Маленькие штрихи моей большой жизни

Галина Зеленкина
     1 Детство   
   11 июля 1947 года в 22 часа по московскому времени с криком «Ура!»
Я, Зеленкина Галина Николаевна,  появилась на свет в городе-герое Бресте в весьма приличной по тем временам медсанчасти. Долго не залежалась в казенной колыбельке, через три дня выписали домой маменьку  мою Полину Философьевну Скворцову и меня, безымянную черноволосую девочку весом 3кг 300 граммов. Отец мой,  Скворцов Николай Андреевич, приехал за нами на машине начальника штаба энской воинской части, в которой он проходил службу в чине капитана. Назвали меня Галиной.  Это имя мне больше подходит и вполне меня устраивает.
В 9 месяцев я уже твердо стояла на ногах и даже передвигалась  на своих двоих,  держась за руку матери или отца. С двух лет  я - бессменный вожак банды сорванцов, совершавшей набеги на колхозные поля и сады. Брали овощей и фруктов  столько, сколько могли съесть за раз и поэтому значительного ущерба урожаю не наносили.  Когда мне исполнилось 4 года, отец принес  разрезную азбуку. Читать я научилась сама, как говорится, мимоходом, мимолетом. По соседству жил мальчик Петя, старше меня на 6 лет. Он мне подарил школьные учебники, и я их  читала. Других книг, кроме 3-х томного издания сказок Афанасьева на украинском языке, в доме не было. Поэтому, когда я в 1954 году пошла в школу, то до третьего класса интереса к учебе не проявляла. С третьего класса  обязательными предметами стали  белорусская мова и немецкий  язык. Они  вызывали  у меня только любопытство. Не скажу, чтобы мне доставляло удовольствие коверкать язык, но это была обязанность, от которой нельзя было отлынивать.
2 Детство
 Когда в 1956 году проводилось сокращение численности  вооруженных сил СССР, отец попал под сокращение, не дослужив 4-х месяцев до пенсии. Сейчас-то понимаешь, что после войны страна экономила даже на своих защитниках ( четыре ордена Красной Звезды не за красивые глазки дают). После демобилизации отец получил назначение в конструкторский отдел  на Александровский завод по производству теле и радиоаппаратуры. Город Александров Владимирской области расположен в 110 км от Москвы (с Ярославского вокзала ходит электричка Москва-Александров). На 10 км ближе к Москве находится городок Струнино, где, до получения жилья по месту работы отца, мы жили в родовом поместье Скворцовых ( так шутя называла маменька большой деревянный дом с садом и огородом на Струнинской горке). 3-ий класс я окончила в Струнино,  а 4,5 и 6 в городе Александрове, где мы жили в съёмной квартире. В конце концов, матери надоела кочевая жизнь из квартиры в квартиру и она, взяв меня с сестрой за руки, с двумя чемоданами села в поезд «Москва- Тайшет». До старого Братска, где жили тётя Дуся и тётя Шура, маменькины сёстры, мы доехали за неделю. Так я оказалось в Сибири. К осени был построен индивидуальный посёлок для переселенцев из зоны затопления, и мы переехали в маленький домик в посёлке Падун. С 1960 года я считаю себя братчанкой. Через год приехал отец по приглашению начальника строительства Братской ГЭС Ивана Ивановича Наймушина. Когда нам выделили  квартиру в двухэтажном деревянном доме на первом этаже, то маменька заплакала.  За четыре года скитаний по чужим углам, мы обрели собственное жильё. 26 лет у меня был отчий дом, куда я могла приехать со своими проблемами. Когда мама умерла, сестра обменяла две квартиры на большую квартиру в доме новой планировки в пос. Энергетик. Ездить мне стало некуда. К этому времени я уже жила в 300 км от Братска в городе Кодинске Красноярского края  и работала проектировщиком электрических сетей на строительстве Богучанской ГЭС.  Но вернёмся в 1961 год.


3 Детство
       Этот год запомнился тем, что со сменой квартиры пришлось поменять и школу, так как школа №17, где я окончила 7 класс и почти две четверти 8-го класса, находилась далековато от нашего нового местожительства. Маменька перевела меня в школу №20, считавшуюся почему-то элитной, хотя от обычных школ ничем не отличалась. Позже я узнала, что элитность ей придавали ученики – дети руководящих работников и местной интеллигенции. Кроме завышенной самооценки и чрезмерных амбиций ничего интересного в общении с новыми одноклассниками поначалу не увидела. Со временем отношение ко многим из них поменялось. Объясняю это тем, что притёрлись друг к другу. Может быть, ещё и потому, что училась я хорошо, и у меня можно было списать домашнее задание по физике и математике. Моя первая школьная подруга в новом классе – это Валя Крижановская, с которой сейчас общаюсь в скайпе и на сайте «Одноклассники».  А вторая подруга, с которой я поддерживала отношения всю жизнь – это Нонна Бутакова (Мельникова). Человек исключительной порядочности, которому можно было доверить все свои секреты в полной уверенности, что ни одна живая душа об этом не узнает. Два года назад она ушла из жизни. Вечная ей память! В девятом классе многие одноклассницы стали писать стихи и я тоже попыталась. Виной тому. наша новая учительница по литературе Нонна Александровна, имеющая вторую специальность искусствоведа. Она поставила перед собой цель: из «дремучих» детей сделать более менее культурных. Поэтому устраивала нам внеклассные занятия, на которых знакомила нас с творчеством писателей и поэтов, рассказывала о художниках, подтверждая свои слова репродукциями картин, коих у неё было множество. Волею судеб наша учительница из Ленинграда попала в Братск из-за мужа, капитана медицинской службы, получившему назначение в секретную часть. Благодаря усилиям этой мужественной женщины, ученики нашего класса приобрели хороший багаж знаний. Не знаю, как другие одноклассники. но я всегда вспоминала Нонну Александровну с благодарностью. Не из-за её творческих уроков ( мой отец, знавший наизусть стихи Есенина, Блока и Лермонтова с детства привил мне любовь к поэзии), а потому, что она заронило сомнение в мою душу о правильности выбранного пути. И когда мне исполнилось 50 лет, я решила последовать её совету. Лучше поздно, чем никогда.


Юность и молодость
              Ну, наконец-то, сегодня выпускной бал и аттестат в кармане. Две четвёрки: по черчению и русскому письменному, недоумение в глазах отца и улыбка маменьки. Ну, не получилось из-за строптивого характера правдолюбки заработать золотую медаль, что с того! Не умирать же из-за несбывшихся надежд папеньки! Всё равно он мне дал денег на дорогу, и я поехала в славный город Новосибирск поступать на факультет «Экономической кибернетики». И слава Богу, что не поступила! Мучилась бы всю жизнь, занимаясь не своим делом. Скорей домой! Там ждёт учеба по месту, так как открылся филиал Иркутского политехнического института в Братске. Два года обучалась на дневном отделении, живя с родителями. И надо признаться в том, что всё это произошло потому, что никуда уезжать из города Братска не хотелось , так как два раза в год приезжал на каникулы зеленоглазый парень, который жил на соседней улице. Он учился в военном училище в городе Иркутске и был моей судьбой, больной любовью, наказанием или роком, сейчас уже неважно. Когда мы поругались из-за пустяка, он завёл знакомство с другой девушкой, которая несколько раз ездила к нему на свидание, о чём его мать мне сообщила с нескрываемой радостью. И тут я совершила страшную ошибку, а именно: я назло ему вышла замуж за преподавателя сопромата и технической механики, который за мной ухаживал, но особых симпатий не вызывал. По настоянию маменьки, которая придерживалась правил, что у женщины должен быть один мужчина, и отдали мою душу и тело на заклание. Представляю гомерический хохот некоторых современных девиц. Но во времена моей юности распутство осуждалось. Сейчас же целомудрие не в моде. А жаль!
              В связи с замужеством, мне пришлось перевестись на заочное обучение в Иркутский политехнический институт и устроиться на работу проектировщиком  в  Группу Рабочего Проектирования от Московского института «Гидропроект», так как без справки о трудоустройстве на заочное обучение не принимали. Через год у меня родилась дочь Ольга, которой сейчас 43 года. Она вышла замуж за белоруса и с 1988 года живёт в городе Столине в Брестской области.
                В 1971 году я на «отлично» защитила диплом  инженера-электрика и получила повышение в должности и в зарплате. У зеленоглазого «принца» умерла мама, и он приехал на похороны. Он настоял на встрече, и я согласилась. Разбередила рану  сердца и поэтому панически бежала, когда он хотел меня поцеловать. Женатый мужчина, уже имеющий к тому времени ребёнка, не должен заводить шашни на стороне. Через два года мы встретились при странных обстоятельствах. 


Молодость
       Долго я терпела выходки своего мужа и, наконец, моё терпение лопнуло. Дело в том, что мой первый муж был не равнодушен к женскому полу и не оставлял без внимания каждую женскую юбку. Поначалу все доносы «доброжелателей» я пропускала мимо ушей, но когда мой благоверный, будучи в сильном подпитии, сам признался в своих похождениях, я поверила сразу и безоговорочно. Будто бы ждала, когда надо будет поставить точку над И. Тем более частые скандалы, причиной которых являлась ревность мужа, уже порядком надоели. Думаю, что ревнивые мужья зачастую, чтобы оправдать в собственных глазах свою похоть, приписывают женам свои прегрешения и устраивают разборки. Выслушивать несправедливые обвинения в свой адрес надоело, поэтому я решила развестись со своим мужем. Решить-то просто, но как это сделать без неприятных последствий? Зная характер своего мужа, пришла к выводу, что надо разъехаться. И чем дальше мы будем друг от друга, тем  спокойнее для нас обоих. Так как решение пришло накануне  первомайских праздников, то о своих намерениях решила сообщить мужу позже, чтобы не портить настроение. Но судьба распорядилась иначе.
      Утром 1 мая раздался телефонный звонок, и я услышала голос своего зеленоглазого «принца». Он поздравил меня с праздником и положил трубку.
Через час он позвонил снова и назвал номер телефона, по которому я могу ему позвонить. На вопрос мужа, с кем я разговаривала по телефону, скрывать не стала. Выслушала в ответ очередную обвинительную речь, после чего муж собрался и поехал за дочерью, которая находилась в гостях у моих родителей. А я с испорченным настроение занялась приготовлением полуфабрикатов для праздничного ужина.
        Уж не знаю, где и с кем гулял мой муж, но явился он без дочери. Мама за три часа до его прихода звонила и сказала, что он не взял ребёнка с собой по причине своего нетрезвого состояния. Я ещё тогда подумала, с чего это он напился. Мой муж выпивал крайне редко и то по праздникам.
       Увидев накрытый праздничный стол, он мне сказал: - Что же ты его не пригласила?
- Кого его?- удивилась я. Мне и в голову не могло прийти, что задумал мой муж.
- Позвони ему, пусть придёт! – приказным тоном произнёс муж, и я позвонила. Зеленоглазый «принц» согласился без вопросов. только попросил меня встретить его на автобусной остановке, так как не знал моего нового адреса. Автобус пришел через полчаса. Моя судьба вышла из автобуса, схватила меня на руки и закружила в вальсе, приговаривая: - Галинка, какие же мы с тобой дураки!





1 Молодость и зрелость
       Правильно говорят, что от одних мужчин голова болит, а от других она кружится.
       Я нажала кнопку звонка, дверь долго не открывалась. У меня возникло ощущение, что муж, стоя за дверью, разглядывает нас в дверной глазок. Очевидно, у моего спутника было такое же ощущение, потому что он сказал: - Нагляделся? Теперь открывай!
       Дверь распахнулась, и мы были приглашены к столу. Посмотрев на початую бутылку коньяка, я поняла, что за время моего отсутствия муж успел остограммиться, поэтому и речь у него несвязная.
Поначалу разговор шел ни о чём, обычный обмен любезностями. Но когда муж мне заметил: - Что же ты своего любовника не угощаешь? Зеленоглазый «принц» встал из-за стола, подошёл к моему мужу и, взяв его за грудки, сказал: - Ещё раз обвинишь Галинку в том, чего нет, будешь иметь дело со мной!
- Ты, наверное, её любишь? – спросил мой муж и, не дожидаясь ответа, добавил:- Вот и забирай её вместе с дочерью.
- Ты в своём уме? Предлагать женатому человеку такое…,- от возмущения у меня даже дыхание перехватило.
- Я был у твоей бывшей подруги, она мне и рассказала всё о нём, - ответил муж и ухмыльнулся.
- Я согласен!- ответил зеленоглазый «принц» и, повернувшись ко мне, добавил: - Одевайся, по дороге поговорим.
- Я же пошутил, чтобы проверить, - крикнул вдогонку муж.
- А я шуток не люблю, - ответил зеленоглазый «принц» и, взяв меня, как ребёнка, за руку повёл в ночь. Кстати, из всех людей хороших или не очень, которые встречались мне на жизненном пути, только он один знал, что я в сущности недолюбленный ребёнок, обидчивый и легкоранимый. Поэтому старался, как мог, облегчить мне тяготы жизни.
               А они начались на следующий день, как только муж протрезвел и понял, что натворил. Пока я занималась техническими вопросами, а именно: увольнение с работы и выписка с места проживания, муж съездил к родителям, забрал дочь и спрятал её у своих знакомых. Он знал, что без дочери я никуда не поеду. Естественно, что я и зеленоглазый «принц» были в шоке. Выручила нас маменька. Она придумала хитрый план.
- Сидите дома, занимайтесь своими делами и ни с кем не общайтесь. А я всем знакомым расскажу о том, что вы уехали. Эта новость дойдёт до твоего мужа, и он привезёт к нам внучку, - предложила она. Через три дня нашего затворничества раздался долгожданный звонок.
- У меня гости, - услышала я голос маменьки,  и мы стремглав помчались к дому моих родителей, благо расстояние было невелико. Через два дня мы втроём сели в самолёт и через сутки с посадками и пересадками добрались до Архангельска, близ которого располагалась воинская часть, где проходил службу зеленоглазый «принц».

2 Молодость и зрелость
              Так как в моём паспорте не было штампа о разводе, и я официально считалась чужой женой, то в офицерскую  гостиницу меня прописывать не стали. Пришлось мне прописаться в соседней деревне у одного одинокого старичка, который стал меня с дочерью подкармливать: то ведро картошки принесёт, то рыбу на уху. Зеленоглазый «принц» надо мной подшучивал.      – Иди, встречай своего восьмидесятилетнего поклонника, - говорил он, завидев старика, приближающегося к нашему жилищу. Вероятно. догадывался о том, что мне всегда было интересно разговаривать с людьми, особенно со старшими по возрасту. Наверное, подспудно обогащалась чужим жизненным опытом, чтобы через много-много лет написать об этом человеке. Месяц назад я написала сказку «Янек и Бася», где прототипом послужил старик из Архангельской губернии. Но вернёмся в 1973 год.
           Когда я подала на развод, то судья объяснил мне, что в случае согласия моего мужа на расторжение брака, дело будет рассматриваться в его отсутствие. Но как бы ни так! Мой муж прикатил и устроил шоу и в штабе воинской части, а затем и в суде. Он обвинил моего зеленоглазого «принца» в том, что тот насильно увёз от него жену и ребёнка. Себе в помощницы он взял бывшую жену моего зеленоглазого «принца». Это было что-то! Нынешний «Дом 2» отдыхает!
            Судья оказался умным и выдержанным человеком и вынес решение о расторжении брака, но с алиментами мой уже бывший муж не согласился и потребовал генетическую экспертизу о признании отцовства. Решение вопроса отодвинулось на три месяца. Но надо отдать должное моему бывшему мужу, невзирая на собственные капризы, алименты на ребёнка он присылал добровольно. Когда экспертиза подтвердила его отцовство, задолженности по алиментам у него не было.
- Я всегда знал. что Ольга моя дочь! – заявил он мне на прощание. – Я думал. что ты не выдержишь позора и вернёшься ко мне.
            А говорят, что у мужчин железная логика. По моему убеждению, у некоторых мужских особей она напрочь отсутствует.
Через несколько дней наша  семья отправилась к новому назначению мужа.
Так я очутилась в военном порту Лиинахамари, где прожила  почти восемь лет, и это были самые лучшие годы моей жизни. Через восемь лет я с двумя детьми вернулась в Братск  и стала жить у родителей. Мой зеленоглазый «принц» через три месяца после моего отъезда привёз себе третью жену.
Никогда не забуду, как на прощание сказала: - Кто виноват, тот уйдёт первым!   Он умер в 1994 году. О мёртвых или хорошо, или ничего. Поэтому на этом закончим. Когда я получила известие об его смерти , я написала роман «Звездочёт» в двух книгах о своей жизни на Земле и на планете Рея в Галактике Малое Магелланово Облако.
             С 1984 года я живу в городе Кодинске.

  *  зеленоглазый "принц" - друг юности