Шура и Света

Леонид Курохта
ШУРА И СВЕТА

Маленький роман в письмах

ПИСЬМО ПЕРВОЕ

Здравствуй, Андрюша!

Я прочитала твою книжечку, как ты полюбил Ларису и как потом вы с ней
поссорились. Понимаю, что тебе сейчас очень грустно, но ты не злись на нее,
сердцу же не прикажешь. И она не виновата, что полюбила Толю, который затем
полюбил Анжелику, а она встречается с Сережей. Ты должен быть горд и самолюбив,
и не вспоминать больше о Ларисе. Мне 15 лет, учусь в 9 классе, я на год моложе
тебя и Ларисы, но очень хочу с тобой познакомиться. Хоть ты грамотный и книжки
пишешь, а я даже не знаю, где надо ставить абзацы, но ты меня научишь, хорошо?
В книжке ты писал, будто тебя зовут Валерка, и я посмотрела на обложку, а там
написано твое настоящее имя -- Андрей Николаев. Я знаю, ты специально изменил
имя, чтоб Лариса не догадалась, что ты о себе и о ней написал. Я не знаю твоего
адреса, поэтому напишу на конверте адрес издательства, чтобы это письмо
передали тебе. Меня зовут Саша, а все друзья зовут Шура. Я учусь как и ты --
не очень хорошо, и не так чтобы и плохо. Конечно, с той Ларисой мне не тягаться,
она круглая отличница, умеет кататься на мотоцикле и занимается балетом, но
мне она не нравится, потому что посмеялась над тобой. Я уже писала, что хочу
с тобой дружить. Мы очень похожи, потому что и у тебя мама и отчим, и у меня
мама и отчим. И я тоже, как и ты, люблю слушать Розенбаума, ходить в кино и
гулять в парке. Вот только на мотоцикле не умею кататься, как вы с Ларисой.
Но я обязательно научусь, хотя мне это и труднее, чем Ларисе -- потому что вы
живете в деревне, а я -- в Харькове. А тут негде учиться, а на права сдают
лишь после 18 лет, я уже спрашивала. А когда научусь, то приеду к тебе и мы
поедем куда-то в путешествие. Ладно? Я очень буду ждать твоего письма.

Шура.

ПИСЬМО ВТОРОЕ

Уважаемый Андрей Алексеевич! Простите меня, пожалуйста, я не хотела Вас
обидеть, потому что не знала, что Вам целых 30 лет. Вы ведь в книге написали,
что Валерке всего 16 лет и он еще учится в школе, в десятом классе, поэтому
я подумала, что это так и есть. Но очень хорошо, что никакой Ларисы на свете
не было, что Вы ее просто придумали из головы, и Вас никто не предавал. Я
прочитала Ваше письмо и показала его своим подругами Лене и Маше, они только
посмеялись и сказали, чтобы я не забивала себе голову, они еще сказали, что у
писателей очень много любовниц и все писатели обманщики -- все время придумывают,
чего никогда не было. А я им не верю, потому что это они от зависти, потому что
им ни разу писатели не присылали писем. Им только мальчишки на уроках записки
пишут. Я больше никому не буду показывать Ваше письмо, потому что неприятно,
когда о Вас говорят всякие глупости. И еще я бы хотела, чтобы Вы прислали мне
свою фотографию, когда Вам было 16 лет, как Вашему Валерке из книжки. Я шлю
Вам свою -- это меня сфотографировал сосед Игорь, мы живем на одном этаже. Я
ему не сказала, что это фото для Вас, я сказала, будто для себя. И еще я не
знаю, где можно достать эту Вашу книжечку про Валерку, я брала ее в школьной
библиотеке, а хочется иметь еще свою собственную, чтобы была только моей,
потому что очень она мне нравится. Андрей Алексеевич, если Вы знаете, где
эту книжку продают, то напишите мне, а я пойду в тот магазин. Теперь мне
пора готовить уроки, потому что очень многие задают, и я заканчиваю свое
письмо.

Ваша Шура.

ПИСЬМО ТРЕТЬЕ

Здравствуйте, Андрей Алексеевич!

Большое спасибо Вам за книгу и за автограф! Я и не надеялась, что так быстро
смогу ее снова перечитать! И это даже еще толще книга, тут не только про
Валерку, тут и еще две повести о школьниках. Теперь я даже не знаю, где Вы
живете -- в селе или в городе, потому что другие Ваши повести о школьниках,
которые живут в городе, да еще таком непонятном -- Слобожанск. Я искала его
в атласе но так и не нашла... Теперь я понимаю, что Вы много придумываете
из головы, но мне все равно интересно читать. И как Вы можете помнить все
то, что интересует школьников? Наверное, когда Вы учились в школе, то были
очень-очень наблюдательны. Я теперь тоже стараюсь все-все замечать, даже
начала записывать все, что происходило со мной за день. И расскажу Вам
секрет: я тоже хочу написать книгу про школьницу. Я даже имя ей придумала
-- Света. Правда, красивое? Когда я допишу до конца, то пришлю Вам, а Вы
поможете мне выпустить эту книжку в издательстве. Я тоже хочу быть
писательницей.

Уважающая Вас Шура.

ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ

Здравствуйте Андрей Алексеевич!

Извините, что долго не отвечала на Ваше письмо -- были экзамены. Теперь я
все сдала и в сентябре буду десятиклассницей. Кстати, по литературе получила
пятерку, а по языку, к сожалению, тройку. Но я подтянусь. Вот поедем с мамой
и Григорием Ароновичем в поселок к бабушке, возьму с собой учебник для
десятого.

А еще Вы меня немного огорчили, что на писателя не учат ни в каких институтах,
а нужно самому много думать, работать над собой и читать. Я и так много
читаю -- прочитала почти все книги дома и в школьной библиотеке. И книжку свою
продолжаю писать. Только, Андрей Алексеевич, моя Света, которую я придумала --
это уже не совсем я, то есть я пишу не только о том, что было со мной, а
иногда придумываю для Светы новые приключения, как настоящая писательница.
Сейчас, например, в мою Свету влюбился один хороший парень. Она, правда, в
него не влюбилась, но обязательно влюбится, я так уже наметила. Скоро я Вам
пришлю эту свою книгу.

До свидания. Ваша Са... (исправлено) Александра.


ПИСЬМО ПЯТОЕ

Здравствуйте, Андрей Алексеевич!

Сегодня я почему-то вспомнила о Вас. Мы с мамой сидели на пляже, и она
рассказывала мне о моем отце. Он, оказывается, не погиб на пожаре, спасая
детей, как мама раньше мне говорила, а просто женился на маминой подруге.
Поэтому я и вспомнила Вашего Валерку, которому тоже говорили, что его отец
умер, а на самом деле он бросил его с мамой.

Я уже соскучилась без Ваших писем. Может, Вы написали мне домой, в Харьков,
а я сейчас у бабушки в поселке. И пробуду здесь до конца августа. Взяла с
собой учебник, но так и не открывала его ни разу. Пишу про Свету, что знакомый
парень учит ее кататься на мотоцикле. Но она в него не влюбилась еще, позже
влюбится. Писать я могу только после обеда, когда мама с Григорием Ароновичем
отдыхают. Я не хочу, чтобы они пока знали, что я пишу книгу, вот когда вы
поможете мне ее издать, тогда я им подарю -- пусть для них будет сюрприз. И
Вам подарю, и тоже с автографом.

Вчера ходили в лес, и Григорий Аронович рассказывал, как он учился в школе и
как ему нравилась одна девочка. Они сначала сидели рядом, а потом учитель
рассадил их в разные места, и Григорию Ароновичу очень неудобно было смотреть
на эту девочку -- всю шею себе выкрутил! И мне очень хочется написать, будто
все это было со Светой. С ней и одним парнем (но это не тот парень, это будет
другой, и Света в него не влюбится). Так я хочу у Вас спросить: можно ли мне
написать об этом в своей книге про Свету? Не будет ли это плагиатом?

Жду Вашего ответа.

Александра.

ПИСЬМО ШЕСТОЕ

Андрей Алексеевич!

А мы сегодня видели Вас по телевизору! Вы выступали во Дворце молодежи,
Вас расспрашивали, и Вы рассказывали о своих книгах, и я бы никогда не
сказала, что Вам целых 30 лет. Ну, может, 20 или 21. Только зачем вы носите
белый галстук с зеленым пиджаком? Вы что, не понимаете, что такие цвета не
подходят? Наверное, Вам никто не сказал, а мне было очень неудобно, когда
бабушка посмеялась, что белое и зеленое не подходят. Разве Ваша жена не
видела, в чем Вы пошли на съемки? Я бы Вас так ни за что не пустила.

А еще я обиделась на ту девушку, в синем платье, которой не понравилась Ваша
книга о Валерку. Не слушайте ее, она ничего не понимает, хотя и говорит такими
словами, как учительница какая-то. Она просто выпендривалась, ей хотелось
покрасоваться перед мальчишками. Жаль только, что Вы ничего ей не ответили. А
я бы все-таки поставила эту фифу на место. И Вы не отчаивайтесь. Я о ней
напишу в свою книгу, как она встретилась со Светой и что Света ей объяснила,
что она ошибается.

И еще жаль, что Вы снимались без своей жены, я все время ждала, что ее вот-вот
покажут. Но это не мое дело, может, она была на работе или в отпуске, или
просто не захотела сниматься для телевидения. А вот я бы обязательно ходила
с Вами на все Ваши выступления и следила бы, чтоб Вас не обижали, как эта
девушка в синем платье.

До свидания. И не слушайте, когда Вас ругают – они Вам просто завидуют.

Ваша Александра Штейн.

ПИСЬМО СЕДЬМОЕ

Здравствуйте, Андрей Алексеевич!

Как только приехала домой -- сразу же мне дали Ваше письмо. Мне Игорь дал,
сосед по этажу. Он все время забирал нашу почту, пока мы были у бабушки. Мне
хотелось, чтобы он спросил у меня, от кого это письмо, но он так и не спросил,
хотя я минут десять разговаривала с ним у двери и держала Ваше письмо в руках.
Но не думайте, я бы все равно не сказала ему, что это письмо -- от Вас. Он
неплохой, учится в инженерно-строительном институте, у него такое смешное
лицо, он немного похож на артиста Ярмольника, и фамилия у него смешная –
Ривкин. И еще умеет фотографировать и ездить на мотоцикле. Я хотела, чтобы
он меня научил, когда думала, что Вам 16 лет и что Вы любите кататься.

И что я все об Игоре. Вы в своем письме ответили на оба моих последних письма.
Я и обрадовалась, и огорчилась. Обрадовалась тому, что можно вставить в мою
книгу про Свету историю с Григорием Ароновичем, а расстроилась тем, что у Вас
нет жены. Теперь я, пожалуй, поняла, почему Ваши повести такие веселые и
задорные, но одновременно немного грустноватые. Может, Вам тоже в школе
нравилась девушка, и она Вас не замечала или даже предала, а Вы все еще не
можете его забыть? Зря, за Вас любая красавица пойдет, потому что Вы и
писатель, и по телевидению выступаете, и красивый мужчина. Так что не
отчаивайтесь.

Я все Ваши письма спрятала в маленькой коробочке с замочком. У меня уже целых
четыре Ваших письма и одна книга. Я и книгу, и письма люблю перечитывать, и
люблю представлять, как Вы их пишете. Наверное, у Вас большой кабинет и Вы в
нем все время печатаете на компьютере. Я видела в кино, как писатели все
время печатают на компьютере, им даже пообедать никогда.

А еще, Андрей Алексеевич, я сейчас подумала: если Вам не хватает времени,
чтобы сварить себе обед или убрать в комнате, то попросите, чтобы Вам помогли.
А если Вам некого попросить, то напишите мне, я с удовольствием буду Вам
помогать.

Пишите мне. Ваша Александра Штейн.



ПИСЬМО ВОСЬМОЕ

Здравствуйте, Андрей Алексеевич!

Уже четыре месяца жду Вашего письма, а Вы все не пишете и не пишете. Я вообще
уже хотела Вам больше никогда не писать, и вот решила написать. Только Игорь
сейчас врубил свою кретинскую музыку на всю громкость и мешает писать. Я ему
в стену стучала, а он не слышит. А в дверь звонить неудобно -- еще подумает
что влюбилась. Тем более, у него там сейчас какие-то девушки расфуфыренные,
штук пять, с его кретинского института. Вот он их и развлекает. И пусть, мне
какое дело? У него своя жизнь, а у меня -- своя. Очень надо еще о нем думать!

Вы, Андрей Алексеевич, если жениться надумаете, то берите такую, чтобы умела
все по дому делать. Чтобы Вы голодный не ходили, и всегда чистый и опрятный
были. А если полюбите такую, что не очень умеет, то напишите мне, я ее научу.
Я хорошо умею готовить, и за порядком следить, и вообще мы с ней подружимся.
А если Вы не захотите, чтобы мы с ней дружили -- и не надо, лишь бы Вам было
лучше.

Всего Вам доброго.

Ваша Александра Штейн.

ПИСЬМО ДЕВЯТОЕ

Уважаемый Андрей Алексеевич!

Почему Вы мне до сих пор не ответили?

Может, Вы заболели и Вам нужна помощь? Я звонила в издательство «Спектр»,
а там сказали, что адресов писателей никому не дают, а в телефонном
справочнике Вашей фамилии нет, хотя я теперь знаю, что Вы тоже живете в
Харькове, ведь выступали в нашем Дворце молодежи.

Андрей Алексеевич! Напишите мне, все у Вас хорошо, не могу ли я чем-то Вам
помочь. Жду Ваше письмо!

Александра Штейн.

ПИСЬМО ДЕСЯТОЕ

Андрей Алексеевич Николаев!

Я решила больше не ждать Вашего письма, а вновь написать Вам.

Если у Вас все в порядке, то напишите мне. А если Вы просто не хотите
больше со мной переписываться -- тоже напишите, чтобы я Вам не писала.

Александра Семеновна Штейн.

ПИСЬМО ОДИННАДЦАТОЕ

Андрей Алексеевич!

Спасибо за такое хорошее и длинное письмо! Наконец я буду знать Ваш адрес,
и не буду теперь отправлять свои письма в издательство «Спектр». Если бы
Вы мне раньше написали свой адрес, я бы не отвлекала людей, чтобы они
пересылали Вам мои письма.

Вы живете на Сумской улице -- это очень близко от нас, может, я даже видела
Вас когда-нибудь, но не узнавала. Сегодня мы с Игорем несколько раз проехали
около Вашего подъезда, я так попросила, но, к сожалению, Вас не встретили.
Игорь согласился научить меня кататься на мотоцикле, но пока возит просто
так, чтобы я привыкала. Он добрый и умный, только Вашей книги не читал. Я
дам сегодня вечером, когда он сделает свои уроки. Он учится в
инженерно-строительном, совсем возле Вашего дома, и сейчас ходит в первый
клас... (зачеркнуто) на первый курс. А как он умеет рассказывать интересные
истории -- я просто умираю от смеха! Сегодня мы с ним пойдем в кино, но Вы
ничего не подумайте, мне просто еще раз хочется посмотреть «Чудовище», хотя
этот фильм я не люблю -- там Бельмондо какой-то грубый и некультурный.

Я рада, что Вам нравятся мои письма, что Вы хотите знать обо мне побольше. Я
обычная девушка, ничего интересного у меня не происходит. Я понимаю, что Вы
просто хотите написать книгу про девушку, похожую на меня -- не надо! Потому
что Маша и Аленка скажут, что я нос задрала. Они и так смеются, что я
переписываюсь с настоящим писателем. Я им это рассказала, еще давно когда-то.
И Игорю про Вас рассказала, даже показала последнее письмо, Вы только не
сердитесь, он очень хороший и все понимает. Вот бы Вы и о нем написали книгу!
А я бы Вам помогала, потому что моя книга про Свету не получается, потому что
она в моей книге уже влюбилась в того парня, а что дальше писать -- я не
знаю... Поэтому книга моя и получилась очень тоненькая -- на одну маленькую
тетрадку, и она уже закончилась. Я знаю, что таких маленьких книжек не бывает,
разве что для детей, но про любовь – это не для детей. И пусть эта моя книжка
не напечатается, я все равно ее часто перечитываю, и Игорю давала читать, ему понравилось.

До свидания.

Александра Семеновна Штейн.

ПИСЬМО ДВЕНАДЦАТОЕ

Дорогой Андрей Алексеевич!

Вы меня извините, я получила Ваше письмо уже давно, а отвечаю только сегодня.
Просто почему-то не хотелось писать, да и времени не было. Наверное, и у Вас
бывает так, что не пишется...

А вот сегодня я только пришла из парка, и сразу же села писать Вам письмо.

Как здорово было в парке! И трава, и листья только начали зеленеть, и запах
какой -- не передать! Будто попала в какую-то детскую сказку -- хотелось
молчать и идти, идти... Все время казалось, что вот-вот, за деревцем, за
беседку, за поворотом -- ждет меня что-то хорошее-хорошее. И действительно
все было непривычно, радостно, этого не передать словами, это надо видеть и
чувствовать. А еще -- слышать. Потому птицы так пели -- это что-то
невероятное...

А еще Игорь нарвал мне букетик подснежников, а раньше никто не дарил мне цветов.
Потом мы сидели на скамейке и все время молчали, а я знаю, что он смотрел на
меня...

Не знаю, пошлю Вам это письмо, просто самой для себя захотелось написать.

Александра Семеновна Штейн.

ПИСЬМО ТРИНАДЦАТОЕ

Дорогой Андрей Алексеевич!

Извините, что не писала целый год. Вот и пришло время нам прощаться. Едем с
Игорем в Израиль, к родственникам. Такая вот проза жизни... Ведь молодой
семье (а скоро нас будет уже трое) очень трудно выдержать наше безумное
нищее существование. Кроме того, политические перемены в стране ничуть не
способствуют оптимизму, особенно для нас, «представителей нацменьшинства»
(Вам этого не понять, и не надо). Игорю пришлось бросить институт, но ничего,
позже доучится, на новой родине. Да и я, вот только наш маленький родится и
немного подрастет, тоже продолжу обучение. Я так долго не писала Вам, и Вы
даже не знаете, что я стала Ривкиной, тоже поступила в институт, но так и
не пришлось даже до первой сессии доучиться. И писательницы из меня не
получилось, и на мотоцикле так и не научилась ездить, и Вас ни разу не
увидела... Жаль.

А может, это и лучше, что мы с Вами так и не встретились. Не потому, что
боюсь разочароваться, нет. Я сама недавно поняла. Просто нужно с кем-то
делиться -- мыслями, заботами, желаниями, и я рада, что у меня были Вы. А
встретиться... Не знаю, может, после первой же встречи в моей душе исчезло
что-то мое, собственное, нетронутое, и я бы не смогла потом с Вами
переписываться. Не могу объяснить, но Вы все это, наверное, понимаете.

Ваши книги и Ваши письма. Ваше желание общаться с совершенно незнакомой
девчонкой, глупенькой, наивной, поучать ее, даже в какой-то степени опекать.
Вы очень много сделали для меня. Я благодарна Вам, и никогда Вас не забуду.

Остаюсь Ваша Шура.