3 из новой книги

Павел Краснощеков
3 Из новой книги П.Краснощекова

                ВОЛГА В ПОСЛЕВОЕННОМ ДЕТСТВЕ
   Начиная с пяти-шести лет, их ватага переносит свои игры с Васькиного озера на Волгу. Как только начинается тепло, на песке у Волги полно ребят, начиная с дошкольного, школьного возраста и старшеклассников.
- Утоните – домой не приходите, - строго наказывали своим детям занятые на работе их мамы.

   Пляж южнее пристани никогда днём не был пуст, просто одни ребята сменялись другими, уходила одна ватага ребят, а на смену ей приходила другая. Но были и такие, которые пропадали на пляже целые дни, в их числе была ватага с улиц Советская и Московская. Какая прелесть этот пляж! Чистый промытый горячий волжский песок, заживляющий детские раны, проточная волжская вода, смывающая всякую усталость организма. Можно целый день купаться и не надоест, только голод и  ответственность за порученные дома дела заставляют ребят покидать пляж.
 
   Развлечением было встречать и провожать у пристани пароходы, местные двухпалубные, скорые трёхпалубные и туристические трёхпалубные с отдыхающими пассажирами. Интересно было наблюдать за отдыхающими с теплохода, на теплоходе играла музыка, мужчины в пижамах, женщины в легких платьях, в широкополых шляпах сходили на берег и покупали у быковчан разные продукты: вяленую рыбу, арбузы и дыни. Они долго приценивались и, сбавив цену, гордо несли на теплоход.
 
   Запомнился случай, когда одна группа людей с туристического теплохода прошло мимо базара на наш пляж и в платочки набирали волжский песок. Долго затем молча стояли, вглядываясь в спокойную Волгу, туда, где за синим базаром южнее Быково затонул в войну разбомблённый фашистами пароход «Александр Невский», что-то шепча и постоянно крестясь, видимо поминая в молитвах погибшего отца, мужа или сына.

   Но этот пляж был не единственным в Быково, севернее пристани был второй пляж, но там не разрешали купаться детворе, было слишком опасно, берег круто уходил под воду, и быстрое течение затягивало купающихся под пристань. На этом пляже уже было несколько несчастных случаев, поэтому родители строго-настрого запрещали там купаться детворе, да и взрослые ребята прогоняли их оттуда.   

   Быстро шло время, ребята подрастали и уже они прыгали с пристани, а пацаны умудрялись прыгать даже с крыши пристани, но это было в отсутствии капитана пристани. А самые отчаянные ребята и даже отдельные девчата ныряли с уже отошедшего теплохода, это было верхом мастерства, смелости и решительности ныряльщика.
                *         *         *

                ВЕЧЕРНИЕ РАССКАЗЫ-СТРАШИЛКИ
   По вечерам, когда их родители выходили отдохнуть после дневной жары у двора на лавочке, дети тоже собирались по близости на своей лавочке. Взрослые играли в лото, грызли семечки, делились новостями, дети играли в брехучий телефон, рассказывали сказки, особенно выделялся Володя Захаров. Он был прирождённым рассказчиком, откуда он брал свои рассказы неизвестно, но спустя годы, когда будет прочитана гоголевская повесть «Вий» им уже не будет так страшно.

   Каждый раз, каждый вечер его рассказ был с новым сюжетом. То это был чемоданчик незнакомого заезжего постояльца - мужчины, по ночам из которого вылетала злодейская рука и душила всех спящих в доме. В другой раз это была чёрная кошка, превращающаяся в ведьму. Интересно, но его рассказы-страшилки никогда не повторялись. После его очередного рассказа ребятам было страшно самим возвращаться домой, девчонки просили своих мам, бабушек забрать их домой.
                *         *         *

                СЛУЧАИ ИЗ ДЕРЕВЕНСКОГО ДЕТСТВА
   В один из дней Маечка решила принести своим новым детским ведёрком из колодца воды. Колодец стоял на улице в метрах 100-150 от дома бабушки Насти. В помощь взяла маленькую Люсю. Прицепили к цепи на барабане ведерко и осторожно опустили в колодец, также осторожно вытащили ведёрко с водой. Отнесли воду домой, получилось неплохо, но мало воды в детском ведёрке, решила взять большое ведро. По пути к колодцу присоединились подруги Карповы Валя и Лида, Бугаёва Надя. Опускалось ведро в колодец легко, а вот вытаскивать было тяжело. Сначала от рукоятки отошла одна девчонка за ней вторая, в конце концов, осталась одна Маечка. Ей бросать никак нельзя, за ведро отвечать ей перед бабушкой Настей. Вдруг рукоятка выскользнула из детских рук и стала вращаться в обратную сторону и бить по рукам, по лицу Маечку. Проходящая мимо старшеклассница Тоня Новикова оттолкнула Майю от вращающей ручки барабана. Её лицо уже было залито кровью, повели к бабе Насте. Та, всплеснув руками, стала останавливать кровь примочками керосина – народным и доступным средством. Всё приговаривала:
- Горе ты наше, что же мы скажем маме, когда она приедет?
У крестьянских детей раны зарастают быстро, но нос так и остался с небольшой горбинкой – на память из военного детства.
                *         *         *
   
   Это случилось уже после войны. С войны пришёл дедушка Фёдор, у него и до войны была лошадь, и после войны он купил лошадь с повозкой. Он часто брал Маечку с собой в поездки, а сейчас почему-то Тоня пригорнула к себе Маечку и Люсю, стараясь отвлечь их внимание от сборов дедушки и бабушки. Когда телега тронулась, Маечка поняла Тонин коварный замысел – её не брали с собой дедушка с бабушкой.  Она вдруг вырвалась из Тониных рук и побежала догонять уезжающих. Догнала повозку и повисла на левой стороне, а взрослые сидели и не заметили нового пассажира. Дед Фёдор хлестнул коня, а Майя не удержалась и упала прямо под заднее колесо. Снова крик, шум, повезли Маечку к бабе Насте лечить оторванное ухо, опять керосином, опять народным средством. Снова всё зажило.
                *         *        *

   За военные годы ребята и девчата сдружились, а их родители всячески поощряли их дружбу, приглашали всю ватагу в гости, всегда угощали всем, чем были богаты. Захаровы, чей отец был лесником в Тулупном лесу, их мать всегда угощала ягодами, солёными грибами, баба Настя угощала пирогами со щавелём, словом все родители старались чем-то  ребят порадовать. Ребята тоже не отставали от родителей, Володя Захаров ловил сусликов и приносил соседям – бабе Насте разделанные тушки сусликов. Она их тушила и угощала ребят. Объедение!

   Не удивительно, что в своей ватаге они были, как одна семья.
                *        *        *

                ДЕТСКАЯ ШКОЛА
- Хотите, я вас научу считать, читать и писать? – однажды предложила вечером на посиделках ребятам старшеклассница Тоня Новикова.
- Хотим, был дружный ответ, - им всем тогда было 5-6 лет, и так хотелось самим читать и писать.
- Тогда давайте играть в школу, но учиться будете по-настоящему.

   С этого вечера ребята по полчаса начали учить буквы, затем складывать их в слова. Первое слово, что сложили ребята, было, естественно, МАМА. Первым предложением было МАМА МЫЛА РАМУ.

   Вторые полчаса занимались счётом. Даже маленькая Люся знала буквы и числа. Но чтение ей давалось тяжелее, чем счёт, в счете она была не хуже других. Счет до десяти знали уже почти все ребята, труднее было со счётом до ста.
К шести годам все ребята умели уже читать, считать и писать.
                *        *        *

Продолжение в 4