Рецензия на повесть А. П. Чехова Степь

Братья Бирт
                (История одной поездки)               

              Повесть написана А.П. Чеховым в 1888 году,  сто двадцать пять лет назад. Это совсем другая эпоха, совсем другая страна. Это совсем другие люди, совсем другая обстановка. Для человеческой жизни непомерно большой отрезок во времени. И это ощущается в каждой строке. И только удивительные описания природы и  обыкновенных человеческих отношений вдруг заставляют задуматься, что   вот они то и есть вечные ценности нашей обыденной жизни.
               Женщина послала своего мальчика Егорушку на учёбу в город с Иваном Ивановичем и настоятелем Христофором. Им по пути, они как раз собрались продавать шерсть. Путь неблизкий, и Егорушке приходится ехать на бричке, а потом и на телеге, гружёной шерстью. «Мальчик всматривался  в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла всё позади». Проезжая мимо кладбища Егорушка вспомнил свою бабушку: « До своей смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики, посыпанные маком, теперь же она спит, спит …»   Как удивительно построено предложение.  Это мысли мальчика, а потому  и кажутся они такими наивными и простыми. В этом и есть красота их изложения писателем.
                Они едут по степи под палящим солнцем, делают остановки, чтобы лошади передохнули, сами отдыхают. Автор смотрит на окружающую действительность глазами Егорушки. Вот оно, красочное образное описание летней степной жары: «Где-то не близко пела женщина, а где именно и в какой стороне трудно было понять. Песня тихая, тягучая и заунывная, похожая на плач и едва уловимая слухом, слышалась, то справа, то слева, то сверху, то  из - под земли, точно над степью носился невидимый дух и пел. Егорушка оглядывался и не понимал, откуда эта странная песня, потом же, когда он прислушался, ему стало казаться, что это пела трава; в своей песне она, полумёртвая,  уже погибшая, без слов, но жалобно и искренне убеждала кого-то, что она ни в чём не виновата, что солнце выжгло её понапрасну, она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она ещё молода и была бы красивой, если бы не зной и  не засуха; вины не было, но она всё-таки просила у кого-то прощения и  клялась, что ей невыносимо больно, грустно и жалко себя…»   А в наше время, по-моему, нигде и не услышишь, чтобы вот так слышалось пение. Если и поют, то только по радио, да и то гремят  из проезжающей мимо машины.   
                Особую прелесть в повести  вызывают описания человеческих взаимоотношений. Это тоже тема вечная. Пусть здесь  другие «декорации», но сами диалоги очень тонко подмечены писателем, а потому и составляют ценность этого произведения. Вот, например разговор на постоялом дворе, где хозяин  встречает гостей. «Иван Иваныч и отец Христофор приехали! – сказал Соломону Мойсей Мойсеич таким тоном, как будто боялся, что тот ему не поверит. – Ай вай, удивительное дело, такие хорошие люди взяли да приехали! Ну, бери, Соломон, вещи! Пожалуйте, дорогие гости!... Некогда, некогда…Извините Мойсей Мойсеич, в другой раз как-нибудь, а теперь не время. Посидим четверть часика и поедем…– Четверть часика! -  взвизгнул Мойсей Мойсеич. – Да побойтесь вы бога, Иван Иваныч! Вы меня заставите, чтоб я ваши шапки спрятал и запер на замок дверь. Вы хоть закусите и  чаю покушайте». 
                Богатый Варлаамов хозяин в этих местах. Его все знают и побаиваются. Вот что говорит о нём Соломон: «Я ещё не настолько дурак, чтобы равнять себя с Варламовым, - ответил Соломон, насмешливо оглядывая своих собеседников. – Варламов хоть и русский, но в душе он жид пархатый;  вся жизнь у него в деньгах и наживе …».  Как ни странно, но Варламов  оказывается картавит. «Пантелей поклонился  Варламову; тот заметил это и, не отрывая глаз от бумажек, сказал картавя – Здгаствуй стагик!»
                Светлый и счастливый человек – это тридцатилетний  Константин, влюблённый в свою молодую жену. Он ходит по степи от того, что скучает без жены. Она  уехала на день к своим  родным, а он не знает, чем заняться без неё.  «Полюбил, братцы, и очумел… Не сплю, не ем, в голове такие мысли и такой дурман, что не приведи господи! Он рассказал всем, как он добился её расположения: «Гляжу она с парубками около речки… взяло меня зло… Отозвал её в сторонку и, может, с целый час ей разные слова… Полюбила! Три года не любила, а за слова полюбила!»
                Наверное,  у каждого бывает такой момент, когда вдруг из привычного родного дома попадаешь в совершенно незнакомое, чужое, непонятное. Это называется ещё крутым поворотом  судьбы.  А для ребёнка это тем более  всё воспринимается остро и с широко раскрытыми глазами. Поэтому Чехов и выбрал своим героем мальчика Егорушку, чтобы ярко показать все краски степной жизни через его восприятие. Вот как описывается гроза  в  степи: Вдруг над самой головой его со страшным оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыпятся обломки … Раньше молнии были только страшны, при таком же громе они представлялись зловещими. Их колдовской свет проникал сквозь закрытые веки и холодом разливался по всему телу. Что сделать, чтобы не видеть их?» 
                Чувствуется, что время более, чем столетней давности. Люди не забывают упоминать Бога. Он всегда рядом с ними. Они знают это и часто обращаются к Нему. Егорушка простыл, и отец Христофор говорит ему: «Да, голова горячая… Это ты, должно быть, простудился… Ты Бога призывай». Или: «Бог милости прислал! Ну, как здоровье».
                Как здорово передан переход от одной привычной жизни к новой ещё неизведанной. Мальчик мечется, а привычная жизнь тает прямо на глазах. Вот уже и остались только двое этих стариков, которые привезли его к тётке. «Егорушка почувствовал, что с этими людьми для него исчезло навсегда, как дым, всё то, что до сих пор было пережито; он опустился на лавочку и горькими слезами приветствовал новую неведомую жизнь которая теперь начиналась для него… Какова то будет эта жизнь?»
               На этом вопросительном предложении и заканчивается повесть Антона Павловича. И у нас также бывает такой момент, когда приезжаешь на новое место и не знаешь, как оно там будет? Правильно ли сделали, что сюда приехали? А может, вовсе и ничего не надо было делать? Одному Богу известно, что и как будет с нами!

Май 2013г.