Вампилов и Гессе

Валерий Аллин
«Утиная охота» Александра Вампилова и «Игра в бисер» Германа Гессе заканчиваются одинаково: главный герой решает расстаться с жизнью. В этом бы не было ничего особенного, если бы не два обстоятельства: (1) оба героя находятся на довольно высоком уровне духовного развития, и (2) для самоубийства нет никакой видимой причины. Тем не менее, герой Вампилова инженер Виктор Зилов собирается застрелиться, а герой Гессе Мастер игры Йозеф Кнехт тонет в холодном горном озере. Критики нашли массу объяснений таким концовкам в обоих произведениях, но они меня никогда не устраивали. В самом деле, смешно считать основной причиной гибели Кнехта то, что Гессе любил топить своих главных героев, а герой Вампилова, если и безыдейный неудачник, то только с точки зрения социалистического реализма. Сейчас, мне кажется, я нашёл подходящее объяснение. Как ни странно, в обоих случаях оно имеет некоторое отношение к восточной философии.

Похоже, что оба автора были не понаслышке знакомы с буддизмом. Правда, если об увлечении Гессе известно из его книг («Паломничество в Страну Востока», «Сиддхартха»...), то об увлечении Вампилова мы можем только догадываться: отец Вампилова был бурятом, расстрелянным в 1938 г., и это должно было подтолкнуть Вампилова к более близкому знакомству с верой отца. Если это действительно так, то оба автора могли верить в духовное развитие человека в течение множества перерождений. Похоже, что оба автора попытались нарисовать в своих произведениях образ высокоразвитого человека: Вампилов - реального в социалистическом быту, а Гессе - идеального в идеальном окружении. В отличие от князя Мышкина Достоевского, это была не попытка изобразить Христа среди людей, а, скорее, попытка понять, до какого уровня может развиться человек в конкретной среде, и что его в результате ожидает. В этом смысле символичны имена главных героев: "кнехт" значит "слуга" - высший уровень духовного развития по Гессе (смотрите «Паломничество в Страну Востока»), Виктор - "победитель", а Зиловы - старинный остзейский род. При этом, фамилия происходит скорее всего от тюркского слова "зил" и означает «звонкий, прозрачный, чистый». Вампилов, возможно, намекает нам, что Зилов является результатом развития человека в процессе множества перерождений*.

Если высокая духовная развитость Мастера игры в бисер не вызывает сомнение, то Виктора Зилова литературные (и не только) критики в чём только ни обвиняли. Я не буду давать подробную характеристику Зилову, поскольку уже охарактеризовал его двойника, инженера Макарова, из «Полётов во сне и наяву». Скажу только, что очень символическим является начало пьесы: друзья в качестве розыгрыша дарят Зилову на день рождения похоронный венок, но, в отличие от своих друзей, Зилов-то как раз и жив, и доказательство тому - необъяснимая даже для современных критиков любовь к Зилову женщин - источника новой жизни. Жизнь тянется к Зилову, а Зилов смотрит в Небо - мечтает об утиной охоте. Зилов страдает в окружении духовно "мёртвых" товарищей, и его попытка самоубийства показывает всю глубину этого страдания. Решение Зилова умереть неожиданно, но в какой-то степени понятно. Фактическое самоубийство Кнехта в «Игре в бисер» - непредсказуемо. Оно ставит читателя в тупик. Это и есть вершина духовного развития человека? Для этого мы и живём?

Мне кажется, я нашёл объяснение смертям Зилова и Кнехта только тогда, когда прочитал о проявлениях уровней развития души человека в его поведении. Определение этих уровней у Зилова и Кнехта показывает, что оба героя стоят на грани следующего этапа развития души. Например, поведение человека с уровнем души, на который перешёл Зилов, описывается так: "Начальные стадии старой души характеризуются уходом в себя, внутренним поиском и ощущением своей чужеродности в обществе. В обществе, где доминируют юные души, у них наблюдается тенденция к самоуничижению, они знают, что не соответствуют "норме", и по этой причине считают себя неудачниками..." Это - практически описание Зилова перед смертью. Он явно столкнулся с этим чувством не при рождении, а в уже зрелом возрасте. На мой взгляд, оба произведения показывают ломку человека, перешедшего границу следующего для себя уровня при жизни. Герой Вампилова перешёл с уровня "зрелой души" на уровень "старой души", а Кнехт - с уровня "старой души" на уровень "трансцендентной души" (святого). Мастеру игры в бисер просто уже нечего было делать на Земле, души такого уровня на Землю приходят редко и очень ненадолго.

Поскольку, с моей точки зрения, основное развитие души происходит в потустороннем мире, такие прижизненные переходы на следующий уровень - крайне редкое явление. Это всё равно, как если очередная переоценка ценностей произойдёт у кого-нибудь именно во время игры на компьютере. Конечно, такой человек сразу потеряет интерес к игре, а его компьютерный герой "умрёт", но вероятность такого события крайне мала. Впрочем, нельзя не признать, что для литературного произведения это очень удачный ход. А в жизни... Кстати, автор "Утиной охоты" Александр Валентинович Вампилов утонул в холодном озере, как и главный герой Германа Гессе.

*Считается, что прототипом Виктора Зилова послужил барон Зилов, Анатолий Рудольфович.

(http://val000.livejournal.com/328206.html)