4 из новой книги

Павел Краснощеков
4 из Новой книги

                ЭКСПЕДИЦИЯ В ТУЛУПНЫЙ ЛЕС
   Идея сходить в Тулупный лес, приходила ребятам и раньше, когда  мама Володи Захарова угощала всю ватагу ребят лесными ягодами: ежевикой, земляникой, солёными грибами. Лес темнел, зеленел и манил ребят к себе и в тоже время страшил их своими разными тайнами. Дело в том, что до войны в этом лесу убили маленькую девочку, старшую сестру Володи Захарова, кто убил, за что убил так и не нашли. Родители строго настрого запрещали туда ходить, рассказывали разные страшилки про лесных жителей, о ведьмах и всякой разной нечисти. Но теперь они пионеры и не верят во всю эту чертовщину, особенно ребята Слава и Женя Тюкины, Володя Захаров, Быков Володя.

   Когда были сданы переводные экзамены за четвёртый класс, в один из июньских жарких дней Володя Захаров наконец-то уговорил всю уличную команду сходить в лес и навестить работающих там своих родителей. Не откладывая в долгий ящик, не предупредив своих родителей, не взяв с собою продуктов, они двинулись по дороге, ведущей в Тулупный лес. Казалось, что лес был недалеко, он темнелся и высился заросшими лесом буграми в четырёх километрах от посёлка.

   Володя Захаров, который был признанным лидером в их компании, предложил назвать отряд экспедиционным, а целью отряда разведка джунглей и розыск жилища аборигенов, своих родителей.

   Вышли из Быково они утром всей своей компанией, взяли с собой даже маленькую Люсю Яньшину. Входя в лес мальчишки вырезали всем палки, всё какое – никакое оружие для защиты, а скорее всего для моральной поддержки. Шли по лесной дороге, осматривая по сторонам интересные деревья, кустарники,  вдоль лесного ручья, который перебегала дорога, нашли заросли колючей, но такой сладкой ежевики. Сколько времени ребята «паслись» на этих ягодах, ребята не знали, но руки и лица были у всех фиолетовые от ежевичного сладкого сока, когда они наконец-то выползли из зарослей, то рассмеялись друг над другом, такие чумазые были их мордашки, смеялись до тех пор, пока они не умылись в ручье.

   Командирский голос Володи звал их вперёд, но у другого ручья Надя Бугаёва нашла землянику, снова ребята разбрелись по поляне, собирая ягоды. Так, собирая ягоды себе в рот, отряд продвигался вперёд, всё глубже в лес. Высокие деревья чередовались с зарослями кустарника, то вдруг их глазам открывался скошенный луг, в середине которого стоял стог сена.

  Лесная дорога открывала всё новые и новые красоты Тулупного леса, то пересекала ручьи, то вдруг обходила маленькие озерца, даже ныряла в большое озеро. Они смело переходили вброд ручьи, решили перейти вслед за дорогой и это озеро. Замыкающей шла Маечка, дойдя уже почти до конца озера, ей вдруг наперерез по воде выплыла, извиваясь змея. Она гордо несла голову над водой, Майя в испуге остановилась, змея тоже остановилась напротив неё, так они долго смотрели друг на друга. Майя забыла про палку, которая была припасена для этого случая, забыла позвать ребят на помощь. Сколько прошло времени смотрения в глаза змеи, Майя не запомнила, змея вдруг развернулась и быстро скрылась в зарослях прибрежной травы, уступив дорогу маленькому человечку по имени Майя. Только тут вдруг она расслышала голоса ребят, громко звавших её с берега, вспомнила и про палку в руках.
А дорога все вела их и вела, они не заметили, как в лесу стало темнеть, и тут Карпова Валя напомнила:
- Ребята, пора домой, уже вечереет.
Все загалдели, что уже и есть хочется, и родители, наверное, беспокоятся за них. Так они в тот день и не нашли родителей Володи Захарова, не выполнив основную задачу экспедиционного отряда, ребята  пошли в обратный путь. Немного поплутав на лесных дорогах, они всё же благополучно вышли из леса. Красное, огромное солнце уже садилось за Волгой за горы, а им ещё идти и идти.
- Солнышко, подожди немножко, незаходи,- попросила его Люся.
- Так оно тебя и послушается, лучше пошли быстрее,прибавьте ходу, - заметил командир.

   К середине пути уже совсем стемнело, тут они услышали звуки приближающей телеги, то был лесник Владимир Михайлович Чесноков. Когда ребята расселись на телеге, лесник поинтересовался, что они делают ночью на дороге?  Чьи они, где живут.

  - Ладно, сейчас вас всех развезу по домам, ваши родители вас уже заждались. Ребята, а знаете ли вы, почему наш лес называется Тулупным? Он же не всегда был нашим, Быковским.
- Почему, дядь Володя, расскажите, - загалдели ребята.
- Ну, слушайте. Раньше ещё задолго до революции вся Волжская пойма принадлежала казакам станиц Караваинская и Антиповская, она тогда называлась Михайловской. Здесь они косили сено своим коням, скоту.
- А что тогда казаки делали на Волге, - перебил лесника Юра Кострюков.
- Юрка, не перебивай. – Поправил друга Володя Захаров.
- Казаки в то время охраняли от киргизских набегов солевозов, которые возили соль от степного солёного озера Эльтон до пристани села Соляного и Николаевки. Позже за участие в Пугачёвском бунте всех казаков выселили на Кавказ, а вот Волжская пойма так и осталась караваинским и  антиповским мужикам в пользование. С такой несправедливостью Быковчане согласиться не могли, частенько пускали «петуха» или производили потраву в сенокосных угодьях. А при очередном переделе землеустройства быковские мужики сделали подарок землемеру – тулуп. За этот тулуп весь лес у Быковых хуторов был отписан нам, и с того времени он называться стал Тулупным лесом.
- Не лыком были шиты наши предки, хитрые! – заметил Володя Захаров.
- Да-а, они уж постарались. А что это за огни двигаются по вашей улице? Наверное, вас родители ищут?
- Ну, сейчас мы получим «горячих», - жалостливо заметил Женя Тюкин. – Как остановится телега, спрыгиваем и разбегаемся по домам. Пока родители дойдут до дома, у них злость и перегорит, не столько нам достанется.

  - Кого это вы ищите, граждане, не этих ли моих попутчиков? – Спросил лесник, останавливая коня возле людей с зажжёнными лампами «летучая мышь» в одной руке и с холудинками в другой.  – Разбирайте своих путешественников, - указывая на уже опустевшую вдруг подводу.
                *          *         *

                КУКЛА ДАША
   Мама-Аня редко, но всё же привозила из своих поездок игрушки девочкам. Самыми запоминающими подарками были маленькие резиновые мячики для детских игр в «пристеночек», «вышибалу», а позже в «бегового мяча» - лапту. До этого мячики им делала из тряпочек тётя Настя, но они плохо отскакивали от стенки и земли, а магазинные мячики были верхом совершенства. Им все завидовали, поэтому первый мячик на третий день вдруг пропал. Искали его всей ватагой, пока мама-Аня не собрала всех ребят для наставления.
- Ребята, я привезла мячик не Майе с Люсей, а всей вашей компании, чтобы играли вы все вместе. Поэтому берегите его как свой мячик, вам же вместе играть. А то будете играть тряпичным мячиком.
   
    Случайно или нет, но мячик на другой день нашёлся.
    В другой раз мама из поездки привезла небольшую, но настоящую магазинную куклу. Люся сразу же почему-то назвала её Дашей. Целый вечер они игрались с куклой дома, на другой день они с ней вышли к девочкам. Попеременно играли с красивой куклой, она могла сидеть, размахивать руками, поворачивать свою кудрявую белокурую головку вправо, влево, даже назад. С ней играть было намного интересней, не то, что с тряпичными куклами, нарисованными химическим карандашом лицами, волосами и прочими деталями кукольной одежды. Ни сидеть, ни поворачивать ногами, руками и головой они не могли, просто истуканы, а не куклы. С ними стало играть совсем не интересно.
    
    Девочки не заметили, как подошло время обеда. Люся собрала своих кукол, а кукла Даша пропала. Начали все искать, искали всюду – нет Даши. Майя с Люсей в слёзы, так и пришли домой зарёванные, потерялась Даша, нет куклы.

    Только поздно вечером девочка, во дворе которой они игрались, принесла найденную куклу. Она куда-то завалилась. Как же радовались Люся и Майя возвращению домой любимой белокурой Дашеньки.
                *      *      *


Продолжение в 5