Женитьба

Владимир Штерн
Заметки к постановке «Женитьбы» Гоголя


Спектакль хочется поставить как комедию на первом плане и как драму – на втором.  Драма – в сложности выбора: жениться или не жениться.  Николай Васильевич Гоголь так и не женился, хотя, говорят, бывал влюблён.
В 1829 году Гоголь внезапно уезжает за границу. О причинах пишет матери: "... ради Бога, не спрашивайте ея имени. Она слишком высока, высока!... И послана на жизненном пути, дабы лишить меня покоя, расстроить шатко-созданный мир мой".  Некоторые исследователи считают эту романтическую историю вымыслом юного Николая.  Фантазия или нет – в данном контексте не важно; главное, что «лишить меня покоя» стало темой «Женитьбы», первый вариант которой  Гоголь датирует 1833 годом.

В 1839 году Николай Васильевич сватается к Анне Михайловне Вильегорской и получает отказ.  Он продолжает работать над «Женитьбой», первая постановка которой состоялась в 1842 году.

В середине 40-х Гоголь был в переписке с  Александрой Осиповной Смирновой-Россет. По этому поводу Аксаков пишет: "Гоголь, несмотря на свою духовную высоту и чистоту, на свой строго монашеский образ жизни, сам того не ведая, был несколько неравнодушен к Смирновой, блестящий ум которой и живость были тогда еще очаровательны" (Смирновой было около сорока).

Это, пожалуй, всё, что известно о личной жизни Гоголя.  Итак, он сватался и не женился, как Подколесин.  Из чего можно заключить, что «Женитьба» в некоторой степени сочинение автобиографическое.

Действие пьесы начинается с того, что Подколесин требует отчёта у Степана о пошивке фрака и сапог.  У Гоголяя была слабость к фракам и сапогам.  Вот выдержки из его письма к приятелю: «нельзя ли заказать ... портному самому лушему фрак для меня? ... Напиши, какие модные материи у вас на жилеты, на панталоны». 

Характеризуя свои персонажи, Гоголь непременно описывает их сапоги.  Так что некоторое соотнесение героя и автора будет кстати в  юбилейной (к 200-летию со дня рождения Гоголя) постановке.   

Возвышение героя над уровнем рядового обывателя было подмечено ещё современником Гоголя А. Григорьевым – «Ты не Гамлет, ты Подколесин».  И в постановке Эфроса в Театре на Малой Бронной, Подколесин пусть полупародийный, но «русский Гамлет», решающий вопрос не «быть или не быть?», а «жениться или не жениться?».

Подколесину лет 35, он надворный советник (армейский эквивалент – полковник).  И остальные женихи – соперники Подколесина –  немолоды.  То-есть, женитьба для них это кардинальное изменение сложившегося холостяцого уклада, «лишение покоя».  Серьёзное потрясение, которое они с удовольствием избежали бы, когда не ощущение неполноценности своего одинокого существования.  Человек должен оставить след, потомство. Именно это противоречие раздирает каждого из женихов. 

С одной стороны оно заставляет их добиваться Агафьи Тихоновны, но с другой сковывает, делает недостаточно решительными.  Поэтому всех постигает неудача.   Другие проигрывают в конкурентной борьбе, а победитель – Подколесин – неожиданно¬ для самого себя бежит из под венца, выпрыгнув в окно. 

Действие начинается с того, что Иван Куэьмич лежит на диване.  Диван – место его отдохновения и размышления.  Кто знает, может диван Подколесина – родственник будущему ложу Обломова.  Да и Лев Ландау, говорят, обдумывал свой курс теоретической физики, лёжа на диване.

Подколесин – мыслитель, а его приятель Кочкарёв – деятель. В «Женитьбе» Кочкарёв является главной пружиной действия.  Почему-то ему вздумалось во что бы то ни стало женить Подколесина. Он и сам недоумевает зачем.  Такая уж, видно, у него от природы деятельная натура.  Просится на ум аналогия: Подколесин-Кочкарёв и Обломов-Штольц.

Подколесин колеблется, боясь лишиться холостяцкого покоя, а Кочкарёв, погоняя судьбу, действует методом проб и ошибок: сам неудачно женился, так хочет посмотреть, как это будет у приятеля.  Он спешит, потому что знает, что Подколесин ненадёжен, может затянуть дело, а то и вовсе передумать. И, действительно, Подколесин ускользает, сводя на нет всю кипучую активность Кочкарёва.  Кочкарёв – как бы зеркальное отражение Подколесина, его двойник, как позитив и негатив в фотографии.

Степан олицетворяет «простой» народ, который у Гоголя с ленивым любопытством наблюдает барские затеи. Вспомним Осипа, слугу Хлестакова в «Ревизоре», двух мужиков, обсуждающих бричку Чичикова в «Мёртвых душах».  Степан – персонаж того же типа. 

Он прекрасно понимает, что барину «хочется и  колется» жениться, и с полным сознанием ситуации отвечает на вопросы Подколесина по поводу сюртука и сапог.  Он, как бы даже, подыгрывает барину в его холостяцких терзаниях.

Сваха, Фёкла Ивановна, представляет в пьесе здравый смысл (в его упрощённой бытовой форме).  Ей с первой сцены, а по сути ещё раньше, ясно, что Подколесин с его терзаниями – жених ненадёжный.  А когда дело сватовства перехватил Кочкарёв, отговаривает Агафью Тихоновну от такого жениха.  Фёкла, хотя и не предвидела, что жених выпрыгнет в окно, но чутьё подсказывало: сватовство Подколесина добром не кончится.

Фёкла Ивановна – средоточие комического начала, в противоположность женихам и Агафье, которые, несомненно, несут и драматический заряд из-за неудачи чаемой жизненной перемены.

Агафья Тихоновна, купеческая дочь, хочет повысить свой социальный статус, выйдя замуж за дворянина.  Покойный батюшка, Тихон Пантелеймонович, был категорически против, вот дочь и несколько засиделась в девках.  Но теперь Агафья сама себе хозяйка, тётка ей  не указ.  Поэтому выбирает не какого ни есть, а «хорошего дворянина».  Образ Агафьи надо приподнять над бытовым уровнем.  Она хочет не просто хорошего мужа, а лучшей, более «высокой» жизни. 

Но обязательно должна быть выделена любовная интрига.  Агафья Тихоновна и Иван Кузьмич влюбились с первого взгляда, их диалог наедине (явление 14 второго действия) – обьяснение в любви.  Под каждой репликой должен быть подтекст «вы меня очаровали» или «я от вас без ума».  Здесь ни в коем случае нельзя играть текст, надо вскрыть прикрываемые им чувства. 

Трое женихов-дворян (в отличие от терзаемого сомнениями Подколесина) безусловно хотят жениться.  Обстоятельный экзекутор Яишница интересуется, главным образом, приданным.  Отставной пехотный офицер, «субтильный» Анучкин, мечтает о жене, говорящей по-французки (сам не умеет).  Отставной моряк Жевакин в семнадцатый (!) раз сватается и всё неудачно.  Это траги-комические персонажи.

Из монолога Жевакина о своём фраке мы узнаем, когда происходит действие пьесы. «В восемьсот пятнадцатом вышел в отставку, только перелицевал: уж десять лет ношу...».  Следовательно, Подколесин выпрыгнул в окно в 1825 году! 

Какие ассоциации у нас вызывает этот год? Конечно, выступление декабристов.  Оно было связано со смертью Александра Первого, о ком Пушкин писал: «Правитель слабый и лукавый... над нами царствовал тогда».  Александр обещал дать России конституцию и отменить крепостное право, да так и не собрался – тоже «выпрыгнул в окно», как  Подколесин.

У меня нет и тени сомнения, что Гоголь не имел в виду этой аллюзии.  Но он же гений, у него могло это нечаянно получиться.  Намеченное, но так и не состоявшееся судьбоносное решение не раз встречается в истории России.  Не дал конституцию и Александр Второй.  Не выжила демократическая республика в 1917 году.  Вот какие ассоциации может вызвать Агафья Тихоновна, от которой убежал жених. 

Агафья Тихоновна хотела бы «губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича».  Тут невольно возникает параллель с тем, как в России пытаются совместить азиатскую деспотию и европейский порядок. Намекнуть на этот второй план можно при помощи декораций, которые могут включать такие элементы, как шлагбаум, фото Сенатской площади, двуглавый орёл.

На первом плане постановка должна быть очень смешная, в пьесе для этого всё есть.  Как всегда, комизм – в несоответствии целей и средств, в череде ошибок и путаницы.   Это всегда смешит публику, хотя по сути грустно. 

Февраль 2009 г.