полосе –  преимущественно скотоводство (в т.ч. кочевое), в лесостепи – земледелие и придомное скотоводство. Объединения племён сыграли значительную роль в формировании исторически известных киммерийцев, а позднее – скифов».

     (Городцев В.А., Результаты археологических исследований в Изюмском уезде Харьковской губернии. 1901 г., в кн.: Тр. XII археологического съезда в Харькове, т. 1, М., 1905; Кривцова-Гракова О.А., Степное Поволжье и Причерноморье в эпоху поздней бронзы, М., 1955 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 46); Мерперт Н.Я., Из древнейшей истории Среднего Поволжья, М., 1958 (Материалы и исследования по археологии СССР, № 61); Сальников К.В., Очерки древней истории Южного Урала, М., 1967. БСЭ)      

      Поэтому представителей вновь образованной семьи R1a1a1b1+a2a можно было бы назвать киммерийцами.  В Польше их удельный вес составляет 4,9%. Как они появились в Польше, точно неизвестно. Но, возможно, это потомки тех самых кимбров (киммерийцев), которые в 516 году приплыли в Восточную Пруссию на плотах с острова Готланд в количестве 40 тысяч человек. Их король Видевут был прямым предком Петра Первого по отцовской линии.


         Асы и ваны

        Братья киммерийцев в лице представителей семьи R1a1a1b1a2+b в Польше не обнаружены. Однако их потомки в лице более молодых семей R1a1a1b1a2+b1,  R1a1a1b1a2+b3a и R1a1a1b1a2+b3c в Польше ныне всё же проживают. Их удельный вес здесь соответственно составляет  0,9%, 4% и 0,7%. Всего 5,6%. При этом семья потомков R1a1a1b1a2+b1 образовалась примерно в 600 году до н.э., семья R1a1a1b1a2+b3a – примерно в 750 году до н.э. и семья R1a1a1b1a2+b3с – примерно в 400 году до н.э.

         Представители первой семьи R1a1a1b1a2+b1 проживают ныне не только в Польше, но и в России, Чехии, Венгрии, Германии, Дании, а также в Турции.

         Представители второй семьи R1a1a1b1a2+b3a тоже проживают в Польше, России, Германии, на Украине, в Беларуси, а также в Норвегии.

         Возможно, в обоих случаях речь идёт о племенах, которых в 1 веке до н.э. вели Один, вождь асов (жителей переименованной Трои), и Ньорд, лучший из ванов. Согласно Северным сагам, они шли из Анатолии в Страну Саксов (Германию) и Скандинавию. Сам Один имел земли в Стране Турок, значит его асы – это, возможно, представители семьи R1a1a1b1a2+b1, которые оставили свои следы в Турции. В таком случае ваны – это, может быть, представители семьи R1a1a1b1a2+b3a. 

         «Братья» ванов или представители третьей семьи R1a1a1b1a2+b3с проживают ныне только в Европе, а именно: в России, Польше, на Украине, в Чехии, Германии, Австрии, Боснии, а также в Италии. Возможно, речь идёт о мазонах (далматах), которые, согласно семейным преданиям, переселились в Польшу из Венетии (Далматии). Произошло это примерно в самом начале VI века н.э.

          Предки ванов

          Если семья R1a1a1b1a2+b3с – это мазоны (далматы), а семья R1a1a1b1a2+b3a – это ваны, то тогда их общими предками могут являться только представители семьи R1a1a1b1a2+b3. Где возникла эта семья, генетикам пока неизвестно. В то же время их братья в лице потомков семьи R1a1a1b1a2+b2 проживают ныне только в Литве, Латвии и в России; а братья в лице потомков семьи R1a1a1b1a2+b1 проживают ныне в Польше, России, Чехии, Венгрии, Германии, Дании, а также в Турции. Следовательно, следы предков далматов и ванов ведут нас всё-таки в Турцию. В таком случае семья R1a1a1b1a2+b3 – это какие-то жители древней Анатолии.

          Родственная им семья балтов R1a1a1b1a2+b2 – это тоже может быть бывшие анатолийцы. Скорее всего, это бывшие пафлагонцы. Ведь имя Палемона носили и первый князь Литвы, и некоторые правители Пафлагонии. Ныне младшие  потомки этой семьи проживают только в Норвегии, Швеции, Дании, Ирландии и Испании. Возможно, это пафлагонцы, превратившиеся в викингов. Семья R1a1a1b1a2+b1 – это, как мы уже отмечали, скорее всего, самые последние троянцы или асы. И всё это потомки семьи R1a1a1b1a2+b – братьев киммерийцев.


         Этруски

         Рассмотрим теперь «братьев» семьи  R1a1a1b1a1а, то есть «братьев» русов. Генетики называют эти семьи  R1a1a1b1а1+b и R1a1a1b1a1+b1. Где возникла старшая семья R1a1a1b1а1+b и где сегодня проживают её представители, пока неизвестно. Потомки второй семьи  R1a1a1b1a1+b1 проживают ныне в Польше (их удельный вес 3,6%), в России, Германии, Великобритании, Беларуси, Литве, Латвии, Швеции, на Украине, в Словакии, Чехии, Венгрии, Болгарии, а также, что весьма интересно, во Франции и Италии.
 
         Эта младшая семья возникла примерно в 250 до н.э. Возможно, здесь речь идёт о потомках этрусков (тусков), большая часть которых после поражения в войне с Римом в 265 году до н.э. скрылась из Италии в неизвестном направлении. Скорее всего, они ушли на север, где в I веке н.э. стал упоминаться город Палтиск (Пултуск).

         Этот город расположен к северу от Варшавы. Уже тогда Палтиск упоминался как город Руссии (Саксон Грамматик. Деяния датчан). Следовательно, в этом городе на севере Польши могли встретиться и русы (или варяги-русь), как потомки семьи R1a1a1b1a+1a, которые и дали название новой стране, и потомки этрусков (тусков), как «племянники» русов, представители семьи R1a1a1b1a1+b1, давшие название новому городу.    


         Предки и братья этрусков

         Если семья R1a1a1b1a1+b1 – это потомки этрусков, то тогда сами этруски, проживавшие на территории Италии до 265 до н.э., могут являться представителями семьи R1a1a1b1a1+b. Где живут представители этой семьи сегодня, генетикам пока неизвестно. Но так и должно быть. Ведь этруски ушли из Италии насовсем, и их мутация изменилась.

        Геродот писал о том, что предки этрусков жили когда-то на территории Лидии. В таком случае семья R1a1a1b1a1b – это те русы, которые после бегства из Наири стали жить в Лидии. В то же время «братья» этрусков в лице потомков семьи R1a1a1b1a1+а проживают ныне в Польше, Германии,  России, Украине, Чехии, Венгрии, Словакии, Литве, Финляндии, Швеции. Возможно, это потомки тех русов, которые не отправились в Италию, как это сделали этруски, а остались на территории Лидии. Впоследствии они могли стать жителями соседней Вифинии. Затем часть вифинцев, как писал Лука Давид, оказалась на юге Балтийского моря рядом с ульмеругами.

        Главный вопрос

        В итоге у нас получился следующий примерный расклад рода R1a по отдельным семьям, потомки которых проживают ныне в Польше:

      (продолжение см. http://proza.ru/2013/05/09/760)