Директор - Косникову М. И посвящается

Сергей Лепешкин Шара-Бара
(на фото - директор в молодости)

       Бухарская школа имени Ушинского всегда славилась своей изысканной дисциплиной
и прекрасной успеваемостью. Сказать, что это было заслугой педагогов и самих успевающих,
значит -  ничего не сказать...  Только директорствовал в ту пору строгий, но справедливый
- легендарный Михаил Иванович Косников.   В большей степени кому и обязана эта школа
своим честным именем среди подобных учреждений города, и не только.

       Впрочем, речь вовсе не о том…   Как я мог, тогдашний мальчишка,  истинно понять
достоинства этого уважаемого супер-педагога…  Но облик его  в детском восприятии  был
столь ужасающий, что сегодня вполне мог бы затмить разного рода  -  страшилки и ужастики…

       Итак, человек, получивший увечья в войну, он передвигался неспешно, опираясь
на старую массивную клюку весь ссутулившись как-то на бок.   И каждое  движение
отзывалось ему -   мучительным поскрипыванием  видавших виды  изношенных протезов. 
Не помню подробностей черт его осунувшегося болезненно-тёмного лица, но перед глазами  -
круглые очки с пузатыми устрашающе-чёрными линзами, за которыми, казалось, притаились
пустые глазницы…   А весь его облик напоминал истрёпанную ветрами,  но не сломленную
невзгодами  -  гордую хищную птицу.

         Наш восьмой класс располагался не в основном корпусе школы, и от этого мы
чувствовали себя несколько раскрепощённо…   А благоухающий букет южной весны,  в открытые
окна,  волновал ароматом  и без того разогретую   мартовским теплом  энергию подростков…

        Только что прозвенел долгожданный звонок на перемену,  и я метнулся к дверям,
отрезав выход в коридор.  Видавшая виды конструкция петляла ходуном от ломившихся
на свободу одноклассников, но мне как-то удавалось сдерживать оборону!   И вдобавок
безумно веселило,   почему-то...

       Вас когда-нибудь заковывали в наручники?!  Нет?  Так вот, я ощутил внезапно
на руке этот леденящий душу - звук  металла.   Повернул голову и остолбенел,   
передо мной стоял - Директор!   А то, что я принял за оковы, было его рукой  -  цепкой,
жёсткой, холодной (разве что - без когтей). Он молча развернул меня по оси и вывел
на улицу.  Своим  нудно поскрипывающим шагом  -  размеренно (так удав  заглатывает
добычу) протянул через весь школьный двор, под сочувствующие взгляды ребят  - в главный
корпус, в свой кабинет.  Эта дорога на "эшафот" показалась мне вечностью…   Так же
ужасающе тихо посадил он меня на стул в своей приёмной, и только затем освободил
обескровленную кисть.  Я недоумевал,  что меня ждёт  -  публичная "порка", исключение из школы,
или приглашение родителей…   
Следом ввели мальчишку из начальных классов за какой-то проступок.   И тот, завидев
ужасающе - бездонные линзы Михаила Ивановича, закатился глубокой истерикой,  моля о пощаде, -
которая незамедлительно была ему отпущена.  После чего, мотая  сырость на кулак,
счастливчик пулей умчался  на урок.   
Следом привели ещё кого-то  -  также продемонстрировали взгляд директора!  Затем ещё...   
В общем, после применения "тяжёлой артиллерии", кабинет его покидали  –  уже,
безупречного поведения ученики.  Прямо, гипноз!
И, главное, ни единого грубого слова…     А я всё сидел, как прикованный в ожидании своей  участи,
и по-прежнему не мог оценить  -  какое же наказание мне уготовано...

       Внезапно дверь  шумно  распахнулась!   На пороге "предбанника" невозмутимо стоял
Семенцов из параллельного класса  –  самоуверенный, высокий, красивый малый (прямо 
Трубадур из мультика «Бременские музыканты»)  в сопровождении Хлора, учителя по химии.
Он без тени смущения,  покачивая клешами брюк, ввалился в кабинет и нагло упёрся
в директора взглядом, типа:  «Ну что тут у вас ещё стряслось?  Чем могу-с служить!?»...
Михаил Иванович возмутился:

-  Итак, Семенцов, почему опять опоздал на урок?!

-  Да в столовке задержался.

-  И что, не наелся?!

-  Да не успел, не дали вот!  -  с ухмылкой покосился он на  Хлора.

Директор демонстративно кивнул на подоконник, где стояла приготовленная к обеду бутылка
с кефиром и сдобой на блюдце:

-  Ну что ж, бери - ешь это, коли голодный!

И,  к моему  безмерному - стыду за сверстника,  Семенцов подошёл к окну -  хладнокровно взболтал,
затем откупорил пол-литровую бутылку  и  залпом отправил содержимое в рот,  следом проводив
туда же несчастную булочку...   

Благополучно  закончив трапезу и размазав ладонью остатки кефира по губам, 
равнодушно бросил:

-  Всё,  могу идти!?...

         Директор уныло посмотрел вслед уходящему нахалу  и  зацепившись взглядом
за меня, устало махнул рукой в сторону выхода, так и не проронив в мой адрес   -   
н и    е д и н о г о    с л о в а ... 



P.S.
Косников Михаил Иванович участник ВОВ, был во французском Сопротивлении.
Во время боёв лишился глаза и ноги.
Владел немецким и французским языками.

"Хлор" - Файзуллин Равиль Сергеевич, 
на тот момент - учитель химии.
А в будущем  -  легендарный директор школы им. Фрунзе





.