Бомарше

Константин Рыжов
Пьер-Огюстен Карон, сын зажиточного парижского часовщика, известный позже под фамилией Бомарше, появился на свет  в январе 1732 г. В 1738 г. мальчика поместили в Альфорский  коллеж. В 1745 г. он вернулся домой и стал осваивать ремесло часовщика. В 1753 г. двадцатилетний  Пьер-Огюстен  изобрел анкерный  спуск для часового механизма. Королевский часовщик Лепот  попробовал присвоить это изобретение, но в следующем году авторские права Карона были признаны Академией наук. Его имя сделалось широко известным – изобретателя принимает король, он изготавливает удивительные часы для его фаворитке г-жи де Помпадур (они были такие крохотные, что помещались в перстне на месте камня). Все придворные немедленно пожелали иметь подобные. Карон был буквально завален заказами, его то и дело вызывали во дворец. А поскольку он был остроумным человеком, великолепным рассказчиком и к тому же прекрасно играл на нескольких инструментах, то вскоре сумел подружиться с принцессами  и сделался в Версале своим человеком. Купив придворную должность, он изменил свою фамилию «Карон» на «де Бомарше». В 1761 г. он выхлопотал  должность  генерального бальи Луврского егермейстерства и патент королевского секретаря. Два года спустя ему пожаловали дворянство. Финансовые дела Бомарше так же складывались блестяще.  Он сблизился с банкиром Пари Дювернэ, стал его компаньоном и занялся коммерцией. В короткий срок ему удалось составить изрядное состояние.

Однако внезапная смерть в 1773 г. Пари Дювернэ, с которым остались неразрешенные денежные расчеты, едва не довела Бомарше до полного разорения. Лаблаш, муж внучатой племянницы банкира, унаследовавший все его огромное состояние, не признал долговых обязательств Дювернэ. Бомарше  начал против него судебную тяжбу, которая продолжалась несколько лет. Суд встал на сторону наследников  миллионера. Дело осложнилось тем, что судья Гезман обвинил Бомарше в попытке подкупа. Тогда Бомарше взялся за перо и один за другим выпустил четыре «Мемуара» против Гезмана, в которых отважно апеллировал к общественному мнению. Бомарше понял, что для победы ему недостаточно защищать только самого себя. Следовало представить свое дело, как частный случай царящего в стране произвола. Личная борьба  против конкретной несправедливости переросла в «Мемуарах» в выступление против всей прогнившей судебной системы. Публика поняла это и поддержала Бомарше своим сочувствием. Вся Европа с увлечением следила за тем, как Бомарше единоборствует с юридическим корпусом Парижа. Завоевав широкую поддержку французского общества, он добился пересмотра дела в свою пользу (окончательное решение суда было принято в 1778 г.).
 
Из этого беглого очерка видно, что литературное творчество никогда не было чуждо Бомарше, однако и не стояло для него на первом месте. Постоянно занятый множеством дел, он уделил ему лишь часть своего необыкновенного дарования. Однако этого оказалось достаточно, чтобы обеспечить ему одно из почетных мест в истории мировой литературы. Впервые Бомарше обратился к театру в 1767 г., в возрасте 35 лет. Мало кто ожидал, что из этого выйдет какой-то толк. Тем не менее, уже первая сентиментальная  пьеса Бомарше «Евгения» (1767) принесла автору некоторую известность. В 1772 г. Бомарше написал комическую оперу с куплетами -  первый вариант «Севильского цирюльника». Театр Итальянской  Комедии отверг ее. В феврале 1775 г. был готов новый вариант, поставленный в театре Мольера. На этот раз Бомарше ожидал блестящий успех. 

Сюжет «Севильского цирюльника» известен теперь всем. Юный и пылкий граф Альмавива мельком увидел в Мадриде прекрасную девушку Розану, которая находится в полной власти опекуна доктора Бартоло, и страстно влюбился в нее. Когда старик увез свою воспитанницу из столицы, граф последовал за ней в Севилью. Расхаживая под окнами возлюбленной, Альмавива сталкивается со своим бывшим камердинером, а теперь цирюльником Фигаро. Это не просто весельчак, неунываюший мастер хитрой интриги, но человек, наделенный огромными силами ума и характера. Взявшись помогать графу, он сталкивается с достойным противником. Ведь Бартоло - хитрый, подозрительный и проницательный психолог. Острый ум позволяет ему раскусить все ловкие уловки, направленные против него. Тем не менее Фигаро благополучно доводит дело до счастливого конца, то есть до свадьбы Альмавивы и Розаны.

«Севильский цирюльник» стал своего рода театральной сенсацией, хотя ни сюжет комедии, ни ее драматический конфликт не показались французскому зрителю новым. Старики, которых при помощи слуг ловко одурачивает молодежь, насмехающаяся над ними, - давние комические герои театра. Запутанная интрига, ошибки и узнавания, переодевания – все это тоже было известно со времен Плавта и Теренция. Новым же было то, что, используя традиционные приемы, Бомарше обратился к самой животрепещущей современности. В комедии нет буквально  ни одного слова, брошенного на ветер. Все весело и вместе с тем серьезно, остроумно и глубокомысленно. В непритязательной словесной пикировке то и дело затрагиваются  важные политические, философские или эстетические темы дня, рождаются неожиданные ассоциации. И все это подано в стремительном темпе так, что зритель даже на секунду не может оторвать взгляд от сцены.  Никто из прежних французских авторов, даже Мольер, не  был так непринужденно динамичен. Бомарше поистине вдохнул новую жизнь  в персонажей традиционной комедии классицизма. Он освободил ее от рационалистической строгости, прямолинейности и нетерпимости к второстепенным деталям. Под пером Бомарше комедия, пожалуй, стала  несколько беспорядочней, хаотичней, но вместе с тем феерически праздничной. Ее сценические персонажи превратились в живых людей и перестали быть только олицетворением идеи.

Через девять лет после «Севильского цирюльника», в апреле 1784 г., состоялась премьера его продолжения – комедии с названием «Женитьба Фигаро». Успех ее был просто ошеломляющим. Еще никогда и ни одну пьесу  не встречали такими воплями восторга.  Зал откликался буквально на каждую реплику, то и дело он взрывался аплодисментами, так что спектакль длился больше пяти часов. Еще до истечения года комедия была сыграна более ста раз! Общий сбор составил 350 тысяч ливров (40 тысяч из них получил автор; это был первый случай, когда театральная пьеса обогатила писателя). Вскоре о «Женитьбе Фигаро» заговорила вся Европа. Уже в 1785 г. в одной только в Германии появилось двенадцать ее переводов.

«БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО». События разворачиваются в замке  Агуас Фрескас графа Альмавивы неподалеку от Севильи, спустя три года после его свадьбы. Альмавива уже охладел  к своей жене  Розине и постоянно изменяет ей со своими хорошенькими вассалками. Фигаро теперь  графский домоправитель и без ума влюблен в камеристку графини Сюзанну. Первое действие  начинается утром того дня, когда должно состояться бракосочетание Фигаро и Сюзанны. И вот, уже в первом явлении Фигаро узнает, что его семейное счастье находиться под угрозой, поскольку Альмавива намерен воспользоваться своим старинным правом первой ночи. И сообщает ему об этом его собственная невеста! Сюзанна говорит: «Он имеет виды на твою жену, понимаешь?.. Граф дает мне приданое за то, чтобы я тайно провела с ним наедине четверть часика по старинному праву сеньора… Ты знаешь, что это за милое право!» Ее, похоже, забавляет сложившаяся ситуация, но Фигаро совсем не до смеху. Он, конечно, может перенести бракосочетание в другое место, но тогда плакали его денежки. Вскоре мы узнаем, что Фигаро грозит опасность и с другой стороны: почтенная ключница Марселина  хочет выйти за него замуж и всерьез намерена расстроить намеченную свадьбу (Фигаро когда-то взял у нее взаймы деньги, пообещав при этом на ней жениться). Между тем, пока граф, забыв о собственной жене, мечтает о близости с Сюзанной, в графиню влюбляется его первый паж, пылкий Керубино. Розина отвечает на его страстные ухаживания шутками. Однако она питает к этому юному проказнику нежную привязанность. Что бы отделаться от своего  соперника граф производит его в офицеры и приказывает немедленно отбыть к месту службы в Каталонию. Но плут, вопреки строгому приказу незаметно возвращается в замок.

Фигаро решает переодеть Керубино в женское платье и послать его на свидание вместо своей жены. В то время, когда паж находиться в комнате графини, внезапно является Альмавива и стучит в ее дверь. Разворачивается трагикомическая сцена: графиня смущена своим двусмысленным положением, и это еще больше усиливает ревнивые подозрения графа. Внезапный шум в туалетной комнате окончательно убеждает его в том, что жена его принимает любовника. Он требует ключ. Графиня отказывается. Альмавива намерен взломать дверь. Вместе с графиней он уходит из комнаты, чтобы вернуться с инструментами, и запирает покои жены на ключ. При этом он не замечает Сюзанны, которая пряталась в алькове. Она  выпускает Керубино (тот бежит через окно), а сама запирается в туалетной. Возвращается Альмавива. В гневе он готов высадить дверь, но является Сюзанна, и все происшествие превращается в шутку. Граф чувствует, что его одурачили и горит желанием отыграться на своем домоправителе. Очень кстати подворачивается  Марселина со своими претензиями на Фигаро. Граф объявляет, что ее жалобу должен рассмотреть суд.

Третье действие  открывается искрометным диалогом между Фигаро и Альмавивой. По существу, это настоящий поединок, в котором противники обмениваются своими репликами, словно ударами шпаги. Фигаро видит своего хозяина насквозь, но вынужден соблюдать внешнюю почтительность. Граф (который далеко не глуп!) подозревает, что Фигаро плетет против него интригу и пытается загнать его в угол. Но где ему тягаться с Фигаро! Впервые в истории французского театра перед зрителем предстает не просто плут-слуга (их немало было и прежде в комедиях того же Мольера), не маска, а живой человек со своими мыслями, чувствами и целями, которые он готов отстаивать, за которые готов бороться. Это само третье сословие бросает вызов дворянству и разбивает его по всем пунктам! По ходу дела разговор заходит о разнообразных предметах, в том числе и о политике  и Фигаро на каждый вопрос находит нужный ответ и ловко парирует каждый выпад графа. Далее Бомарше разворачивает перед зрителями блестящую пародию на современный ему французский суд. Немало претерпев от судейского сословия, он теперь постарался свести с ним счеты. Хотя сам повод разбирательства довольно ничтожен, участники разыгрываемого действа то и дело обмениваются репликами, в которых современники прекрасно различали едкие намеки на французскую систему правосудия. Чтоб усилить сатирическое звучание своей комедии  Бомарше вводит в действие двух новых, весьма колоритных персонажей: ограниченного и попросту глупого судью Бридуазона (исполненного при этом чрезвычайной важности) и нечистого на руку  секретаря Дубльмена. Но по ходу забавного разбирательства открывается неожиданное обстоятельство: Марселина мать Фигаро! Таким образом, опасность с этой стороны исчезает.

В начале короткого четвертого действия Сюзанна под диктовку Розины пишет любовную записку графу. Поскольку фокус с Керубино не удался, графиня решила сама пойти на свидание с Альмавивой, переодевшись в платье своей камеристки. Пятое действие разворачивается вечером, в парке, под каштанами, где располагаются несколько павильонов и беседок. Фигаро, заподозривший Сюзанну в неверности, в самом мрачном расположении духа расхаживает один впотьмах и разговаривает сам с собой. Его монолог продолжается почти пятнадцать минут! Неожиданная и совершенно нетипичная для комедии задержка действия. Но Бомарше не побоялся нарушить все каноны жанра: ему необходимо было высказаться до конца, и он это сделал. Комедия между тем продолжается. Появляется графиня в платье Сюзанны. Альмавива, введенный в заблужденье темнотой, пылко объясняется ей в любви. (Дело доходит до курьеза.   Он берет руку жены и восклицает: «Какая тонкая  и нежная кожа! Ах,  если бы у графини была такая же прелестная ручка!») Он вручает обещанные деньги и ведет свою спутницу в темную беседку. Фигаро, который также поддался обману, испытывает адовы муки. Но потом он встречает Сюзанну и комизм ситуации делается для него очевиден. «Ах, бедный граф! Сколько усилий… для того, чтобы обольстить свою же собственную жену!» Чтобы окончательно доконать Альмавиву, он заводит любовный разговор с Сюзанной, которая одета в платье графини. Граф в ярости хватает его за руку и зовет на помощь всех своих вассалов. При свете факелов раскрывается, что Фигаро на самом деле обнимал Сюзанну, а он - Розину. Альмавиве ничего не остается, как признать свое поражение. «Я хотел их перехитрить, - замечает он, - а они  проучили меня, как мальчишку!» Комедия завершается веселым водевилем.

Последнюю часть трилогии о Фигаро «Преступная мать» Бомарше поставил в июне 1792 г., уже в разгар революции. Премьера ее прошла незаметно. В отличие от двух первых пьес, это не комедия, а сентиментальная драма. Фигаро здесь не смеется, как прежде. Он удручен, его гнетут заботы. На его глазах рушится семейное счастье графа, а он теперь так ему предан. Куда делось политическое бунтарство, чувство сословной неприязни плебея к аристократу? Ничего этого здесь уже нет. Фигаро преобразился. И весь строй пьесы, ее внутреннее содержание, ее общий колорит совсем не те, что были в первых частях трилогии. Бомарше объяснял свое новое мироощущение старостью: «С возрастом расположение духа становится  все более мрачным, характер портится. Несмотря на все усилия, я уже не смеюсь».

Бомарше приветствовал революцию 1789 г., но после бурных событий августа 1792 г., отношение парижан  к прежнему любимцу делается все более враждебным. В 1793 г., когда Бомарше находился в Голландии, революционный Конвент объявил его эмигрантом, имущество  писателя  конфисковали. Обратно в Париж Бомарше вернулся только  в 1796 г.  Умер он в мае 1799 г.

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213