То, что не забывается

Maша Морозова
*Что я скажу твоим домашним,
 Как встану я перед вдовой?*
Из всех военных песен для меня самая близкая – эта. *Бери шинель, пошли домой*.
Так и представляю себе Сухорукову Анну Павловну, свою прабабушку. Страшно подумать, что тогда лет ей было – меньше чем мне сейчас. И на руках – шестеро детей. Один из которых, вероятно, еще даже не умел ходить. Или  только учился ходить.
 Что такое 32 года в 21 веке? Молодая женщина. Все впереди. У многих не то что детей – семей нет. Я в их числе. К сожалению. Но не хотела бы я оказаться в 32 года в 43 году. Когда на руках шестеро детей и похоронка. Любимый муж. Душа в душу. Покрытая мраком романтическая история.
 И мрак, холодный, как скрежет эшелонов, которыми шестеро женщин и один младенец добирались до Москвы, в которой никто их не ждал.
И тень того, кто встал однажды перед вдовой – молодой Анной Павловной, тридцати двух лет от роду, с грудным ребенком на руках…
 Войны шальные дети. Войны несчастные жены. Прадед Павел Иванович, скончавшийся в госпитале от ранения в голову в ноябре 43 года.
Прабабушка Анна прожила почти девяносто лет. И все время плакала 9 мая.
 Дай Бог, чтобы мы всегда могли помнить о том, что выпало нашим родным.
           Страх, отвращение и боль. Они генетически укоренились в нас – может быть, залпы зениток, гул самолетов и шелест танковых гусениц нам передались по наследству, как, например, диабет?
           Человек на фото, об руку с невестой – австриец. Чинная молодая пара, начало сороковых. Ретро-фото, заботливо сохраненное наследниками. И – свастика. Символ трагедии моих родных. Печать беды.
           Мне стало нехорошо. Страшно. Прабабушка Анна и шесть детей. Прабабушка Ефросинья, ночевавшая в Москве на заводе. *Дни и ночи у мартеновских печей* - это про прабабушку Ефросинью. Это они словно вскрикнули во мне, это их слезы откликнулись через столько лет.
        Ужасное ощущение. Через столько лет. В мирное время.
***
       Дай, Господи, нам таких же сил, терпения и веры, которая была у тех тридцатилетних.
       А им – здоровья, живущим поныне, и царствия небесного, уже от нас ушедшим.
       Мы помним Вас, и восхищаемся вами.