Босины коньки

Геннадий Кульчитский
      Когда зима окрепла и наступили настоящие холода, выпавший снег на тротуарах утоптали прохожие, и он превратился в крепкую корку. Вместе с Босей и Лёнькой Митя стал учиться кататься на коньках. После недолгих просьб мама купила ему «снегурки», коньки с загнутыми вверх концами и дала кусок бельевой веревки. Первый раз привязать конек на валенок ему самому не удалось, а Варвара от него отмахнулась, пришлось идти просить Готьку.
   Готька выкинул веревку, достал откуда-то из своих запасов сыромятные ремешки, привязал их узлом к коньку и ими прикрепил Мите к валенку первый в его жизни конек. Готька показал, как нужно кататься на одном коньке, отталкиваясь второй ногой в валенке.
Босе и Лёньке тоже купили коньки и теперь они все втроём учились кататься на одном коньке. Через несколько дней друзья уже уверенно катались на одном коньке по тротуарам, покрытым твердой корочкой снега и даже научились разворачиваться. Тогда, уже не боясь упасть назад и, вполне освоив технику отталкивания, они встали на оба конька. Коньки они тоже научились сами привязывать к валенкам.
Как и все мальчишки их возраста, они катались по дорогам и заснеженным тротуарам. Снегу было много и его не убирали, так что снег на дорогах и тротуарах постепенно становился твердым, почти как лед.
Однажды, когда они с Босей катались около барака, где жил Бося, уже на двух коньках, к ним подошли трое стройтрестовских мальчишек. Один, постарше сразу подошел к Мите, а двое других к Босе. Не говоря ни слова, мальчишка неожиданно толкнул Митю. Митя потерял равновесие и упал на спину, когда он поднялся, мальчишка ударил его по ногам, коньки поехали и Митя снова оказался на снегу.
- Снимай коньки, сопляк!- заорал мальчишка.
    Митя хотел лежа ударить его коньком  по ногам, но мальчишка отскочил. Митя, не вставая, елозя на боку по снегу, поворачиваясь коньками к пацану, дрыгал ногами стараясь ударить мальчишку по ногам коньками, а тот отпрыгивал и повторял: «Снимай, я тебе говорю, а то будет хуже!» Пока они так возились, двое других мальчишек повалили Босю в снег, один упал ему на ноги и туловище, а второй перочинным ножиком срезал ему коньки. Схватив коньки, мальчишки побежали. Митя вскочил и на коньках рванулся за ними. Мальчишки перепрыгнули ограду аллейки, пробежали по глубокому снегу в кювете и нырнули в ближайшую подворотню. Конечно, Митя  не смог их догнать на коньках по снегу, да и если бы он их догнал, что бы он с ними делал с троими, как бы он отобрал коньки? Но так он думал потом, когда уже возвращался к плачущему Босе.
  Он подошел к Босе, тот сидел на снегу и грязной рукавичкой размазывал по щекам слезы. Митя помог ему подняться:
 - Да не реви ты, я их знаю, это стройтрестовские, я этих пацанов видел во дворе стройтрестовских бараков.
- Ну и что, что видел, а как мы у них заберем коньки? На чем я теперь буду кататься? Мне другие не купят! -  причитал Бося.
- Пошли к Готьке.
Готьки дома не оказалось, но вечером Митя все рассказал Готьке, описал ему тех трех пацанов. На следующий день они с Готькой пошли разбираться со стройтрестовскими.
  Они зашли в один барак, поднялись на второй этаж, постучали в дверь и зашли в квартиру. В кухне было грязно и накурено, на полу валялись окурки, в углу возле мусорного ведра стояла пустая бутылка из-под водки и валялась пустая консервная банка. Такой запущенной квартиры Митя не видел ни в одном бараке.  Навстречу им с табуретки поднялся здоровый пацан, примерно такого же возраста, как и Готька и поздоровался с Готькой за руку.
«Ну, рассказывай, вот ему, как было дело» - велел Готька.
Митя все рассказал, описал пацанов, сказал, что видел их раньше во дворе стройтрестовских бараков, сказал, какие коньки они срезали. Пацан сказал:
- Меня кличут «Лёпа», завтра утром придешь сюда, если меня не будет, скажешь, что Лёпа обещал вернуть коньки и тебе отдадут коньки. Понял?
- Понял.
  Утром Митя пришел снова на квартиру к Лёпе, Лёпа был дома.  На кухне возле мусорного ведра вместо пустой бутылки валялись босины коньки со срезанными ремешками.
- Вон, забери  - сказал Лёпа и добавил:
- Да сам не разбирайся с пацанами и не задирайся, а то еще набьют морду. И вообще, живите мирно, мы ведь соседи. Бося, прыгал от радости, хватал Митю за руку и повторял:
- Ну, ты молоток, Митяй, все-таки вернул коньки!
- Да чо я? Это Готька, ему спасибо говори!
 
Когда к концу зимы они, уже катались на двух коньках почти свободно, их мечтой стало - покататься на коньках на настоящем катке. Когда к концу зимы они, все трое уже катались на двух коньках почти свободно, их мечтой стало  покататься на настоящем катке. Стадион «Динамо», на котором заливали лед, был расположен совсем недалеко от их домов, старшие ребятишки рассказывали, что днем на него можно пройти без билета и свободно покататься. Митя выпросил у Готьки трехгранный напильник, им они все трое наточили свои коньки и двинулись в путь. Затея удалась, они накатались вдоволь, правда, нападались, и к концу катания коньки затупились, но это были пустяки. Главное, они катались на стадионе «Динамо» на настоящем льду! Когда они шли обратно, Бося с благодарностью глянул на Митьку:
- Хорошо, что ты, Митяй, мне вернул коньки. А то не кататься бы мне по льду на стадионе «Динамо».