Wopros или Фраге?

Любомир Ников
               *
Случилось  это   в одну из зимних сессий. Кажется на третьем  курсе (или на четвёртом? - не помню за давностью лет).
 
Тогда, благополучно защитив курсовой по теплотехнике на отлично, я без особого напряга готовился к  сдаче  одноимённого экзамена.
Почему без напряга? Да просто потому, что такие понятия, как температура, теплоёмкость, теплопроводность, градиент и прочие хитрости этой науки  впитались в мои мозги легко.
 
Более того мне нравился этот предмет - его доходчиво объяснял преподаватель.  А вел его ещё не старый доцент по фамилии Фраге, по национальности немец, по происхождению «советско-русский», по понятиям простой, с чувством юмора,  грамотный человек. Студенты за глаза называли его нехитро и без злобы – «Вопрос» (в переводе  с немецкого на русский «Frage» – это есть «ВОПРОС»!). Ещё он любил задавать вопросы по своему предмету. И не всем студентам ответы давались легко в силу своей специфики. 
 
                **               
День экзамена совпал с моим Днём Рождения. В институт я пришёл одним из первых - хотелось скорей покончить с делами не вполне приятными и перейти к приятным процедурам приготовлений и  проведения своего Хэппибёздея.

Мои гости (в большинстве однокурсники) уже были приглашены на домашний «банкет». И вне зависимости от результатов экзамена он должен был состояться.

«Вопрос» пришёл со свойственной всем немцам пунктуальностью. Почти с секундной точностью. Поздоровавшись со стоящими возле двери аудитории студентами пронёсся к своему столу и, моментально разложив на нём билеты, пригласил первую пятёрку смельчаков.

Я был не из робких – вошёл следом за нашим отличником Юриком Гусельниковым – вторым. На моё удивление и к моей радости попался билет №12.  В нем были самые, на мой взгляд, простые вопросы. Подготовка к ним заняла у меня не более пяти минут и я пошёл отвечать, с лёгкой душой, первым, предвкушая «ОТЛ.» в зачётке.

Ответ на первый вопрос продлился не более минуты, когда экзаменатор сказал:- « Понятно, давай второй вопрос…».

Второй вопрос в моём сознании пролетел также блестяще, как и предыдущий!

- «Давай третий» - услышал я спустя несколько секунд.
И снова  я приступаю вдохновенно повествовать усвоенные мной знания предмета, попутно наблюдая,  как доцент умиротворённо внемлет моей речи.
 
«Отлично!» - прервал меня на половине ответа Фраге.

                Я ликовал! -"ПЯТЁРКА!!!".
Все мои мысли тут-же закружились над будущим вскоре именинным столом , голова размякла и сбросила с себя груз науки.

                ***

     «А теперь ответьте мне на дополнительный вопрос…» -  неожиданно прозвучал голос экзаменатора откуда-то из прошлого, чуть ли не из 1941 года.

     «Фашист…» - всплыло в расслабленном мозге. Началась пытка.
Фраге задавал мне вопрос за вопросом на которые я растерянно отвечал, что мозг отключился ввиду моего сегодняшнего Дня Рождения. Но это для экзекутора было безразлично. Подав мне зачётку он промолвил: «Идите!»

С упавшим  настроением я вышел в коридор и вслух, чтобы слышали все присутствующие здесь, громко прочёл последнюю запись: «Удовл.»

                ****

На  застолье упадок именинного настроения никак не повлиял. Оно  прошло нисколько не хуже всех других после экзаменационных пирушек, которые у студентов многих поколений давно уже стали традицией.

И только «Фраге-Вопрос» на всю жизнь оставил о себе не совсем  светлую память.

                *****

P.S.   Кстати, на описанном выше экзамене 4 -"хор" получил только наш отличник, пара-тройка "неудов",все остальные - "удовл". Так то вот :-)

                ФОТО ИЗ ИНЕТА
прочтите-  http://www.proza.ru/2012/12/09/800  ,"Он, Она, Они ..."