Фисташки со сливками версия 2

Теплова Елена
Сценарий.

 

 Действующие лица

 

Вера, Вера Николаевна, женщина 45 лет

Она же в возрасте 20 лет

Маша, молодая девушка, соседка по больничной  палате

Мама Веры, Ангелина Владимировна, 85 лет( точнее ее голос)

Она же в возрасте 60 лет.

Инесса Ивановна, «Инесиванна», подруга мамы.

Костик,  молодой человек.

Эпизод 1. Наши дни.  Больничная палата в корпусе 50-х годов,  большие окна, высоченные потолки с незатейливой лепниной по углам, беленые стены, выкрашенные бледно-зеленой краской ровно до половины. За окном куст цветущей  сирени.  Вера Николаевна сидит  на кровати. Напротив еще одна кровать, на ней полулежа Маша.

 Вера .   Вот не думала, что окажусь на больничной койке. У нас в библиотеке в мае месячник по культуре – я  лекции читаю по истории искусства, литературные чтения к 9 мая для ветеранов провожу. Ну как мне  с больным горлом на работу?.  Вызвала врача на дом, думаю. отлежусь пару дней. А он посмотрел  и говорит : «Немедленно в стационар!» и  начал писать направление. Я ему говорю: «Доктор, я могу весь курс лечения дома пройти…»

 « Нет, не можете!» –поставил пометку «cito!» на направлении, подхватил свой чемоданчик и к выходу. У двери задержался, повернулся и  говорит:

«Вызовите скорую, если некому вас сопроводить до больницы».

Маша. И меня на скорой привезли. В поликлинике на прием не попадешь, вызвала на дом – а они меня в стационар.

 Вера. Да, давненько я в больнице не бывала… Я, Машенька, все болезни и  испытания,  отпущенные нормальному человеку на целую жизнь,  в своем детстве «золотом» пережила – так что теперь даже скучно жить.

Маша. Часто болели?

 Вера. Не то слово – из больниц не вылезала. Всеми детскими болезнями переболела – мою карточку  справочником по педиатрии называли. Даже какая-то редкая болезнь однажды привязалась. Я тогда  целую четверть пролежала. Кстати, вот точно в такой же палате – зелененькой. Не знаете, как оттенок этот называется?

Маша. Салатовый, наверно. А зачем Вам это?

Вера Нет,  это точно не салатовый.  Я тогда  три месяца смотрела на эти стены  – тоска зеленая. А потом загадала, вот придумаю, как называется этот зеленый цвет, и тоска закончится. И будет у меня радость в жизни.   Мне тогда мама тоже  сказала, что стены салатовые.  Я  не решилась возразить: маме нельзя возражать, потому что…потому что просто  нельзя. Мама не всегда была права, зато всегда уверена в своей правоте. А вот мне как раз уверенности всегда и не хватало. А я  точно знала, как выглядит салатовый оттенок зеленого цвета. Учительница рисования Юлия Александровна, старая дева, помешанная на живописи и школе, приносила нам  на уроки большие яркие таблицы со всеми оттенками цветов…

Маша.  А почему маме нельзя возразить?!

Вера. Мама родила меня  почти в сорок –  раньше некогда было, работа слишком ответственная, она с молодости директором школы работала. Я училась   в маминой школе,  мама хорошо подготовила меня к правильному поведению в школьном обществе. Я  урок усвоила и  ни разу не назвала ее «мамой» в школе,  только  по имени отчеству – «Ангелина Владимировна» -  и только «Вы». Так и не научилась маме говорить «ты»…Она уже старенькая у меня совсем…

 Раздается мелодия на телефоне -  «Mamma mia, here I go again. My my, how can I resist you?», звонит мама .

 - Доброе утро, доченька, - как твое самочувствие?  -  снисходительно-начальствующим тоном в голосе, все слова  произносит четко и внятно.
- Доброе утро, мамочка! У меня все хорошо…Вы как? Как себя чувствуете?

- Ну как тебе сказать: чувствую, что у меня не все дома! Тебя же нет!
- Не все дома…Писательница моя!, -  Вера  с улыбкой говорит Маше, отводя телефон в сторону – она у меня всю жизнь дневники пишет, у нее прям романы получаются. Вот и эту фразу, наверняка уже вписала в «вечность».
- Мам, а Вы помните, как я болела  этой…ну,  болезнью Шелляйн-Геноха?
- Еще бы мне не помнить! Ох и намучилась я тогда с тобой. Каждый день после работы в больницу, а больница на другом конце города...Да еще приготовить тебе надо было что-то, а ты капризничаешь, не ешь ничего. Я измучилась придумывать, чем тебя покормить. И так три месяца. Да ты всегда терзала меня своими болезнями, как  вспомню, сколько я пережила! А когда ты из-за этого своего попала в больницу… вообще думала, с ума сойду…

Вера Николаевна меняется в лице , будто  ей грубо надавили на рану и резкая боль  вцепилась в нее.

-Мам, у меня процедуры, я потом Вам перезвоню, хорошо?! – Вера отключает телефон.

Маша. Что-то случилось?

Вера. Случилось…да…давно...в мае.

 Эпизод 2. 80-е годы..  Маленький городок. В кадре большой дом с цветущим  садом. Вере 20 лет.  Звонок. Вера выходит во двор,  открывает   калитку,  видит  невысокого худенького парнишку в синем рабочем комбинезоне и со старой, потрескавшейся от времени, женской сумкой  через  плечо. Это Костик.

- Добрый день. Мы кабель на вашей улице меняем. Вот. .. Инструменты,- робко поясняет он, поймав  обращенный к  сумке взгляд девушки.
« Да нет мне никакого дела до Вашей сумки» -думает Вера, а вслух произносит:
- Проходите, пожалуйста.
Обычно безразличный ко всему пес Босик неожиданно поднимается из своего укрытия в тени дерева и ленивой походкой плетется к хозяйке. Костик испуганно бормочет:
- А Вы не могли бы подержать свою собачку, а то я, знаете ли, не очень их…то есть, они меня не очень…,- запутавшись, он так и не договаривает, лишь застывает, удивленный и испуганный одновременно.
« Еще и собак боится…Да, слабоват нынче сильный пол», - мысленно усмехается Вера.
- Да не тронет он Вас, он никого не трогает, - и уже Босику,- чего вылупился, иди на место, дурачок  такой!
По просьбе мастера  она показывает, куда проходить, где взять лестницу, а сама заходит в дом. И уже через окно маминой комнаты, где и находится у них телефон, наблюдает за молоденьким мастером. Он довольно ловко разматывает провод, крепит его под крышей, присоединяет к чему-то, потом достает  массивную телефонную трубку с диском прям посередке и начинает набирать номер.
- Тр-р-днс, тр-р-днс,- смачно скрипит диск, возвращаясь в исходное положение, а Костик снова и снова заставляет его вращаться.
- Ну что, Петровна, проверь двадцать девятый, все готово! – и вдруг, неожиданно для себя самого, озорно подмигивает стоящей у открытого окна Верочке, смущается, разглядев ее ясные глаза, и начинает  поспешно спускаться по лестнице. Верочке вдруг становится  необычайно весело – и от неожиданного подмигивания этого смешного мальчика, и от  его смущения, и от поспешного бегства. Она смеется легко и звонко и кричит своему незадачливому кавалеру:
- Спасибо, мастер! А хотите, я Вас чаем угощу?!
           Костик и Вера  сидят на солнечной веранде, пьют чай и разговаривают о чем-то. Большие белые чашки с золотыми полосками по краям раскидывают веселых солнечных зайчиков, те задорно прыгают по стенам и потолку и смешат Веру. Ей необъяснимо хорошо: спокойно, радостно и как-то очень уютно.

Пчелка, привлеченная сладким запахом, кружит над столом. Вера умиленно смотрит на ее отчаянные попытки выбрать между вареньем и медом.( весь  эпизод без слов под музыку)
- Труженица,- ласково говорит  Костик, глядя на пчелку.

 

Эпизод 3.

  Мама Веры  и Инесиванна за столом в саду,  на столе кофейные чашки, сахарница, молочник, вазочка с конфетами.. Подруги пьют кофе и ведут беседу.

  Инессиванна. Ну как молодые? Как этот ваш  Костик ?

Ангелина Владимировна. Ты же знаешь,  я совсем не таким представляла спутника жизни для своей дочери. Маленький, худенький…Разве такой мужчина   нужен моей Верочке? Мужчина должен быть высокий, статный, сильный…Чтоб за ним как за каменной стеной. А этот…

Инессиванна. Да уж…Да как-то  быстро он ее окрутил. Месяца не встречались – и на тебе, поженились. В ЗАГС-то собираются идти или так и будут жить?

Ангелина Владимировна. Да может, поймет она, что не такого мужа выбирать надо. ПТУ закончил.  Да как в наше время без высшего образования?! И потом, что это за профессия – телефонист?! О, вон он, легок на помине.

Появляется Костик в сопровождении пса.  Улыбаясь, идет к столу.

Костик. Здравствуйте, Инесса Ивановна, Вы как всегда неотразимы – шутливо целует ей руку. – Мама, Вам бы не надо кофе пить, давление может подняться. А мы вот с Босиком  решили размяться – пойдем на площадке мяч погоняем, - прихватывает из вазочки несколько конфет и  засовывает их в карман. Одну разворачивает и дает псу. «Трудяга наш, охранничек! Заслужил» - ласково треплет пса за мощную шею.

Пес преданно смотрит Костику  в глаза,  радостно машет хвостом и бежит за своим новым хозяином.

Ангелина Владимровна. Нет, Инесиванна, ты только посмотри на это. Собаку шоколадными конфетами кормить!  Я себе такого никогда не позволяю, а этот…Знаешь, для кого конфет нахапал? Мальчишек угощать будет – он с ними  в футбол гоняет. Тренирует он их…Нет, ну скажи, ну что она в нем нашла?! И Босик за ним таскается  - нашел друга!

Инессиванна.  ( задумчиво)  Не знаю…Добрый он…

 

Эпизод 4. Снова наши дни, больничная палата.

 Маша. А дальше что?

Вера. Мы прожили почти год. Не поверите, Машенька, ни разу не поругались. Не из-за чего было ссориться. Он даже  о тещиной неприязни не догадывался. Всех любил,  со всеми готов был делиться  своим теплом… Костику, казалось, все было легко: общение с людьми и животными, хозяйственные дела, ремонт и строительство -  все умел, со всем справлялся.

Маша. Здорово! Я тоже хочу такого парня встретить. Да только сейчас таких нет.

Вера. Таких и тогда не много было…

Маша. Вы….расстались?

Вера.( самой себе) Ну почему я не захотела тогда понять его, почему не поверила? Да что там не поверила, я просто не выслушала его.

 

Эпизод 5. 80-е годы.

  Костя возвращается  с работы необычно возбужденный. С трудом  выдерживает   молчаливый ритуал чинного семейного ужина. Потом на кухне Вера моет тарелки, Костик вытирает их и ставит на полку. Заметно, что его переполняют чувства и мысли. Перекинув через плечо  вышитое  кухонное полотенце, Костик ставит последнюю тарелку, обнимает Веру со спины, вдыхает аромат ее душистых волос.

Костя.  Верочка, у нас скоро будет свой дом.  Понимаешь, родная, у нас будет свой собственный дом, наш с тобой?!  Ты слышишь – наш.

  Вера  не  может понять смысла его слов .

Вера.  У нас есть дом, мамин, он большой и удобный для житья.

 Костик продолжает сбивчиво объяснять:

- Я сегодня менял кабель в военкомате, встретил Пашку,  ну помнишь, мы с ним вместе в армии служили. Он потом в военное пошел – вот, оказывается, теперь здесь, в военкомате у нас, представляешь?!
Вера. Ну и что  удивительного в том, что твой Пашка  оказался в военкомате в нашем городке  – всякое ведь  случается. Причем здесь дом? О чем ты?

Костик берет Верочкину руку и прикладывает к губам, целует внутреннюю сторону ладошки, самую  серединку, там, где  линия жизни, линия судьбы и линия  ума  образуют прямоугольный треугольник

Костя. Верочка,  у нас будет  свой дом, Мне предложили идти в  армию, служить, на 25 лет. Оказывается, моя военная профессия сейчас очень востребована. Меня возьмут  хоть завтра. Правда,  уехать придется далеко. Зато мне жилье дадут.

Вера. А как же мама ?

Костя. Маму  мы заберем к себе, обязательно.  Как только устроимся, так и мама к нам переедет!

Вера.  Что ты выдумал. Никуда я не поеду. Не могу я маму оставить, понимаешь. Не мо-гу! 

Будто испугавшись своего крика,  вдруг начинает плакать, утыкается в плечо Костику и стоит, словно боясь оторваться от него.

 

 Эпизод 6

  Наши дни. Больничная палата.

 Маша. Он уехал?

Вера. Да, Машенька, Костик уехал. Больше я его не видела.  Каждый день ждала почту, но писем не было.  А потом я поняла, что беременна...

Маша. И что?

Вера. Мама сказала, что он меня бросил, что незачем плодить безотцовщину, что я еще молода и …в общем…неудачный аборт, меня еле спасли. Но, как видите, жива-здорова.  Замуж,правда, не вышла…детей не родила…Хотела ребенка усыновить, мама не дала…

Маша. Вера Николаевна, Вы ведь не все мне рассказали, да?

Вера. Ой, Машенька, да Вы психолог?!.................... не все да.Год назад я нашла в  книжном шкафу, внизу, за мамиными дневниками, стопку старых писем. Я думала мамины, оказалось , что это письма от Костика… Он писал мне  чуть ли не каждый день в течение полугода!  Мама просто попросила на почте перевести  корреспонденцию на школу, я не получила ни одного письма. Почему она их не выбросила? Складывала, перевязывала аккуратненько....

Маша. И Вы не попытались его найти?

Вера. Пыталась... Родных у него нет...ну, то есть, в России нет. Они уехали еще до нашей с ним встречи.  Нашла его Пашку, друга армейского...

Маша. И что?

Вера. Костика отправили на ликвидацию аварии в Чернобыль…Точнее, он сам напросился. Он всегда думал о других. …Костик погиб…

Наступает достаточно длительная пауза. Вера подходит к окну. Маша обхватывает колени руками , сидит не шевелясь.

Вера. ( не поворачиваясь от окна) А знаете, Машенька, какого цвета эти стены? Я теперь поняла...  Если взять фисташки, растереть их в порошок, добавить немного сахарной пудры и сливок, то получится как раз такой цвет. Да-да, это цвет фисташек со сливками! Я это точно знаю!

 Звонит телефон. Вера, улыбаясь. отвечает: « Да. Здравствуйте. Да-да, именно сегодня ждала Вашего звонка. Хорошо. Я в больнице. Меня выпишут через несколько дней, Сразу приеду.  Да, все документы на усыновление готовы, да.  Спасибо. До свидания»

 Вера поворачивается к Маше. Маша вопросительно  смотрит на нее.

 Вера. Я хочу взять мальчика из  дома ребенка. Мой вопрос, наконец, решился положительно. Я знала…

Снова звонит телефон.  «Mamma mia, here I go again. My my, how can I resist you?»

Вера. Да, мамочка.

Мама: Вера, а почему ты вспомнила про свою эту болезнь? Что ты хотела сказать-то мне?

Вера. Ничего, мамочка, ничего.  Все хорошо. Просто, я ТЕБЯ люблю. Слышишь  - Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ! У нас все будет хорошо!

Отключает телефон. Обращается к Маше.

 Вера.  Машенька, почему  же Вы  молчите?

 Маша. Фисташки... со сливками?

Вера. Да, Машенька, да!  Его зовут Константин! Костик! Мой  Костик.

 

 

2010 г.