Проживание греха

Екатерина Кантая
Я думаю, что понятие «грех», традиционно рассматриваемое в религиозном контексте, есть смысл рассмотреть шире, в общекультурном плане. Под грехом могут пониматься различные явления:
состояние человека («впал в грех»),
характеристика человека (алчный, завистливый, лживый…),
действие («грехопадение», нарушение запрета).
Последний подход кажется мне более интересным  так как позволяет проследить протекание греха через последовательную смену этапов, характеризующихся личностными задачами, с которыми сталкивается человек, выявить причины и следствия действий, их внутреннюю природу.
Грех я понимаю в общекультурном контексте как процесс нарушения  установленного запрета и последующие изменения, происходящие в человеке. Остановлюсь подробнее на этапах процесса проживания греха.
Этап 1. Формирование внутренней системы запретов
Существует три основных источника запретов: это общество (другие люди), бог и сам человек. При этом появление запретов в жизни человека происходит в указанной последовательности, но проявляется индивидуально в каждом конкретном случае, что зависит от стиля семейного воспитания, от религиозных традиций, от личностных особенностей конкретного человека.
В зависимости от истоков запрета можно выделись грехи по отношению к богу (например, сомнение в вере, нарушение поста, леность в молитве), грехи по отношению к ближним (такие как непочтение  к родителям, разжигание вражды, клевета ) и по отношению к самому себе (например, блуд, зависть, уныние).
Грех, как процесс духовной жизни и как поступок, предполагает наличие в сознании человека базы данных запретов, которая может включать в себя:
моральные, этическиме нормы,
требования закона,
религиозные запреты,
личные принципы.

Причем запреты эти должны быть приняты человеком формально (например, по факту гражданства в стране с соответствующим законодательством) или на основе личного выбора. Если человек не считает то или иное правило своим собственным, то и его нарушение не будет рассматриваться в качестве греха. Например, в соответствии с религиозными традициями накладываются совершенно различные пищевые запреты (у мусульман – запрет на потребление свинины, у индусов – говядины).
Таким образом, из совокупности внешних запретов личность формируется определенный перечень критериев греховности поведения, которые управляют жизнью конкретного человека.
Этап 2. Столкновение запрета и соблазна.
 Мать, которая пеленает ребенка, прячет под материю его ручки и ножки чтобы ограничить его активность и успокоить, проявляет  первое социальное насилие (ребенок испытывает естественную потребность в движении). Ребенок сопротивляется, реагируя громким плачем. Но насилие в данном – случае не запрет, так как не требует осознанного поведения от самого человека. Запрет на активность не осознается дитем, не отражен в его сознании и поэтому ребенок, чтобы он не сделал – безгрешен.
Это всепрощение исчезает как только дети начинают осознавать ограничения, выдвигаемые взрослыми.  И первый наиболее иллюстративный социальный запрет – нарушение чистоплотности, связан с приучением ребенка 2-3 лет к горшку.
З.Фрейд и Э.Эриксон описали личностный кризис этого возраста  на основе противоречия между возникающий между желанием ребенка удовлетворить свою потребность в привычной и удобной форме и новым для него желанием «быть хорошим мальчиком», «не сердить маму». Э.Эриксон назвал это конфликтом между автономностью с одной стороны и чувствами вины и стыда с другой.
Схожий мотив – потребность в любви, уважении, близости, стремление  быть принятым  людьми или богом, а иногда и самим собой – является основой большинства запретов, как социальных, так и религиозных.
Позитивным новообразованием личности, возникающим в итоге благополучного прохождения кризиса выступают сила воли, отзывчивость, в основе которых лежит способность человека купировать свои импульсы и желания, переносить приоритет своего поведения на интересы другого человека.
Итак,  любой грех фактически начинается со столкновения установленного правила (запрета) и соблазна. Что же такое соблазн?
Ошибочно было бы считать соблазн проявлением природной порочности человека, ведь критерии отнесения  желания лежащего в его основе к греховному, преступному сами по себе не являются объективными, а порождаются системой запретов, характерной для данной исторической эпохи, религии, жизненной ситуации. То, что совершенно неприемлемо для человека в соответствии с его принципами сегодня,  в иной ситуации окажется вполне оправданным. Например, отношение к убийству во время войны и в мирное или  отношение к проституции в различных культурах и  исторических эпохах.
Соблазн – это способ реализации актуальной осознанной  потребности, противоречащий установленным запретам.
Важно, что запрет и соблазн, противоположные по содержанию, одновременно оказываются в границах одной субъективной реальности вызывая внутренний конфликт, сомнение выбора, борьбу мотивов. В тех случаях, когда запрет существовал лишь на уровне внешнего правила, эмоциональное напряжение на этапе принятия решения минимально. 
Исходом борьбы мотивов является либо сохранение системы запретов и отказ от соблазна,  либо нарушение запрета и совершение соответствующего поступка – греха.
Этап 3. Греховное поведение.
Преступив черту, ранее незыблемую и значимую, человек вступает в новый этап внутреннего конфликта. С одной стороны он может испытать сиюминутное или более устойчивое удовольствие от достижения соблазна, причем его запретный характер может обострять получаемое наслаждение.
С другой стороны совершение греха деформирует систему внутренних запретов и связанный с ней образ самого себя, вызывая дискомфорт: чувство стыда, утрату самоуважения. В зависимости от нарушенного запрета человек может подвергаться и внешним отрицательным воздействиям:  осуждению  людей и отвержению с их стороны, преследованию со стороны закона, осуждению со стороны церкви. У верующего человека возникает переживание, связанное со страхом божественного наказания за содеянное.
Противоречивые чувства, проживаемые человеком на этом этапе течения греха, сопровождаются напряжением и терзаниями. Их исходом становится либо закрепление греховного поведения и упрощение системы запретов либо раскаяние с последующим отказом от дальнейшего нарушения установленных правил.
В первом случае ранее неприемлемое поведение становится внутренней  нормой для  данного человека, перестает быть грехом в его личной нравственно-духовной системе координат.
Интересно, что человек, допустивший нарушение одного запрета может компенсировать  внутренний моральный дискомфорт ужесточением других внутренних правил. Примером может служить понятие «воровская честь» и своеобразное благородство «воров в законе» воспетое не раз литературой и кинематографом.  Представители криминального мира, чьи руки испачканы кровью, грязными деньгами, могут искренне и очень сентиментально относится к детям, строго придерживаться церковных плавил (соблюдать посты, исправно посещать службы).
Человеку важно чувствовать себя «хорошим», и преступив черту он пытается вложить в это слово новое содержание, зачастую иллюзорное, давая себе шанс не утратить самоуважение.
В случае, если внутренняя борьба, сопровождаемая грехопадение, заканчивается контролем над искушениями наступает раскаяние.
Этап 4. Раскаяние
Акт раскаянья обладает мощным эмоциональным и волевым содержанием, максимально задействует духовный и нравственный ресурс человека. Он имеет сложную структуру и включает в себя:
Смирение – «взять себя в руки», установление контроля за своими потребностями, отказ от своих желаний для восстановления нарушенного правила, принципа;
Покаяние – «осознать и прочувствовать», негативная оценка своего поступка, осмысление последствий, страдание от самого факта случившегося;
Исправление  –  «жить по-другому», выработка и реализация новых моделей поведение, противоположных греховному. Новое «постгреховное» поведение может характеризоваться полным аскетизмом, вызванным внешним наказанием (посадили в тюрьму) или самоограничением (бывший алкоголик в рот не берет спиртное).
В некоторых случаях избыточное самоограничение само по себе может явиться испытанием, которое человек не выдерживает и скатывается обратно в нежелательное поведение с еще большим ударом по самооценке и утратой веры в себя. Например, человек упрекая в себя в обжорстве,  обрекает себя на строжайшую диету, но, не справившись с внутренними обязательствами, начинает еще более активно злоупотреблять едой, махнув на себя рукой.  Сильное чувство вины за неспособность измениться
Смирение, покаяние и исправление делают запреты, ранее может быть поверхностно осознанные, не затрагивающие систему личностных ценностей,  глубинными установками личности. Не случайно в Библии значительное внимание уделяется отношению Иисуса Христа к покаявшимся грешникам, ярким примером чего выступает история Марии Магдалины. Несмотря ее низкое происхождение и недостойное занятие «блудницы» она становится любимым учеником Христа и именно она, а не апостолы-мужчины, первой видит его воскрешение. Яркий образ кающейся блудницы Марии Магдалины, отраженный в легендах, живописных полотнах, художественных произведениях  пользуется популярностью среди верующих, вселяя надежду на прощение и любовь бога
Раскаяние – уникальное явление, позволяющее человеку на основе переживания собственного несовершенства приобрести новый духовный, эмоциональный и социальный опыт, пересмотреть отношения с людьми и с самим собой.
Здесь хочется вспомнить глубокий и противоречивый образ Инока Анатолия, созданный в фильме П.Лунгина «Остров». Вся жизнь этого человека – история страдания от содеянного греха, переосмысления жизни и творения новой внутренней реальности.  Пронзительная актерская игра П.Мамонова  позволяет достоверно ощутить напряжение духовного развития  личности, от  трусости и предательства до самопожертвования,  мудрости и прощения.
Полностью избежать соблазнов, сиюминутных или глобальных, не удается ни одной личности. Течение греха, прожитое как внутреннее испытание, кризис, является драматичным испытанием природы человека и часто выступает единственным способом обретения самого себя.