Сверяю пульс по совести

Асна Сатанаева
( Интервью состоялся перед новым, 2013, годом)
Заур Тутов – ярчайшая звезда не только адыгской, но и всей российской культуры. Его голос, высокий лирический баритон, от Бога,  и не похож ни на один. В репертуаре Заура звучат неаполитанские, русские, адыгско-черкесские, народные, а также классические и эстрадные произведения. С некоторых пор и сам он пишет замечательные песни.

Певческая карьера у певца началась ещё в 1973 году, после возвращения из армии в Нальчик,где  стал солистом Кабардино-Балкарской филармонии. С этого же времени  принимает участие в конкурсах и фестивалях, неоднократно становясь лауреатом престижных премий.

Но любимым всеми и знаменитым Заур проснулся после исполнения песни Давида Тухманова «Вечная весна», которую спел на телевизионном фестивале «С песней по жизни». По результатам зрительских голосований, тогда занял первое место.
 
В 1976 году приглашён на  постоянную работу в Москве, где начал сольную карьеру в Росконцерте. Пел и в Московском мюзик-холле, и в Москонцерте…  Закончил Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных по специальности «академический певец-преподаватель».

 Много работал и работает над вокалом. То есть, Заур никогда не останавливается на достигнутом, считая повышение музыкального и профессионального мастерства основным занятием певца и исполнителя. И с годами его голос становится лучше, богаче, а сам он – ещё популярнее.
 
Мы беседуем с ним о вопросах, касающихся самых разных явлений нашей действительности – от музыки до политики.

Корр.  Вы – человек известный, любимый публикой; вызываете живой интерес и у журналистов.  Не ошибусь, если скажу, что среди слушателей слывёте не только как талантливейший человек с необыкновенным голосом, которым можно часами услаждать слух, но и очень порядочным. Совместимы ли талант и человечность в теперешних условиях, когда у многих сознание переменилось: сначала – «я», а потом – «всё остальное»? Что для вас имя?

 Заур Тутов. Сколько себя помню, живу по принципу - оставаться собой в любой ситуации, в том числе, и на сцене. Да, не просто это - сохранить свою индивидуальность, особенно - будучи чиновником... Не важно, на какой ступени в иерархии власти ты находишься. Уверен - любому человеку необходимо стремиться органично сочетать в себе и высокопрофессиональные, и общепризнанные человеческие качества. Чем больше будет таких людей, тем больше мы ощутим на себе признаки благозвучной гармонии в окружающем нас мире. Кому-то могут показаться слишком заумными и наивными эти слова при нашей сложной, противоречивой, а теперь еще циничной и агрессивной,  жизни. Но, согласитесь, мы сами делаем мир таким, какой он есть…

Резюмируя ответ на ваш вопрос, могу сказать: в любых условиях нужно стараться сочетать в себе всё то, что приносит окружающим положительные эмоции… Над своим имиджем, именем, я работаю всю сознательную жизнь. Ведь для любого нормального человека имя значит очень многое, если не всё. Прежде всего, это - хорошая репутация. А её создают за многие годы жизни… Словом, имя для меня очень важно.

Корр. Известно, что для певца существует золотое правило: "Важно поймать и не упустить момент удачи". Сработало ли оно в вашей жизни?

Заур Тутов. Я плохой вратарь в умении ловить моменты удачи, более того, у меня нет конъюнктурного подхода к жизни. Полагаю, что это плохо, особенно в наше время, но ломать свой внутренний мир я не желаю. Хочу оставаться таким, какой я есть. Именно поэтому мне по жизни порой бывало очень нелегко…

Корр. Заур, вы давно - народный артист трех республик: Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии и Республики Адыгея. Истоки богатой культуры народа неисчерпаемы для любого творческого человека - вы поете русские романсы, классические и эстрадные произведения, народные песни. В марте 2011 года был оценен ваш вклад в искусство России, и Указом Президента Российской Федерации вам присвоено и звание народного артиста Российской Федерации. Что, по-вашему, важнее для артиста – признание народа, его любовь и поклонение за талант или официальное признание властей?

Заур Тутов. Признание народа - это высшая оценка деятельности человека в любой отрасли, в том числе, и в искусстве. Я очень горжусь тем, что являюсь народным артистом наших братских республик. Но, конечно же, официальное признание на государственном уровне, в виде присвоения высшего звания - это приятно. В итоге такого события появляется стимул еще активнее заниматься творчеством: хочется показать, что ты не случайно удостоен такой награды – получение  звания «Народный артист России».

Корр. Заур, многие, родившиеся в провинции, сомневаются, что можно добиться успеха в избранной профессии, если не имеешь большие деньги, большие связи или красивые внешние данные. Считаете ли вы, что в современных условиях талант сам пробьет себе дорогу? Ваше мнение о необходимости самосовершенствования - на любом поприще.

Заур Тутов. Человек, любящий свою профессию, всегда самосовершенствуется; рассчитывать на везение и сидеть, сложа руки, значит, обрекать себя на пустую трату времени. В наше динамичное время нужно стараться воспользоваться всеми разумными средствами, но - не унижая своего человеческого достоинства. Конечно, настоящий талант рано или поздно найдет свою дорогу, но главным на этом непростом пути я считаю органичное сочетание хороших природных данных и трудолюбия.

Корр. Заур, вы – обладатель не только красивейшего тембра голоса. Вам доступны все жанры исполнения – от арий из опер до глубоких лирических и народных песен… При этом, вы - носитель классической культуры поведения на сцене. Не делаете ни одного лишнего движения, не пытаетесь завлечь публику какими-то дополнительными приемами воздействия. Что это? Вера в своего слушателя, или это внутренняя культура, убеждение, что на сцене необходимо вести себя только так и не иначе? Ваши сдержанность, ненавязчивость, высокий профессионализм, артистизм – благоприобретенные или вы обладали такими качествами всегда?

Заур Тутов. Мне помогает твердое убеждение, что нужно всегда оставаться самим собой, что надо жить и вести себя по чести и достоинству. Кстати, мне очень нравится изречение великого писателя и мыслителя Фазиля Искандера: "Совесть - это таинственное свойство человеческой души, не дающее ему оскотиниться". - Как было бы здорово, если все люди земли помнили об этом таинственном свойстве человеческой души!..

Для меня сцена - не только место развлечения других. Поэтому на ней я остаюсь таким, какой есть. По приёму зрителей ощущаю, что им нравится мои искренность, естественность, а также содержательность исполняемых мною произведений. Я вижу по  их  глазам, по их лицам, что  они мне сопереживают, что в эти минуты они забывают о повседневной суете... Для меня, как для артиста, это огромное счастье.

 Корр. Заур, когда вы перешли из начальной школы в среднюю, русскую школу, поначалу вам было трудно из-за произношения - возникали недоразумения с ребятами…  В каком возрасте вы поняли, что словом можно урегулировать любую ситуацию?

Заур Тутов. Мое поколение начальное образование получало на родном - этническом языке. Следовательно, не только у меня, но и у всех, возникал языковой барьер. Бывало, что-нибудь не так произнесешь, поставишь ударение не там, ребята, хорошо его  знающие, смеются... Как известно, в раннем возрасте быстро учишься языкам - через год я уже говорил, как все... Зато, благодаря начальной школе и семье, я на всю жизнь усвоил адыгский язык, говорю хорошо и с удовольствием пою на нем.Я этому рад. Культура народа - неисчерпаемый исток.

А что слово и доброжелательное отношение к окружающим, почти всегда, решают все вопросы - без применения силы – понял ещё тогда, в детстве...  Уверен в этом и до сих пор.

Корр. Заур, публику всегда интересует личная жизнь кумира. Расскажите о ваших родителях. Пели они сами? Кем были отец и мать?

Заур Тутов. К сожалению, отца я потерял ещё в раннем детстве, а мать - в 1976 году… К музыке, и вообще, к искусству, они не имели никакого отношения. Как все обычные сельские жители, работали и надеялись, что я стану инженером или врачом. Но я избрал, по велению сердца, другую стезю… Хочу обратиться ко всем: любите и берегите родителей - они святые люди. Ведь только благодаря нашим родителям мы все живём на этом свете и пользуемся всеми дарами жизни!
 
Корр. Мы очень любим песню «Моя Мадина». А вы любите супругу Мадину. В каком-то из интервью вы рассказывали, что перед выступлением о ней думаете - всегда… Какой она человек? Чем приворожила вас, кроме красоты?

Заур Тутов. Для меня главной опорой во всем является моя семья. А своей супруге я благодарен за то, что она все двадцать пять лет совместной жизни была и остается главной хранительницей нашего домашнего очага. Мадина - эрудированный и образованный человек, но все эти годы отдала семье. У нас двое сыновей и дочь, которые чтят все те ценности, что являются главными для нас, их родителей.

Корр. Расскажите о начале пробуждения вашей души, о времени возникновения тяги к пению. Почему вы, вместо медицинского, как мечтали, сами пошли в музыкальное училище? Как родные отнеслись к этому?

Заур Тутов. Сколько себя помню, музыка всегда приводила в трепет мою душу. Я, по совету школьного учителя по пению, поступил в Нальчикское музыкальное училище. Но родные не одобрили мой выбор, считая, что для мужчины музыка - несерьезное занятие…

 Моим кумиром, как и для многих других, с тех пор, как я услышал его исполнение, стал Муслим Магомаев. Более того, в юности я сильно ему подражал… Конечно, со временем я сообразил, что это глупо и смешно… Поклонение ему осталось, но и начались поиски себя и стремление к тому, чтобы всегда оставаться самим собой.

Корр. Заур, 17 августа 2012 года Муслиму Магомаеву исполнилось бы всего 70 лет… Вы написали величественную песню–реквием - «Памяти Орфея», ему посвященную...
 
 Заур Тутов. Удивительным образом природа вложила в одного человека все необходимые данные, которые позволяют говорить о Муслиме Магомаеве - ВЕЛИКИЙ. Мне, мальчику-пятикласснику из маленького поселка Баксан, и присниться не могло, что, спустя годы, не только буду его хорошо знать, но с ним ещё и сложатся, можно сказать, дружеские отношения. При близком знакомстве он выигрывал еще больше… Я благодарен судьбе за то, что в моей жизни он был…есть…

 Хороших, известных у нас в России и за рубежом певцов немало, но люди такого масштаба, как Муслим Магомаев, рождаются крайне редко. О нем много сказано хорошего, но лучше и точнее всех сказал о себе он сам - своим ярчайшим и неповторимым талантом. Его огромный репертуар, высочайший исполнительский уровень сближали сердца сотен тысяч людей разных национальностей. В этом смысле он сделал больше, чем многие политики, вместе взятые.

Корр. Заур, только на примере двух человек - Полада Бюль-Бюль-оглы – бывшего в свое время министром культуры Азербайджана, и вас, - можно сказать, что талантливый исполнитель может быть и талантливым чиновником… Вы были председателем Московского Общества черкесской культуры. После, в  течение трех лет, возглавляли Министерство культуры и информационных коммуникаций Кабардино-Балкарской республики. В настоящее время заведуете кафедрой Московского государственного университета культуры. Занимаетесь и преподавательской деятельностью. Но, каждый раз, соглашаясь принимать эти предложения, вы обязательно оговаривали и артистическую деятельность… Где берете силу выглядеть, как восемнадцатилетний юноша, когда приходится жить и работать в таком темпе?

Заур Тутов. Да… но - на какой бы я должности ни работал, в моей жизни главной была и остается музыка: она меня никогда не предавала. И только с ней, и в ней,  душе моей комфортно…  А на этих должностях  я, конечно, тоже работал  по совести, но - хотел посвящать себя только любимому делу…  Относительно хорошей физической и профессиональной формы: умерен в еде, много двигаюсь, стараюсь ежедневно заниматься гимнастикой. К счастью, природа одарила меня крепким певческим аппаратом: я регулярно занимаюсь вокалом, записями, концертирую, преподаю, словом, весь в творчестве, и скучать никак не приходится…

Корр. Заур, вы находитесь в полном расцвете своей творческой деятельности. Как уже отмечено, занимаетесь преподавательской и концертной деятельностью. Начали писать  изумительные по красоте  песни. Ваша «Русская песня» - очень лиричная, напевная, красивая… Как думаете, сохранятся ли эти традиции соизмерения красоты музыки  и гармонии стиха и далее? Я задаю этот вопрос потому, что знаю, как вы серьезно относитесь к поколениям, которые будут представлять российское искусство в будущем. Недавно в Брянске, на симпозиуме, вы сделали очень серьезный доклад. Какие проблемы вы в нем поднимали?

Заур Тутов. Культура - очень ёмкое слово, которое вбирает в себя  всё - начиная от поведения человека в быту до создания крупных профессиональных произведений в музыке, литературе, архитектуре, и так далее…  Вообще, вся наша жизнь - это культура. В своем докладе на шестом международном симпозиуме в городе Брянске я говорил о том, что не может не волновать всех передовых людей: о схожих проблемах во всех субъектах нашей страны в области культуры. В целом, тональность всех выступающих была одинаковой: культура отечественная, как и мировая, нуждается в поддержке; настала пора объединения усилий государства и общества для оздоровления нравственной, духовной, просветительской деятельности. Этого настоятельно  требует необходимость сохранения культуры и национальных ценностей русского и других народов России…

Уверен, подобные форумы полезны и необходимы.  А насчет традиций соизмерения красоты музыки  и гармонии стиха - все творческие люди, рано или поздно, начинают  искать эту гармонию и – находят её...

 Корр. Заур, демократия, свобода слова, плюрализм мнений – это, конечно, хорошо. Но на поверхность они выносят и разные издержки. К слову, в обществе сейчас муссируются националистические лозунги. Необходимость признания геноцида черкесского народа, учиненного царизмом в XIX веке, требует и адыгское сообщество. Видите ли вы какие-то пути решения этого вопроса?

Заур Тутов. Если оглянуться назад, в прошлое, и проследить за ходом истории, можно увидеть, что нет народа, который не пострадал бы, так или иначе, на своем долгом пути. Но судьба адыгов-черкесов выделяется особой трагичностью… Признание геноцида адыгов-черкесов - вопрос политический, непростой. На мой взгляд, к решению этой проблемы должны подключаться профессионалы-политики, историки центра и субъектов, где компактно проживают адыги. Полагаю, объективное его решение  только поднимет авторитет нашей страны на международной арене.

Корр. Заур, десять лет назад вы пострадали от целой толпы националистов, и только чудо помогло вам не потерять голос, а нам – не утратить любимого певца. Я читала ваше интервью сразу после случившегося. На вопрос журналиста, могли бы вы простить тех молодчиков, вы ответили, что хотели бы.

  Заур Тутов. Мне больно и тревожно за всё то, что происходит в нашей стране в сфере межнациональных отношений. Случай со мной - один из многих... После развала СССР, пока истеблишмент нашего общества был занят собой, выросло два поколения молодых людей, предоставленных себе - их родители были заняты физическим выживанием. Теперь, получается - общество пожинает плоды… Я считаю, что сама по себе молодежь народов нашей страны не виновата: за последние двадцать  с лишним лет государство упустило важнейшую идеологическую часть жизни. На мой взгляд, если государство, общество, при поддержке средств массовой информации, интернет-сообществ, активно работающих в каждом субъекте Российской Федерации, создаст  противовес экстремистам всех мастей и  их сайтам, положение можно было бы исправить к лучшему. Но подобная деятельность должна быть перманентной в течение не менее десяти-пятнадцати лет - с продолжением такой работы и далее.

Как мы видим и слышим, в эфире и на сценах страны доминирует шоу-индустрия. У нее одна задача – развлекать. В ход идет эпатаж, экстравагантность, и так далее,  там, где отсутствует талант... Хотя необходимо отметить, что в последнее время делаются попытки найти талантливых молодых исполнителей… Конечно же, они есть, но теряются в этой огромной какофонии, охватившей нашу страну…
 Пользуясь случаем, хочу поздравить всех жителей близкой моему сердцу Адыгеи, других  наших братских республик, с наступающим Новым Годом! Здоровья, новых удач, взаимоуважения, созидания!
Корр. Спасибо,Заур! И вам - творческих удач и счастливых встреч!