Лесная царевна или сказка о том, как узреть Бога

Светлана Жукова 4
     С детства не любила, наверное потому что не могла понять, сказку: "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что".

     Но когда посмотрела фильм "Лесная царевна", который вышел на экраны в 2005-м году (производство ЗАО "Ракурс", сценарист - Теймураз Эсадзе), то просто обалдела! Это сказка о том, как за свою жизнь человеческую не пасть, совершенство Отца отвергнув, а совершенство Отца отвергнув, найти Его и соединиться с Ним! Это - сказка о том, как при жизни увидеть и услышать того, кого люди называют "Бог" и, получив от Него знания и силу Творца, усовершенствовать Мир. 

     Не удивляйтесь, сказка именно об этом. Хоть рассказана она "эзоповым", (в данном случае, сказочным языком).

     О чем же сказка "Лесная царевна"?

     А сказка о том, как было у царя три сына. Двое умных, а один - дурак. Ну, знамо дело, как в сказках водится! И все бы - ничего, дурак и дурак - младший брат Иван! Какое умным старшим братьям до дурака дело? Если они - умные!
     Ан - нет! Было старшим братьям до дурака - Ивана дело. Ещё какое большое было им до Иванушки дело! Ведь любил Царь-Батюшка младшенького больше всех!

     А братья-то были завистливые!

     Никто из завистников никогда не признается, даже самому себе, что он - завистник.

     Почему? Да потому, что он не сознает, что завидует.

     Он видит, что в нем - масса достоинств: и умный он, и умелый, и беседу поддержать умеет, и цену знает всему на свете, и людям и себе, и в сказки не верит...

     А что тот, кому он завидует? Ну, он-то не думает, что завидует. Просто его раздражает наивная вера человека в благость Бога и людей, стремление этого человека служить Отечеству, любовь его к Родине, отсутствие в нем таких черт характера, как откровенное отрицание своей стихийной связи с народом той страны, в которой он родился, отношения к этому народу "свысока", по причине высокого положения, или достигнутого, или полученного при рождении.

     Тот, кто завидует, обязательно найдет причину унизить, оскорбить, обидеть того, кому он завидует.

     Тот, кто не завидует, не будет этого делать никогда.

     Почему? Да потому, что ему не чужды сострадание и сорадование - чувства, научиться испытывать которые и есть - сделать первый шаг на пути к тому, чтобы "узреть" Бога!      

     Ах, какое сильное чувство сострадания умеет испытывать Иван-царевич! Ведь, даже горлинку лесную он пожалел, когда подстрелил! Пожалел тварь Божью, забрал во дворец, чтобы вылечить, а это и не горлинка вовсе оказалась, а Лесная Царевна - Марья!

     И полюбила Марья Ивана...  за его доброту...

     Никогда не понять завистнику того, "за что" женщина любит мужчину. Нет, не горделивой любовью, не любовью-поглощением, а той любовью, которая есть - Свет!

     Никогда не сможет Завистник понять, как можно любить "дурака"? И всегда будет завидовать этой любви! Потому, если нашлась женщина с чистой душой, которая и сама сострадать умеет, то полюбит она любовью, которая не предаст. А кто не желает такой любви?

     Вот, и полюбила Лесная Царевна - Марья такой любовью, любовью - Свет, Ивана-Царевича...

     "тут и защемила Ивановых братьев черная зависть"

     Да и как тут не "защемить", когда дураку "такая красота достается"!

     А по мнению Завистника, несправедливость - это, когда кто-то что-то получает незаслуженно! Ведь, по мнению Завистника, блага жизни заслуживает получить именно он, и никто другой! И уверен он, что именно он и только он их и заслужил. А что мог заслужить своим "богомольством" юродивый - Иван? Только наказание и изгнание.  Вот такое искажение мировосприятия...

     А Иван-Царевич не просто - богомолец. Он верит искренне.
     ИВАН: "Всяк молится, да не всяк верит"!

     И всегда находится "Иуда", который за "тридцать серебреников" сделает всю "грязную работу" за завистника. Ведь завистник никогда и никому не покажет своего истинного лица!

     В сказке "Лесная Царевна" этот "Иуда" - Царский Советник. Сказано было ему: "Придумай, как извести Ивана! Придумаешь - награда, не придумаешь - смерть". И Царский советник придумал. Не сам, конечно. Пришлось ему обратиться за помощью к черту.
         
     Почему герой, который назвал себя "Кабацкая Теребень" - черт?

     А достаточно увидеть, как Кабацкая Теребень появляется в фильме, чтобы понять это.
     1. Царский Советник идет в кабак и там, удрученный безвыходностью своего положения - "или погуби безвинного, или погибнешь сам", уединяется в отдельном помещении, вероятно, ожидая выпивки и закуски.
     2. Там он приходит к решению, что сам он гибнуть не хочет, это называется "своя рубашка - ближе к телу", что означает, придется ему Ивана-Царевича погубить.
     3. Тут и появляется прямо из воздуха Кабацкая Теребень!

     Классическое появление черта!

     Вы скажете, что - сказка! В жизни черти из воздуха не материализуются!

     А черту и не надо материализоваться. Черт - это темня половина нашей собственной души! Кто скажет, что Тьмы в его душе нет, либо - слеп на оба глаза, либо обладает непомерной гордыней...

     И вот это: "своя рубашка - ближе к телу" в данной ситуации - и есть голос той самой части нашей души, в которой живет черт. Оттуда он периодически и "выпрыгивает", соблазняя нас на дела, которые являются гибельными для нашей души...

     Странно звучит, когда говорят, что убеждение человека в том, что - "своя рубашка - ближе к телу" приводит его к гибели собственной души!

     И разве это - не естественно: вперед заботиться о своем благополучии, а потом уже - о благополучии ближнего?!

     Нет. Для того, кто идет по жизни, неустанно совершенствуясь в добре. Ибо, только тот, кто - чист сердцем, только тот узрит Бога!

     Что значит "чист сердцем"?

     Это тот, кто - не лжет. У кого слова не расходятся с делом. Такой человек не стремиться ничего изобразить. Он просто живет и совершает именно те поступки о которых он говорил, что они - правильные.

     А если человек верует в Бога, то по Заповедям он и живет. А Господь завещал: "возлюби ближнего своего, как самого себя". Это значит, что нельзя, невозможно, даже под страхом смерти, сделать подлость ближнему, обмануть его и при помощи обмана сгубить!

     Вот как конкретно и бескомпромиссно надо относиться к Заповедям Господним.

     Трудно? А кто сказал, что это - легко? Спасителю тоже легко не было...

     Но именно тот, кто подлости не совершит, даже под страхом смерти, тот Бога и узрит. Да, именно увидит, услышит и почувствует. Полностью осознает Его бытие. Именно об этом сказка "Лесная царевна"...   

     А Царский Советник? А у него все - проще. У него даже и совесть не болит. "Как бы словчить, да погубить Ивана"? Вот, что его волнует! И даже не по злобе. А для того, чтобы прибыль получить. Ясное дело, "тридцать серебреников". История все время повторяется...

     Не продавали вас еще за "серебреники"?. Вам пока, значит, везло...

     Дал Кабацкая Теребень Царскому Советнику волшебный Алтын. Подбросил Царский Советник Алтын Воеводе. Воевода Алтын поднял, да вместе с войском царским под землю-то и провалился!

     Осталось государство без войска. Что делать? Посоветовал Царский Советник послать Ивана за Котом-Баюном, страшной силы животное, царь Ивана и послал...

     Встретился Ивану на пути Первый Встречный, который и есть - сам Сатана! Ибо, тот, кто идет к Богу, всегда идет по пути, на котором сначала встречает Сатану...

     И вправду, "Богу молись, а черта не гневи", так говорит Иван. Ибо в этот момент он постигает истину: погрязший в грехе будет наказан. И тут же до него доходит ещё одна истина: Сатана не может нарушить запрет Бога: над безгрешным у Сатаны власти нет. Это означает, что Сатана - одна из тех сил, которые состоят на службе у Бога. Понимание приносит страдание Ивану. Но и - надежду: "Первый Встречный Ваньку не обидит".

     И добывает Иван Кота-Баюна...

     О чем говорит зрителю этот эпизод? Он говорит о том, что в первую очередь на пути к тому, чтобы "узреть" Бога, необходимо понять, что у Бога есть темная сторона - Первый Встречный. Каждый, кто идет по этому пути, встречает сначала его.

     Что нужно делать, чтобы эту встречу пережить? Всего лишь - соблюдать правила (жить по Заповедям Господним). А это значит - жить так, чтобы не идти на поводу у своих не благих желаний, источник которых - наша собственная темная сторона.

     Но сказка сказкой, а кто же это "Первый Встречный" в нашей обычной, человеческой, не сказочной жизни?

     Ответ прост: это - соблазны и искушения материальной жизни, которые совесть человеческую безжалостно испытывают каждый день, каждый час и даже каждую минуту!

     Это - очень трудно: ни в чем не словчить, не обмануть, не отказаться и в малом от своих убеждений, из страха или ища выгоду, не попытаться "выйти сухим из воды", когда провинился, и т. д.

     Но если человек это может, изо дня в день, из года в год, из десятилетия в десятилетие, то он  успешно разгадывает загадки "Первого Встречного", побеждает в сражении с тьмой собственной души и учится той простой истине, что каждый "сеятель" пожинает лишь то, что сам посеял. (Никто не может искупить или простить чужой грех. На самом деле даже Сам Бог не может простить человека, если не простил человек себя сам).

     "Первый Встречный" - это только первый шаг на пути к тому, чтобы узреть Бога. Но пока не разгадаешь честно все его загадки, дальше не продвинешься. Ибо обмануть можно окружающих, но не самого себя. И не Первого Встречного...

     "Иван-то с делом справился, а братьев пуще прежнего жаба гложет!"

     И Царский Советник - на месте! И Кабацкая Теребень (черт) - не спит!

     КАБАЦКАЯ ТЕРЕБЕНЬ: "...и, ведь - дурень! Ему бы - на печи, с клопами золу пересыпать! А ведь - туда же! Ну, ничего. Мы ему другую работенку сыщем".

     Черти, они - всегда так: ни за что не отстанут, пока не отдадут Тьме человеческую душу. Особенно, если душа эта совершенствуется в добре, что значит, идет к Просветлению. Это потому, что Тьма болезненно любит Свет любовью-поглощением, и желает его со страстью, но только для одной цели - чтобы погасить. Никогда не может успокоится...

     Спасение от черта одно - Бог.

     И выдумал Кабацкая Теребень работенку для Ивана: Дал он Царскому Советнику волшебную иголку, Царь-Батюшка укололся и - заболел!

     Худо Царю, а Советник - тут как тут!
     Есть, говорит, Яблонька. Растут на Яблоньке Молодильные яблочки. Возвращают они молодость и от любой хвори избавляют.

     Кого за Молодильными послать? Ясное дело, кого - Ивана!
     Кого ж ещё?

     Сколько человеку приходится в жизни проходить испытаний, но самое важное то, которое называется: "богообман".

     Проще говоря, испытание это можно охарактеризовать так: мне очень нужно что-то сделать (хочется или должен), но это - стыдно. Но это не было бы так стыдно, если бы я точно знал, что никто моего поступка не увидит и ничего не узнает о нем!

     В нашей жизни Бог явно не присутствует. Мы Его не видим, не слышим, не можем осязать. Мы Его только чувствуем подсознательно. Что Он - рядом. Да и то - не всегда. Поэтому часто совершаем поступки, за которые нам самим в глубине души стыдно. Но мы делаем их тайком от всех. А Бог? Возможно, Он - спит. Или Его совсем нет...

     Главный Герой сказки "Лесная царевна" - Иван-Царевич не потому разбудил девиц-поленниц, что - глуп. Ведь, сказали ему: "не буди девиц, рви яблоки, пока они спят"! А потому разбудил он девиц-поленниц, что "не пристало царскому сыну воровать"!

     Вот в чем дело! В чувстве собственного достоинства!

     И, ведь - не гордыня это! Это - именно чувство собственного достоинства! Потому что человек, у которого сильно это чувство, никогда не будет воровать, обманывать, использовать лесть или унижаться! Когда ему что-то нужно, он скажет об этом прямо, а там - будь что будет. Он не будет воровать, пока "Бог спит" потому, что осознал свое "богоподобие" (что создан он по образу и подобию), и поэтому, воруя и унижаясь, он бы сделал вором и унизил не только себя, но и Бога. Вот и - все...

     Итак: второй шаг на пути к тому, чтобы узреть Бога - осознать себя подобным Ему. (Это - акт веры)... 

     Принес Иван батюшке Молодильное яблочко. Наградила его за то, что он не - не вор, Синеглазка. А батюшке теперь Ивану пол-царства отдавать жалко!

     А братья все от зависти сохнут!

     А Царский советник и Кабацкая Теребень - наготове!

     Дал Кабацкая Теребень Царскому Советнику "дурацкого" табаку, царь нанюхался и послал Ивана "туда не знаю куда, принести то, не знаю что"! Ну, вроде как - испытание. Принесет, значит - достоин стать наследником и всего царства, не принесет, и половины ему будет много!

     Пойти туда, не знаю, куда. Принести то, не знаю, что... Что это может означать?

     Да, ведь, это и означает "узреть" Бога, услышать Его, осознать Его бытие и свою собственную с Ним связь!

     Почему? Да потому, что Бог - "не знаю, что". И потому, что Бог - "не знаю, где". Фактически, Царь послал Ивана за Богом. Иван именно за Ним и пошел. Только, не сразу это понял...

     И даже Баба Яга не сразу поняла, кого Ивану-Царевичу нужно.

     А, как поняла, убила его и съела. Потому что в этой сказке Яга олицетворяет смерть. И потому, что Бога глаз смертного человека не видит, хоть Он и рядом с человеком - всю его жизнь.

     Очень большой заложен смысл, причем двойной, в истории встречи Ивана-Царевича с Бабой Ягой. Узнала она рушник, что Марья дала Ивану в дорогу и дала Ивану совет: "будешь через Реку переправляться, рушник береги пуще глаза! Без него тебе через реку не переправится"!

     Удивительная сказка! Я практически нигде не видела, чтобы так органично была переплетена в фильме мифология древняя славянская и - христианская!

     Что это за река? Смородинка, конечно. Река смерти. Ну, как древнегреческий Стикс.

     Не сможет Иван через неё переправится, тяжелы если его грехи. Если - злой он человек, то лодка опрокинется и попадет он прямиком в Пекло (славянский ад). Но у него - волшебный Марьин рушник! Этот рушник - любовь Марьи. А ведь известно, что если человека кто-то любит, Бог многое ему может простить! Ибо любовь человеческая грехи возлюбленного высветяет, ибо прощает их любящий от всего сердца, а добрые его дела освещает, чтобы были видны всем. Проще говоря, "снимает" часть грехов с человека или - "облегчает" их.

     Знает Яга, что каждый человек - грешен. И поэтому дает ему совет не расставаться с рушником. В данной сказке рушник - Иванов "бонус", который гарантирует, что лодка не перевернется.

     Правит таинственный Антип лодкой - переправляет Ивана через реку, которая разделяет Тот Свет и Этот...

     А мертвые из Пекла (со дна реки) взывают к Ивану: "Помоги нам - брось нам Марьин рушник"!

     Это - последнее,третье испытание на пути к тому, чтобы увидеть, услышать и почувствовать Бога, чтобы полностью осознать Его бытие. Ибо предупреждает Антип, а не поверить ему в этой ситуации невозможно: "Не отдавай им рушник! Им не поможешь и сам пропадешь"!

     А что же Иван-Царевич?

     А Иван-Цареви бросает в реку Марьин рушник...

     По сути, он делает абсолютно то же, что сделал для людей Спаситель - жертвует своей жизнью ради спасения тех, кто страдает! И это деяние - внутренний выбор души, который человека приводит, должен привести в Христианскую церковь. Ибо то, что авторы и создатели фильма "Лесная царевна" показывают дальше, есть обряд Крещения именно Христианской Церкви, а то что дальше - дальнейшая жизнь человеческая, уже во Христе. Ибо человек полностью меняется,когда становится христианином. Он умирает и рождается вновь. Это и показывается в сказке, когда Иван оказывается в гробу. Он умер, и должен родиться вновь.

     Смысл обряда Крещения в чем? В том, что человек отказывается от темной стороны своей души и идет по жизни путем совершенствования в добре. В Христианстве отказ от тьмы собственной души знаменуется принятием Дара Спасителя - способности человека к самоотверженной жертве ради других людей! И именно это - счастье других, не тебя самого, для христианина - образ жизни! Такая уж религия...

     Спаситель смог это сделать. Смысл Христианства в том, что только тот, кто способен уподобится Спасителю, тот и будет спасен. И никак иначе спастись от тьмы собственной души невозможно! А если этого не сделать за жизнь, то посмертный путь будет плачевен...

     Тут даже о Христе знать не обязательно. Если ты спасаешь кого-то будучи уверен в том, что цена твоего поступка - смерть, ты - христианин и, значит, будешь спасен. Ты - овца стада Христова и ни за что не попадешься на зуб "волчьей стае" - скопищу собственных пороков, а в посмертии - почищу демонов. Ибо Христос прошел по этому Пути, а ты этот Путь тоже нашел.

     Тут все дело - в искренности душевного порыва. Этому нельзя научить. Этого не сделаешь из корысти, как бы ни был уверен в том, что за свой поступок получишь награду на Небесах! Это - выбор сердца. И делается он всегда свободно и по зову души. Кто для тебя важнее, ты сам, или твой ближний? Если - ближний, ты любишь так, как любит Христос, отдавая. Все - просто.

     На самом деле истинных христиан на земле не так много, как кажется. Ибо "всяк молится, да не всяк верит".

     Но это выбор, выбор "самоотречения" (так я его назвала, а точнее было бы сказать, что это выбор "отречение от себялюбия и изменение вектора направленности любви с любви-поглощения, эгоистической любви, на любовь-отдачу, христианской любви), сделать неимоверно трудно! Потому что для этого надо уподобится Спасителю, который показал человечеству один из путей к избавлению от тьмы в себе. Этот путь - путь самопожертвования. Разве может он быть легким?

     ОТСТУПЛЕНИЕ: поэтому нет совершенно никакого смысла проводить обряд крещения над младенцем. Ни Бог, ни священник не может избавить человека от темной стороны его души. Это человек может сделать только сам, когда выберет путь самопожертвования ради другого. Младенец этого не может. Пока не станет взрослым...

     В сказке "Лесная царевна" очень хорошо показаны последствия (награда) выбора Самоотречения: Иван-Царевич, от страданий людей избавляя, думал, что идет на смерть. А пришел Иван-Царевич к Богу, который его наградил. Оказался Иван-Царевич на берегу Молочной Реки (славянский Рай) и узрел Бога!

     Что значит "узрел"? Он увидел Его, услышал и почувствовал. Мир, который увидел Иван - страна Создателя. Пляшущий мужик - Бог. Дети - ангелы.

     В фильме показана одна неизвестная ранее человечеству истина. Об этой истине впервые сказал Д. Андреев, а теперь о ней все время говорю я. Она гласит: монада человеческая (неделимая, созданная Богом душевная "единица") создает ототрод для жизни в материи. Для приобретения нового опыта и собственного просветления. После жизни, если монаде нужен приобретенный ототродом опыт, она соединяется с ним. Для человека (ототрода) это соединение и есть - обретение бессмертия. Очень наглядно в фильме показано это соединение.

     После того, как Иван увидел, услышал и почувствовал Бога, что значит, полностью осознал Его бытие, Бог остался с ним навсегда.

     Не думайте, что слова мои о том, что в реальной жизни это возможно - увидеть, услышать и почувствовать Бога, начать с ним полноценное общение - метафора и не более. Тот, кто уже сам сделал выбор Самоотречения, меня поймет. Ибо он с Богом общается. И это общение - его личная тайна, о которой другим не поведаешь, ибо никто не поверит. Но такая тайна есть у всех, сделавших этот выбор. У каждого это общение с Богом - индивидуально. И рассказывать об этом никто не собирается. Так как чужой опыт - ничто. Каждому нужен только свой. Потому что каждый - сам строитель своей жизни...

     А если с тобой - Бог, то ты уже не ошибешься. Тебе не нужно будет больше метаться вслепую. Тебя будет кому направлять и спасать. Только не затыкай уши!

     Тот, кто узрел Бога, никогда не будет страдать от одиночества. Ибо тот, кто Спасителя другом имеет, никогда не выберет царство, а выберет царевну!  И сумеет стать по-настоящему счастливым. Так как Спаситель научит его отличать настоящее счастье от подделки.