И возвышенная, и земная

Нелли Мельникова
 - Жани, Жани, смотри-ка, казахи играют! Да  как играют!
Именно этот возглас неподдельного удивления членов жюри на одном из фортепианных конкурсов в Париже, запомнился мне ярче всего из большого интервью, данного мне Жанией Аубакировой осенью 2004 года. Минуло ещё семь лет, и вот новая встреча. Светлая, радостная, незабываемая.
Жания Яхияевна Аубакирова – пианистка самого высокого Международного класса, народная артистка РК,  лауреат премии «Платиновый Тарлан», кавалер ордена Литературы и Искусства Франции, обладатель премии Европейской унии искусств, кавалер ордена Екатерины Великой II степени «За укрепление дружбы между Казахстаном и Россией», кавалер ордена «За заслуги перед культурой Республики Польша»,  профессор и ректор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы.

В профессиональных музыкальных кругах за глаза все зовут её  просто Жания, вкладывая в это имя, ставшее уже неким символом, эталоном совершенства,  восхищение и любовь, уважение и огромный пиетет.
Более тридцати лет Жания на сцене и в педагогическо-профессорской аудитории. И сегодня у неё есть всё, что нужно, дабы соответствовать этому высокому статусу: дарование от Бога, взращённое не только её Учителями, но  великим тщанием, терпением и любовью к избранному Делу Жизни.
А начиналось всё обычно, долго не предвещая сегодняшних триумфов.

Родилась наша героиня в профессорской семье академика-экономиста Яхии Аубакирова. Была тихой, робкой, застенчивой, любила одиночество и чтение. Как водится, девочку учили музыке. И тут почти сразу же проявились характерные черты её натуры – делать всё как можно лучше, доводя до уровня возможного совершенства. Вероятнее всего, уже в годы детства и отрочества зародилось желание посвятить себя музыке. Отец поначалу отговаривал её от публичной профессии, понимая, ЧТО стоит за этим, но при всей любви к отцу, дочь избрала свой путь и достигла на нём впечатляющих вершин.
 Отцу посчастливилось дожить до всемирной славы дочери, но всё-таки мудрость возраста брала своё: он просил её поменьше рассказывать журналистам о своих успехах и заслугах и напоминал о том, что смысл и ценность человеческой жизни в количестве сделанных им добрых дел.
Всё, что делает Жания, подтверждает: она помнит советы отца и следует им.

Расхождения в выборе профессии не поссорили отца с дочерью тем более, что правота выбора была более чем подтверждена. Да, она пошла по иной стезе, но так же, как отец, достигла олимпийских высот.

После смерти отца Жания написала о нём книгу, высказав в ней и любовь, и бесконечную благодарность. Презентуя книгу в Усть-Каменогорске (ВКГУ, где удостоена звания почётного профессора), она сказала: «Самым трудным в моей жизни было сделать книгу об отце, невероятно добром и благородном человеке. Но это было так увлекательно, что я советую всем писать о своих близких и любимых».
 С особым пристрастием, неравнодушно рассказывает  пианистка во второй книге о своём жизненном и творческом пути, о незабываемых годах учёбы в Московской консерватории, совпавших с годами духовно-нравственного и профессионального становления: «Я поняла, что художник рождается лишь тогда, когда ему удается преодолеть себя, поставить задачу и решить её…

Теперь ясно осознаю, если бы не учёба в Москве, разве была бы у меня настоящая школа, профессионализм, концертный опыт, которые незаметны невооружённому взгляду, но по сути поднимают твою работу на иной уровень осознания, восприятия и результатов. Тяжёлая, но полезная школа.
 Я перестраивалась, многое в себе переделывала – Боже, какая это была пытка! Сколько раз ночью плакала в подушку, потому что ну ничего не получалось. Признаться себе, что ты просто ноль, было поначалу очень трудно. Потом всё-таки призналась. Но быть им не хотелось, и я стала стремиться сделать то, что в состоянии была сделать сама. Начался упорный труд с бесконечными бдениями в подвальных репетиториях, где порой засыпала на клавиатуре, подложив под голову руки». (Эти подвалы Жания ещё вспомнит, когда с 1997 года начнёт формировать свою консерваторию, где каждому студенту будут предоставлены 18 кв. метров, в том числе и прекрасные репетитории).

Большим везением Жания считает, что являлась сокурсницей  Михаила Плетнёва, ставшего выдающимся музыкантом своего времени со сверхблестящим,  глубоким пианизмом и гениальной чуткостью большого дирижёра.  Было на кого равняться. Уже тогда, в консерваторские годы, его уровень пианизма был тем маяком, к которому следовало стремиться, причём, Михаил помогал многим, делясь опытом репетиционной работы.
 «Я смотрю на Мишу, как смотрит простой смертный на небожителя» - признавалась Жания.
 Минула чреда лет. Плетнёв со своим оркестром, созданным и выпестованным им, приезжает на гастроли в Астану. Солировать предстоит Жание. Представляю их человеческое и творческое волнение, особенно Жании, тоже вступившей в «клан не-божителей». Я того концерта не слышала, но писали о нём, как о ярчайшем музыкальном событии года.
Плетнёв и Аубакирова - ещё и одноклассники. Это важно подчеркнуть потому, что их педагог – профессор Лев Николаевич Власенко не только блестяще их выучил, но и раскрыл секрет совершенно особого «власенковского» прикосновения к клавиатуре любимого рояля, о котором, предваряя одно из своих выступлений, скажет Жания: «Пианист должен касаться клавиш, как любимого человека. Тогда рояль ответит ему нежными, тёплыми и страстными звуками. Единственное, что рояль не прощает, - это равнодушного прикосновения. Тогда он ответит вам звуками цвета варёного рыбьего глаза».
 Будучи аспиранткой, Жания уже тяготела как к педагогической деятельности, так и к карьере сольной пианистки, чувствуя не только тягу к этому роду деятельности, но и реально ощущая свои возможности. В определении своего пути она не ошиблась. Уже будучи лауреатом конкурса Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже (1983 г.), она объездила с концертами весь Союз, не раз позавидовав концертантам, у которых инструмент всегда с собой, ибо на многих сценах «необъятной» вместо рояля – дрова. К сожалению, и сегодня картина не на много веселей, в том числе и в Казахстане. Чуть позже были покорены Европа, Америка, Корея, Китай…
Любит пианистка играть в ансамбле, с оркестром.
 «Предпочитаю большие залы. Они поднимают мне настроение своей энергетикой и подвигают на творческие свершения. Я готова выкладываться на любой работе, но при этом обязательно должна иметь возможность играть. Рояль для меня, как награда. Я играю – значит я живу.»
Свои «сольники» артистка часто ведёт сама. Она любит слово и прекрасно им владеет. Её  словесные пассажи, предваряющие исполнение, всегда лаконичны и исчерпывающе точны. Но как они вводят в музыку! Как помогают её не только почувствовать, но и понять! Это уже черты настоящего просветительства, к сожалению, порядком под-забытого, но полезного, нужного и приятного, если им владеть на уровне нашей героини.
Совсем недавно, показывая в Усть-Каменогорске лучших из лучших своей консерватории, Жания  не только совершенно потрясающе солировала в Моцартовском фортепианном концерте, но и блестяще выступила в роли ведущей  второго отделения, посвящённого казахской музыке.
В связи с последней встречей со знаменитой пианисткой уже в зените славы, не могу не написать о том, что, возможно, напрямую к музыке и не относится, но, точно, ей помогает и остается надолго в памяти, как символ совершенства человеческой личности: садится ли Жания за рояль, ведёт ли концерт или мастер класс, даёт ли интервью, слушает ли ученика, стоя за кулисами – нельзя не заметить её красоты женской и общечеловеческой, море обаяния, статность и стройность, умение «держать спину», доброжелательность и влюблённость в то, что она делает.
После развала СССР было трудно всем и во всех областях жизни. Уровень культуры стремительно падал. Система музыкального образования трещала по швам. Деятельная Аубакирова решила: «надо что-то делать» и основала в 1994 году частный музыкальный колледж для одарённых детей. Дела пошли на лад, и уже в 1997 году её назначают ректором Алматинской консерватории.
 ( А вот этого я не планировала!»)
 И вот перед нами уже новая Жания. Вернее, не новая, а обратившая все силы своего характера на деятельность совсем иного плана: нужно было практически одновременно создавать нормальный, современный вузовский учебный комплекс, привести в соответствие с современными требованиями инструментарий, создать свою звукозаписывающую студию, одновременно набирать абитуриентов, обучать их и делать ещё много чего.
 О том, что представляет собой консерватория сегодня можно говорить долго и подробно, но ограничимся фразой: задачи поставлены и успешно решены. Естественно, никто это решение не преподнёс «на блюдечке с голубой каёмочкой». Жания рассказывает о своих бесконечных походах в кабинеты разных высокопоставленных чиновников, а я представляю её, красавицу, умницу, блестяще владеющую искусством убеждать не только музыкой, но и словом…

Нет! Отказать ей, блестящему современному менеджеру (на радость папе!), никогда  ничего не просящему для себя лично, невозможно. Она признается, что её понимали, входили в положение, помогали.
 И со временем Жания сумела доказать, что вложения в образование самые правильные и надёжные.
Сегодня она возит лучшие консерваторские коллективы и солистов на «Казахстанские сезоны» во Францию, на «Музыкальные фестивали» в Германию, впервые знакомит лучшие концертные залы США  с музыкальной молодёжью Казахстана, с блеском солируя со студенческим симфоническим оркестром.
Недавно в Астане, в «Пасхальных концертах» Валерия Гергиева, где так же солировала Жания, великий дирижёр пригласил её к более тесному сотрудничеству с лучшими оркестрами мира.
А это -  мировое, достойное и закономерное признание творческих успехов Жании Аубакировой.